Рабочая программа по информатике 9 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса информатики Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».   http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/   Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года,...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ № 924


«26» августа 2014г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

«24» августа2014 г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании М\О

Протокол № 1 от

«23» августа 2014г


ПРЕДМЕТ ИНФОРМАТИКА

Класс/ы / 9-1, 9-2, 9-3, 9-5

Учитель Долженкова В. И.

Количество часов в неделю: 2 часа

Программа составлена на основе авторской программы курса информатики Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний». metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература Босова Л. Л. Преподавание информатики в 7-9 классах- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.;

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7-9 классы : методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

Количество контрольных (лабораторных) работ: 4

Раздел I.Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике для 8-9 классов Л.Л. Босовой (metodist.lbz.ru).

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики для 8-9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 9 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 9 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 9 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Формы обучения:

- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,

- внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),

- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство).

Формы итогового контроля:

  • тест;

  • творческая практическая работа;

Количество учебных часов:

Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, то есть 68 часа в год.

Уровень обучения - базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.

Учебно-методический комплекс:

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика: Учебник для 9 класса,

9

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2013

Информатика: Рабочая тетрадь для 9 класса

9

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2013

Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса

9

Л.Л. Босова

metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php






Учебно-тематический план

(9 класс, 68 часов/2 часа в неделю)


Тема урока, практическое занятие

Кол-во часов

В том числе:

Теория

Практика

1

Моделирование и формализация

20

12

8

2

Алгоритмизация и программирование

17

9

8

3

Обработка числовой информации в электронных таблицах

14

10

4

4

Коммуникационные технологии

12

12

0


Содержание курса информатики и ИКТ на уровне базового в 9 классе

  1. Моделирование и формализация

Моделирование как метод познания. Знаковые модели. Графически информационные модели. Табличные информационные модели. База данных как модель предметной области. Системы управления базами данных.

Практические работы.

Пр/р 1- 8

  1. Алгоритмизация и программирование

Решение задач на компьютере. Одномерные массивы целых чисел. Конструирование алгоритмов. Запись вспомогательных алгоритмов на языка Паскаль. Алгоритмы управления.

Практические работы.

Пр/р 9-16

  1. Обработка числовой информации в электронных таблицах.

Электронные таблицы. Организация вычислений в электронных таблицах. Средства анализа и визуализации данных.

Практические работы.

Пр/р 17- 24

  1. Коммуникационные технологии.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Всемирная компьютерная сеть Интернет. Информационные ресурсы и сервисы Интернет. Создание web- сайта.

Практические работы.

Пр/р 25-32


Критерии оценки знаний

Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.

Критерии и нормы оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Критерии и нормы оценки практического задания

Отметка «5»:

а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;

б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена.

Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.

Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, не верное применение операторов в программах, их незнание.

4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.

5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.

6. Небрежное отношение к ЭВМ.

7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.

Негрубые ошибки

1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.

2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.

3. Нерациональный выбор решения задачи.

Недочёты

1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки

Требования к уровню подготовки по итогам

изучения Информатики и ИКТ

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате освоения курса информатики в 8-9 классах учащиеся получат представление:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;

  • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;

  • о программном принципе работы компьютера - универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;

  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;

  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;

  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;

  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;

  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;

  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Учебно - методические средства обучения и контроля.

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

  • учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс», в 2-х частях - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г.;

  • рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г;

  • Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php

Список литературы.

  1. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки - М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.

  2. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. - СПБ: «Питер», 2007.

  3. Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика.: Учебное пособие. - М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.

  4. Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.: Наука, 1985-352с.

  5. Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. "Информатика" №4/2004 1 п.л. 2004

  6. Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. "Информатика" №4/2004 1 п.л. 2004

  7. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ - НФПК». М.: Вита-Пресс - 2004.

  8. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (fipi.ru)

  9. Робертсон А.А. Программирование - это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  10. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  11. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  12. Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов - 2-е изд., испр. - 2006.

  13. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.


Электронные учебные пособия

  1. metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

  2. it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  3. metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  4. fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  5. pedsovet.su Педагогическое сообщество

  6. school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


Раздел II. Календарно-тематическое планирование.

