ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.В.Орлова

Государственное Учреждение «Средняя школа №23»

Формирование исследовательской культуры школьников на уроках информатики

методом проектов

Концепция развития образования в республике Казахстан до 2015 года [3], Программа развития образования до 2020 года [1], новые образовательные программы ставят своей целью формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно - ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира. То есть владеть базовыми компетенциями.

Формирование исследовательской культуры школьников является важным компонентом в решении вышеназванных задач.

В основе исследовательских умений лежат умения: ставить цель, планировать свою работу, выбирать наиболее рациональный путь решения проблемы, решать проблему, делать вывод.

На уроках информатики эти умения формируются в ходе самостоятельной работы по инструктивным картам. Чтобы сохранить и развить интерес к предмету, чтобы дать возможность ребенку проявить се­бя в творчестве, реализовать свободу выбора, развить способности ребенка, его самооп­ределение используется метод проектов.

Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем: недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся; недостаток компьютеров дома; низкий уровень мотивации обучения; разная подготовка учащихся, тип мышления, скорость усвоения учебного материала; динамичность развития содержания курса информатики.

Указанные факторы необходимо учитывать, чтобы обеспечить обучение ребенка в зоне его ближайшего развития.

Все эти проблемы помогает решить метод проектов, в основе которого лежит концепция индивидуализации обучения Инге Унт [5].

Метод проектов позволяет: адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его осо­бенностям; обеспечить продвижение ребенка от незнания к знанию; своевременно внести коррекции в деятельность учащихся.

Кроме того, метод проектов позволяет: организовать индивидуальную работу; создать условия не только для развития всех учащихся, но и каждого ученика в отдельности; сохранить и развить интерес к предмету, так как дает возможность ребенку себя реализовать.

Проектная деятельность является ведущей на уроках информатики в старших классах, так как помогает учащимся в освоении приемов, позволяющих расширять полученные знания самостоятельно, поскольку учит оперативно осуществлять поиск информации; способствует развитию творческого потенциала учащихся; создает условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; обеспечивает формирование коммуникабельности, умение работать в команде[4].

Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции: информационную, коммуникативную, самоменеджмента[2].

Реализация данных задач будет возможна, если ученик научится применять алгоритм выполнения проекта, будет ли это работа над поздравительной открыткой в MS Word, составление таблиц и по­строение по ним диаграмм и графиков в MS Excel, или создание презентаций в MS Power Point. Анализ содержания программы по информатике показывает, что наилучшим условием для формирования у учащихся исследовательской культуры является изучение программы MS Power Point, изучению которой предшествовала работа в MS Word и MS Excel.

Для изучения новых тем преподаватель может применять инструктивные карты обучающего характера, которые можно использовать на каждом уроке, организуя самостоятельную работу с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Содержание карты включает: цель работы, которая ориентирует ученика на конечный результат; изучение теоретического материала (краткий конспект основных теоретических сведений, понятий, алгоритм, организующий деятельность ученика, направленную на самостоятельное добывание информации); задания, направленные на отработку теоретических аспектов, формирование практических навыков; задания контролирующего характера; задания творческого характера.

Всего карт семь. Задания каждой следующей карты строятся на основании обобщения содержания предыдущей. Таким образом, осуществляется многократное повторение одних и тех же знаний и умений, но на разных уровнях познания.

Карта №1 - начало работы в MS Power Point, режим структуры, работа с текстом. Карта №2 - создание презентации с помощью шаблона. Карта №3 - создание презентации с использованием различных объектов (рисунки, фотографии, таблицы, диаграммы, видео, звук). Карта №4 - создание презентации с использованием автофигур, объектов Word Art, управляющих кнопок, ссылок. Навыки, полученные при выполнении предыдущих карточек, обобщаются.

В каждой карточке присутствует элемент творчества, обязательно есть задание, которое начинается со слов: «Придумайте сами…», «Измените…», «Выберите сами…», «Подберите по смыслу картинку или фотографию…», Оформите сами…».

Это позволяет учащемуся повторить ранее пройденное в новых условиях, что обеспечивает закрепление и осознание учеником содержания учебного материала + идет приращение, то есть выполняется дидактический принцип от простого к сложному, от неизвестного к известному.

Как только начальные знания по созданию презентаций получены, проводится промежуточный контроль. Учащиеся должны самостоятельно собрать информацию, подобрать иллюстрации, которые найдут свое отражение в творческом проекте.

Работа в парах требует терпимости друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Задание творческого характера предполагает применить полученные знания на качественно новом уровне, в новой ситуации.

Карта №5 - модификация элементов дизайна.

Карта №6 - создание презентации с применением переходов, анимации, эффектов.

Карта №7 - подготовка демонстрации презентации.

На завершающем этапе изучения программы MS Power Point осуществляется итоговый контроль и защита лучших проектов, которая проводится перед всей группой, с помощью интерактивной доски.

Таким образом, освоение программных средств и вычислительной техники учащимися становится более увлекательным и мотивированным, носит профориентационный характер, обеспечивает активизацию познавательной деятельности учащегося и его развитие в зоне его ближайшего развития, так как в течение всего процесса обучения ученик является субъектом.

Поэтому использование проектной технологии на всех этапах обучения позволит подготовить ученика к жизни, работе, учебе, и выполнить в определенной степени задачу, поставленную государством перед образованием по формированию конкурентоспособной личности.

Литература

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Астана, 2010 г.

  2. Зимняя И.А.. Статья «Ключевые компетентности - новая парадигма результатов образования», Интернет-журнал "Эйдос".

  3. Концепция развития образования в республике Казахстан до 2015 года, Астана, 2004 г.

  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2004.

  5. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990.


Регистрационная форма

  1. Фамилия, имя, отчество _______Орлова Алла Владимировна_

  2. Ученая степень, ученое звание _______________________

  3. Организация (учреждение), должность __Государственное учреждение Средняя школа №23, учитель информатики______________

  4. Адрес, телефон, E-mail_Г.Усть-Каменогорск, ул.Усть-Каменогорская, 11, 55-98-97, [email protected]_

  5. Название доклада (статьи) Формирование исследовательской культуры школьников на уроках информатики методом проектов.___________

  6. Секция Методические аспекты внедрения инноваций в образовательной сфере.__________________________________________

  7. Необходимые технические средства __________________

  8. Необходимость бронирования места в гостинице (да, нет)

Я намереваюсь

  • Принять заочное участие в конференции.


© 2010-2022