• Преподавателю
  • Информатика
  • ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Смена парадигм образования от традиционной к личностно ориентированной требуют от среднего профессионального образования совершенствования подготовки специалиста, становления его как профессионала, не только глубоко знающего свою профессию, но и, способного применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в этой области. Показателем профессионального мастерства специалиста служит его компетентность. Компетентность рассматривается как «способность к решению задач и готовно...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рюмин Станислав Владимирович

В статье рассматриваются основы организации образовательного процесса в ходе внедрения в техникуме компетентностного подхода, процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности на уроках информатики.

Смена парадигм образования от традиционной к личностно ориентированной требуют от среднего профессионального образования совершенствования подготовки специалиста, становления его как профессионала, не только глубоко знающего свою профессию, но и, способного применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в этой области. Показателем профессионального мастерства специалиста служит его компетентность. Компетентность рассматривается как «способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности, а также владение специалистом набором необходимых для его работы компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его должности» [2,3].

В соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности по специальности выпускник должен обладать рядом компетенций, которые предъявляется, в первую очередь, работодателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника. Более того, именно уровень соответствия индивидуальных показателей - ожиданиям работодателя и общества и полагается в качестве основного показателя компетентности.

Стандарт среднего профессионального образования по информатике и информационным технологиям определяет в качестве основного результата обучения достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности.

Вопросам определения целей, содержания, методологии и методики организации подготовки в области информатики и информационно-коммуникационных технологий посвящены исследования Ю. С. Брановского, Я. А. Ваграменко, А. Л. Денисовой, С. А. Жданова, В. Л. Извозчикова, Е. В. Клюевой, О. А. Козлова, П. Ф. Кондратовой.

Информационно-коммуникационная компетентность - это комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ [6].

Главными составляющими информационно-коммуникационной компетенции выпускника являются индивидуальные способности и качества выпускника, определяющие его возможности и умения:

  • самостоятельно искать, анализировать, представлять и передавать информацию;

  • моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе - собственную индивидуальную деятельность и деятельность коллектива;

  • творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ним в процессе продуктивной деятельности;

  • ориентироваться в среде, организационной на базе современных информационных и коммуникационных технологий;

  • квалифицированно использовать в своей практической профессиональной деятельности современные средства информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих многократное увеличение производительности труда.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего специалиста - сложный процесс.

Главной задачей образовательных учреждения среднего профессионального образования становится формирование новой высокоразвитой информационно-образовательной среды, необходимой для подготовки высокопрофессиональных и конкурентоспособных специалистов, обладающих качественно новым уровнем информационно-коммуникационной компетентности, отвечающей требованиям современного информационного общества [1]. Решение этой задачи требует значительной организационно-методической перестройки образовательного процесса.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников на уровне требований информационного общества должно происходить в условиях:

  • значительного повышения уровня информационно-коммуникационной компетентности преподавательского состава;

  • качественно нового технического оснащения учебного заведения средствами ИКТ;

  • системного внедрения и активного использования ИКТ в учебном процессе.

Для определения уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности необходимо определить ее показатели и критерии. В качестве показателей, определяющих уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности можно выделить следующие:

  • осознание недостатка информации и её необходимости в решении какой-либо задачи;

  • осуществление поиска необходимой информации в разных информационных источниках (газеты, журналы, литература, Интернет, и др.);

  • оценивание найденной информации (аналитическая обработка информации, критическое отношение к полученной информации);

  • создание новой информации средствами ИКТ;

  • сохранение и передача информации.

Понятие «информация» является центральным понятием курса информатики. Поэтому изучение любой темы всегда следует выстраивать так, чтобы было понятно, какое отношение она имеет к понятию информации, к представлению информации, к хранению, обработке или передаче информации и при раскрытии основных понятий курса

После рассмотрения понятия информации рассматриваем виды информации по способу получения, а затем кодирование информации. В качестве важнейшего аспекта можно выделить поиск и обработку информации при использовании сетевых технологий в рамках профессиональной подготовки, применение компьютера как средства коммуникации. Возможности оптимизации учебного процесса существенно расширяются с внедрением Интернета, где обмен информации происходит с большой скоростью. При этом появляется осознание того, что работа в Интернете предполагает свободное владение информацией, т. е. самостоятельно искать, анализировать, представлять и передавать информацию.

Таким образом, формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе обучения информатики позволит подготовить конкурентоспособного выпускника, способного ориентироваться в среде, ориентированной на квалифицированное использование средств информационных и коммуникационных технологий в своей практической профессиональной деятельности.

Литература

  1. Вишнякова А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся: Дисс. … канд. пед. наук. - Оренбург, 2002.

  2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. - № 5.

  3. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как её формировать //Информатика и образование. 2004 - № 3. - С. 95-99.

  4. Максимова Е. Б. Современные проблемы формирования коммуникационной культуры в образовании // Вестник Университета Российской Академии Образования. 2007. - № 3.

  5. Матвеева Т. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов // Высшее образование сегодня. 2007. - № 7.

  6. Мельник Е. В. Содержание коммуникативной компетентности педагога / Е. В. Мельник // Психология и шк. : науч.-практ. журн. 2004. - № 4.

  7. Элвин Тофлер. Третья волна // Народное образование. 2008. - № 2.



© 2010-2022