Тематическое планирование

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Моделирование и формализация-20 часов

Техника безопасности и организация рабочего места. Повторение пройденного в 8 классе

Комбинированный

Умение формировать ценности здорового и безопасного образа жизни, соблюдать требования ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ. Вспомнить материал, пройденный на уроках информатики в 8 классе, уметь рассуждать, анализировать, отвечать на поставленные вопросы, работать в группах, из общего выделять главное, самостоятельно получать информацию из недостающих источников

Беседа, опрос

Повторение пройденного в 8 классе

Моделирование как метод познания. Модели и моделирование

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изучить основные понятия, уметь приводить примеры из жизни о важности моделей и моделирования, рассмотреть различные модели на примерах

Беседа, опрос

§1.1.1

Этапы построения информационной модели

Комбинированный

Уметь рассуждать о важности и необходимости каждого этапа построения моделей, научиться работать с приложением «Google Планета Земля»

Текущий контроль

§1.1.2

Классификация информационных моделей

Комбинированный

Иметь понятие о статических, динамических, масштабных и др. моделях, знать их классификацию, уметь приводить примеры

Текущий контроль

§1.1.3

Знаковые модели. Словесные модели

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Понимать, что является словесной моделью, что математической, уметь приводить примеры, обосновывать ответ

Беседа, опрос

§1.2.1, 1.2.2

Компьютерные математические модели

Урок-практикум

Иметь понятие о компьютерных математических моделях, уметь с помощью ресурса «Демонстрационная математическая модель» смоделировать полёт снаряда, выпущенного из пушки при различных исходных данных, смоделировать ситуацию в системе массового обслу­ живания -магазине

ПР

§1.2.3

Графические информационные модели. Многообразие графических информационных моделей

Урок-практикум

Знать, что такое схема, чертеж, график. Диаграмма, уметь их отличать друг от друга и графически выражать в текстовом редакторе

ПР

§1.3.1

Графы

Урок-практикум

Знать, что такое «граф», уметь его отличать от «дерева», научиться работать с ресурсом «Живая Родословная»

ПР

§1.3.2

Использование графов при решении задач

Комбинированный

Научиться использовать графы при решении задач

Решение задач

§1.3.3

Использование графов при решении задач

Комбинированный

Научиться использовать графы при решении задач

Решение задач

§1.3.3

Табличные информационные модели. Представление данных в табличной форме

Урок актуализации знаний и умений

Вспомнить материал о таблицах, изучаемый ранее, уметь отвечать на поставленные вопросы теоретически и практически демонстрируя имеющиеся навыки работы с табличным процессором, уметь представлять данные в табличной форме

ПР

§1.4.1

Использование таблиц при решении задач

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь анализировать условие задачи, научиться решать задачи табличным способом

Решение задач

§1.4.2

База данных как модель предметной области. Информационные системы и базы данных

Комбинированный

Понимать, что представляет собой база данных, знать способы организации БД: иерархический, сетевой, реляционный

Текущий контроль

§1.5.1

Реляционные базы данных

Комбинированный

Знать, что такое реляционная БД, ее графическое выражение, уметь работать с реляционной БД

ПР

§1.5.2

Система управления базами данных. Что такое СУБД. Интерфейс СУБД

Комбинированный

Узнать, что такое СУБД и каким ПО она может быть представлена, научиться работать с СУБД

ПР

§1.6.1, 1.6.2

Создание базы данных

Урок-практикум

Научиться самостоятельно создавать базу данных при помощи приложения Microsoft Access

ПР

§1.6.3

Запросы на выборку данных

Урок-практикум

Научиться использовать СУБД в качестве справочной системы

ПР

§1.6.4

Повторение пройденного материала по разделу «Моделирование и формализация», подготовка к контрольной работе

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь оценивать реальный уровень собственных знаний и знаний одноклассников, анализировать причины пробелов в знаниях (если таковые замечены), приобретенных на уроках информатики пройденного раздела, корректировать их, правильно применять знания и умения в новой ситуации, уметь обобщать и систематизировать материал, подводить итоги

Беседа, опрос, текущий контроль

Повторение пройденного раздела, подготовка к контрольной работе

Контрольная работа №1

Урок контроля знаний и умений

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений

КР

Не задано

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок коррекции знаний, умений и навыков

Уметь находить и исправлять ошибки и анализировать их причины, уметь правильно поставить вопрос, находить и ликвидировать пробелы в знаниях, делать выводы

Беседа, опрос, индивидуальное задание

Не задано

Алгоритмизация и программирование-17

Решение задач на компьютере. Этапы решения задачи на компьютере

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изучить пять этапов решения задач на ПК, уметь анализировать действия на каждом этапе

Беседа, опрос, индивидуальное задание

§2.1.1

Задача о пути торможения автомобиля

Урок-практикум

Уметь применять на практике пять этапов решения задач на ПК-рассматривать каждый этап на примере задачи, записанной в среде программирования Паскаль

ПР

§2.1.2

Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Заполнение массива. Вывод массива

Урок-практикум

Изучить общий вид описания массива, заполнение массива, вывод массива на примерах программы среды программирования Паскаль

Текущий контроль

§2.2.1-2.2.3

Вычисление суммы элементов массива

Урок-практикум

Научиться вычислять суммы элементов массива на примере программы, записанной в среде программирования Паскаль

