Язык программирования Basic

Язык программирования Basic Цель урока: Познакомить учащихся с основами языка Бейсик. Проверить знания прошлого урока. Воспитание умения слушать учителя. Развитие познавательного интереса. План урока: 1.     Проверка домашнего задания. 2.     Объяснение нового материала. 3.     Основные понятия языка 4.     Домашняя работа. 5.     Подведение итогов урока. Ход урока Проверка домашнего задания. Постановка цели урока. Объяснение нового материала. Язык программирования Basic был создан в 1964 году двумя профессорами Дартмунского университета Джоном Кенеми и Томасом Куртцом.BASIC - это первые буквы английских слов Beginner's All-purpose Symbolic Instruction Code (Всецелевой язык программирования для начинающих). В настоящее время существует множество версий этого языка, которые иногда очень сильно отличаются друг от друга. Для учебных заведений самыми распространенными являются версии MSX, впервые реализованная на японском компьютере «Ямах... Алфавит языка. Алфавит языка Basic представляет собой таблицу символов ASCII. Первая половина этой таблицы (символы с кодом 0-127) - стандартная. Вторая половина (символы с кодом 128-255) специфична для каждой страны. В этой таблице каждый символ имеет 8-битовое обозначение. Итак, в алфавит языка Basic входят все прописные и заглавные буквы английского и русского алфавитов, цифры, а также набор специальных символов, который имеется на клавиатуре компьютера. Переменные. В Бейсике различают переменные следующих типов: числовые переменные; символьные переменные; переменные пользовательского типа (записи); переменные-массивы. Тип переменной Символ Описание Объём Пример Целые числа % integer 2 байта 17; 123 Действит. числа нет real 4 байта 3.1415 Символьный $ string min 1бай язык Пользовательский нет type     Целый 2 точности # double 8 байт 1.2543786 Переменная - это величина, которая может меняться при выполнении программы. Кроме указанных в таблице, целые числа записывают также в экспонецианальной записи, например, 2,55.105=2.55Е5;      7,15.10-7=7.15Е-7 Программа на языке Бейсик обрабатывает данные двух типов – числовые и символьные. Каждое число представлено в машине некоторой комбинацией битов. Любое число можно по-разному представить в машине:Данные можно представить переменными и константами. В терминах языка Бейсик c, f и b – это имена переменных. Такие имена также называют идентификаторами. Константы. Константы, как числовые так и символьные – это величины, которые не меняются в ходе выполнения программы. Например: p= 3.1415  T$= “Скороднянская школа”  A=9575  m$=”Расписание на неделю” Иногда записанные константы называют литералами . В отношении констант необходимо помнить правила: 1.     разделителем целой и дробной части является точка; 2.     значения символьных констант заключается в кавычки. Именованные константы. Если присвоить переменной некоторое значение (числовое или символьное) и в дальнейшем не изменять эти значения, например: F3=60, n%=15 тогда переменные F3 и n% можно считать именованной константой. В qbasic существует специальный оператор для описания именованной константы: CONST  Например: CONST F2=60, n%=15 Выражения и операции. Последовательность операций, которые необходимо произвести над данными, чтобы получить требуемое значение, называется выражением. В Бейсике существует пять категорий операций: 1.     Арифметические операции; 2.     Операции отношений; 3.     Логические операции; 4.     Функциональные операции; 5.     Строковые операции. Арифметические операции. Название операции знак  в матем. знак в Бейсике Пример в  математ. Пример в  Бейсике Ввозведение в степень - ^ 25 2^5 Сложение + + 5+10 5+10 Вычитание - - a-b a-b Умножение x;  . * 2.5 2*5 Деление : / 10:2 10/2 Операции отношений. Значение операции Знак операции Выражение в Бейсике Равенство = x=y Неравенство   xy Меньше y Меньше или равно =y Встроенные математические функции Название функции Запись в математике Запись в Бейсике Пример в Бейсике Абсолютная величина |x| ABS(X) ABS(-5) Экспонента ex EXP(X) EXP(5) Логарифм натуральн. ln x LOG(X) LOG(3) Остаток целочисленного деления (MOD) - x MOD y 19 MOD 6.7 Квадратный корень   SQR(X) SQR(4) Синус Sin x SIN(X) SIN(3.... Домашнее задание. Записать на Бейсике следующие выражения: Подведение итогов урока
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Язык программирования Basic

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с основами языка Бейсик. Проверить знания прошлого урока.

