- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка по информатике на тему: «Создание документов в текстовом редакторе Microsoft Word»
Методическая разработка по информатике на тему: «Создание документов в текстовом редакторе Microsoft Word»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дмитренко Р.Ф. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство здравоохранения Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Саткинский медицинский техникум»
Методическая разработка
практического занятия
для преподавателей
медицинских училищ и колледжей
по дисциплине: Информатика
Тема: «Создание документов
в текстовом редакторе Microsoft Word»
Специальность:
31.02.01 «Лечебное дело»
2015
Рассмотрена на
Заседании ЦМК
«___»_______2015
Утверждаю:
Зам.директора по УР
«___»_______2015
Составитель: преподаватель информатики Р.Ф. Шагивалиева
СОДЕРЖАНИЕ
Методическое пояснение
Данная методическая разработка предназначена для подготовки к практическому занятию преподавателей информатики. Данное занятие проводится в 1 семестре.
По календарно-тематическому плану на тему «Создание документов в редакторе Microsoft Word» выделено:
Практика - 4 часа
Значение темы в курсе.
Изучение данной темы в курсе информатики связано с тем, что Word - наиболее популярный текстовый редактор. Он позволяет создавать документы, содержащие текст, таблицы и графику, на профессиональном уровне.
Данная тема имеет большое значение в курсе изучения приложений для Windows. В ходе освоения текстового редактора Word для Windows учащиеся научатся создавать и редактировать самые различные документы: начиная с простых текстов, и заканчивая документами, содержащими рисунки, графики и диаграммы, а также фигурный текст.
Данная тема подготавливает учащихся к изучению других приложений фирмы Microsoft, таких как Excel и PowerPoint, так как они имеют похожий интерфейс и одинаковые функции для работы с текстом и графикой.
Место темы в курсе.
Данная тема изучается одной из первых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows.
После изучения текстового редактора Word можно переходить к изучению других приложений для Windows, так как все они имеют одинаковые функции работы с текстом, а приложения фирмы Microsoft - и точно такие же функции работы с графикой.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом в области информатики после изучения темы:
Студент должен иметь представление:
-
Что такое текстовый документ?
-
Расстановка номеров страниц
-
Колонтитулы
Студент должен знать:
-
Основные пункты меню и пиктографических панелей инструментов;
-
Основные понятия.
-
После изучения данной темы у учащихся должен сформироваться определённый требуемый объём знаний по данному разделу курса.
Студент должен уметь:
-
работать с редактором Word для Windows, освоить - подготавливать документы в редакторе Word
-
редактировать текст, изменять шрифт и стили в готовом тексте;
-
работать с выделенными фрагментами;
-
осуществлять поиск и замену фрагментов текста в документе;
-
проверять правописание в документе;
-
открывать и сохранять файлы с документами;
-
совмещать в документе текст и графику;
-
устанавливать режимы печати и распечатывать документ на принтере.
Методическая разработка содержит цели занятия. На занятии по данной теме используются различные виды контроля (письменный, устный, практический) вопросы и эталоны ответов приведены в приложениях.
Методическая разработка содержит этапы планирования занятий с подробным описанием деятельности преподавателя и студентов и методическим обоснованием.
Перечень основной и дополнительной литературы для подготовки к занятию приводится в конце методической разработки.
Цели:
Образовательные:
-
изучить информационные технологии создания, сохранения и подготовки к печати документов с помощью редактора MsWord;
-
познакомиться с основными операциями форматирования документов;
-
отработка навыков работы по форматированию документов;
-
закрепить на практике полученные знания.
Развивающие:
-
формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету;
-
развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся знания на практике.
Воспитательные:
-
формирование самостоятельности при выполнении практической работы и ответственности при работе с ПК;
-
Вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
-
Воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
-
воспитывать аккуратность.
Воспитательные цели не являются обособленными, поскольку процесс обучения и воспитания человека един. Он лишь решается специфически в каждом учебном предмете на его материале и его методами.
Место проведения занятия
Компьютерный класс (один компьютер на одного учащегося)
Количество часов: 2 часа (90 минут)
Оснащение:
-
Методическая разработка для преподавателей
-
Михеева Е.В. «Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности».
-
компьютеры
-
мультимедийный проектор;
-
текстовый редактор WORD.
Методы
-
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) -преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и по мере возможности запоминают ее.
-
Практический - совершенствование, углубление и применение теоретических знаний, умений по практике, стимулирование познавательной деятельности;
-
Репродуктивный - воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям преподавателя;
Методические приемы:
-
Объяснение.
