СТАТЬЯ Проект как метод и средство создания среды для самообразования учащихся в средней школе

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность в средней школе.

Проект как метод и средство создания среды для самообразования учащихся в средней школе.


Информатика является очень молодой наукой - её появление и становление относится ко второй половине 20 века. Истоки информатики тесно связаны с математикой и кибернетикой. Особую роль при этом сыграли математическая логика и кибернетика, которая создала теоретические предпосылки для создания ЭВМ.

Школьная информатика является ветвью информатики, занимающейся исследованием и разработкой программного, технического, учебно‐методического и организационного обеспечения применения компьютеров в учебном процессе, а также использованием в обучении современных информационно‐коммуникационных технологий.

Цели школьного курса информатики и ИКТ можно сгруппировать в три основные общие цели: образовательная, практическая и воспитательная.

Образовательная цель обучения информатике - дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть значение информационных процессов в формировании научной картины мира, роль информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества. Реализация образовательной цели в соответствии с законами дидактики способствует общему умственному развитию учащихся, развитию их мышления и творческих способностей.

Практическая цель - предполагает вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, вооружение их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для последующей трудовой деятельности. Учащихся следует не только знакомить с теоретическими основами информатики, но и обучать работе на компьютере и использованию средств современных информационных технологий; знакомить с профессиями, непосредственно связанными с ЭВМ.

Воспитательная цель реализуется мировоззренческим воздействием на ученика путем осознания им значения вычислительной техники и информационных технологий для развития цивилизации и общества. Важным является формирование представления об информации как одного из трех фундаментальных понятий науки: материи, энергии и информации. Использование в обучении современных информационных технологий формирует культуру умственного труда.

Изучение информатики требует от учащихся определенных умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логики и воображения. В курсе информатики ученику следует учиться четко и педантично реализовывать алгоритм своих действий, уметь абсолютно точно записывать его на бумаге и безошибочно вводить в компьютер.

При обучении информатике применяются, в основном, такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, имея, однако, свою специфику.

Методический приём - это составная часть метода обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения. Каждый метод обучения реализуется через сочетание определенных дидактических приёмов. Например:

  • показ (наглядного объекта в натуре, на плакате или экране компьютера, практического действия, умственного действия и т.п.);

  • постановка вопроса;

  • выдача задания;

  • инструктаж.

В структуре метода обучения выделяют целевую составляющую, деятельную составляющую и средства обучения. Методы обучения выполняют важные функции процесса обучения: мотивационную, организующую, обучающую, развивающую и воспитывающую. Эти функции взаимосвязаны и взаимно проникают друг в друга.

Сегодня очень быстро развиваются интерактивные технологии, которые быстро внедряются в нашу жизнь. Поэтому и в школе мы вводим технику создания проектов, который органически вписывается в современный деятельностный подход к обучению. Под методом проектов понимают такой способ осуществления учебной деятельности, при котором учащиеся приобретают знания, умения и навыки в ходе выбора, планирования и выполнения специальных практических заданий, называемых проектами. Метод проектов применяют обычно при обучении компьютерным технологиям, поэтому он может использоваться как для младших, так и для старших школьников. Как известно, метод проектов возник в Америке около ста лет назад, а в 1920 годы широко применялся в советской школе. Возрождение интереса к нему обусловлено тем, что внедрение информационных технологий обучения позволяет передать часть функций учителя средствам этих технологий, а сам он начинает выступать в качестве организатора взаимодействия учеников с этими средствами. Учитель всё более выступает как консультант, организатор проектной деятельности и её контроля.

Под учебным проектом понимается определенным образом организованная целенаправленная деятельность учащихся по выполнению практического задания‐проекта.

В практике работы школы находят место метапредметные проекты, которые выполняются под руководством учителя информатики и учителя-предметника. Такой подход позволяет эффективно осуществлять метапредметные связи, а готовые проекты использовать как наглядные пособия на уроках по соответствующим предметам.

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Новый стандарт основного общего образования ФГОС - это совокупность трех систем требований: 1) требования к результату образования; 2) требования к структуре основных образовательных программ; 3) требования к условиям реализации стандарта.

Образовательные результаты:

  • личностные - ценностно-смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности, социальной компетентности, мотивации

  • метапредметные - универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться; межпредметные понятия.

  • предметные - опыт получения, преобразования и применения предметных знаний;

Метод проектов полностью удовлетворяет данным требованиям нового стандарта ФГОС, что еще раз подтверждает его использования в своей практике.

Начиная с 5 класса, учащиеся самостоятельно отыскивают те или иные сведения из различных дополнительных источников информации, в том числе и Интернет. Формы исследовательской деятельности учащихся на уроке - это лабораторные опыты и работы, которые учащиеся выполняют на уроках самостоятельно или в группах. Особенно эффективна работа в группах, так как совместное творчество способствует формированию у обучающихся коммуникативных, информационных и общекультурных компетенций. Результатом исследовательской деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, могут стать различные виды работ: творческий проект, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа и др.

Если в разработке проекта выбрано создание презентации, то для этого обычно используют программу PowerPoint, которая достаточно проста для освоения.

