Рабочая программа по информатике (1 класс)

Раздел Информатика
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №5 ГОРОДА КЫЗЫЛА



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________________

МБОУ Гимназия №5 г.Кызыла

__________ /А.В. Хомушку/

Протокол № ___ от ___.___.201__ г.


«Согласовано»

Заместитель директора по НМР

МБОУ Гимназия №5 г.Кызыла

____________ /С.Н. Скоромина/

«__» ___________.201_ г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ Гимназия №5 г. Кызыла РТ

__________ /И.В. Казанцева/

приказ № ___

от «__»_________.201_ г.

»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

для 1 класса

на 2014-2015 учебный год







Составитель программы Монгуш Сайзана Сергеевна, учитель II категории







2014г.

Пояснительная записка

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.

В основе планирования взята программа: Информатика. Рабочие программы. 1-4 классы/ Т.А. Рудченко. А.Л. Семенов - М.: Просвещение, 2013.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Учебник «Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов Информатика 1 класс», - М: «Просвещение», 2011г

  • Рабочая тетрадь «Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов Информатика 1 класс», - М: «Просвещение», 2011г

  • Тетрадь проектов «Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов Информатика 1 класс», - М: «Просвещение», 2011г

  • Методическое пособие для учителя «В.А. Савинов, К.В. Савинов Информатика 1 кл. Система уроков по учебнику Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов », - Волгоград: «Учитель», 2013г.

  • Комплекс цифровых образовательных ресурсов.

Общая характеристика учебного предмета

Цели курса.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ: развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

• формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

• знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;

• приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;

• развитие общеучебных, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, то есть умений работать с информацией (правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой);

• формирование умений описывать объекты реальной действительности, то есть представлять информацию о них различными способами;

• формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Содержание учебного предмета

Понятие о правилах игры.

Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером.

Базисные объекты и их свойства.

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.

Области.

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки.

Цепочка.

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке - понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки - понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счета. Понятия «идет раньше», «идет позже» для объектов числового ряда.

Мешок.

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов по одному признаку. Одномерная таблица для мешка.

Основы логики высказываний.

Понятия «все/каждый» для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия «есть/нет» для элементов цепочки и мешка.

Основы теории алгоритмов.

Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и описанию.

Компьютерные проекты.

Проект «Мое имя» - изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (бейджа).

Проект «Фантастический зверь» - изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей.

Проект «Записная книжка» - совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки.

Место учебного предмета в учебном плане.

ИКТ-компетентность включает в себя целый комплекс различных знаний и умений. В частности, под ИКТ-квалификацией подразумевается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. В начальной школе ИКТ-квалификация учащегося формируется практически во всех предметных областях. Роль курса информатики здесь - формирование базиса, теоретических и практических основ универсальных учебных действий, связанных с ИКТ-квалификацией.

Программа и УМК рассчитаны на 33 часа, 1 час в неделю.

Описание ценностных ориентиров.

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру универсальных учебных действий (УУД). Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высших ступенях (в том числе и обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

• Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности, овладение основами логического и алгоритмического мышления, умениями действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

• Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации. В понятие информационной грамотности, в частности, входит умение работать с информацией, представленной в различных видах (текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность), и представлять информацию в различных видах.

• Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.

• Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В процессе изучения информатики у учащихся должны быть сформированы не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения: коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты.

У учащихся будут сформированы:

• положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

• готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

• основы правовой культуры в области использования информации;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

У учащихся могут быть сформированы:

• стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

• критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия;

• умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащиеся научатся:

• организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

• принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;

• планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

• действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;

• контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

• оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Получат возможность научиться:

• оценивать свое знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

• ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий;

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

• адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащиеся научатся:

• осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

• осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений;

• понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

• использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

• осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Получат возможность научиться:

• осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

• обобщать и систематизировать информацию, переводить ее из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

• дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащиеся научатся:

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

• вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи с партнерами по общению;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

Получат возможность научиться:

• уважать позицию партнера, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты.

По окончании первого года изучения курса «Информатика» перво-классники научатся:

• понимать правила работы на обычном и на проектном уроке; на уроке с использованием ИКТ;

• правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;

• соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;

• искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;

• строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.);

• правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);

• выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш», «ластик», «галочка», «лапка» и др.;

• проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов);

• в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по указанным параметрам;

• строить и достраивать цепочку по системе условий;

• выделять одинаковые и разные цепочки из набора;

• оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.;

• оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;

• оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;

• строить цепочки по индуктивному описанию;

• организовывать полный перебор объектов (мешка);

• оперировать понятиями: все / каждый, есть / нет / всего в мешке;

• строить и достраивать мешок по системе условий;

• сортировать объекты по одному и двум признакам;

• правильно называть русские буквы в именах объектов;

• использовать имена для различных объектов.

