Основные понятия баз данных

Класс: 9             Цель урока: познакомить учащихся с  основными понятиями БД, классификациями БД по характеру хранимой информации способу хранения и структуре организации; научить в БД различать запись, поле, тип, находить ключ в базе данных. Задачи урока: - образовательные: дать представление о назначении информационных систем и баз данных, познакомить учащихся с основными понятиями базы данных; - развивающие: формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в прио...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

















Урок «Основные понятия баз данных»













Автор: Шайхутдинова Ольга Сергеевна,

учитель информатики

























Березники, 2014г.

Класс: 9

Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями БД, классификациями БД по характеру хранимой информации способу хранения и структуре организации; научить в БД различать запись, поле, тип, находить ключ в базе данных.

Задачи урока:

- образовательные: дать представление о назначении информационных систем и баз данных, познакомить учащихся с основными понятиями базы данных;

- развивающие: формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний;

- воспитательные: вызвать интерес к изучению информационных технологий; способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений, развитие коммуникативных способностей учащихся.

Тип урока: урок изучение и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК

План урока:

1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Практическая работа
4. Рефлексия

Ход урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный (момент мотивация, формулирование темы урока)

Взаимное приветствие, проверка отсутствующих.

Постановка проблемы:

- Ребята, представьте, что вам необходимо приобрести ноутбук, но нет возможности и желания обходить все магазины подряд. Какие способы приобретения нужного товара вы можете предложить?

- Как вы думаете, что вы будете сегодня изучать на уроке?


Учащиеся называют способы, в т. ч. Интернет, телемагазин, каталоги, т.е. использование баз данных (ответы записать на доске).

Базы данных

2. Основная часть, изучение нового материала

- Любой из нас, начиная с раннего детства, много раз сталкивался с базами данных. Что, по вашему мнению, может в жизни человека являться базой данных?

- Какую информацию хранит, например, записная книжка?

- А библиотечный каталог?

- В каком виде хранится информация в приведенных примерах?

Итак, база данных - это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные об объектах и их свойствах .

Назначение баз Данных заключается в хранении, поиске большого объема данных. Мы с вами будем рассматривать только компьютерные БД, так как, безусловно, современным средством хранения и обработки БД является компьютер.

Рассмотрим типы баз данных.

По характеру хранимой информации БД являются фактографическими и документальными

Фактографические базы содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате Пример фактографических БД: Книжный фонд библиотеки, Кадровый состав учреждения.

Документальные - обширная информация разного типа (текст, графика, звук, мультимедиа)

Документальных БД: Законодательные акты в области уголовного права, Современная рок-музыка

- Найдите, какая из перечисленных баз данных относится к фактографической БД?

- Найдите, какая из перечисленных баз данных относится к документальным БД?

По способу хранения данных БД делятся на:

Централизованные - вся информация хранится на одном компьютере. Это может быть автономный ПК или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи - клиенты;

Распределенные - используются в локальных и глобальных компьютерных сетях. В таком случае разные части базы хранятся на разных компьютерах.

По структуре организации данных.

Иерархическая структура (дерево) - совокупность элементов, расположенных в порядке подчинения от общего к частному и образующих перевернутое дерево.

Данная модель характеризуется такими параметрами, как уровни, узлы, связи.

В иерархической БД существует упорядоченность элементов в записи, один элемент считается главным, остальные - подчиненными. Данные в записи упорядочены в определенную последовательность, как ступеньки лестницы, и поиск данных может осуществляться лишь последовательным "спуском" со ступеньки на ступеньку.

Пример: Каталог папок

Поиск какого-либо элемента данных в такой системе может оказаться довольно трудоемким из-за необходимости последовательно проходить несколько иерархических уровней.

Сетевая модель - совокупность элементов, которые имеют несколько основных составляющих (узел, уровень, связь) и у которых принята свободная связь между элементами разных уровней.

Сетевая база данных отличается большей гибкостью, так как в ней существует возможность устанавливать дополнительно к "вертикальным" иерархическим связям связи "горизонтальные". Это облегчает процесс поиска нужных элементов данных, так как уже не требует обязательного прохождения нескольких иерархических ступеней.,

Пример: посещение учащимися одной группы спортивных секций

Использование иерархической и сетевой моделей ускоряет доступ к информации в БД, но для них требуются значительные ресурсы как дисковой, так и основной памяти ПК. Также эти модели характеризуются сложностью реализации систем управления БД.

Реляционная БД. Это слово происходит от английского relation - отношение. В этом подходе таблица выступает, как совокупность атрибутов объектов называется отношением. Преимущество реляционных БД - наглядность и понятность организации данных, быстрота поиска нужной информации.

Каждая строка такой таблицы называется запись, каждый столбец в такой таблице называется - полем. Количество полей определяется разработчиком и не может изменяться пользователем.

Любое поле должно иметь уникальное имя.

Поля могут иметь различный тип:

  • строка символов (длиной до 255 символов)

  • вещественное число (с дробной частью)

  • целое число

  • денежная сумма

  • дата, время, дата и время

  • логическое поле (истина или ложь, да или нет)

  • многострочный текст (МЕМО)

  • рисунок, звук или другой объект (объект OLE)

Поля могут быть обязательными для заполнения или нет.

Таблица может содержать сколько угодно записей (это количество ограничено только объемом диска); записи можно добавлять, удалять, редактировать, сортировать, искать. Каждая запись в таблице должна иметь так называемый первичный ключ, т.е поле, значение которого однозначно определяет только эту запись. Ключ может быть простым и составным.

- Ребята из списка на слайде выберите те поля, которые могут быть ключом. Почему именно эти поля вы выбрали?

Предполагаемый ответ: Телефонный справочник, энциклопедия, записная книжка, библиотечный каталог

Предполагаемый ответ Информацию о людях (фамилия, имя, телефон и т.д.).

Информацию о книгах (название, год издания)

В упорядоченном: в записной книжке в алфавитном, в библиотечном каталоге по алфавиту или по области знаний








БД кадрового состава учреждений

БД, содержащая сведения о финансовом состоянии учреждения

БД, содержащая сведения о проданных билетах

БД законодательных актов

БД приказов по учреждению

БД видеофильмов




























Номер паспорта, регистрационный номер

Предполагаемые ответы: данные поля содержат записи, которые не могут повторяться, уникальные. В других полях могут быть одинаковые записи.

3. Закрепление нового материала

1. Детям предлагается установить соответствие между типом поля и значениями полей реляционной базы данных

2. Детям демонстрируется база данных ТСЖ , необходимо указать для каждого поля тип данных.

3. Учащимся раздают карточки с базами данных, необходимо придумать и записать имена и типы полей однотабличной базы данных

Дети выполняют задания.

Работа в парах. Зачитывают свои варианты

4. Рефлексия

В конце урока учитель подводит итоги и совместно с детьми приходит к выводу, достигнута ли на уроке поставленная ими цель или нет.

- ответы учеников

Приложение 1

Карточки с БД

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных



© 2010-2022