Технологическая карта урока информатики Построение диаграмм в табличном процессоре

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока информатики

Данные об учителе:Рочева Елена Юрьевна

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 8 «а,б»

Учебник (УМК): Н.Д.Угринович, 2013 «Информатика 8 класс».

Тема урока:Диаграммы в электронных таблицах.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: компьютеры, проектор.

Программное обеспечение:Windows 7, MSOffice 2007.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: предметные результаты - знание общих сведений о приложение Excel, первичные навыки работы в среде Excel

Цели:

Предметные:

  1. Формировать навыки создания диаграмм и графиков.

  2. Формировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

  3. Овладеть простейшими способами представления и анализа статистических данных.

Личностные:

  1. Понимать роль информационных процессов в современном мире.

  2. Понимать важность получения новых знаний и их применения в практической деятельности.

  3. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимание.

Метапредметные:

1.Регулятивные:

  1. Планировать решение учебной задачи.

  2. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентировочных действий в новом учебном материале.

  3. Принимать решения в проблемной ситуации в процессе дискуссии, диалога.

2.Познавательные:

  1. Формулировать ответы на вопросы учителя, по памяти воспроизводить информацию, которая необходима для решения учебной задачи.

  2. Формулировать выводы, структурировать информацию, включая умения выделять главное и второстепенное.

3.Коммуникативные:

  1. Принимать другое мнение, различные точки зрения, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,

  2. Участвовать в диалоге, слушать и понимать своих собеседников.

  3. Формировать навыки и умения безопасного и целесообразного проведения при работе с компьютерными программами.

Форма работы учащихся: фронтальный опрос, компьютерный практикум, парная, индивидуальная, высказывание (проговаривание) своих выводов, рефлексия - демонстрация полученных знаний.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

овладение алгоритмами создания диаграмм в среде Excel.

2 уровень - понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

определение последовательности операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень - самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

самостоятельный выбор наиболее оптимальных средств и способов создания диаграмм.

2 уровень - совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение представить полученный результат в коллективе учащихся.

1 уровень - выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень - самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Структура урока открытия новых знаний:

- этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

- этап актуализации и пробного учебного действия;

- этап выявления места и причины затруднения;

- этап построения проекта выхода из затруднения;

- этап реализации построенного проекта;

- этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

- этап включения в систему знаний и повторения;

- этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формируемые на этапе урока

Самоопределение

Орг. момент. Приветствие обучающихся.

Здравствуйте! Как вы думаете, что нам сегодня пригодится для успешной работы на уроке? Пусть девизом нашего урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех».

Напоминание о технике безопасности в кабинете информатики

Готовность к уроку

Высказывания обучающихся

ЛУУД: формирование навыков самоорганизации

РУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Этап актуализации и пробного учебного действия

На предыдущих уроках мы с вами знакомились с табличным процессором MS Excel. Для чего предназначено это приложение? Ответьте на вопросы слайда (сл.2).

Сегодня мы с вами будем метеорологами. Весь месяц мы вели наблюдения и записывали в дневник. (обучающимся предлагается таблица с данными погоды - сл.3).

Учитель задает вопросы

  • Давайте поработаем с таблицей. Проведем блиц-опрос, прошу ответы давать очень быстро: Какой день был самым холодным в феврале?

  • Какой день был самым теплым в феврале?

  • В течение скольких дней температура была -17С и выше?

  • Можно ли воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в феврале?

Табличный процессор позволяет хранить и обрабатывать большие массивы числовых данных.


Дают ответы. Но ответить быстро будет трудно.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос надо просмотреть всю информацию в таблице.

В таблице собрано много данных и быстро её проанализировать трудно.

ПУУД: актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

КУУД: развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Этап выявления места и причины затруднения

  • Что мешает? С какой проблемой вы столкнулись? Назовите ваши пути решения.

На сл.4 фиксируем проблему: Как можно наглядно представить большие объемы однотипных данных?

А какие графические средства нам в этом помогут? Давайте попытаемся сформулировать тему урока.

Собрано много однотипных данных, которые трудно проанализировать в табличной форме.

Т.к. собранная информация полная, объемная и однотипная,то её можно изобразить графически.

Можно построить график или схему, или диаграмму.

РУУД: развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- развитие памяти и логического мышления:
- актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того, что привычные вещи имеют информационную
характеристику и влияют на жизнь людей;

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Сл. 4. Диаграммы.

