Разработка урока информатики (5 класс)

Разработка урока информатики по теме "Простые и сложные вычисления в программе Калькулятор" в 5 классе дана с учетом возрастных особенностей детей. На уроке применяются различные формы и методы обучения с целью привлечения всех учащихся в учебный процесс. В ходе урока дети учатся не только выполнять математические расчеты с помощью программы, но и проводить аналогию, делать выводы по результатам своей работы.
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зординова П.М. - учитель информатики КГУ ОШ №57 г.Алматы

Тема урока:

Обработка числовой информации.

Простые и сложные вычисления в приложении Калькулятор.

Класс: 5

Цели урока: расширить представление о компьютере как инструменте обработки числовой информации.

Задачи урока:

  • обучающая - познакомить учащихся с эволюцией устройств для счёта, рассмотреть возможности использования технических устройств для проведения математических расчётов, выделить наиболее известные устройства для счёта.

  • развивающая - развитие мыслительной деятельности, осмысление полученных знаний, способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта.

  • воспитательная - научить учащихся подходить к изучаемым проблемам с позиции исследователя, воспитывать чувство уверенности в себе, желание самому получить результат поиска.

Тип урока: изучение нового материала с элементами поисково-исследовательской деятельности.

Методы обучения: диалог, развитие критического мышления, поисково-исследовательские, проблемные, применение ИКТ (просмотр презентации по истории Калькулятора в сети Интернет; практическая работа в программе Калькулятор).

Формы обучения: групповые, индивидуальные

Оборудование и материалы: ПК, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал


Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала

Диалог, развитие критического мышления, метод аналогии, мозговой штурм:

Что такое информация? (Информация - это сведения об окружающем нас мире).

Какие действия человек совершает с информацией? (Человек совершает действия, связанные с получением, передачей, хранением и обработкой информации). Как человек выполняет эти действия? (С помощью органов чувств: зрение, осязание, обоняние, речь, слух). Проведем аналогию. Может ли компьютер выполнить все эти действия? (Да). Какие же ему для этого нужны устройства? (монитор, клавиатура, колонки, принтер, сканер). Что нужно для того, чтобы компьютер обработал информацию? (Ввести ее в компьютер). Как это сделать? (набрать на клавиатуре). А еще? (отсканировать: картинку, текст). Дальше? (Запустить на обработку, нажав клавишу Enter).

Как человек хранит информацию? (Человек хранит и обрабатывает определенную информацию в собственной памяти - "в уме"). Компьютеру тоже нужна память, чтобы обработать информацию. Какие виды памяти в компьютере вам известны? (внешняя и внутренняя). Зачем нужна внешняя память? (для хранения информация вне компьютера). Тогда внутренняя предназначена для ________________ (выполнения процессов сбора хранения, обработки, передачи информации). Мы знаем, что внутренняя память компьютера делится на два вида. Какие? (ПЗУ и ОЗУ). Какая из них недоступна для записи в нее данных? (ПЗУ). Что еще о ней вы можете сказать? (очень маленькая по объему, запускается при включении ПК и проводит тестирование ПК). Проведем аналогию: ОЗУ в компьютере и Мозг человека. Что общего у них? (это временная память, информация в них может быть потеряна, и ОЗУ и Мозг человека предназначены как для записи, так и для чтения данных из них)

Какова общая схема передачи информации? (компьютер: набираем информацию; человек: читает, видит, слышит), Компьютер: вводим в память для обработки (человек: сами решаем, что делать дальше с ней). Молодцы. Мы вспомнили и провели аналогию как человек и компьютер работают с информацией.


  1. Мотивация темы.

Постановка проблемного вопроса, развитие критического мышления, работа в парах

  • Ребята наш урок начнется необычно: чтобы узнать тему урока, надо решить кроссворд. Работаем в парах. На столах у вас лежат листочки с кроссвордом. Информация, записанная на них закодирована. Что это значит? (зашифрована). Решите его и определите тему нашего урока. (КАЛЬКУЛЯТОР).

Разработка урока информатики (5 класс)

По вертикали:

1. Небольшая картинка, связанная с программой и расположенная на Рабочем столе. (Значок)

2. Значок, расположенный в Панели задач справа. (Часы)

3. Элемент окна, расположенный на полосе прокрутки. (Ползунок)

4. Название кнопки, управляющей состоянием окна. (Закрыть)

5. Пространство экрана, ограниченное прямоугольной рамкой. (Окно)

6. Кнопка, расположенная в Панели задач слева. (Пуск)

7. Компьютерная программа, работающая под управлением операционной системы. (Приложение)

8. Значок с небольшой стрелкой в левом нижнем углу. (Ярлык)

9. Устройство ввода информации. (Клавиатура)

10. Значок, позволяющий удалять все ненужные объекты ("мусор"). (Корзина)

11. Клавиша, предназначенная для отделения слов, чисел и выражений друг от друга в тексте. (Пробел)

По горизонтали:

12. Стандартное приложение Windows (Калькулятор)


  • Как называется действие, которое мы используем при решении задачи?

