• Преподавателю
  • Информатика
  • Методические рекомендации по выполнению внеурочной самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»

Методические рекомендации по выполнению внеурочной самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»  предназначены для студентов  специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии». Настоящие методические указания содержат методические рекомендации к различным видам самостоятельных работ, оп...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Донской техникум кулинарного искусства и бизнеса»












ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Методические рекомендации по выполнению внеурочной самостоятельной работы

для студентов по специальности 260807

«Технология продукции общественного питания»

Рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии

Протокол № __ от «___» __________2014 г.

Председатель ____________________

«Утверждаю»


Зам. директора по УПР

________ Е.В. Марченко

Методические рекомендации учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по выполнению внеурочной самостоятельной работы для студентов по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образование Ростовской области

«Донской техникум кулинарного искусства»

Разработчики:

Корсун Г.П.: преподаватель ГОУ СПО ДонТКИиБ



Оглавление

Оглавление 3

3

Введение 4

Пояснительная записка 5

Виды самостоятельной работы студентов: 6

Критерии оценки результатов самостоятельной работы 7

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 8

Перечень внеаудиторной самостоятельной работы 8

10

Тематика и задания самостоятельной работы 11

18

Методические рекомендации по работе с литературой 19

Методические рекомендации по составлению конспекта: 20

Методические рекомендации по подготовке доклада 21

Методические рекомендации по подготовке сообщения 22

Методические рекомендации по выполнению реферата 25

Методические рекомендации по выполнению проектов 31

Методические рекомендации по составлению кроссвордов 38

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 41



Введение

Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда зависят от умений проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой обучаемых, в том числе и их самостоятельной работой.

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно-воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

  • формирования общих и профессиональных компетенций

  • развитию исследовательских умений.


Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначены для студентов специальности260807 «Технология продукции общественного питания»

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии».

Настоящие методические указания содержат методические рекомендации к различным видам самостоятельных работ, описание работ, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиски и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

  • использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального; применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия автоматизированной обработки информации;

  • общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;

  • состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

  • методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

  • основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы используется защита докладов, рефератов, сообщений, выступление на занятиях, защита проектов, презентаций, оформление таблиц.


Виды самостоятельной работы студентов:

Форма контроля

Кол-во часов

Репродуктивная самостоятельная работа

  • самостоятельное прочтение, просмотр,

  • конспектирование учебной литературы,

  • прослушивание лекций, заучивание,

  • пересказ, запоминание,

  • использование Интернет - ресурсов,

  • повторение учебного материала и др

Опрос

1

1

1

1

1

1

Познавательно - поисковая самостоятельная работа

  • подготовка сообщений,

  • докладов,

  • выступлений на семинарских и практических занятиях,

  • подбор литературы по дисциплинарным проблемам,

  • оформление документов профессиональной направленности и др.

Защита сообщения, доклада, выступление на семинаре

защита реферата, представление документа

4

6

4

4

2

Творческая самостоятельная работа

Оформление мультемедийных презентаций различных направлений,

написание рефератов, научных статей,

участие - научно - исследовательской работе,

Выполнение специальных заданий и др.,

участие в студенческой научной конференции.

Представление мультимедийной презентации

Защита реферата

Выступление на конференциях различных уровней

4

6-8

До 20


Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень освоения учебного материала;

  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • уровень сформированности общеучебных умений;

  • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • обоснованность и четкость изложения материала;

  • оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;

  • уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:


лабораторные работы

80


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:


индивидуальное проектное задание

20

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

30

Итоговая аттестация в форме экзамена


Перечень внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование разделов

Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Кол-во часов на ВСР

Раздел 1. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности

Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка докладов по темам:

  • Информация. Свойства и характеристика.

  • Информация и знания.

  • Информационные системы в управлении ПОП

  • Состав персонального компьютера

  • Программное обеспечение для технолога общественного питания

10

Раздел 2. Обработка текстовой информации

Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по лабораторным работам.

  • Работа над сообщением по теме: «Использовании текстовых процессоров для оформления документации предприятий общественного питания»

  • Практическое задание: «Оформление документов с помощью фоновых рисунков, границ и текстовых эффектов

7

Раздел 3. Табличный процессор

Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по лабораторным работам.

Сообщение по темам:

  • Электронные таблицы в помощь технологу пищевой промышленности

  • Переход от табличного к графическому представлению информации.

