Использование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравнений

Планируемые цели: Предметные: ·                   научиться решать системы линейных алгебраических уравнений с помощью MS Excel; ·                   закрепить умения работать с мастером «Функций»; ·                   выработать пошаговый алгоритм создания необходимых формул; ·                   выработать пошаговый алгоритм решения систем разными способами; ·                   научиться пользоваться справочными материалами, используя справку «Excel» и сеть Интернет ; Метапредметные УУД: Лично...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравненийИспользование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравненийИспользование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравненийИспользование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравненийИспользование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравненийИспользование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравненийИспользование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравненийИспользование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравненийИспользование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравненийИспользование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравненийИспользование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравненийТема: Использование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравнений

Планируемые цели:

Предметные:

  • научиться решать системы линейных алгебраических уравнений с помощью MS Excel;

  • закрепить умения работать с мастером «Функций»;

  • выработать пошаговый алгоритм создания необходимых формул;

  • выработать пошаговый алгоритм решения систем разными способами;

  • научиться пользоваться справочными материалами, используя справку «Excel» и сеть Интернет ;

Метапредметные УУД:

Личностные:

  • развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • соблюдение правил работы на компьютере;

  • уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Познавательные:

  • понимание смысла терминов: система линейных алгебраических уравнений и её решение, матрица, определитель, обратная матрица, создание макета решения системы линейных алгебраических уравнений, электронная таблица, создание формул с использованием функций,;

  • формирование навыков использования функций для создания формул и решения поставленных задач;

  • использовать новые слова и термины в речи.

Коммуникативные:

  • развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе;

  • развитие речи;

  • формирование умения формулировать мысль.

Технологии: игровые технологии, личностно-ориентированные,

исследовательские, здоровьесберегающие.

Формы организации процесса обучения: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, информационно-

рецептивный.

Оборудование: ПК, программное обеспечение - MS Excel, Opera, тестирующая программа, мультимедийная доска, инструкции выполнения лабораторного задания, карточки проверочных заданий.

Ход урока:

  • Организационный материал.

  • Целеполагание. Мотивация студентов

  • Постановка цели занятия.

  • Актуализация знаний:

    • фронтальный опрос

  • Изучение нового материала:

    • Математические функции MS Excel$

  • Физкультминутка

  • Лабораторная работа за компьютером

  • Постановка домашнего задания.

  • Подведение итогов урока.

    • Прохождение теста.

    • Оценки за урок.



Содержание основных этапов урока:

I. Организационный момент.

Проверка присутствующих, наличие тетрадей ручек.

II. Мотивация студентов.

В современном мире во все отрасли деятельности человека внедрились компьютерные технологии, которые помогают ускорить многие процессы решения поставленных целей. И не смотря на свою стабильность и точность, математики также требует к себе «компьютерного внимания». Для помощи решения многих математических задач существует множество математических программ и процессоров. Моей одной из любимых является программа Mathcad - система компьютерной алгебры из класса систем автоматизированного проектирования, ориентированная на подготовку интерактивных документов с вычислениями и визуальным сопровождением, отличается легкостью использования и применения для коллективной работы. Mathcad был задуман и первоначально написан Алленом Раздовом из Массачусетского технологического института (MIT), соучредителем компании Mathsoft, которая с 2006 года является частью корпорации PTC (Parametric Technology Corporation).

Mathcad имеет интуитивный и простой для использования интерфейс пользователя. Для ввода формул и данных можно использовать как клавиатуру, так и специальные панели инструментов.

Примеры из презентации.

Недостатком многих таких программ является отсутствие алгоритма решения, то есть подается просто конечный результат решения задачи. С помощью глобальной системы «Интернет» можно найти примеры решения систем линейных алгебраических уравнений с достаточно хорошим объяснением решения.

Примеры из презентации.

Но так как Вы изучаете табличный процессор MS Excel, то сегодня на занятии мы научимся решать системы с помощью математических функций табличного процессора.

Слайд презентации: тема и цели занятия.

Тема занятия: «Использование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравнений».

III. Актуализация знаний.

Перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте повторим или даже вспомним основные елементы линейной алгебры.

Фронтальный опрос.

Презентация «Лото»

IV. Изучение нового материала.

Презентация

Записать в тетрадь



Рассмотрите внимательно алгоритмы решения систем уравнений матричным методом и методом Крамера.

Подведение промежуточного итога:

Комментарии к выполнению лабораторного задания, оформление отчета:

  • Использование функций;

  • Использование ссылок;

  • Правильность заполнения формулами ячеек матриц (массивов);

  • Использование контекстного меню для оформления листа «Отчет».

V. Физкультминутка.

Переход в компьютерный класс.

VI. Лабораторная работа за компьютером

Инструкция

для проведения лабораторного занятия №

по дисциплине

«Информационно-компьютерные технологии»

Тема: Использование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравнений. Визуальная демонстрация обработки математической информации в Excel.

Цель: Научиться применять полученные знания для визуальной демонстрации выполнения различных условий.

