Разработка урока по информатике на тему Количество информации и един. измерения информации

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ибдиминова Дилярам Укаржановна

учитель информатики

СШ имени акына Мукагали Макатаева


Тема: «Количество информации. Единицы измерения информации» 5 класс

Цель: введение и ознакомление учащихся с новыми понятиями «количество информации», «бит», «байт», «информационный объем сообщения», «скорость передачи информации», закрепление нового материала на практике.

Задачи:

1. Образовательная: познакомить учащихся с новыми терминами - «количество информации», «бит», «байт», «информационный объем сообщения», «скорость передачи информации», закрепить новый материал в ходе выполнения практических заданий.

2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления ребят, внимания, памяти, усидчивости, развивать умения и навыки работы с информацией за компьютером и в ходе решения элементарных математических задач.

3. Воспитательная: содействовать развитию информационной культуры учащихся, формировать познавательный интерес у ребят.

Тип занятия: Изучение нового материала.
Форма: Урок - лекция с элементами беседы, практика.
Учебно-организационная деятельность: индивидуальная и групповая.
Оснащение занятия: ПК, м/м проектор, ТП Word, программа «Калькулятор», презентация, тест, индивидуальные задания, проверочные итоговые задания.

План урока.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Объяснение нового материала

4. Закрепление материала

5. Домашнее задание

6. Итог урока

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Запись отсутствующих. Организация раб. места.

2. Проверка домашнего задания.

проводит фронтальный опрос по теме «Способы обработки информации».

  1. Изучение нового материала:

Для хранения и передачи информации человеку нужно ее зафиксировать. Например, для записи текста человек использует буквы, для записи музыки - ноты, для записи чисел - цифры. Расстояние измеряют в сантиметрах, метрах, километрах, вес - в граммах, в килограммах и т.д.

Так как компьютер - электронная машина и воспринимает только электрические сигналы, то каждый знак (буква, цифра, видео, звук) в компьютере должен быть переведен на язык сигналов: 1 - есть сигнал, 0 - нет сигнала . Эти нули и единички называются битами.

Учащиеся делают конспект в тетрадях под диктовку учителя.

Бит - это наименьшая единица измерения информации, которая может принимать только одно из двух значений - 0 или 1.

Байт - это единица измерения информации, равная 8 битам.

1 байт = 8 бит

1 байт кодирует один символ (буква, цифра, пробел, знак препинания).

Пример подсчета количества информации в тексте - учитель показывает на доске решение задачи.

Крупные единицы измерения информации:

1 Килобайт (Кб) = 1024 байта

1 Мегабайт (Мб) = 1024 Кб

1 Гигабайт (Гб) = 1024 Мб

1 Терабайт (Гб) = 1024 Гб

Информационный объем сообщения - количество информации в сообщении, измеренное в битах, байтах, Кбайтах и т.д.

Скорость передачи информации - это количество информации, передаваемое за единицу времени. Измеряется скорость в бит/с, в байт/с.

Физкультурная минутка.

Например, в 100 Мб можно «уместить»:

50000 - страниц текста, 150 - цветных слайдов,

10 минут - музыкального фрагмента, 15 секунд - фильма.

Давайте мы с вами попробуем рассчитать информационный объем страницы учебника. Например, пусть на странице учебника помещается 50 строк, в каждой строке 60 знаков. Рисунков в книге нет. Значит, страница учебника будет иметь следующий информационный объем 60*50=3000 байт. Если в учебнике 250 страниц, то его объем равен 3000+250 = 750000 байт. Чтобы узнать поместиться ли наша книга на диск размером 700Мб, нужно 750000/1024=733Кб.

733/1024= 0, 716Мб.

0, 716Мб < 700Мб.

Следовательно, информационный объем нашей книги помещается на диск объемом 700Мб.

  1. Закрепление: практическая работа за компьютером. Она расписана в учебнике по уровням от легкого к более сложному. На уровне А расписано задание пошагово. На уровне В более сложное. Задание уровня С предназначено для более сильных учащихся.


  1. Итоги урока: выставление оценок за практическую работу. Подведение итогов урока.


  1. Домашнее задание

а) 200 байт и 0,25 Кбайта,
б) 3 байта и 24 бита,
в) 1536 бит и 1,5 Кбайт,
г) 1000 бит и 1 Кбайт,
д) 8192 байта и 1 Кбайт.

© 2010-2022