-
Демонстрация слайдов
-
Беседа
-
Работа с учебником
Методы контроля:
-
Письменный - дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (тестирование)
-
Устный
-
Фронтальный опрос - беседа преподавателя с группой
-
Комбинированный опрос - беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.
-
-
Практический - определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе на компьютере.
Применение различных методов способствует созданию рабочей обстановки, творческой активности и заинтересованности студентов.
Хронологическая карта занятия
-
Организационный момент…………………………………………...5 мин.
-
Цели и план занятия……….…………………………………..……..5 мин.
-
Контроль исходного уровня знаний…………………………..…...15 мин.
-
Объяснение нового материала……………..………………..……..20 мин.
-
Инструктаж по выполнению самостоятельной работы…………..15 мин.
-
Самостоятельная работа под руководством преподавателя….….90 мин.
-
Итоговый контроль (тестирование)....………………………….….15 мин.
-
Подведение итогов занятия……………………..…………….…....10 мин.
-
Домашнее задание……………………………………………..……..5 мин.
Итого: 180 минут
Результаты сформированности компетенций при изучении темы «Создание документов в текстовом редакторе Microsoft Word»:
Компетенции
Наименование результата освоения темы
ОК - 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК - 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК - 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК - 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК-7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК- 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации
ОК- 9.
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ПК 2.1.
Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.3.
Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.6.
Вести утвержденную медицинскую документацию.
Этапы планирования занятия
Название этапа
Описание деятельности
Методическое обоснование
Время (мин.)
Преподаватель
студенты
-
Организационный момент
Приветствует учащихся, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию, внешний вид, отмечает отсутствующих.
Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места
Организует и дисциплинирует учащихся, воспитывает аккуратность, ответственность учащихся, самоконтроль.
5 мин
-
Цели и план занятия. Мотивация.
Сообщает тему занятия. Формулирует перед учащимися цели и задачи. Мотивирует учащихся к изучению данной темы.
(Слайды № 1-4)
Записывают дату, тему. Осмысливают план занятия, ставят перед собой цели.
Настраивает на целенаправленную деятельность, активизирует внимание, формирует познавательный интерес к занятию.
5 мин
-
Контроль исходного уровня знаний
Фронтальный опрос, готовящий студентов к закреплению материала по теме (приложение 1)
(Слайды № 5-6)
Повторяют основные понятия. Имеют возможность пользоваться учебником, конспектами.
Данный этап способствует подготовке закрепления материала.
15 мин
-
Объяснение нового материала
Повторить способы создание текстовых документов с помощью меню Пуск и контекстного меню, обратить внимание на разницу в сохранении между этими способами.
Форматирование страницы включает в себя: поля документа, ориентацию страницы, размер бумаги. Все это находится в меню Файл - Параметры страницы. Обратить внимание учащихся на необходимости знать правила установки параметров страницы согласно требованиям к оформлению документов. Дать понятие колонтитула, примеров его использования. Колонтитулы вставляются с помощью команды Вид - Колонтитул.
Текстовый редактор позволяет автоматически нумеровать страницы. Делается это с помощью команды Вставка - Номера страниц.
Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией слайдов «Создание документов в текстовом редакторе» на экране.
(Слайды № 7-33)
Записывают основные определения и команды форматирования.
Формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету.
20 мин
-
Инструктаж по выполнению самостоятельной работы
Формулирует задание: в тетрадях для практических занятий записать обозначения команд форматирования. Дает инструкцию по выполнению практического задания на компьютере.
(Слайд № 34)
Записывают план действий выполнения задания.
Побуждение студентов к деятельности, формирование познавательного интереса, формирование алгоритма практической деятельности, осмысление этапов занятия, обработка умений и рационально планировать работу.
15 мин
-
Самостоятельная работа под руководством преподавателя
Контролирует работу студентов за компьютером, помогает исправить ошибки при выполнении задания, оказывает необходимую помощь, наблюдает за работой подгруппы в целом и за каждым студентом в отдельности. Оценивает, насколько правильно набран и отредактирован текст.
Выполняют задания на компьютере по учебнику: «Ввести и отформатировать текст по образцу». При необходимости обращаются за помощью к преподавателю.
Отработка умения работы с учебником. Умение применять приобретенные теоретические знания при выполнении практического задания. Умение находить ошибки и работать над их устранением, приобретение опыта самостоятельных действий при выполнении практического задания.
90 мин
-
Итоговый контроль
Применяя тестовый контроль, контролирует уровень усвоения урока. Следит за работой студентов.
(Слайды № 35-39)
Самостоятельно решают и письменно отвечают на вопросы теста
Закрепление пройденного материала, определение уровня усвоения урока, развивает умение решать тесты.
