Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике Подготовка к НПК (7-8 класс)

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике Подготовка к НПК (7-8 класс)


Муниципальное автономное образовательное учреждение

Лицей № 15

имени Героя Советского Союза Н. Н. Макаренко г. Кызыла РТ

____________________________________________________________________________



Рассмотрено


Утверждаю

на заседании

кафедры математики, физики и информатики

Протокол

№ __от «__»__________2015 г.

Зав. кафедрой____________

(Яговдик Н.В.)




Директор МАОУ

«Лицей №15»

___________ (Берзина Е. Г..) «__»________________2015 г.






Рабочая программа

внеурочной деятельности по информатике

«Подготовка к НПК»


для 7-8 класса базового уровня







Составитель: Темирова А.Т.

Учитель информатики II категории










Кызыл

2015-2016 уч. год

Содержание рабочей программы


Пояснительная записка


Содержание разделов и тем курса


Тематический план


Требования к уровню подготовки учащихся


Список литературы








































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев


Пояснительная записка

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Очень важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Актуальность: Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Программа «Подготовка к НПК» предназначена для обучающихся основной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью. Она направлена на формирование оргдеятельностных качеств учащихся - способности осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств - вдохновенности, гибкости ума, терпимости к противоречиям, прогностичности, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Цель программы: формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации учащимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта.

Задачи:

  1. Сформировать знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

  2. Способствовать овладению приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности.

  3. Развивать опыт творческой деятельности, неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, творческие способности.

  4. Способствовать мотивации учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  5. Развивать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями, Интернет ресурсами;

  6. Формировать интерес к исследовательской деятельности;

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.

Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.

В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Подготовка к НПК» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность школьников при изучении курса «Подготовка у НПК» имеет следующие особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер;

  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома;

  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.


Виды деятельности


  • познавательная;

  • художественное творчество;

  • социальное творчество;

  • досугово-развлекательная.

Формы деятельности

  • Мозговой штурм

  • Индивидуальная

  • Групповая

  • Конкурсы

  • Исследовательская работа

  • Проект


Основные виды творческих работ - это презентации и видоеролики.

Примеры проектов: создание сценария к презентации, видеороликам, иллюстраций и т.д

Сбор сведений.

Для обучения поиску информации организуется работа над темой, в процессе которой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме - это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

Выбор темы.

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов - видоероликов или презентаций. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в этой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: культурный аспект (тема в литературе), технический аспект (выбор программы для создания видеоролика).

Выбор проектов.

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям

принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности. В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту.

Работа в малых группах

Создание буклетов по теме, сценариев, иллюстраций и т.д.

Индивидуальная деятельность

Получаемый продукт - результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт.

Коллективная деятельность

Например: показ с общей подготовкой и репетициями, один общий видоеролик и т.д.

Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.

Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.

Каждый учащийся имеет право:

- не участвовать ни в одном из проектов;

- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

- выйти в любой момент из любого проекта;

- в любой момент начать свой, новый проект.

Презентации.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке видеороликов, можно устроить его презентацию.

Можно ли использовать для проектной деятельности учебное время?

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое.


Место проведения занятий

  • Лицей

  • Библиотеки города и лицей


2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


В результате изучения курса «Подготовка к НПК» обучающиеся получат следующие воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.

  • получат возможность осознать своё место в мире;

  • получат возможность приобрести умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  1. основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  2. понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  3. основные источники информации;

  4. правила оформления списка использованной литературы;

  5. источники информации (книга, товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять объект исследования;

  2. разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  3. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  4. работать в группе;

  5. пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

  6. вести наблюдения окружающего мира;

  7. планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

  8. работать в группе.

Характеристика результатов

Обучающийся будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- методы исследования;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно выбирать тему исследования;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.


Формы учета оценки планируемых результатов

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;

  • мини - конференции по защите исследовательских проектов;

  • школьная научно - практическая конференция;

  • Опрос

  • Наблюдение

  • Самооценка

  • Анкетирование учащихся

  • Тестирование

  • Обобщение результатов

  • Формирование банка данных

Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.

Программа курса рассчитана на 30 часов (7-8 классы). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

Содержание программы «Подготовка к НПК» связано с такими учебными предметами, как литература, русский язык, математика.

Программа адресована учащимся 7-8 классов и рассчитана на 30 часов в год. Периодичность занятий - 1 час в неделю. Программа реализуется учителем-предметником. Программа входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление «общеинтеллектуальное».

3. Тематический план


Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма деятельности

Введение (4часа)

Введение. Что такое исследовательская деятельность.

1

0,5

0,5

Анкетирование учащихся, опрос. Познавательная беседа.

Характеристика основных типов творческих работ (проблемно-реферативные, исследовательские).

1

0,5

0,5

Познавательная беседа, мини-проект «Исследовательская деятельность». Построение схемы «Структура исследовательской деятельности».

Обсуждение целей и задач НОУ.

Характеристика основных типов творческих работ (экспериментальные, натуралистические и описательные).

1

0,5

0,5

Познавательная беседа, мини-проект «Наша экология»

Характеристика основных типов творческих работ (проектные).

1

0,5

0,5

Познавательная беседа, мини-проект «Создание видео»

Организация исследовательской деятельности (8 часов)

Выбор темы

1

1

-

Запись в тетрадях требований к научно-исследовательскому проекту.