(Декодирование информации.) Что означает декодирование информации? (расшифровка)

  • Итак, вы успешно решили первую задачу. Закодированное сообщение было в ней исходными данными, а результатом стало слово - КАЛЬКУЛЯТОР - тема нашего урока.

Физкультпауза. Презентация «Разминка».


  1. Изучение нового материала.
    Диалоговая форма работы, развитие критического мышления, применение ИКТ

  • Какую информацию мы можем использовать при работе с калькулятором? (Числовую). Как вы понимаете фразу: «Обработка числовой информации?» (Обработка информации - это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату».)

Посмотрим историю калькулятора. (Демонстрация презентации с выходом в сеть Интернет на сайт schools.keldysh.ru/sch444/MUSEUM/index.htm)

В операционной системе Windows есть стандартное приложение Калькулятор. Вспомним, что значит «стандартное приложение»? (устанавливается сразу при установке ОС на ПК). На прошлом уроке мы познакомились с командой запуска стандартных приложений ОС. Вспомните эту команду и запишите ее в тетрадях. (Пуск - Все программы - Стандартные - Калькулятор).

Калькулятор в современных версиях операционной системы имеет три режима работы:

обычный, предназначенный для простейших вычислений.

инженерный, который обеспечивает доступ ко многим сложным математическим операциям.

режим перевода величин, позволяющий переводить физические величины из одних единиц измерения в другие.

Работа в парах, постановка проблемного вопроса, развитие критического мышления, умений обобщать, делать вывод; межпредметные связи. (Один из учащихся выполняет расчеты в тетради, используя только свои вычислительные навыки, второй - на компьютере).

Найдите значения выражений в обычном и инженерном режимах калькулятора, сверьте полученные разными способами ответы и сделайте вывод.

1. 37,6-5,84+3,95-8,9= 26,81о=26,81и (о-обычный режим, и-инженерный режим)

2. 81-45,34+19,6+21,75= 77,01 о=77,01 и

3. 6,8*8,4-1,6*8,4+5,2*1,6=754,5088 о = 52 и

4. 6,75-6,75*(0,45-6,72÷6,4)= 0о = 10,8и

- Какой вывод вы можете сделать? В обычном режиме поддерживается арифметический принцип счета, т.е. все операции выполняются в порядке следования слева направо. В инженерном режиме соблюдается приоритет выполнения операций.

- Принцип работы программы Калькулятор такой же, как в ваших сотовых телефонах. Отличительной особенностью программы является то, что в ПК он может использовать буфер обмена ОС. Что такое буфер обмена? (участок оперативной памяти для временного хранения перемещаемой или копируемой информации), а это значит, что можно производить обмен данными с другими приложениями ОС.

Мы с вами будем выполнять обычные операции (+, -, /, *) в этой программе.

Самостоятельная поисково-исследовательская работа в программе Калькулятор. Задания на развитие логического мышления, умение обобщать и делать выводы.

Задание 2. Выявить закономерность в ответах, полученных при вычислении следующих примеров: 1*11, 11*11, 111*111, 1111*1111, 11111*11111 и так далее

Дети переписывают примеры в тетрадь, находят ответы с помощью программы Калькулятор, находят закономерность:

1*11=11

11*11=121

111*111=12321

1111*1111=1234321

11111*11111=123454321

  • Запишите свои ответы, определите закономерность.

(Ученики записывают ответы, находят закономерность, сверяют результаты с ответами, скрытыми шторкой на интерактивной доске).

  • Молодцы! Дайте без выполнения вычислений ответ для следующего примера 1111111*1111111= 1234567654321. (Ученики пишут ответ.)

  • Теперь проверим результат с помощью программы Калькулятор.

(Дети на местах решают пример с помощью компьютера.)

  • Скажите, пожалуйста, зачем человеку знать такие закономерности?

(это поможет нам без вычислений сразу давать ответы решения аналогичных примеров.)


  1. Работа в парах по карточкам на закрепление полученных знаний.


  1. Домашнее задание.

Вычислить и ответить на вопрос: Определите, есть ли закономерность в ответах, полученных при вычислении:

9*9; 99*99; 999*999; 9999*9999; 99999*99999 (81, 9801, 998001, 99980001, 9999800001, … - перед цифрами 8 и 1 количество цифр 9 и 0 на 1 меньше, чем в множителях)


  1. Подведение итогов.

Итак, сегодня мы с вами узнали историю калькулятора, посмотрели, как выглядят калькуляторы. Познакомились с правилами работы в программе Калькулятор. Научились выполнять вычисления с помощью данной программы.


  1. Рефлексия.

Понравился вам урок? Отметьте свое настроение на яблоне с помощью яблок-смайликов (три цвета: зеленый, желтый, красный) на интерактивной доске.

Литература


  1. Е.Вьюшкова, Информатика 5 класс, Астана, Арман ПВ, 2013г.

  2. schools.keldysh.ru/sch444/MUSEUM/index.htm)


© 2010-2022