6

Раздел 4.

Система управления базами данных

Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по лабораторным работам.

Работа над сообщениями, по тематике:

  • Информационные справочные системы в человеческом обществе.

  • Базы данных и Интернет.

  • Информационная система «Консультант+»

Подготовка докладов, по тематике:

  • Создание базы данных, правила и методы установление связей в базе данных.

5

Раздел 5. Мультимедийные презентации

Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по лабораторным работам.

Работа над проектами, по темам:

  • Создание презентаций «Я - повар».

  • Создание презентации «Праздничный обед»

  • Создание учебных презентаций по спец.дисциплинам

6

Раздел 6.

Редакторы обработки графической информации

Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по лабораторным работам.

Выполнение творческого задания.

4

Раздел 7. Системы оптического распознавания текста. Системы машинного перевода

Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по лабораторным работам.

1

Раздел 8. Компьютерные справочные правовые системы

Работа над сообщениями, по темам:

  • Информационные справочные системы в человеческом обществе.

  • Базы данных и Интернет.

  • Информационная система «Консультант+»

3

Раздел 9. Компьютерные сети

Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по лабораторным работам Реферат: Разнообразие поисковых систем

Доклад: Информационные сервисы Интернет.

4

Раздел 10. Информационная и компьютерная безопасность

Работа с основной и дополнительной литературой.

Подготовка докладов, по тематике:

  • Мультимедийная презентация: Лучшие программы - архиваторы

Реферат: Обзор антивирусных программ: плюсы и минусы.

4

Итого:

50

Тематика и задания самостоятельной работы

Темы самостоятельных работ совпадают с названиями разделов дисциплины («Информационные технологии в профессиональной деятельности») и формируются следующим образом:

Раздел 1. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности

Тема 1.1. Классификация информационных систем.

Подготовка докладов по тематике:

  • Информационные системы в управлении ПОП

  • Информация. Свойства и характеристика.

  • Информация и знания.

Форма контроля:

  • Защита доклада;

  • заслушивание и обсуждение вопросов в аудитории на семинарском занятии;

Литература:

  1. Михеева Е.В. и др. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Изд. центр «Академия», 2010.

  2. Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования/. Е.А. Колмыкова - М..: Издательский центр «Академия», 2008.

  3. Основы информатики. Учебник для студентов вузов/Беляев М.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Тема 1.2. Классификация персональных компьютеров

Задание: Подготовить сообщение «Состав персонального компьютера»

Форма контроля:

Устное выступление

Литература:

  1. Михеева Е.В. и др. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Изд. центр «Академия», 2010.

  2. Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования/. Е.А. Колмыкова - М..: Издательский центр «Академия», 2008.

  3. Основы информатики. Учебник для студентов вузов/Беляев М.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Тема 1.3. Основные и дополнительные технические средства обеспечение информационных технологий

Задача: Подобрать по прайс - листу конфигурацию компьютерной системы для программиста, технолога пищевой промышленности домохозяйки, школьника, видеомонтажера, опытного пользователя работающего с графиком и мультимедиа.

Прайс - лист взять в специализированном магазине или использовать Интернет - ресурсы. Ответ зафиксировать в виде таблицы:

Покупатель

Конфигурация компьютерной системы

1

2

3

4

5

Форма контроля:

  • проверка письменного задания;

  • самоотчет

Литература:

  1. Прайс - лист.

  2. ucom.ru

  3. Михеева Е.В. и др. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

  4. Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования/. Е.А. Колмыкова - М..: Издательский центр «Академия», 2008.

  5. Основы информатики. Учебник для студентов вузов/Беляев М.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Тема 1.4. Программное обеспечение информационных технологий

Задание1. Найти информацию о программном обеспечении. Применяемом на предприятиях общественного питания (ПОП).Заполнить таблицу:

Название программы

Какие задачи ПОП позволяет решать программа

Документы, которые позволяет сформировать программа

Преимущество этой программы перед другими программами, применяемыми на ПОП




Требования к заполнению таблиц

К заполненной таблице, оформленной в любом текстовом процессоре, прилагается титульный лист (приложении 1), список использованной литературы. Отчет сдается как в печатном, так и в электронном виде.