  • Воспитание умения слушать учителя.

  • Развитие познавательного интереса.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Основные понятия языка

  4. Домашняя работа.

  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Постановка цели урока.

Объяснение нового материала.

Язык программирования Basic был создан в 1964 году двумя профессорами Дартмунского университета Джоном Кенеми и Томасом Куртцом.BASIC - это первые буквы английских слов Beginner's All-purpose Symbolic Instruction Code (Всецелевой язык программирования для начинающих). В настоящее время существует множество версий этого языка, которые иногда очень сильно отличаются друг от друга. Для учебных заведений самыми распространенными являются версии MSX, впервые реализованная на японском компьютере "Ямаха", и версии фирмы Microsoft для компьютеров IBM. Кроме этого в нашей стране популярностью пользуется версия Turbo-Basic фирмы Borland. Без преувеличения можно сказать, что сегодня Бейсик является самым распространённым языком программирования. После появления мощных компиляторов Visual Basic этот язык стал популярен и у профессиональных программистов. Бейсик относится к языкам программирования высокого уровня. Как и другие языки, этот язык имеет алфавит, синтаксис, семантику.

Алфавит языка. Алфавит языка Basic представляет собой таблицу символов ASCII. Первая половина этой таблицы (символы с кодом 0-127) - стандартная. Вторая половина (символы с кодом 128-255) специфична для каждой страны. В этой таблице каждый символ имеет 8-битовое обозначение. Итак, в алфавит языка Basic входят все прописные и заглавные буквы английского и русского алфавитов, цифры, а также набор специальных символов, который имеется на клавиатуре компьютера.

Переменные. В Бейсике различают переменные следующих типов:

  • числовые переменные;

  • символьные переменные;

  • переменные пользовательского типа (записи);

  • переменные-массивы.

Тип переменной

Символ

Описание

Объём

Пример

Целые числа

%

integer

2 байта

17; 123

Действит. числа

нет

real

4 байта

3.1415

Символьный

$

string

min 1бай

язык

Пользовательский

нет

type

Целый 2 точности

#

double

8 байт

1.2543786

Переменная - это величина, которая может меняться при выполнении программы. Кроме указанных в таблице, целые числа записывают также в экспонецианальной записи, например,

2,55.105=2.55Е5; 7,15.10-7=7.15Е-7

Программа на языке Бейсик обрабатывает данные двух типов - числовые и символьные. Каждое число представлено в машине некоторой комбинацией битов. Любое число можно по-разному представить в машине:

  1. целое число в диапазоне от -32768 до 32768;

  2. длинное целое в диапазоне от -2147483648 до 21474833648;

  3. вещественные числа обычной точности;

  4. вещественные числа двойной точности;

Данные можно представить переменными и константами.

Переменные. С понятием переменной величины вы уже знакомы по урокам алгебры. Например, в простом алгебраическом равенстве c = f + 2b - 5 значение переменной сзависит от значения переменной f и b, указанных в правой части равенства. Например, при f=2 и b=6, с=9.

Такое же равенство можно записать в программе на Бейсике.

c = f + 2*b - 5

В терминах языка Бейсик c, f и b - это имена переменных. Такие имена также называют идентификаторами.

Константы. Константы, как числовые так и символьные - это величины, которые не меняются в ходе выполнения программы.

Например:

p= 3.1415
T$= "Скороднянская школа"
A=9575
m$="Расписание на неделю"

Иногда записанные константы называют литералами . В отношении констант необходимо помнить правила:

  1. разделителем целой и дробной части является точка;

  2. значения символьных констант заключается в кавычки.

Числа можно записать в экспоненциальной форме, например:

0.0285=2.85Е-2 или 0.0285=2.85D-2
784.527=7.84Е+2 или 784.527=7.84D+2

Числа, записанные в экспоненциальной форме, представляют собой произведение мантиссы на порядок, т. е. На 10 в степени -2, +2 и т. п. Буква Е используется для вещественных чисел обычной точности, буква D - для вещественных чисел двойной точности.