Давайте вспомним, на каких еще уроках мы с этим понятием встречаемся?

Пусть каждый из вас сформулирует для себя цель урока: «Я на уроке ...(научусь, смогу, узнаю)

Попытайтесь сформулировать в парах, что такое диаграммы. 2 мин. ( обсуждение,)

Запишем в тетради определение диаграммы.

А какие типы диаграмм существуют?

Сл. 5 Рассматриваем

Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке.

Гистограммы позволяют сравнивать несколько величин в нескольких точках.

Лепестковая диаграмма - для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось.

Математика, Физика, Информатика


Диаграммы-графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении нескольких величин или нескольких значений одной величины. (оформление в тетради).

Оформление в тетради.

ЛУУД: развитие навыков письма

КУУД: развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

ПУУД: формирование умений извлекать информацию;
- добывать новые знания;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Сл. 6 Давайте ответим на вопросы слайда.

  1. Каким образом могут быть визуализированы большие объемы однотипной табличной информации?

  2. Чем определяется выбор того или иного типа диаграммы?

  3. В каких случаях используют круговые диаграммы?

  4. Диаграмму какого типа будете использовать, когда нужно определить рейтинг успеваемости в классе?

С помощью диаграмм и графиков

Характером величин и изменения процессов.

Когда речь идет о частях единого целого (%)

Гистограмму или линейчатую диаграмму

ПУУД: развитие представлений о графиках и диаграммах и их практическом использовании.

КУУД: развитие монологической речи

Этап реализации построенного проекта Технология создания диаграмм

Сегодня мы должны научиться создавать диаграммы в приложении Ecxel. Посмотрим, из каких элементов состоит диаграмма - сл.7

Какие этапы в создании диаграммы можно выделить? (по аналогии с построением графиков функции на уроках математики) Сл.8

Совместно с учащимися заполняется таблица: «Облачность в феврале»

Совместно с учителем выделяют данные и строят диаграмму.(см. Алгоритм - сл.8.)

Давайте проверим верно ли выполнено задание

Обсуждают

Определить тип диаграммы

Составить таблицу значений

Выделить необходимые данные

Построить диаграмму

Отформатировать ее.

Анализируют таблицу

КУУД: Развитие самостоятельности, умения слушать и вступать в диалог.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Давайте выполним практическую работу «Создаем диаграммы и графики» (файл Погода.xls)

Самопроверка по эталону

Физминутка. Упражнения для глаз (файл Физминутка для глаз.ррт)

Дети выполняют работу за компьютерами

Проверяют верность выполнения работы, фиксируют ошибки

Выполняют упражнения

ЛУУД: развитие памяти и элементов логического мышления, развитие представлений о ЗОЖ.

РУУД: анализ полученных результатов

Этап включения в систему знаний и повторения

А где еще в жизни вы еще сталкиваетесь с диаграммами?

А сейчас попробуйте выполнить задания (файл Самые в России. xls для 1 уровня и Самые в России. Doc для 2 уровня). По окончании работы выполняется взаимопроверка по эталону.

Выполним самостоятельную работу, затем проверим по эталону (сл.10-11).

Подведем итоги.

Для чего нужны графики и диаграммы?

Что мы использовали, для того, чтобы сделать более наглядной информацию, представленную в одной таблице?

От чего зависит выбор того или иного вида диаграммы?

Дети выполняют задания

Осуществляется взаимопроверка результата.


С помощью графиков и диаграмм можно визуализировать большой объем однотипной информации.

Чтобы сделать информацию, представленную в таблице более наглядной, мы использовали диаграммы.

От имеющихся данных и цели, ради которой диаграмму создаем.

КУУД: Развитие самостоятельности, умения слушать и вступать в диалог.

ЛУУД: Умение систематизировать полученные знания

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

А теперь запишем домашнее задание (сл.12):

  • Учебник, с. 89-92.

  • Провести мини-исследование «Как я провожу время за компьютером?» и оформить результат в виде диаграммы.

Выберите фразеологизм,характеризующий вашу работу на уроке:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Ума палата

Моя хата с краю

На прощание я хочу вам пожелать, чтобы удача на сегодняшнем уроке стала для вас большим успехом в учебе!

Учащиеся записывают домашнее задание.


Выбирают, поясняют

ЛУУД: Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке

РУУД: Проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценки,

Принимают цель, содержание и способы выполнения д/з


© 2010-2022