Рабочее место: Лаборатория информатики и вычислительной техники.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Материальное техническое оснащение рабочего места: персональный компьютер; операционная система Windows, табличный процессор.

Правила охраны труда

Строго запрещается:

1. Трогать экран с тыльной стороны дисплея, проводов питания и устройств заземления.

2. Нарушать порядок включения / выключения аппаратурных блоков, стараться самостоятельно устранить выявленную неисправность в работе аппаратуры.

3. Класть на аппаратуру посторонние предметы.

4. Работать на компьютере во влажной одежде и с влажными руками.

Сведения из теоретической части работы

Excel - это пакет прикладных программ, ориентированный на обработку данных, представленных в табличной форме. Именно поэтому его часто называют табличным процессором, или электронной таблицей.

Этапами обработки таблицы является ее создание, расчет данных в строках и столбцах, построение графиков для иллюстрации данных таблицы.

Формула в Excel - это совокупность арифметических операций, адресов ячеек и функций. Введение формул начинается со знака "=".

Функция - это заранее определенная формула, выполняет вычисления по заданным величинам, которые называются аргументами. Функции позволяют выполнять простые и сложные вычисления.

Для работы с матрицами используют следующие функции:

Операция

Функция в Excel

Умножение матриц

МУМНОЖ(матрица1; матрица2)

Сложение матриц

МАТРИЦА1+МАТРИЦА2

Вычисление определителя

МОПРЕД(матрица)

Вычисление обратной матрицы

МОБР(матрица)

Транспонирование матрицы

ТРАНСП(матрица)

Помните, что после ввода формулы, следует выделить нужный диапазон ячеек, нажать клавишу F2, а затем - клавиши CTRL+SHIFT+ВВОД. Если формула не будет введена как формула массива, то отображаться будет единственное значение.

Последовательность выполнения заданий

В своей папке создать Книгу ЕТ под названием «Решение систем»

  1. Первый лист книги переименовать на «Пример 1». Выполнить с помощью табличного процессора решение следующего примера.

№ 1.Найти решение системы матричным способом

Использование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравнений

  1. Создадим матрицу A, вектор В и обратную матрицу А-1.


  1. Для нахождения корней системы или значений вектора X, применим функцию МУМНОЖ(матрица А-1; матрица В).





  1. Сделать проверку АХ = В =МУМНОЖ(матрица А; вектор Х)




  1. Второй лист книги переименовать на «Пример 2». Выполнить с помощью табличного процессора решение следующего примера.

№ 2 Найти решение системы методом Крамера

Использование компьютерных технологий при решении систем линейных алгебраических уравнений


1. Создадим матрицы: главную A и дополнительные A1, A2, A3.

2. Вычислим значения соответствующих детерминантов матриц с помощью функции МОПРЕД.

3. Найдем корни системы используя формулу



  1. Создать в данной книге лист 3 с названием «Метод 1», где самостоятельно продемонстрировать решение матричным способом следующую систему уравнений

Ответ: x=1, y=-2 ,z=5

  1. Создать в данной книге лист 4 с названием «Метод 2», где самостоятельно продемонстрировать решение методом Крамера систему уравнений пункта 3.

  2. Результату решений пунктов 4 и 5 оформить на листе 6 «Отчет» по следующему образцу



Творческое задание:

  1. С помощью справки Excel дополнить список функций которые позволяют работать с матрицами, определителями, системами линейных алгебраических уравнений. Этот список отобразить в листе Отчет.

  2. С помощью глобальной сети Интернет дополнить свой Отчет учеными-математиками (фамилия, имя, даты жизни, страна), которые внесли свой вклад в развитие решений систем линейных алгебраических уравнений:

  • Гаусс,

  • Жордан,

  • Крамер.

  1. Пройти тест.

Критерии оценивания работы

В работе должны присутствовать:

  • Формулы, функции;

  • Ссылки на ячейки и рабочие листы;

  • Соответствие названий всех элементов с инструкцией;

  • Форматирование всех листов;

  • Оформление листа «Отчет» по образцу.

Оценка «3» - выполнение 1и 2пункта работы;

Оценка «4» - выполнение пунктов 1-4;

Оценка «5» - выполнение всех пунктов инструкции.

Домашнее задание

Решить систему матричным способом и методом Крамера проверив правильность решения с помощью табличного процессора

Ответ: x=-1; y=0; z=1.

VII. Постановка домашнего задания.

Решить систему линейных алгебраических уравнений

Ответ: x=-1; y=0; z=1.

VIII. Подведение итогов урока.

Выполнение компьютерного теста.

Выставление оценок.

IX Рефлексия.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно ответить на вопросы:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т. п.

Каким было общение на уроке?.



- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- радостным

- дружелюбным

Интернет источники:

  1. ru.onlinemschool.com/math/assistance/equation/kramer/

  2. allmathcad.com/ru/vsjo-o-mathcad/24-vsjo-o-mathcad/matrichnye-vychisleniya.html

  3. ru.wikipedia.org/wiki/

11

© 2010-2022