ПР

§2.2.4

Последовательный поиск в массиве

Урок-практикум

Научиться находить наибольший/наименьший элемент массива, элемент массива, равный заданному параметру

ПР

§2.2.5

Сортировка массива

Комбинированный

Научиться проводить сортировку выбором в массиве, уметь работать на сайте «Интерактивные демонстрации по программированию» с интерактивными наглядными пособиями

Текущий контроль

§2.2.6

Конструирование алгоритмов. Последовательное построение алгоритма

Комбинированный

Познакомиться с методом пошаговой детализации последовательного построения алгоритмов

Текущий контроль

§2.3.1

Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот

Урок комплексного применения знаний и умений

Уметь программировать в среде КуМир (исполнитель Робот)

ПР

§2.3.2

Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот

Урок комплексного применения знаний и умений

Уметь программировать в среде КуМир (исполнитель Робот)

ПР

§2.3.2

Вспомогательные алгоритмы

Урок-практикум

Уметь использовать алгоритмы целиком входящие в состав другого алгоритма при работе со средой КуМир

ПР

§2.3.3

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры

Урок-практикум

Запомнить вид описания процедуры, освоить вызов процедуры, научиться писать процедуру для нахождения наибольшего общего делителя двух чисел с помощью алгоритма Евклида

ПР

§2.4.1

Функции

Урок-практикум

Запомнить вид описания функции, освоить вызов функции на примере программы нахождения максимального из четырёх целых чисел, использующую функцию поиска максимального из двух чисел

ПР

§2.4.2

Алгоритмы управления. Управление

Комбинированный

Познакомиться с историей кибернетики-науки об управлении, иметь понятие об управляемом и управляющем объекте

Беседа, опрос

§2.5.1

Обратная связь

Комбинированный

Изучить обратную связь на примере управление движением автомашин и обычного светофора на дорожном перекрёстке, уметь рассуждать, приводить собственные примеры

Беседа, опрос

§2.5.2

Повторение пройденного материала по разделу «Алгоритмизация и программирование», подготовка к контрольной работе

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь оценивать реальный уровень собственных знаний и знаний одноклассников, анализировать причины пробелов в знаниях (если таковые замечены), приобретенных на уроках информатики пройденного раздела, корректировать их, правильно применять знания и умения в новой ситуации, уметь обобщать и систематизировать материал, подводить итоги

Беседа, опрос, текущий контроль

Повторение пройденного раздела, подготовка к контрольной работе

Контрольная работа №1

Урок контроля знаний и умений

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений

КР

Не задано

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок коррекции знаний, умений и навыков

Уметь находить и исправлять ошибки и анализировать их причины, уметь правильно поставить вопрос, находить и ликвидировать пробелы в знаниях, делать выводы

Беседа, опрос, индивидуальное задание

Не задано

Обработка числовой информации в электронных таблицах-14

Электронные таблицы. Интерфейс электронных таблиц

Комбинированный

Вспомнить ранее пройденный материал, уметь отвечать на вопросы относительно целей создания электронных таблиц, их назначений и практической значимости в различных отраслях, ориентироваться в интерфейсе электронных таблиц, их инструментах

Беседа, опрос

§3.1.1

Данные в ячейках таблицы

Комбинированный

Запомнить допустимый формат текстовых, числовых и формульных данных, вносимых в ячейку таблицы

Текущий контроль

§3.1.2

Основные режимы работы электронных таблиц

Комбинированный

Освоить основные режимы работы таблиц: режимы формирования таблицы; режимы отображения таблицы; режимы выполнения вычислений

Текущий контроль

§3.1.3

Организация вычислений в электронных таблицах. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Урок-практикум

Понять отличия и функциональную нагрузку относительных, абсолютных и смешанных ссылок

ПР

§3.2.1

Встроенные функции

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изучить диалоговое окно «Мастер функций» и уметь применять полученные знания на практике

ПР

§3.2.2

Логические функции

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изучить логические операции и в электронных таблицах, правила записи логических выражений, применение полученных знаний для решения примеров

Решение примеров

§3.2.3

Логические функции

Урок контроля знаний и умений

Уметь работать в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

(«Интерактивный задачник. Раздел "Логические формулы в электронных

таблицах"»), самостоятельно выполняя имеющиеся в нём задания в режимах «Тренировка» и «Зачёт»

Решение логических заданий

§3.2.3

Средства анализа и визуализации данных. Сортировка и поиск данных

Урок-практикум

Освоить сортировку как анализ данных, осуществлять поиск с помощью фильтров

ПР

§3.3.1

Построение диаграмм

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изучить диаграммы как средство наглядного графического представления количественных данных, приводить примеры применения отдельных видов диаграмм

Беседа, опрос

§3.3.2

Построение диаграмм

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь уместно применять различные виды диаграмм для различного типа данных, представленных в электронных таблицах

