Информационные модели управления объектами

        Класс: 9 .         Форма проведения: Объяснение нового материала.         Тема: Информационные модели управления объектами.         Цель: Сформировать у учащихся знания об информационных моделях систем управления.         Задачи:         Образовательные: Дать представление об управлении и его значении в жизни живых организмов.         Воспитательные: Продолжать воспитывать информационную культуру учащихся.         Развивающие: Продолжать развитие стремление к активной познавательной деят...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 9 .

Форма проведения: Объяснение нового материала.

Тема: Информационные модели управления объектами.

Цель: Сформировать у учащихся знания об информационных моделях систем управления.

Задачи:

Образовательные: Дать представление об управлении и его значении в жизни живых организмов.

Воспитательные: Продолжать воспитывать информационную культуру учащихся.

Развивающие: Продолжать развитие стремление к активной познавательной деятельности, аккуратности.

Методы: словесный (рассказ, объяснение, диалог), наглядный.

Оборудование: Презентация.

План урока:

- Орг. момент.

- Актуализация знаний.

- Объяснение нового материала.

- Подведение итогов.

- Домашнее задание.





Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Достали все тетради, книги, ручки и дневники. Садитесь.

(проверка отсутствующих).

Здравствуйте.

2. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы проходили тему: «Экспертные системы распознавания химических веществ». Теперь проверим,
как же вы усвоили материал:

  1. Что такое экспертная система?



  1. Достоинство экспертной системы.


  1. Основная задача экспертной системы.


  1. объяснение блок-схемы.

А теперь соберите домашнее задание, чтоб я могла их проверить.


ЭС- это программа, для компьютера, которая оперирует со знаниями в определенной предметной области с целью выработки рекомендаций и решения проблем.

Накопление знаний, хранение информации длительное время.

Распознавание объектов или его составление.


3. Объяснение нового материала.

Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока: «Информационные модели управления объектами».

Любой живой организм постоянно получает информацию из внешнего мира с помощью органов чувств (зрение, слух. обоняние, осязание и т.д.), а затем обрабатывает ее и использует в своей повседневной жизни. Одной из важнейших функций для живых существ является управление своим поведением. Приведите пример управления поведением.

Возьмем модель «жертва-хищник». Наши любимые герои заяц и волк. Кто может описать их поведение друг к другу.

Таким образом процессы управления играют важную роль в процессе функционирования различных систем.

Кто как это понимает? Или хотя бы приведите примеры.

Например: человек-телевизор,

хозяин-собака, светофор-автомобиль.

В настоящее время трудно представить свою жизнь без ЭВМ. А почему?

Да, правильно. Сейчас все автоматизировано. Все делается с помощью компьютера. Например: печатают книги, водят расчеты, общаются с людьми и т.д.

А сейчас поговорим об использовании ЭВМ для управления.

Например, в процессе управления самолета в режиме автопилота компьютер получает информацию от датчиков (скорости, высоты), обрабатывает ее и передает команды на исполнительные механизмы, изменяющие режим полета (двигатели), то есть происходит взаимодействие между частями системы.

Кто мне скажет, что же такое управление?

Давайте, запишем:

Управление - это целенаправленное взаимодействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты - управляемые.

Можно сказать, что в любом процессе управления всегда происходит взаимоотношение двух объектов: управляющего и управляемого.

Выше мы рассмотрели примеры, какие же из этих объектов управляющие, а какие - управляемые?

Кто же может привести свои примеры управления процессами?

Примеры:

  1. пилот управляет самолетом, а помогает ему автопилот.

  2. директор и его заместители управляют производством, а учитель обучением школьников.

  3. без дирижера большой оркестр не может согласованно исполнять музыкальное произведение, хоккейная, футбольная и баскетбольная команды обязательно имеют одного или несколько тренеров, которые организуют подготовку спортсменов к соревнованиям.

Управляющие и управляемые объекты между собой соединяются каналами связи. Это может быть прямой канал связи и обратный канал связи.

Кто-нибудь знает, чем отличаются эти каналы связи?

Ладно, тогда рассмотрим простую ситуацию: светофор-автомобиль. Их взаимодействие можно описать след схемой:

Информационные модели управления объектами.

Эта схема управления без обратной связи. Здесь управляющему объекту даются определенные команды.

  1. светофор-автомобиль: красный -стоять, зеленый - ехать, желтый -приготовиться.

  2. хозяин-собака: сидеть, стоять, голос, взять.

  3. чуловек-телевизор: включить, выключить, переключить канал.

Отсюда ясно, что команды даются не случайным образом, а с определенной целью. А для достижения более сложной цели необходимо выполнить последовательность команд.

Из рассмотренных примеров можно сказать, что в соответствии со схемой работает только: светофор - машина. Так как светофор «не глядя» управляет движением машин (не обращая внимания на обстановку на перекрестке).

Совсем иначе протекает процесс управления телевизором или собакой. Как это происходит?

Да, прежде чем дать очередную команду человек смотрит на результат выполнения предыдущей команды.

Обратная связь - это процесс передачи информации о состоянии объекта управления к управляющему объекту.

Управление с обратной связью соответствует следующей схеме:

Информационные модели управления объектами.

Таким образом любую систему с обратной связью можно рассматривать, как симметричную систему. То есть наличие обратной связи приводит к тому, что субъект и объект управления меняются местами.

В качестве примера рассмотрим систему «жертва-хищник». В качестве ограничения обратной связи, и те, и другие используют мимикрию. Также они используют различные приспособления, приобретенные в процессе эволюции: бегать, иметь рога и копыта, острые клыки.

Все это приводит к резкому сокращению числа хищников для животных с одной стороны, а с другой к сокращению числа животных для хищников.

Другими словами каждый хищник приобретает свою жертву, и наоборот. Кто мне это объяснит?

Можно сделать вывод: в управлении без обратной связи алгоритм представляет собой линейную последовательность команд. Это как в примере со светофором: красный-желтый-зеленый-желтый-красный и т.д.

А если мы говорим об управлении с обратной связью, то алгоритм действий становится более гибким, то есть здесь может быть какая - нибудь проверка условия, ветвления, цикла.

Если в примере вместо светофора на перекрестке работает милиционер - регулировщик, то управление движением станет более рациональным. Почему?

Да, регулировщик видя обстановку на дороге дает свои определенные команды.

А теперь приведите мне примеры по всей сегодняшней теме и объясните их. При этом вы сами должны определить где управляющий, а где управляемый, и сказать какая же между ними связь.





Молчание.

Высказывают свое мнение.



Отвечают.





Говорят свои варианты.




Отвечают.

















Приводят свои вариантов ответов.















Отвечают.

















4. Подведение итогов.

Все поняли данную тему?

5. Домашнее задание

Открываем дневники и пишем домашнее задание:

§3.8, читать конспекты.

Урок окончен. До свидания.

Записывают домашнее задание.

До свидания.


© 2010-2022