15 мин
-
Подведение итогов занятия
Преподаватель подводит итоги занятия, дает обобщенную оценку знаний и умений учащихся, уровень их пользования компьютером. Выставляет и объявляет оценки. Знания оцениваются по 5 -бальной системе.
Студенты принимают участие при подведении итогов, слушают преподавателя, обращают внимание на его замечания.
Развивает умение анализировать свои ошибки. Стимулирует интерес к дальнейшему изучению работы на компьютере.
10 мин.
-
Домашнее задание
Предлагает записать домашнее задание, сообщает тему, страницы учебника, дает задание прочитать главу и ответить на вопросы в конце главы.
(Слайд № 40)
Записывают домашнее задание.
Домашнее задание дается для закрепления изученного на занятии.
5 мин
Выводы - заключение
Данное методическое пособие может использоваться преподавателем для проведения практического занятия по общей информатике для закрепления теоретического материала, полученного студентами на лекциях, может оказать существенную помощь преподавателю.
На данном занятии в большей степени внимание отводится самостоятельной работе студентов на компьютере, которое развивает умение пользоваться современными информационными технологиями.
Методы и приемы обучения, используемые на занятии, помогают достижению поставленных целей.
Литература
-
Алгоритмы педагогической деятельности (методическое пособие)
-
Гейн А.Г. Информатика.10-11 класс общеобр.учр. - М.: Просвещение, 2003
-
Методическое пособие «В помощь преподавателю» -М.: ВУНМЦ, 1999
-
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. М. : Издательский центр «Академия», 2013.
-
Периодическое издание Газета «Информатика»
-
Практикум по информатике: учебное пособие для студ.сред.проф.образования/ Е.В.Михеева. -М.: Академия, 2007
-
Применение международных информационных технологий в учебном процессе. CD диски.
-
Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2005/2006 учебного года» - festival.1september.ru
-
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002
-
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. - Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998
-
Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобраз. Учр. - М.: Бином , 2006
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Приложение №1
Контроль исходного уровня знаний:
-
В чем заключается принцип кодирования текстовой информации?
-
Какие кодировки используются на компьютере, в чем их различие?
-
С какой целью ввели кодировку Unicode?
-
Назовите этапы подготовки текстовых документов.
-
С помощью чего вводится информация?
-
Что такое редактирование?
-
Какие операции входят в процесс редактирования текстового документа?
-
А что такое форматирование?
-
Какие операции входят в форматирование документа?
-
В каком формате нужно сохранить файл, чтобы он мог быть прочитан в других приложениях с сохранением форматирования?
Приложение №2
Эталоны ответов контроля исходного уровня знаний:
-
Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие уникальный десятичный код от 0 до 255 или соответствующий ему двоичный код от 00000000 до 11111111. Компьютер различает символы по их коду (человек по их начертанию)
-
Существует 5 однобайтовых кодовых таблиц для русских букв (Windows, MS-DOS, КОИ-8, Мас, ISO), поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой.
-
В н.в. широкое распространение получил новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ не 1 байт, а 2 байта, и поэтому с его помощью можно закодировать не 256 символов, а N=216 = 65536 различных символов.
-
Ввод, редактирование, форматирование.
-
С помощью клавиатуры.
-
Это изменение содержания документа.
-
Исправление ошибок (правописание), удаление и добавление фрагментов.
-
Изменение внешнего вида документа.
-
Начертание, шрифт, выравнивание, абзацные отступы, размер шрифта.
-
Существуют универсальные форматы текстовых файлов (например TXT, RTF, DOC , HTML), которые м.б. прочитаны большинством текстовых редакторов.
Приложение № 3
Тест: «Редактирование и форматирование текстового документа».
1 вариант
Вопрос №1: Текстовый редактор - программа, предназначенная для...
Выберите один из вариантов ответа:
-
создания, редактирования и форматирования текстовой информации
-
работы с изображениями в процессе создания игровых программ
-
управление ресурсами ПК при создании документов
-
автоматического перевода с символьных языков в машинные коды
Вопрос №2: В ряду "символ" - ... - "строка" - "фрагмент текста" пропущено:
Выберите один из вариантов ответа:
-
"слово"
-
"абзац"
-
"страница"
-
"текст"
Вопрос №3: Символ, вводимый с клавиатуры при наборе, отображается на экране дисплея в позиции, определяемой:
Выберите один из вариантов ответа:
-
задаваемыми координатами
-
положением курсора
-
адресом
-
положением предыдущей набранной букве
Вопрос №4: Курсор - это
Выберите один из вариантов ответа:
-
устройство ввода текстовой информации
-
клавиша на клавиатуре
-
наименьший элемент отображения на экране
-
метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры
Вопрос №5: При наборе текста одно слово от другого отделяется:
Выберите один из вариантов ответа:
-
точкой
-
пробелом
-
запятой
-
двоеточием
Вопрос №6: В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливаются:
Выберите один из вариантов ответа:
-
Гарнитура, размер, начертание
-
Отступ, интервал
-
Поля, ориентация
-
Стиль, шаблон
Вопрос №7: Меню текстового редактора - это:
Выберите один из вариантов ответа:
-
часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом
-
подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при создании документа
-
своеобразное "окно", через которое тест просматривается на экране
-
информация о текущем состоянии текстового редактора
Вопрос №8: Редактирование текста представляет собой:
Выберите один из вариантов ответа:
-
процесс внесения изменений в имеющийся текст;
-
процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
-
процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;
-
процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.
