Рабочая программа по информатике 10 класс (ФКГОС)

Составлена на основе Примернойпрограммы курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса и 11 класса Авторы: И. Г. Семагин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина.  и учебникаИ. Г. Семагин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный ...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

  • Рабочая программа создана в соответствии с действующим в настоящее время Базисным учебным планом (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательными стандартами по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.)

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089)

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004)

  • Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 10 и 11 класса Авторы: И. Г. Семагин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина.

  • С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования (зачета) или итоговой практической работы. В конце второй и четвертой четверти проводятся две контрольные работы с целью контроля усвоения основного учебного материала за каждое полугодие.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:

  1. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 классов (автор: И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина)

  2. Компьютерный практикум.

Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.




РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ», ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ФГОС ООО

Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика и ИКТ» направлены на достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в себя предметные, метапредметные и личностные. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, что служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные образовательные результаты:

  • готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

  • владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например, морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов;

  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;

  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование результата деятельности и его характеристик;

  • контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;

  • коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);

  • умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;

  • выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;

  • преобразование модели - изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;

  • представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках; преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные результаты:

  • освоение основных понятий и методов информатики;

  • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;

  • оценка информации с позиций интерпретации ее человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);

  • развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

  • построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);

  • оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;

  • осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;

  • построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);

  • освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

  • умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;

  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорости обработки и передачи информации и пр.);

  • вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

  • определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;

  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

  • использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

  • формулировка проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации и возможных путей их разрешения;

  • приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, в учебном процессе, в трудовой деятельности;

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

  • определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

  • рациональное использование широко распространенных технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;

  • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера - инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

  • умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

  • использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

  • приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;

  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;

  • решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) путем использования существующих программных средств (специализированные расчетные системы, электронные таблицы) или путем составления моделирующего алгоритма;

  • создание редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видео- записей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;

  • использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении докладов, презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;

  • использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

  • создание и наполнение собственных баз данных;

  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера.

  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;

  • приобретение опыта создания эстетически-значимых объектов с помощью средств информационных технологий и коммуникационных технологий (графических, звуковых, анимационных).

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информатизации.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

10 класс (36 часов)

Введение в предмет - 1 час

Техника безопасности при работе за компьютером. Санитарные нормы работы за ПК. Введение в предмет.

Учащиеся должны знать:

  • в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах;

  • из каких частей состоит предметная область информатики.

  • технику безопасности при работе в компьютером

Информация - 8 часов

Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации. Алфавитный подход. Измерение информации. Содержательный подход. Представление чисел в компьютере. Представление теста. Изображения и звука в компьютере.

Практическая работа «Шифрование данных».

Практическая работа «Измерение информации».

Практическая работа «Представление чисел».

Практическая работа «Представление текстов. Сжатие текстов».

Практическая работа «Представление изображений и звука».


Учащиеся должны знать:

  • три философские концепции информации;

  • понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

  • что такое язык представления информации; какие бывают языки;

  • понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

  • примеры технических систем кодирования информации, таких как азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

  • понятия «шифрование», «дешифрование».

Информационные процессы - 7 часов

Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.

Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем».

Практическая работа «Автоматическая обработка данных».

Практическая работа «Проектное задание. Выбор конфигурации компьютера».

Практическая работа «Проектное задание: настройка BIOS».

Учащиеся должны знать:

  • сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

  • определение бита с алфавитной точки зрения;

  • связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

  • связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

  • сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

  • определение бита с позиции содержания сообщения.

Учащиеся должны уметь:

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности появления символов в тексте);

  • решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

  • выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

Программирование обработки информации - 20 часов

Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль - язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции. Функции. Выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Логические величины. Операции, выражения. Программирование ветвлений. Пример поэтапной разработки программы решения задачи. Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Типовые задачи обработки массива. Символьный тип данных. Строки символов. Организация ввода-вывода с помощью файлов. Комбинированный тип данных.

Практическая работа «Программирование линейных алгоритмов».

Практическая работа «Программирование логических выражений».

