Из опыта работы учителя информатики на тему Совершенствование ИКТ-компетенций учащихся

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИКТ-компетенций учащихся


В последние десятилетия произошли системными изменения в мире труда и управления в экономике. В первую очередь, это связано с «Информационным взрывом», возникшим вследствие использования информационных технологий, что привело не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению и постоянному обновлению. Внедрение научных разработок в производство приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые 7 лет и, чтобы быть успешным, человеку приходится менять не только место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. Постоянные изменения стали нормой жизни современного общества.

В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности зависит не от обладания какой бы то ни было специальной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленной цели, т.е. обладать информационной компетенцией.

Информационные компетенции - это:

  • навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;

  • владение современными средствами информации и информационными технологиями;

  • поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

При формировании ИКТ- компетенций нельзя исходить лишь из наличия умений использования компьютерной и информационной техники. На мой взгляд, этот компонент - лишь информационная грамотность. Но, будучи только информационно грамотным, ученик не может быть информационно компетентным. Важно также присутствие такого компонента как информационная культура. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает прежде всего сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования информационных и коммуникационных технологий, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности.

Моя задача как учителя информатики заключается в том, чтобы подготовить такого ученика, который может:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;

  • самостоятельно мыслить;

  • грамотно работать с информацией;

  • быть коммуникабельным, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации.

Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться...

«Информатика» - это наука, изучающая все аспекты информации, поэтому именно информатика, какой другой предмет, позволяет успешно сформировать информационную культуру учащихся.

На своих уроках, изучая текстовый редактор MS Word, я предлагаю учащимся поработать с готовым текстом: вставить пропущенные буквы, знаки препинания, исправить ошибки в написании слов и предложений, переместить фрагменты текста. Используя упражнения из пособий по русскому языку. Кроме того, я предлагаю выполнить задания на структурирование информации, т.е. представление ее в виде схем, таблиц и т.д. Для закрепления пройденного материала, я предлагаю создать учащимся кроссворд на интересующую их тему в текстовом процессоре MS Office Word. Кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Лучшие работы могут быть использованы учителями-предметниками на уроках, что позволит получить оценку по нескольким предметам.

При изучении табличного процессора MS Excel учащиеся выполняют ряд интересных заданий: «Бюджет семьи», «Графическое решение уравнений», «Функционирование фирмы в экономических расчетах», «Электронный школьный журнал», при работе с которыми используются знания математики, экономики, физики и химии. В завершении изучения табличного процессора, я предлагаю учащимся поработать над заданием «Социологический опрос», в котором учащиеся выбирают общественно значимую тему, составляют анкету и, проведя социологическое исследование, обрабатывают полученные материалы в электронных таблицах.

Подобные задания, не только развивают информационную культуру, но и показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

Кроме текстовой информации, на своих уроках, мы работаем с графической информацией. В подобных работах, учащиеся смогут в полном объеме показать не только свои знания в области ИКТ-компетенций, но и раскрыть творческий потенциал, что необходимо для участия в конкурсах и олимпиадах по информатике.

Например, я предлагаю учащимся создать и оформить плакат, брошюру или мультимедийную презентацию на одну из актуальных тем современной жизни Они должны самим выбрать то программное обеспечение, которое будут использовать для выполнения задания. Эту работу провожу в рамках подготовки единого дня здоровья или дней профилактики. Выполнение таких заданий вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем.

Кроме того, я предлагаю учащимся поработать над информационно-исследовательскими проектами, которые выходят за рамки школьной программы. Например, создание видео-фильмов или анимационных фильмов. Рекомендую использовать разнообразное программное обеспечение: MS Office PowerPoint, 3D-MAX studio, Adobe PhotoShop, Corel Draw, Windows MovieMaker, Paint.net. Для создании работ школьники используют разные источники информации, а собранная информация обрабатывается и воплощается в виде текста, рисованных объектов, графики и видео. С работами такого типа школьники участвуют в муниципальных, Всероссийских и Международных конкурсах, а также в конференциях школьного и регионального уровня. Конечно, эти работы выносятся на внеурочное время, так как школа ограничена перечнем разрешенного программного обеспечения, да и техника, зачастую, просто не позволяет использовать большинство программ.

В заключение хочу отметить, что учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя. К этому я стремлюсь в своей работе.

Литература

  1. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Московский центр качества образования, 2008. - 96 с.

  2. Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007. ifap.ru/library/book360.pdf .

  3. Гусинский Э.Н. Этапы обретения компетентности [Текст] / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. - Москва, 1996 / Под ред. В.И. Белопольского и И.Н. Трофимовой. - М.: Институт психологии РАН, 1996.

  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002.


© 2010-2022