Предыдущая и последующая бусина

Открытый урок в 3 классе по информатике по теме «Предыдущая и последующая бусина» Мы живем в мире постоянно повторяющихся событий и явлений. Периодические цепочки играют в нашей жизни достаточно большую роль: смена времен года, месяцев, дней недели, дня и ночи, часы, идущие по кругу, – примеры периодических цепочек, в основе которых лежит конструкция «после каждой»: после каждого дня идет ночь, после каждого вторника – среда, после каждого января – февраль и т. д. С периодическими цепочками мы п...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея

Марченко Анна Сергеевна, учитель информатики

квалификация высшая,

Тема урока: «Предыдущая и последующая бусина. Создание рисунка»


урок информатики

в 3-м классе по теме:

«Предыдущая и последующая бусина. Создание рисунка»

Цели урока:

Образовательная (познавательная) -

  • отработать навыки понимания;

  • повторить и систематизировать знания при работе с бусинами;

  • продолжить формирование специальных умений с цепочками бусин;

  • стимулировать интерес обучающихся к работе с бусинами и учебному предмету в целом.

Развивающая

  • применять коммуникативно-технические умения;

  • научиться оценивать результаты выполненных действий;

  • применять полученные знания при решении задач различной направленности;

  • создавать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы.

Воспитательная

  • способствовать:

    • развитию умения отстаивать свою точку зрения;

    • развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

  • содействовать:

  • формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов;

  • развитию эстетического вкуса, культуры речи;

  • воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.

Задачи:

  • Строение логически грамотных рассуждений и утверждений о цепочках, включающих понятия перед каждой/после каждой;

  • Определение истинности утверждений о цепочках с этими понятиями;

  • Знакомство с важнейшим информационным понятием - цепочка.

Тип урока: комбинированный (урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, теория и практика)

Вид урока: урок-практикум.

Метод обучения: метод исследовательских заданий.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Приемы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый.

Технология: проблемно-исследовательская, элементы игровой технологии.

Структура урока: актуализация опорных знаний, формирование умений и навыков, закрепление приобретенных навыков.

Виды деятельности учащихся:

  • познавательная деятельность;

  • ценностно-ориентационная;

  • общественная;

  • эстетическая;

  • досуговая;

  • коллективная творческая деятельность;

  • игровая;

  • проблемно-поисковая;

  • творческая (техническое творчество, художетсвенное, социальное);

  • трудовая;

Оборудование: персональные компьютеры, интерактивная доска, электронный учебник.


Ход урока

I. Оргмомент

  • Приветствие.

  • Объявление темы

II. Актуализация опорных знаний

Мы живем в мире постоянно повторяющихся событий и явлений. Периодические цепочки играют в нашей жизни достаточно большую роль: смена времен года, месяцев, дней недели, дня и ночи, часы, идущие по кругу, - примеры периодических цепочек, в основе которых лежит конструкция «после каждой»: после каждого дня идет ночь, после каждого вторника - среда, после каждого января - февраль и т. д. С периодическими цепочками мы пока работать не будем, а продолжим работу с понятиями «после каждой/перед каждой». На уроках «Технологии» Вы создаете различные модели, где используется поэтапность работы. На уроках «Окружающего мира» Вы создавали модель солнечной системы, где также просматривается очередность выполнения задания.

1) Повторение сформированных умений и навыков:

На предыдущем уроке мы рассматривали лист определений и просматривали ситуации, в которых утверждения становятся бессмысленными. Я предлагаю Вам заполнить таблицу истинности для утверждений в следующей задаче.

2) Проведение проверочных упражнений

Предлагается задание для повторения пройденного материала. На интерактивную доску выводится задание. Учащиеся «по цепочке», используя специальный маркер, выполняют задания.

Предыдущая и последующая бусина





III. Решение задач на доске.

  1. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования:

На интерактивную доску выводятся задачи. Обучающиеся с помощью перемещения объектов находят решения задач. Учитель оказывает помощь.

Задача 359.

Предыдущая и последующая бусина





Задача на построение цепочки по описанию, включает новые понятия «перед каждой/после каждой». Из условия задачи следует, что в цепочке будут все фигурки из библиотеки, ведь в библиотеке их всего 7, а все фигурки в цепочке должны быть разными. Что касается желтых фигурок, то их можно ставить не раньше четвертой, иначе второе утверждение в задаче потеряет смысл. Как видно, решений в этой задаче довольно много. И я уверена, что Вы их обязательно найдете.

  1. Упражнения на их основе:

Задача 360.

Предыдущая и последующая бусина

Второе утверждение на первый взгляд кажется очень сложным, но определение листьев в данной задаче помогает быстро разобраться в ситуации. Действительно, используем сначала информацию более простых утверждений - раскрасим все корневые бусины оранжевым, а все листья - синим. После этого у нас остались не раскрашенными только бусины второго уровня, которые не являются листьями, они являются предыдущими перед листьями. Значит (исходя из второго утверждения) все такие бусины нужно раскрасить в зеленый цвет.

Задача 362.

ЗПредыдущая и последующая бусина

адача на повторение календарного порядка. Если кто-то с решением этой задачи запутался, советую: сортировать даты сначала по месяцам, а внутри каждого месяца - уже по числам.

ЗПредыдущая и последующая бусина

адача на повторение календарного порядка. Если кто-то с решением этой задачи запутался, советую: сортировать даты сначала по месяцам, а внутри каждого месяца - уже по числам.