В нашем учебном заведении проекты вводятся с 5 класса (конкурсные работы, проектная деятельность, домашние задания и т.п.). Как учитель информатики мне необходимо построить работу с учителями, учениками.

Работу с учениками можно разбить на следующие пункты:

  • Структура проекта

  • Структура презентации в Power Point.

  • Правила оформления презентации.

  • Информационная культура.

  • Создание портфолио проекта.

  • Составление доклада к презентации и репетиция речи.

  • Самостоятельная работа с информацией, Интернетом, справочниками и т.п.

Центральное место в принципиально обновленных квалификационных требованиях и квалификационных характеристиках учителей занимают профессиональные педагогические компетентности. В должностные обязанности учителя входит планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разработка рабочей программы по предмету, организация самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской.

ФГОСы ориентируют на инновационные технологии и, в частности, проектную и исследовательскую технологии, потому что они формируют самостоятельность мышления, заставляет мыслить творчески, нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы действий и мыслительных операций, добывая самостоятельно логическим путем новые знания. Педагогу для успешного сопровождения проектной и исследовательской деятельности школьников необходимо знать основы методики, принципы и сущность проектного и исследовательского обучения, быть носителем культуры научного исследования.

Работу с учителями можно на начальном этапе определить по следующим пунктам:

  • Техническая подготовка учителей в создании презентаций.

  • Согласование действий в подборе информации к проекту.

  • Создание методических разработок по темам и требованиям к выполнению работы.

  • Создание банка идей (отслеживание новинок в предметной области, имеющихся разработок, новые личные идеи).

На данном этапе я начинаю работу с технической стороны: программа информатики позволяет с 8 класса изучать программу Power Point. Ученики получают информацию о возможностях программы, правилах оформления и построения презентации, что необходимо и что не нужно располагать на слайдах, а также возможность самостоятельно выбирать, искать, анализировать.

Тему изучения презентации в Power Point в средней школе можно разбить на следующие разделы:

  1. Знакомство с программой.

  2. Из чего состоит презентация.

  3. Как добавить, изменить макет, удалить слайд.

  4. Заполнение слайда.

  5. Правила оформления слайда.

  6. Добавление эффектов к объектам слайда, к слайду.

  7. Проектная деятельность с использованием программы Power Point.

В структуре учебного проекта выделяют элементы:

  1. Формулировка темы;

  2. Постановка проблемы;

  3. Анализ исходной ситуации;

  4. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта: организационные, учебные, мотивационные;

  5. Этапы реализации проекта;

  6. Возможные критерии оценки уровня реализации проекта.

Один из вариантов параметров для оценки проекта, но необязательно его придерживаться.

Параметр проекта

Максимально возможный балл

Оценка

Содержание проекта

Соответствие выбранной теме

Последовательность и логичность изложения

Соответствие заявленным требованиям

Объём и полнота разработки

Оформление проекта



Дизайн



Цветовое оформление



Использование мультимедиа



Соответствие стандартным требованиям



Защита проекта



Обоснованность темы проекта и предлагаемых решений



Качество доклада при защите



Проявление степени знаний по теме



Общий балл



Данная таблица отображает оценивание все-таки старшеклассников. При работе с 10-тилетними детьми акцент, как я считаю, нужно делать на выбранном способе решения проблемы проекта. Преимущество учащихся среднего звена в том, что они интуитивно или сознательно видят решение с нестандартной стороны, результаты бывают очень интересными.

Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя типологизировать проект - выделить в нем приоритетное направление, разработать цели, содержание и план реализации. Но главное оставить свободу выбора ребенку в плане как реализовывать поставленные цели проекта.

Необходимо мотивировать учащихся на изучение новой темы, обозначить проблемные вопросы, предложить темы для индивидуальных исследований, обсудить варианты оформления результатов, а также ознакомить учеников с проведением заключительного занятия (защиты проекта).

Рекомендации для педагога при организации проектной и исследовательской деятельности:

  1. Стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности

  2. Ориентируйтесь больше на процесс исследовательского поиска

  3. Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями

  4. Учите детей способности добывать информацию, а также умениям анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию

  5. Не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно

  6. Обучайте школьников анализу ситуаций и решению проблем исследования

  7. Оценивая, помните - лучше похвалить ни за что, чем ни за что критиковать.

Конечно мы с вами, учителя-информатики, направляем и контролируем каждый этап создания проекта и технически помогаем оформлять презентации. Несмотря на простоту работы в программе POWER POINT, дети 6-7 классов (базового уровня обучения) не всегда видят ошибки оформления, содержания слайдов. Из собственного опыта учащиеся не всегда добросовестно выискивают нужную информацию, удовлетворившись всего одним источником получения данных. Часто ученик на слайд пытается «впихнуть» весь текст сразу или вставляет изображения разного качества или разной стилистики. Но в конечном итоге наш кропотливый труд обучения и воспитания наших учеников проявляется в их работах, проектах, результатах и, конечно, в улыбках.

Используемые источники

  1. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.

  2. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  3. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 540 с.

  4. Николаева Л.С. «Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся»

  5. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?. М., Первое сентября 2010.


© 2010-2022