Практическая работа «Программирование ветвящихся алгоритмов».

Практическая работа «Программирование циклических алгоритмов».

Практическая работа «Программирование с использованием подпрограмм».

Практическая работа «Программирование обработки одномерных массивов».

Практическая работа «Программирование обработки двумерных массивов».

Практическая работа «Программирование обработки строк символов».

Практическая работа «Программирование обработки записей».

Учащиеся должны знать:

  • этапы решения задачи на компьютере;

  • что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

  • какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

  • систему команд компьютера;

  • классификацию структур алгоритмов;

  • принципы структурного программирования;

  • систему типов данных в Паскале;

  • операторы ввода и вывода;

  • правила записи арифметических выражений на Паскале;

  • оператор присваивания;

  • логический тип данных, логические величины, логические операции;

  • правила записи и вычисления логических выражений;

  • условный оператор If;

  • оператор выбора case of

  • различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

  • различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

  • операторы цикла While и Repeat-Until;

  • оператор цикла с параметром For;

  • порядок выполнения вложенных циклов.

  • понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

  • правила описания и использования подпрограмм-функций;

  • правила описания и использования подпрограмм-процедур;

  • правила описания массивов на Паскале;

  • правила организации ввода и вывода значений массива;

  • правила программной обработки массивов;

  • правила описания символьных величин и символьных строк;

  • основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц;

  • составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале;

  • программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления;

  • программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;

  • программировать итерационные циклы;

  • программировать вложенные циклы;

  • выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

  • описывать функции и процедуры на Паскале;

  • записывать в программах обращения к функциям и процедурам;

  • составлять типовые программы обработки массивов, такие как заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировка массива и др.

  • решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

10 класс (36 часов)

Тема курса:

Количество часов

В том числе:

Практических работа

Контрольных работ

10 класс: общее число часов 36-ч.

1

Введение в предмет

1

-

-

2

Информация

8

5

1

3

Информационные процессы

7

4

1

4

Программирование обработки информации

20

9

1


Всего

36

18

3


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Номер урока

ТЕМА УРОКА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ТИП УРОКА

ЭЛЕМЕНТЫ

СОДЕРЖАНИЯ

ВИД КОНТРОЛЯ

Д/З

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ПЛАН

ФАКТ

I СЕМЕСТР

Введение в предмет - 1 час

1

Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

Введение в предмет

1

Урок-лекция

Техника безопасности при работе за компьютером.

Санитарные нормы работы за ПК

Введение в предмет

Устный опрос




Информация - 8 часов

2

Понятие информации

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Данные. Информация.

Устный опрос




3

Представление информации, языки, кодирование.

Практическая работа №1 «Шифрование данных». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Письменность и кодирование информации. Цели и способы кодирования. История технических способов кодирования информации.

Устный опрос




4

Измерение информации. Алфавитный подход.


1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Объем информации. Мощность алфавита. Информационный вес символа.

Устный опрос




5

Измерение информации. Содержательный подход.

Практическая работа №2 «Измерение информации». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Содержательный подход. Неопределенность знания. Главная формула информатики. Формула Хартли.

Устный опрос




6

Представление чисел в компьютере. Практическая работа №3 «Представление чисел». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Правила представления данных в компьютере. Представление целых и дробных чисел.

Устный опрос




7

Представление теста. Изображения и звука в компьютере.

Практическая работа №4 «Представление текстов. Сжатие текстов». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Представление теста. Изображения и звука в компьютере

Устный опрос




8

Практическая работа №5 «Представление изображений и звука». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Урок-практика


Письменное выполнение практической работы




9

Контрольная работа №1 по теме: «Информация»

1

Контроль знаний


Письменное выполнение контрольной работы




Информационные процессы - 7 часов

10

Хранение информации

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Бумажные. Магнитные, оптические, электронные носители информации

Устный опрос




11

Передача информации

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Модель передачи информации Шеннона. Пропускная способность канала. Скорость передачи информации. Шум, защита от шума.

Устный опрос




12

Обработка информации и алгоритмы.

Практическая работа №6 «Управление алгоритмическим исполнителем». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Варианты обработки информации. Об алгоритмах, алгоритмические машины. Свойства алгоритмов.

