Конспект урока «Поисковые возможности СПС Консультант Плюс для решения ситуационных задач»

Урок изучения возможностей СПС Консультант Плюс, предназначен для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет". Современные профессии требуют не только высокого уровня знаний в предметных областях, но и владения информационно-коммуникационными технологиями для успешного решения практических образовательных и профессиональных задач. В архиве содержатся следующие материалы: план - конспект урока «Поисковые возможности СПС Консультант Плюс для решения ситуационных задач»; презентация к уро...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Информационные технологии в профессиональной деятельности.

Курс: 3

Специальность: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Продолжительность занятия - 90 мин (2 часа)

Тема занятия «Поисковые возможности СПС Консультант Плюс для решения ситуационных задач»

Цель: Закрепить и обобщить знания и умения при решении ситуационных задач по профилю своей специальности с использованием СПС.

Задачи

  • Создание условий для формирования практических навыков по поиску документов в СПС «КонсультантПлюс».

  • Продолжение формирования умений самостоятельно находить необходимую информацию в справочной правовой системе «КонсультантПлюс».

  • Продолжение формирования умений строить аналогии, обобщать, анализировать.

  • Продолжение формирования умений ставить и решать проблемы.

  • Способствование развитию ключевых компетенций (информационная, технологическая, социальная, коммуникативная, готовность делать осознанный и ответственный выбор, готовность к самообразованию).

Вид занятия: практическая работа.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, творчески-воспроизводящие

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная

Методы контроля: формализованные (с помощью компьютера)

Ресурсы и оборудование:

  1. ПК с установленным программным обеспечением: ОС Windows, MS Office, СПС «Консультант Плюс»

  2. Рабочая тетрадь, содержащая условия практических задач.

  3. Презентации по теме занятия,

Уровень усвоения: репродуктивный, продуктивный

Планируемые результаты обучения:

  1. Повторение, закрепление и углубление изученного материала по теме;

  2. Стимулирование познавательного интереса учащихся.

  3. Усиление прикладного аспекта приобретенных знаний;

  4. Применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения типичных жизненных ситуаций.

Планируемые результаты деятельности студентов на занятии:

  1. Заполненные бланки с ответами заданий проверочной работы

  2. Решение задач, записанное в рабочую тетрадь

  3. Создание презентации (выполнение домашнего задания)

ОК

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Содержание занятия

№ п/п

Этапы занятия

Цель этапа

Содержание деятельности

Преподавателя

Студентов

1

2


Организационный

Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые студенты. Сегодня мы продолжим разговор о справочной правовой системе «Консультант Плюс».

Тема нашего занятия «Поисковые возможности СПС Консультант Плюс для решения ситуационных задач» (Слайд1)

Обеспечение мотивации студентов

Ответьте, пожалуйста, на вопросы

  1. Назначение системы «Консультант Плюс»? (Слайд2)

  2. Какие виды информации можно найти в программе «Консультант Плюс»? (Слайд 3)

  3. Какие инструменты поиска существуют в программе? (Слайд 4)

  4. Как быстро найти кодекс, документ? (Слайд 4)

  5. С помощью какого инструмента СПС можно найти ответ, на конкретный правовой вопрос? Подобрать документы для решения профессиональной задачи? (Слайд 5)

  6. А как это сделать? Итак цель нашего занятия?

Отвечают на вопросы. Включаются в процесс целеполагания.

1 ответ: КонсультантПлюс является справочно-правовой системой, назначение такой программы в хранении и пополнении законодательной базы, а так же большое количество консультационной информации по её применению.)

2 ответ

а) Федеральное и региональное законодательство субъектов РФ

б) Решения высших судов, всех арбитражных судов

в) Путеводители КонсультантПлюс для бухгалтеров и кадровых специалистов, консультации в форме «вопрос-ответ», схемы бухгалтерских проводок, материалы прессы, книги

г) Необходимые для делопроизводства типовые формы: договоры, акты, заявления, инструкции и т.п.

