• Преподавателю
  • Информатика
  • Методическая разработкаМетодический подход к обучению построению графиков функций средствами электронных таблиц

Методическая разработкаМетодический подход к обучению построению графиков функций средствами электронных таблиц

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический подход к обучению построению графиков функций средствами электронных таблиц.

Рассмотрим основные этапы обучения построению графиков в функций в электронных таблицах Calk пакета Open Office.

ДМетодическая разработкаМетодический подход к обучению построению графиков функций средствами электронных таблиц

ля построения возьмем прямую у=5х на интервале [-6;6]. На первом этапе заполним диапазон аргументов A1:A25 с шагом 0,5 с использованием автозаполнения. В ячейке В1 создадим формулу =5*A1 и скопируем её на диапазон В2:В25. Результат представлен на рисунке 1.

Рис.1. Диапазон аргументов и диапазон значений функции у=5*х

Перед вызовом мастера функций вставим пустую строку перед первой строкой и запишем в ячейку А1 название столбца аргументов х, а в ячейку В1 название столбца аргументов у.

Далее необходимо щелкнуть мышь в любой пустуй ячейке вне заполненных диапазонов и вызвать Мастер диаграмм. В Мастере диаграмм выбрать определенный тип линии, например, третий вид. Следует обратить внимание обучаемых, что в мастере функций представлены четыре шага: тип диаграммы, диапазон данных, ряды данных и элементы диаграммы.

Рис.2. Окно Мастера функций

Методическая разработкаМетодический подход к обучению построению графиков функций средствами электронных таблиц


Выберем шаг Диапазон данных, ставим переключатель на ряды данных в столбцах В поле диапазон данных не следует выделять весь диапазон данных А1:В26, занесенных в листе. Иначе получим вместо одного нужного графика прямой ещё один лишний, построенный по столбцу аргументов.

РМетодическая разработкаМетодический подход к обучению построению графиков функций средствами электронных таблиц

ис.3. Окно Мастера функций (шаг: диапазон данных)

На следующем этапе необходимо переключиться на шаг Ряды данных рисунок 4. Особое внимание следует обратить на то, что у каждого ряда в этом окне нужно отметить диапазон значений (в данном случае диапазон В2:В26) и диапазон для названия (в данном случае ячейка В1).

РМетодическая разработкаМетодический подход к обучению построению графиков функций средствами электронных таблиц

ис.4. Окно Мастера диаграмм (шаг Диапазон данных)

В поле Категории отмечаем диапазон А2:А26. Так как именно диапазон аргументов мы хотим получить в качестве подписей под осью х.

Далее выбираем шаг Элементы диаграммы и даем название диаграмме «График функции». Получаем результат, представленный на рисунке 5.

РМетодическая разработкаМетодический подход к обучению построению графиков функций средствами электронных таблиц

ис.5. График функции у=5х

Из рисунка видно, что вертикальная ось (ось у) находится в левой части области построения, а должна пересекаться с горизонтальной осью (осью х) в точке с координатой ноль (категория 0).

Для перемещения оси у необходимо вызвать правой клавишей контекстное меню Формат оси, предварительно выделив ось у. Откроется диалоговое окно Ось у (рисунок 6), в котором необходимо выбрать вкладку Расположение. Методическая разработкаМетодический подход к обучению построению графиков функций средствами электронных таблиц

Рис.6. Вкладка Расположение диалогового окна Ось у

Рядом с полем Категории в окне списка выставляем 0. Произойдет перемещение оси у в категорию со значением 0.

ТМетодическая разработкаМетодический подход к обучению построению графиков функций средствами электронных таблиц

акже следует обратить внимание, что На данном этапе график называется у, что отражается в легенде справа. При необходимости изменить это название на другое нужно в ячейку В1 ввести новое название. Например, График1. Изменения в легенде произойдут автоматически.

Рассмотрим этапы построения двух графиков функций на одном листе. В качестве второго графика возьмем график параболы у=х2.

ДМетодическая разработкаМетодический подход к обучению построению графиков функций средствами электронных таблиц

ля того, чтобы добавить второй график на данный лист построения, необходимо сначала ввести название График 2 в ячейку С1, затем ввести формулу =А2*А2 в ячейку С2 и скопировать формулу на диапазон С3:С26. Далее выделить весь лист с уже построенным первым графиком и вызвать правой клавише контекстное меню, в котором выбрать Диапазон данных.

Рис. 8. Вызов контекстное меню Диапазон данных

В открывшемся диалоговом окне Диапазон данных следует добавить новый ряд и аналогично построению первого графика выделить диапазон значений С2:С26 и диапазон для названия ячейку С1.

Для обоих графиков категориями является один и тот же диапазон аргументов А2:А26, отмеченный уже при построении первого графика. Следовательно, на этом этапе построения в поле Категории вносить информацию не нужно.

РМетодическая разработкаМетодический подход к обучению построению графиков функций средствами электронных таблиц

ис.9. Вкладка Ряды данных

В итоге получаем два графика функций на одном листе.

РМетодическая разработкаМетодический подход к обучению построению графиков функций средствами электронных таблиц

ис.10. Два графика функции

Таким образом, для построения графиков функции средствами электронных таблиц основными умениями являются умения:

  • вводить данные в лист электронных таблиц;

  • записывать формулу по данной функции;

  • вызывать Мастер диаграмм;

  • отмечать диапазоны данных при использовании вкладки Ряды данных;

  • вызывать и использовать контекстное меню для отдельных элементов графика.


7


© 2010-2022