ПР

§3.2.2

Обработка информации в электронных таблицах. Решение задач

Урок контроля знаний и умений

Уметь решать задачи по теме «Обработка информации в электронных таблицах», уметь работать в интерактивном пространстве Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов в

тренировочном тесте «Табличные вычисления на компьютере»

Тренировочный тест

Повторение пройденного материала

Повторение пройденного материала по разделу «Обработка числовой информации в электронных таблицах», подготовка к контрольной работе

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь оценивать реальный уровень собственных знаний и знаний одноклассников, анализировать причины пробелов в знаниях (если таковые замечены), приобретенных на уроках информатики пройденного раздела, корректировать их, правильно применять знания и умения в новой ситуации, уметь обобщать и систематизировать материал, подводить итоги

Беседа, опрос, текущий контроль

Повторение пройденного раздела, подготовка к контрольной работе

Контрольная работа №1

Урок контроля знаний и умений

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений

КР

Не задано

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок коррекции знаний, умений и навыков

Уметь находить и исправлять ошибки и анализировать их причины, уметь правильно поставить вопрос, находить и ликвидировать пробелы в знаниях, делать выводы

Беседа, опрос, индивидуальное задание

Не задано

Коммуникационные технологии-12

Локальные и глобальные компьютерные сети. Передача информации

Комбинированный

Понимать, что такое/кто такой источник информации, приемник информации, канал связи, уметь определять их функциональную нагрузку и взаимную связь

Беседа, опрос, индивидуальное задание

§4.1.1

Что такое локальная компьютерная сеть

Комбинированный

Понимать принцип объединения ПК в локальную сеть, знать набор необходимого для этого оборудования

Беседа, опрос

§4.1.2

Что такое глобальная компьютерная сеть

Комбинированный

Понимать принцип объединения ПК в глобальную сеть, понимать отличие и функциональные нагрузки локальной сети и глобальной

Беседа, опрос

§4.1.3

Скорость передачи данных. Решение задач

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Научиться решать задачи на определения скорости передачи данных, нахождение информационного объема передаваемых файлов

Решение задач

§4.1.3

Всемирная компьютерная сеть Интернет

Комбинированный

Изучить историю создания сети Интернет, понять устройство сети

Беседа, опрос

§4.2.1

IР-адрес компьютера

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выяснить принцип индивидуальной кодировки ПК, научиться решать задачи на определение IР-адреса компьютера

Решение задач

§4.2.2

Доменная система имён. Протоколы передачи данных

Комбинированный

Понимать иерархическую структуру доменных имен, их необходимость для пользователей

Беседа, опрос

§4.2.3, 4.2.4

Информационные ресурсы и сервисы Интернета

Комбинированный

Знать, для чего нужны логины и пароли, области их применения, познакомиться с бесплатными и платными сервисами Интернета

Текущий контроль

§4.3

Всемирная паутина

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь решать задачи о запросах к поисковому серверу, уметь использовать диаграммы Эйлера-Венна для решения задач такого типа

Решение задач

§4.3.1

Файловые архивы. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

Комбинированный

Понять, как осуществляется доступ пользователей к файлам, уметь передавать файлы через электронную почту, знать сервисы коллективного взаимодействия, изучить правила сетевого этикета

Беседа, опрос

§4.3.2-4.3.5

Создание wев-сайта. Технологии создания сайта

Комбинированный

Рассмотреть различные способы создания сайта

Беседа, опрос

§4.4.1

Содержание и структура сайта

Комбинированный

Изучить иерархическую структуру сайта, принцип его наполнения

Текущий контроль

§4.4.2

Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете

Комбинированный

Уметь осуществлять творческий подход к оформлению сайта и его графической составляющей

Беседа, опрос

§4.4.3, 4.4.4

Повторение пройденного материала по разделу «Коммуникационные технологии», подготовка к контрольной работе

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Уметь оценивать реальный уровень собственных знаний и знаний одноклассников, анализировать причины пробелов в знаниях (если таковые замечены), приобретенных на уроках информатики пройденного раздела, корректировать их, правильно применять знания и умения в новой ситуации, уметь обобщать и систематизировать материал, подводить итоги

Беседа, опрос, текущий контроль

Повторение пройденного раздела, подготовка к контрольной работе

Контрольная работа №1

Урок контроля знаний и умений

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений

КР

Не задано

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок коррекции знаний, умений и навыков

Уметь находить и исправлять ошибки и анализировать их причины, уметь правильно поставить вопрос, находить и ликвидировать пробелы в знаниях, делать выводы

Беседа, опрос, индивидуальное задание

Не задано

Подведение итогов обучения в 9 классе

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Умение анализировать собственную работу и работы других учащихся, адекватно относится к критике со стороны

Беседа, опрос

Не задано


© 2010-2022