Подбор литературы

1

0,5

0,5

Изучение литературы


Составление плана работы

1

0,5

0,5


Актуальность и проблема исследования (основная идея и замысел проекта)

1

0,5

0,5

Знакомство с критериями, их обсуждение. Сбор материалов

Гипотеза, цели и задачи исследования (актуальность, этапы разработки проекта, виды работ на каждом этапе)


1

0,5

0,5

Работа над введением. Определение цели, формулирование задач.

Этапы исследования (распределение ролей и позиций в проекте)

1

0,5

0,5

Работа над исследованием. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

Исследовательские подходы и методы

1

0,5

0,5

Знакомство с методами исследования, использование методов в своей работе. Работа над исследованием.

Методы исследования. Проведение исследования

1


1

Использование методов исследования в своей работе. Работа над исследованием.

Подготовка к НПК и участие (10 часов)

Сбор и обработка информации

1

0,5

0,5

Определение источников информации. Знакомство с видами информации. Сбор и обработка материалов.

Презентация исследовательских работ

1

1


Знакомство с чужими работами.

Работа над проектом

4

1

3

Работа над своим проектом, исследованием. Проведение исследования. Систематизация обработанного материала. Подбор иллюстраций. Промежуточные отчеты учащихся. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

Рекомендации к выступлению

2

1

1

Подготовка к публичной защите. Рекомендации к выступлению. Требования к презентации. Предзащита проекта, исследовательской работы.

Презентация собственных исследовательских работ, проектов

2


2

Публичная защита своих работ.

Основы библиотечно-библиографической грамотности (8 часов)

Библиографическая характеристика источника

Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования

1

0,5

0,5

Работа в библиотеке, библиографическое описание предложенных источников

Методы работы в научной библиотеке. Справочная литература, библиографические пособия и материалы. Технология работы с ними.

1

0,5

0,5

Работа со справочной литературой в библиотеке

Теоретический курс по теме «Интернет -источники»

2

0,5

1,5

Практическая работа по поиску информации в сети интернет. Мини-проект «Интернет».

Систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Подготовка к НПК»

Систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Подготовка к НПК»

4

1

3

Рефлексия. Отбор лучших работ. Оформление выставки.

Презентация мини-проектов.


Итого:

30

12

18


4. Содержание программы

Раздел 1 Введение. - 4 часа

Введение. Что такое исследовательская деятельность.

Анкетирование учащихся, опрос.

Знакомство с целями и задачами научного общества, уставом научного общества учащихся.

Беседа «Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности».

Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся.

Построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по темам: «Исследовательская деятельность», «Наша экология», «Создание видео».

Раздел 2. Организация исследовательской деятельности.- 8 часов

Организация исследовательской деятельности. Тема и проблема исследования.

Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость.

Обоснование актуальности выбранной проблемы. Требования к выполнению научно-исследовательского проекта.

Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Мини-проект по теме: «Создание видеоролика».

Учебный проект или исследование? Выбор учащегося. Определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по теме исследования. Проверка гипотез. Проблема проекта (актуальность), цель и задачи проекта, методы и способы планирования и ожидаемый результат.

Видеоролик как средство представления информации.

Понятие видео. Сбор информации для создания видеоролика, выбор формы видеоролика (игровая, неигровая, анимационная).

Выбор темы видеоролика. Презентация видеоролика.

Раздел 3. Компьютерный практикум. Подготовка и участие в школьных и городских конференциях - 10 часов

Работа с Интернет-источниками.

Работа с компьютерными программами Microsoft Word, Power Point, Windows MovieMaker.

Презентация исследовательских работ.

Рекомендации к выступлению.

Критерии оценки исследовательской работы.

Раздел 4. Основы библиотечно-библиографической грамотности.- 8 часов

Библиографическая характеристика источника

Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Презентация понятий «информация», «источники информации», «библиотека». Правила работы с энциклопедиями и словарями. Правила общения.

Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, индекс, библиографическая группировка; элементы библиографического описания: область заглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений.

Методы работы в научной библиотеке.

Справочная литература (энциклопедии, словари - типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические) Технология работы с ними.

Работа с источником информации. Работа с книгой. Правила оформления списка использованной литературы.

Работа с «Интернет-источниками». Работа с электронным пособием. Оформление списка использованных электронных источников.

Раздел 5. Систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Подготовка к НПК»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки.

Создание и презентация мини-проектов.


5. Методическое обеспечение

Оснащение учебного процесса на образовательной ступени основного общего образования имеет свои особенности, определяемые спецификой обучения и воспитания средних школьников в целом.

Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор, и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к многим темам курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса в средней школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В ходе изучения курса «Подготовка к НПК» школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания явлений, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В основной школе у учащихся продолжают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. Важная роль принадлежит работе с источниками.

Условия реализации программы


- Материально-технические: видеофильмы, интерактивный комплекс, литературные тексты, демонстрационная доска, компьютер.

- Методическая литература, художественная литература.

- Внешние: участие в школьных, городских, всероссийских конкурсах презентаций, участие в НПК.

6. Список литературы


  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.

  2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

  3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. - 204с.

  4. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

  5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

  6. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст]: / Чечель И.Д. - М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

  7. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. - 224с.

  8. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7

  9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001


© 2010-2022