Вопрос №9: Какие бывают виды форматирования? (Возможно несколько вариантов ответа).
Выберите несколько вариантов ответа:
-
Символа
-
Книги
-
Бумаги
-
Абзаца
-
Правописания
Вопрос №10: Установите последовательность действий использования формата по образцу.
Укажите порядок следования вариантов ответа:
-
Поставить курсор на абзац по формату которого будет производиться форматирование
-
Выбрать инструмент кисть
-
левой кнопкой мыши щелкнуть по нужному абзацу
-
Указатель мыши примет вид кисточки
Тест: «Редактирование и форматирование текстового документа».
2 вариант
Вопрос №1: Какие бывают виды форматирования? (Возможно несколько вариантов ответа).
Выберите несколько вариантов ответа:
-
Книги
-
Бумаги
-
Абзаца
-
Правописания
-
Символа
Вопрос №2: В ряду "символ" - ... - "строка" - "фрагмент текста" пропущено:
Выберите один из вариантов ответа:
-
"абзац"
-
"страница"
-
"текст"
-
"слово"
Вопрос №3: Курсор - это
Выберите один из вариантов ответа:
-
метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры
-
устройство ввода текстовой информации
-
клавиша на клавиатуре
-
наименьший элемент отображения на экране
Вопрос №4: Текстовый редактор - программа, предназначенная для...
Выберите один из вариантов ответа:
-
создания, редактирования и форматирования текстовой информации
-
работы с изображениями в процессе создания игровых программ
-
управление ресурсами ПК при создании документов
-
автоматического перевода с символьных языков в машинные коды
Вопрос №5: В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливаются:
Выберите один из вариантов ответа:
-
Гарнитура, размер, начертание
-
Отступ, интервал
-
Стиль, шаблон
-
Поля, ориентация
Вопрос №6: Меню текстового редактора - это:
Выберите один из вариантов ответа:
-
подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при создании документа
-
часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом
-
своеобразное "окно", через которое тест просматривается на экране
-
информация о текущем состоянии текстового редактора
Вопрос №7: Символ, вводимый с клавиатуры при наборе, отображается на экране дисплея в позиции, определяемой:
Выберите один из вариантов ответа:
-
задаваемыми координатами
-
положением курсора
-
адресом
-
положением предыдущей набранной букве
Вопрос №8: Редактирование текста представляет собой:
Выберите один из вариантов ответа:
-
процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
-
процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;
-
процесс внесения изменений в имеющийся текст;
-
процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.
Вопрос №9: Установите последовательность действий использования формата по образцу.
Укажите порядок следования вариантов ответа:
-
Поставить курсор на абзац по формату которого будет производиться форматирование
-
Выбрать инструмент кисть
-
левой кнопкой мыши щелкнуть по нужному абзацу
-
Указатель мыши примет вид кисточки
Вопрос №5: При наборе текста одно слово от другого отделяется:
Выберите один из вариантов ответа:
-
точкой
-
запятой
-
двоеточием
-
пробелом
Приложение №4
Эталоны ответов:
1 вариант:
Вопрос № 1 - 1
Вопрос № 2 - 1
Вопрос № 3 - 2
Вопрос № 4 - 4
Вопрос № 5 - 2
Вопрос № 6 - 3
Вопрос № 7 - 1
Вопрос № 8 - 1
Вопрос № 9 - 1,4
Вопрос №10 - 1-2-4-3
2 вариант:
Вопрос № 1 - 3,5
Вопрос № 2 - 4
Вопрос № 3 - 1
Вопрос № 4 - 1
Вопрос № 5 - 4
Вопрос № 6 - 2
Вопрос № 7 - 2
Вопрос № 8 - 3
Вопрос № 9 - 1-2-4-3
Вопрос №10 - 4