3 ответ Карточка поиска, Правовой навигатор, Быстрый поиск

4 ответ.

Воспользоваться ссылкой на нужный кодекс уже со Стартовой страницы или с помощью Карточки поиска, зная реквизиты документа

5 ответ. С помощью Правового навигатора.

6 ответ. Делают предположения о возможных вариантах

3

Целеполагание

Преподаватель проводить обсуждение цели и задач, уточняет и формулирует

Цель: Закрепить знания и умения при решении ситуационных задач по профилю специальности с использованием СПС (Слайд 6)

Сегодня на занятии мы с вами должны сделать:

  1. повторить приемы и технологию поиска документов в ИБ системы «Консультант Плюс»;

  2. отработать умения и навыки поиска документов в системе «Консультант Плюс»;

  3. отработать навыки анализировать полученные знания и умения по данной теме с помощью решения задач

(Слайд 7)

Обсуждение целей и задач урока, формулируют цель занятия и задачи урока

4

Актуализация знаний

Выявить уровень и объем знаний, способствовать развитию информационной компетентности

Для определения вашей готовности к получению новых знаний проверим, как вы умеете находить нужные документы по известным реквизитам.

(выполняют задания, выданные на карточке и заполняют бланки ответов)

Пример №1: (Слайд 8)

Найдите Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию" в следующих трех случаях:

1) если известны номер и примерная дата принятия документа

2) если известны номер и вид документа;

3) если известны номер и орган, принявший этот документ.

(Пример иллюстрирует поиск документов с использованием полей "Номер", "Дата", "Вид документа", "Принявший орган").

Пример №2: (Слайд 12)

Найдите письмо Роструда от 23.06.2006 N 948-6 <Исправление ошибок в трудовой книжке> в следующих трех случаях:

1) если известен номер этого документа;

2) если известна дата принятия и орган, принявший этот документ;

3) если известно название этого документа.

(Пример иллюстрирует поиск документов с использованием полей "Номер", "Принявший орган", "Дата", "Название документа".)

Проверка (самопроверка) решения после сдачи бланков (демонстрация слайдов № 8-11, 12-15 )

Варианты решения:

1-й случай:

1. Откройте Карточку поиска раздела "Законодательство". При необходимости очистите ее, нажав кнопку "Очистить карточку".

2. В поле "Номер" наберите: 375.

3. В нижней части Карточки поиска будет указано, сколько документов из раздела "Законодательство" имеет заданный номер. Видно, что таких документов довольно много.

4. Уточните запрос, задав в поле "Дата" (вкладка "Диапазон") значение: 15.06.2007

5. Постройте список документов (F9).

2-й случай:

1. Откройте Карточку поиска раздела "Законодательство". При необходимости очистите ее, нажав кнопку "Очистить карточку".

2. В поле "Номер" наберите: 375.

3. В нижней части Карточки поиска будет указано, сколько документов из раздела "Законодательство" имеет заданный номер. Видно, что таких документов довольно много.

4. Уточните запрос, задав в поле "Вид документа" значение ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

5. Постройте список документов (F9).

3-й случай:

1. Откройте Карточку поиска раздела "Законодательство". При необходимости очистите ее, нажав кнопку "Очистить карточку".

2. В поле "Номер" наберите: 375.

3. В нижней части Карточки поиска будет указано, сколько документов из раздела "Законодательство" имеет заданный номер. Видно, что таких документов довольно много.

4. Уточните запрос, задав в поле "Принявший орган" значение ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ.

5. Постройте список документов (F9).

Варианты решения:

1-й случай: (Слайд 13)

1. Откройте Карточку поиска раздела "Законодательство". При необходимости очистите ее, нажав кнопку "Очистить карточку".

2. В поле "Номер" задайте значение: 948-6.

3. Постройте список документов (F9).

2-й случай: (Слайд 14)

1. Откройте Карточку поиска раздела "Законодательство". При необходимости очистите ее, нажав кнопку "Очистить карточку".

2. В поле "Дата" задайте дату: 23.06.2006.

