- Преподавателю
- Информатика
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орлова А.В. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
А.В.Орлова
Государственное Учреждение «Средняя школа №23»
Формирование исследовательской культуры школьников на уроках информатики
методом проектов
Концепция развития образования в республике Казахстан до 2015 года [3], Программа развития образования до 2020 года [1], новые образовательные программы ставят своей целью формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно - ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира. То есть владеть базовыми компетенциями.
Формирование исследовательской культуры школьников является важным компонентом в решении вышеназванных задач.
В основе исследовательских умений лежат умения: ставить цель, планировать свою работу, выбирать наиболее рациональный путь решения проблемы, решать проблему, делать вывод.
На уроках информатики эти умения формируются в ходе самостоятельной работы по инструктивным картам. Чтобы сохранить и развить интерес к предмету, чтобы дать возможность ребенку проявить себя в творчестве, реализовать свободу выбора, развить способности ребенка, его самоопределение используется метод проектов.
Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем: недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся; недостаток компьютеров дома; низкий уровень мотивации обучения; разная подготовка учащихся, тип мышления, скорость усвоения учебного материала; динамичность развития содержания курса информатики.
Указанные факторы необходимо учитывать, чтобы обеспечить обучение ребенка в зоне его ближайшего развития.
Все эти проблемы помогает решить метод проектов, в основе которого лежит концепция индивидуализации обучения Инге Унт [5].
Метод проектов позволяет: адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям; обеспечить продвижение ребенка от незнания к знанию; своевременно внести коррекции в деятельность учащихся.
Кроме того, метод проектов позволяет: организовать индивидуальную работу; создать условия не только для развития всех учащихся, но и каждого ученика в отдельности; сохранить и развить интерес к предмету, так как дает возможность ребенку себя реализовать.
Проектная деятельность является ведущей на уроках информатики в старших классах, так как помогает учащимся в освоении приемов, позволяющих расширять полученные знания самостоятельно, поскольку учит оперативно осуществлять поиск информации; способствует развитию творческого потенциала учащихся; создает условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; обеспечивает формирование коммуникабельности, умение работать в команде[4].
Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции: информационную, коммуникативную, самоменеджмента[2].
Реализация данных задач будет возможна, если ученик научится применять алгоритм выполнения проекта, будет ли это работа над поздравительной открыткой в MS Word, составление таблиц и построение по ним диаграмм и графиков в MS Excel, или создание презентаций в MS Power Point. Анализ содержания программы по информатике показывает, что наилучшим условием для формирования у учащихся исследовательской культуры является изучение программы MS Power Point, изучению которой предшествовала работа в MS Word и MS Excel.
Для изучения новых тем преподаватель может применять инструктивные карты обучающего характера, которые можно использовать на каждом уроке, организуя самостоятельную работу с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Содержание карты включает: цель работы, которая ориентирует ученика на конечный результат; изучение теоретического материала (краткий конспект основных теоретических сведений, понятий, алгоритм, организующий деятельность ученика, направленную на самостоятельное добывание информации); задания, направленные на отработку теоретических аспектов, формирование практических навыков; задания контролирующего характера; задания творческого характера.
Всего карт семь. Задания каждой следующей карты строятся на основании обобщения содержания предыдущей. Таким образом, осуществляется многократное повторение одних и тех же знаний и умений, но на разных уровнях познания.
Карта №1 - начало работы в MS Power Point, режим структуры, работа с текстом. Карта №2 - создание презентации с помощью шаблона. Карта №3 - создание презентации с использованием различных объектов (рисунки, фотографии, таблицы, диаграммы, видео, звук). Карта №4 - создание презентации с использованием автофигур, объектов Word Art, управляющих кнопок, ссылок. Навыки, полученные при выполнении предыдущих карточек, обобщаются.
В каждой карточке присутствует элемент творчества, обязательно есть задание, которое начинается со слов: «Придумайте сами…», «Измените…», «Выберите сами…», «Подберите по смыслу картинку или фотографию…», Оформите сами…».
Это позволяет учащемуся повторить ранее пройденное в новых условиях, что обеспечивает закрепление и осознание учеником содержания учебного материала + идет приращение, то есть выполняется дидактический принцип от простого к сложному, от неизвестного к известному.
Как только начальные знания по созданию презентаций получены, проводится промежуточный контроль. Учащиеся должны самостоятельно собрать информацию, подобрать иллюстрации, которые найдут свое отражение в творческом проекте.
Работа в парах требует терпимости друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Задание творческого характера предполагает применить полученные знания на качественно новом уровне, в новой ситуации.
Карта №5 - модификация элементов дизайна.
Карта №6 - создание презентации с применением переходов, анимации, эффектов.
Карта №7 - подготовка демонстрации презентации.
На завершающем этапе изучения программы MS Power Point осуществляется итоговый контроль и защита лучших проектов, которая проводится перед всей группой, с помощью интерактивной доски.
Таким образом, освоение программных средств и вычислительной техники учащимися становится более увлекательным и мотивированным, носит профориентационный характер, обеспечивает активизацию познавательной деятельности учащегося и его развитие в зоне его ближайшего развития, так как в течение всего процесса обучения ученик является субъектом.
Поэтому использование проектной технологии на всех этапах обучения позволит подготовить ученика к жизни, работе, учебе, и выполнить в определенной степени задачу, поставленную государством перед образованием по формированию конкурентоспособной личности.
Литература
-
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Астана, 2010 г.
-
Зимняя И.А.. Статья «Ключевые компетентности - новая парадигма результатов образования», Интернет-журнал "Эйдос".
-
Концепция развития образования в республике Казахстан до 2015 года, Астана, 2004 г.
-
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2004.
-
Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990.
Регистрационная форма
-
Фамилия, имя, отчество _______Орлова Алла Владимировна_
-
Ученая степень, ученое звание _______________________
-
Организация (учреждение), должность __Государственное учреждение Средняя школа №23, учитель информатики______________
-
Адрес, телефон, E-mail_Г.Усть-Каменогорск, ул.Усть-Каменогорская, 11, 55-98-97, [email protected]_
-
Название доклада (статьи) Формирование исследовательской культуры школьников на уроках информатики методом проектов.___________
-
Секция Методические аспекты внедрения инноваций в образовательной сфере.__________________________________________
-
Необходимые технические средства __________________
-
Необходимость бронирования места в гостинице (да, нет)
Я намереваюсь
-
Принять заочное участие в конференции.