Получат возможность научиться:

• проверять перебором одновременное выполнение 3-4 заданных условий для совокупности цепочек;

• классифицировать предметы, находить предметы по заданному признаку или образцу.

Календарно - тематическое планирование

Уроков: 33 ч

Класс: 1. Учитель: Монгуш С.С.

Количество часов

Всего: 33 ч.; в неделю: 1 ч.

Плановых контрольных уроков: 2

Планирование составлено на основе авторской программы Т.А. Рудченко (серия «Перспектива») - Рудченко Т.А. Информатика. Сборник рабочих программ 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов; М.: Просвещение, 2013.

КТП составила ________________ /Монгуш С.С./



Название раздела и темы урока

Кол-во часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

1

ТБ и правила поведения в кабинете информатики. Раскрась, как хочешь.

1

01.09-06.09


2

Правило раскрашивания.

1

08.09-13.09


3

Проект «Моё имя».

1

15.09-20.09


4

Цвет.

1

22.09-27.09


5

Области.

1

29.09-04.10


6

Соединяем линией.

1

06.10-11.10


7

Одинаковые (такие же). Разные.

1

13.10-18.10


8

Обводим.

1

20.10-25.10


9

Бусины

1

27.10-01.11


10

Одинаковые бусины. Разные бусины.

1

10.11-15.11


11

Проект «Мышки»

1

17.11-22.11


12

Вырезаем и наклеиваем

1

24.11-29.11


13

Сравниваем фигуры наложением

1

01.11-06.12


14

Рисуем в окне

1

08.12-13.12


15

Все, каждый

1

15.12-20.12


16

Помечаем галочкой

1

22.12-27.12


17

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

1

12.01-17.01


18

Контрольная работа.

1

19.01-24.01


19

Проект «Фантастический зверь»

1

26.01-31.01


20

Русские буквы и цифры

1

02.02-07.02


21

Цепочка. Бусины в цепочке

1

16.02-21.02


22

Цепочка: следующий и предыдущий

1

23.02-28.02


23

Проект «Записная книжка»

1

02.03-07.03


24

Числовой ряд. Числовая линейка

1

09.03-14.03


25

Раньше - позже

1

16.03-21.03


26

Проект «Вырезаем бусины»

1

30.03-04.04


27

Одинаковые цепочки

1

06.04-11.04


28

Мешок. Пустой мешок. Есть, нет.

1

13.04-18.04


29

Одинаковые мешки. Разные мешки

1

20.04-25.04


30

Таблица для мешка (одномерная).

1

27.04-02.05


31

Решение задач.

1

04.05-09.05


32

Контрольная работа

1

11.05-16.05


33

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач. Повторение.

1

18.05-23.05



Материально-техническая база

Литература:

  1. Информатика. 1 класс. Учебник для общеобраз. учреждений/Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2014.-80с.

  2. Информатика. 1 класс. Рабочая тетрадь. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2013.

  3. Информатика. 1 класс. Тетрадь для проектов. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2013.

  4. Информатика. 1 класс: система уроков по учебнику Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнова / авт.-сост. В. А. Савинов, К. В. Савинов. - Волгоград : Учитель, 2013.

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2013.

Наглядные пособия:

1. Толковый, энциклопедический словари.

2. Кроссворды.

3. Ребусы.

4. Карточки с заданиями.

5. Картинки и иллюстрации по темам.

6. Различные по форме, цвету и размеру бусинки.

7. Мешочки или пакеты (непрозрачные).

Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Экран.

Учебно-практическое оборудование, материалы:

1. Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Ножницы, клей.

3. Цветные карандаши.

4. Магнит.


Программные средства обучения

  1. Программа «ПервоЛого".

  2. Приложения ОС Windows.

  3. Программа «Мир информатики»

Интернет- ресурсы:

  1. www/learning.9151394.ru

  2. school-informatica.ru

  3. fipi.ru

  4. kpolakov.narod.ru

  5. pedsovet.su

  6. planeta.tspu.ru

  7. 1september.ru

  8. klyaksa.net

  9. uroki.net

  10. edu.rin.ru

  11. scholl-collection.ru

© 2010-2022