3. В нижней части Карточки поиска будет указано, сколько документов из раздела "Законодательство" принято 23.06.2006 г., т.е. соответствует сделанному запросу. Видно, что таких документов довольно много. Уточните запрос, задав в поле "Принявший орган" значение РОСТРУД (можно указать краткое или полное название принявшего органа).

4. Постройте список документов (F9).

5. Список получился небольшим. Выберите из него искомый документ.

3-й случай: (Слайд 15)

1. Откройте Карточку поиска раздела "Законодательство". При необходимости очистите ее, нажав кнопку "Очистить карточку".

2. В поле "Название документа" (вкладка "Основной поиск") введите: ОШИБКИ ТРУДОВАЯ КНИЖКА.

3. Постройте список документов (F9).

5

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

Первичное закрепление

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

СПС «КонсультантПлюс» - инструмент практической работы для любого пользователя. Выполняя практическую работу на предыдущих занятиях, вы убедились в том, насколько широк круг вопросов, ответы на которые можно получить с помощью СПС «КонсультантПлюс». Сейчас вашему вниманию предлагается решить ряд практических задач из области финансово-экономических знаний, связанный с реальными ситуациями.

Для этого воспользуемся рабочими тетрадями, где вам предложено описание различных способов решения проблем и практические задания разной сложности

  1. Быстрый поиск документа без известных реквизитов

Первый пример выполняем совместно (преподаватель выполняет вместе со студентами, выводя решение на доску).

Пример 1. Необходимо найти документы, в которых содержится информация о правилах регистрации счетов- фактур с исправлениями.

Технология выполнения:

  1. Выбрать вкладку Карточка поиска.

  2. В поле Текст документа ввести - Регистрация счетов-фактур с исправлениями.

  3. Построить список документов.

  4. Открыть документ.

Пример 2 Найти документ, которым направлено разъяснение о том, облагается ли повышенная стипендия налогом. При этом неизвестно, кем принят этот документ: то ли Минобразованием РФ, то ли Рособразованием, то ли Минобрнауки РФ

Технология выполнения:

1Карточка поиска раздела «Законодательство».

2. В поле «Принявший орган» последовательно выберем значения: МИНОБРНАУКИ РОССИИ, РОСОБРАЗОВАНИЕ, МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ, отмечая их каждый раз галочкой.

3. Соединим их логическим условием ИЛИ.

4. В поле «Текст документа» введем: СТИПЕНДИЯ НАЛОГ.

5. Построим список документов

6. Будет найдено Письмо Рособразования от 15.03.2005 № 16-55-69ин/04-06 <Об освобождении от налогообложения стипендий>, из которого мы узнаем, что студенческие стипендии НДФЛ не облагаются.

Пример 3 Найдите документ, принятый в первом квартале 2014 года, которым устанавливается коэффициент индексации социальной пенсии

Технология выполнения:

1. Поле "Текст документа" - " ИНДЕКСАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕНСИИ ".

2. В поле "Дата": С 01.01.2014 ПО 31.03.2014

3 Строим список документов.

4. Открываем документ.

Самостоятельно:

  1. Найти документы, в которых сказано о том, где расположен и из чего состоит штрих-код налоговых деклараций и иных документов, предоставляемых в налоговые органы.

  2. Найти документ, определяющий размер возмещения по застрахованному вкладу в банках

  3. Найти правила ввоза в РФ валюты и ценных бумаг.

II. Быстрый поиск документов по практическому вопросу с помощью «Правового навигатора».

Пример 1.

Найти классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Технология выполнения:

  1. Выбрать вкладку Правовой навигатор.

  2. В строке «Найти слова» набрать - ОС Классификация.

  3. Отметить - Классификация ОС. Амортизационные группы.

  4. Построить список документов.

Пример 2

Гражданин А. добирался на работу транспортом предприятия. Выходя из автобуса, поскользнулся и травмировал ногу. Выясните, за счет каких источников финансируется выплата пособия по временной нетрудоспособности в этом случае (несчастный случай на производстве)

Технология выполнения

1. Выбираем "Правовой навигатор".