IV. Подготовка к восприятию самостоятельных заданий в команде

1) Упражнение на их закрепление:

Класс делится на 3 команды. Каждой команде дается задание на «скорость» и правильность решения поставленных задач.

Задача 1

Предыдущая и последующая бусина

В этой задаче можно понять на собственном опыте разницу между двумя утверждениями, которые на первый взгляд означают одной и то же: «Следующая буква после каждой К - буква А» и «Предыдущая буква перед каждой А - буква К». На самом деле эти утверждения имеют разное содержание. Они могут иметь для некоторых слов не только разные значения истинности, но одно из них может оказаться бессмысленным в то время как другое имеет смысл. Так для слова КОШКА первое утверждение ложно, а второе - истинно. А для слова КАК первое утверждение бессмысленно, а второе - истинно. Надеюсь, никого из вас не смутит ситуация, когда в слове ровно одна буква А или одна буква К. Для таких случаев употребляем понятия «перед каждой/после каждой» как обычно.

В результате нам подходит всего 8 слов: КАПЕЛЬКА, МОРОШКА, КАРТОШКА, КАКАО, КАКАДУ, КАШКА, МОШКА, КАЛИТКА.

2) Тренировочные упражнения по образцу

Задача 2.

Предыдущая и последующая бусина

Это полноценная задача на расстановку слов в алфавитном порядке. Здесь отсутствуют подсказки в виде вписанных слов и букв. Дополнительная сложность состоит в том, что первое слово в цепочке начинается не на А (и даже не на Б).

Рекомендации: Кроме того, в мешке есть слова на одну букву, что тоже обычно затрудняет работу детей. При оказании помощи пригодятся следующие советы. Во-первых, можно помечать слова в мешке, уже использованные в цепочке. Это поможет избежать пропусков слов из мешка, а в случае пропуска - быстро найти потерянное слово. При решении лучше пользоваться простым карандашом. Во-вторых, можно вначале расставить слова в мешке в алфавитном порядке, например, пронумеровав их, а затем по номерам записать их в цепочку.

Ответ: ДОМ ИГОЛКА ФИНИК ЧАШКА

ДОРОГА РУССКИЙ ХОРОШО ШИШКА

ДОРОГОЙ УТЮГ ЦИРК ЩЁТКА


  1. Упражнения на перенос в сходную ситуацию:

Задача 3.

Предыдущая и последующая бусина

Эта задача далеко не такая простая, как может показаться сначала. Во-первых, в самом утверждении «...третья фигура перед каждой морковью - луковица» заложен принцип построения цепочки «от конца к началу», что для детей пока сложно. Во-вторых, чтобы это утверждение стало истинным, придется учесть целый ряд условий. Совет - поработать сначала с вырезанными фигурками с листа вырезания - будет актуален здесь не только для слабых детей, но практически для всего класса. (Скорее всего, ребята будут решать методом проб и ошибок, то есть складывать различные цепочки, проверять для них истинность утверждения и в случае неудачи возвращаться на шаг (или на несколько) назад. Большинству ребят проб потребуется достаточно много. Чтобы не тратить время на стирание и не разводить грязь в задании, советуем производить все пробы на «запасных» фигурках. Возможность легко поменять фигурки местами, разобрать цепочку и собрать заново здесь приводит к тому, что в ходе проб и ошибок ребенок начинает быстрее понимать, «как все устроено», то есть, как не надо строить цепочку и к чему необходимо стремиться).

Теперь необходимо соединить в таком же порядке фигуры в задании. Хорошо, если кто-то будет стремиться к тому, чтобы цепочка не пересекала себя и выглядела красиво. Возможно, кто-то догадается, что здесь цвет овоща не играет никакой роли, поэтому, например, две луковицы разного цвета можно просто поменять местами.

Правильных ответов здесь много. Главное, чтобы каждый из вас проверил истинность утверждения для созданной цепочки.

V. Физкультминутка

VI. Выполнение индивидуальной работы за ПК «Создание рисунка»

  1. Упражнения творческого характера

Порядок действий при создании рисунка:


  1. Продумать рисунок, определить композицию.

  2. Выбрать и нарисовать фон.

  3. Выбрать для каких предметов будут использоваться стандартные объекты

  4. Разместить предметы на рисунке

  5. Сохранить полученный рисунок

Подведение итогов данной работы

Представление лучших проектов:

Предыдущая и последующая бусинаПредыдущая и последующая бусина


Белимготов Магомет Олейникова Диана

Данную работу очень важно выполнять в правильной последовательности действий, иначе рисунок может не получиться.

VII. Гимнастика для глаз.

Предыдущая и последующая бусинаПредыдущая и последующая бусинаПредыдущая и последующая бусина

Предыдущая и последующая бусинаПредыдущая и последующая бусина

VIII. Обобщение: Сегодня мы выполнили задачи которые ставили в начале урока. А именно:

  • Строили логически грамотных рассуждений и утверждений о цепочках, включающих понятия перед каждой/после каждой;

  • Определяли истинности утверждений о цепочках с этими понятиями;

  • Знакомились с важнейшим информационным понятием - цепочка.

IX. Подведение итогов.

Результаты деятельности учащихся на уроке. Создалось ли у них единое представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

X. Домашнее задание. Стр. 30-31, № 64, 65


© 2010-2022