Именованные константы. Если присвоить переменной некоторое значение (числовое или символьное) и в дальнейшем не изменять эти значения, например:

F3=60, n%=15

тогда переменные F3 и n% можно считать именованной константой. В qbasic существует специальный оператор для описания именованной константы:

CONST <имя_переменной = константа, имя переменной = константе>

Например: CONST F2=60, n%=15

Выражения и операции. Последовательность операций, которые необходимо произвести над данными, чтобы получить требуемое значение, называется выражением. В Бейсике существует пять категорий операций:

  1. Арифметические операции;

  2. Операции отношений;

  3. Логические операции;

  4. Функциональные операции;

  5. Строковые операции.

Арифметические операции.

Название операции

знак
в матем.

знак в Бейсике

Пример в
математ.

Пример в
Бейсике

Ввозведение в степень

-

^

25

2^5

Сложение

+

+

5+10

5+10

Вычитание

-

-

a-b

a-b

Умножение

x; .

*

2.5

2*5

Деление

:

/

10:2

10/2

Операции отношений.

Значение операции

Знак операции

Выражение в Бейсике

Равенство

=

x=y

Неравенство

<>

x<>y

Меньше

<

x

Больше

>

x>y

Меньше или равно

<=

x<=y

Больше или равно

>=

x>=y

Функция - это заранее определённая операция над данными. В Бейсике существует два вида функций: встроенные и определённые пользователем.

Встроенные математические функции

Название функции

Запись в математике

Запись в Бейсике

Пример в Бейсике

Абсолютная величина

|x|

ABS(X)

ABS(-5)

Экспонента

ex

EXP(X)

EXP(5)

Логарифм натуральн.

ln x

LOG(X)

LOG(3)

Остаток целочисленного деления (MOD)

-

x MOD y

19 MOD 6.7

Квадратный корень

Язык программирования Basic

SQR(X)

SQR(4)

Синус

Sin x

SIN(X)

SIN(3.14)

Косинус

Cos x

COS(X)

COS(1)

Тангенс

tg x

TAN(X)

TAN(2)

Арктангенс

arctg x

ATN(X)

ATN(3)

Знак числового выражения

-

SGN(X)

SGN(-5)

Все остальные тригонометрические функции также как и гиперболические функции, определяются по известным математическим формулам, например,ARCSIN(X)=ATN(X/SQR(1-X^2)).

При решении задач очень часто используются ещё две функции.

1. RND(1) - генератор случайных чисел, который задаёт случайные числа из интервала от 0 до 1.

Пример:

Задайте случайное числа от 1 до 100. (Натуральное число).

N=(RND(1)*100+1)

2. INT(числовое выражение) - эта функция отбрасывает дробную часть при делении чисел.

Пример:

В примере первом необходимо, чтобы числа N от 1 до 100 были натуральными.

N=INT(RND(1)*100+1)

Функция пользователя.

В тех случаях, когда функция не является элементарной, или у функции несколько аргументов, удобно использовать функцию пользователя: DEF FN. Имя функции всегда должно начинаться с букв FN. DEF FN не может быть рекурсивной (не может вызывать сама себя), и должна быть определена перед пользователем.

Пример:

Пусть X и Y - натуральные числа. R - остаток от деления X на Y. Выразить R(X,Y) - R функция от X и Y.

R=X- INT(X/Y)*Y - остаток от деления X на Y
DEF FN R(X,Y)=X-Y*INT(X/Y)

В этом примере R(X,Y) - функция двух аргументов.

Запись математических выражений на Бейсике.

Любое математическое выражение на Бейсике записывается в виде строки. Чтобы вычислить это выражение, достаточно перед ним записать PRINT или ?.

Вычислить:

Язык программирования Basic

PRINT SQR(LOG(ABS(5)))+EXP(PI) нажав клавишу Enter, получим 24.40933.

Такой способ вычисления - вычисления в непосредственном режиме. В этом режиме Бейсик работает как мощный калькулятор. То есть, в данном случае, чтобы решить какой-то пример, не нужна программа.

Следует отметить, что в непосредственном режиме можно вычислять только числовые выражения.

Вычислить:

Язык программирования Basic

PRINT (SIN(47*PI/180)-COS(78*PI/180)^2)/(EXP(1.5)-SIN(13*PI/180))

Домашнее задание.

Записать на Бейсике следующие выражения:

Язык программирования Basic

Подведение итогов урока



© 2010-2022