2. В строке набираем «БОЛЬНИЧНЫЙ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ»

3. В группе понятий «БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ» выбираем ключевое понятие «БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ ПРИ ТРАВМЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ».

4. Строим список документов.

Самостоятельно:

  1. Найти тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, действующие в настоящее время.

  2. Нужно определить, каким образом оплачивается сдельная работа в выходные или праздничные дни

  3. Найти информацию касающуюся порядка проведения налоговых проверок.

III. Поиск документов по практическому вопросу с помощью «Быстрого поиска»

Пример 1 Необходимо найти Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Технология выполнения

1. В строке Быстрого поиска зададим: ЗАКОН О ГОСРЕГИСТРАЦИИ ЮРЛИЦ

2. Строим список документов. Искомый документ будет находиться вверху списка

Пример 2

Выясним, какова продолжительность отпуска для сдачи госэкзаменов работникам-студентам, обучающимся по очной форме обучения

Технология выполнения

  1. В строке Быстрого поиска зададим: ОТПУСК ДЛЯ СДАЧИ ГОСЭКЗАМЕНОВ

  2. Откроем Трудовой кодекс РФ

В ст. 173 «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения» дан ответ на вопрос

Самостоятельно:

  1. Выясните, может ли неработающая мать отказаться от использования стандартного налогового вычета по НДФЛ на ребенка в пользу работающего отца ребенка

  2. Найдите описание образца международного водительского удостоверения. Дополнительно выясните, можно ли для такого документа сфотографироваться в головном уборе.

  3. Найдите Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

Студенты работают с «Рабочими тетрадями по изучению СПС КонсультантПлюс» (приложение 2).

Первый пример выполняют вместе с преподавателем, (технология выполнения так же занесена в рабочие тетради)

Второй и третий пример выполняют вместе с комментариями отвечающих студентов и показом решения на доске. Решение записывают в рабочие тетради.

4 и 5 (6) примеры выполняют самостоятельно (При возникающих трудностях обращаются к преподавателю)

После выполнения показывают результат преподавателю и записывают решение в тетрадь..

6

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Повторение изученного материала по рабочим тетрадям, составление презентации по работе с СПС «КонсультантПлюс».

(Презентация должна состоять не менее чем из 5 слайдов.

Примерная тематика следующая:

1 слайд - тематическая страничка СПС «КонсультантПлюс»,

2 слайд - основные возможности и преимущества СПС «КонсультантПлюс»,

3 слайд - содержание основных информационных банков СПС «КонсультантПлюс»,

4 слайд - основные инструменты работы (по видам информации),

5 слайд - ваши впечатления о программе СПС «КонсультантПлюс».)

(демонстрация слайда № 16) )

Студенты записывают домашнее задание в тетрадь, задают вопросы по его выполнению.

7

Подведение итогов занятия, рефлексия.

Оценивание

Проанализировать степень достижения целей, способствовать развитию готовности студентов к самообразованию

Итак, наше занятие подошло к концу. Давайте еще раз повторим: (Слайд 17)

  1. Назначение системы «Консультант Плюс»?

  2. Какие виды информации можно найти в программе «Консультант Плюс»?

  3. Какие инструменты поиска существуют в программе?

  4. Как быстро найти документ по известным реквизитам?

  5. Как быстро найти документ без известных реквизитов?

  6. Как найти документы по практическому вопросу?

  7. Как вы думаете, насколько в дальнейшей вашей профессиональной деятельности будет востребована практика применения СПС «КонсультантПлюс»?

На сегодняшнем уроке хорошо поработали следующие учащиеся:

Они давали хорошие полные ответы на вопросы и успешно справились с практическим заданием. Остальным студентам я объявлю оценки на следующем уроке после проверки самостоятельных работ.

Спасибо за активную работу!

Отвечают на поставленные вопросы, делают выводы, высказывают свою оценку.



© 2010-2022