Устный опрос




13

Автоматическая обработка информации. Практическая работа №7 «Автоматическая обработка данных». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Модель Поста, игра Баше

Устный опрос




14

Информационные процессы в компьютере.

Практическая работа №8 «Проектное задание. Выбор конфигурации компьютера». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Однопроцессорная и многопроцессорная архитектура ЭВМ. Архитектура ПК. Архитектура ненеймановских вычислительных систем.

Устный опрос




15

Практическая работа №9 «Проектное задание: настройка BIOS». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Урок-практика


Письменное выполнение практической работы




16

Контрольная работа №2 по теме: «Информационные процессы»

1

Контроль знаний


Письменное выполнение контрольной работы




II СЕМЕСТР

Программирование обработки информации - 20 часов

17

Алгоритмы и величины

1

Урок-лекция

Этапы решения задачи на компьютере. Понятие алгоритма. Данные и величины.

Устный опрос




18

Структура алгоритмов

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Базовые алгоритмические структуры. Комбинация базовых структур.

Устный опрос




19

Паскаль - язык структурного программирования

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Эволюция программирования. История Паскаля. Структура процедурных языков программирования. Структуры программы на паскале.

Устный опрос




20

Элементы языка Паскаль и типы данных

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Алфавит, служебные слова. Идентификаторы. Комментарии, типы данных.

Устный опрос




21

Операции. Функции. Выражения.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Арифметические операции, стандартные функции и процедуры. Бинарные операции. Арифметические выражения.

Устный опрос




22

Оператор присваивания, ввод и вывод данных.

Практическая работа №10 «Программирование линейных алгоритмов». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Присваивание, ввод и вывод данных, линейная программа

Устный опрос




23

Логические величины. Операции, выражения.

Практическая работа №11 «Программирование логических выражений». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Высказывание, логические операции. Логические функции.

Устный опрос




24

Программирование ветвлений.

Практическая работа №12 «Программирование ветвящихся алгоритмов». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Программирование ветвлений

Устный опрос




25

Пример поэтапной разработки программы решения задачи. Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Постановка задачи и формализация. Анализ математической задачи. Программирование, составление алгоритма.

Устный опрос




26

Программирование циклов.

Практическая работа №13 «Программирование циклических алгоритмов». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Цикл с параметром.

Устный опрос




27

Вложенные и итерационные циклы

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Вложенные и итерационные циклы.

Устный опрос




28

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

Практическая работа №14 «Программирование с использованием подпрограмм». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Процедуры и функции

Устный опрос




29

Массивы. Практическая работа №15 «Программирование обработки одномерных массивов». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Массив, описание массива.

Устный опрос




30

Практическая работа №16 «Программирование обработки двумерных массивов». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Урок-практика


Практическая работа на компьютере




31


Организация ввода-вывода с помощью файлов

Типовые задачи обработки массива

1


Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Ввод и вывод в текстовом файл

Заполнение массива.

Устный опрос




32

Символьный тип данных

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Функции ord, chr. Последовательность кодирования алфавитов

Устный опрос




33

Строки символов.

Практическая работа №17 «Программирование обработки строк символов». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Строковая переменная, операции отношения, функции и процедуры

Устный опрос




34

Комбинированный тип данных.

Практическая работа №18 «Программирование обработки записей». Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером.

1

Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала

Записи

Устный опрос




35

Контрольная работа №3 по теме: «Программирование обработки информации»

1

Контроль знаний


Письменное выполнение контрольной работы






МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Знания, полученные при изучении курса «Информатика и информационные технологии», учащиеся могут в дальнейшем использовать для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний - физике, химии, биологии и др. Практические навыки и умения могут быть использованы при создании докладов, статье, мультимедиа презентации в различных предметах. Овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%

хорошо

66-79%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

  • «1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4» если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.



УЧЕБНИКИ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Учебник 10 класс «Информатика». Авторы: И. Г. Семагин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. Издательство «Бином». Москва 2014 г.

  • ФГОС по учебнику Семакина И. Г. Авторы: М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) - позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) - позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

  • Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.


Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц

1


© 2010-2022