• название таблицы помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире

• в конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся

• при переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят

Форма контроля:

  • проверка тетради;

Литература:

  • Михеева Е.В. и др. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

  • Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования/. Е.А. Колмыкова - М..: Издательский центр «Академия», 2008.

Раздел 2. Обработка текстовой информации

Тема 2.1 Форматирование и редактирование текста.

Подготовить сообщение: Использовании текстовых процессоров для оформления документации предприятий общественного питания

План:

  1. Оформление текстовых документов.

  2. Оформление документов, содержащих таблицы

  3. Автоматизация работы с MS Word с помощью шаблонов.

  4. Ссылки, гиперссылки, создание оглавления

  5. Оформление форм, визитных карточек, средств рекламы и проч. средствами текстового процессора.

Порядок выполнения работы

  • Изучить литературу по данной теме.

  • Изучить правила составления сообщения.

  • Подготовить сообщение.

Форма контроля:

  • защита сообщения на учебном занятии

Литература:

Михеева Е.В. и др. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

Основы информатики. Учебник для студентов вузов/Беляев М.А. - Ростов н/Д:Феникс, 2006.

Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования/. Е.А. Колмыкова - М..: Изательский центр «Академия», 2008.

Тема 2.2. Работа с графикой в ТП.

Задание: Оформление документов с помощью фоновых рисунков, границ и текстовых эффектов

План:

1.Изучить документы профессиональной направленности, в которых используются помимо текста, таблицы, схемы, рисунки, диаграммы

2. Создать документ с использованием выше названных объектов.

Форма контроля:

  • защита сообщения на учебном занятии

Литература:

  1. Михеева Е.В. и др. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

  2. Основы информатики. Учебник для студентов вузов/Беляев М.А. - Ростов н/Д:Феникс, 2006.

  3. Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования/. Е.А. Колмыкова - М..: Изательский центр «Академия», 2008.

Раздел 3. Табличный процессор

Тема 3.1 Обработка числовых данных средствами табличного процессора

Задание 1.

Подготовить сообщение: Электронные таблицы в помощь технологу пищевой промышленности

План:

  1. Перечень документов, содержащих вычислительные таблицы, в деятельности технолога.

  2. Использование различных видов адресации ячеек в расчетных формулах

  3. Оформление документов, содержащих таблицы

  4. Преимущество электронных таблиц перед текстовыми процессорами, в способах оформления и работе с документами, содержащими таблицы

Порядок выполнения работы

  • Изучить литературу по данной теме.

  • Изучить правила составления сообщения.

  • Подготовить сообщение.

Форма контроля:

  • защита сообщения на учебном занятии

Литература:

  1. Михеева Е.В. и др. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

  2. Основы информатики. Учебник для студентов вузов/Беляев М.А. - Ростов н/Д:Феникс, 2006.

  3. Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования/. Е.А. Колмыкова - М..: Изательский центр «Академия», 2008.

Задание 2. Подготовить сообщение: «Переход от табличного к графическому представлению информации»

План:

  1. Типы диаграмм

  2. Вставка диаграммы в документ

  3. Форматирование диаграммы

Порядок выполнения работы

  • Изучить литературу по данной теме.

  • Изучить правила составления сообщения.

  • Подготовить сообщение.

Форма контроля:

  • защита сообщения на учебном занятии

Литература:

  1. Михеева Е.В. и др. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

  2. Основы информатики. Учебник для студентов вузов/Беляев М.А. - Ростов н/Д:Феникс, 2006.

  3. Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования/. Е.А. Колмыкова - М..: Изательский центр «Академия», 2008.

Раздел 4. Система управления базами данных

Тема 4.1. Основные методы обработки информации средствами СУБД.

Задание1: Разработка проекта базы данных: организация хранения продуктов на ПОП

Цели:

  • получить более глубокие знания по данной теме;

  • закрепить навыки пользования дополнительной литературой;

  • научиться составлять и писать сообщения.

Порядок выполнения работы

  1. Изучить литературу по товароведению.

  2. Определить тему, цели и задачи

  3. Анализ проблемы. Планирование работы по решению задач проекта.

  4. Выполнение проекта.

  5. Защита проекта.

Литература:

  1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учеб.пособие для сред. проф.образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2005

  2. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности :учеб. Пособие для студ. сред.проф. Образования / Е.В. Михеева. - М.: Издательский центр «Академия»,2007

Раздел 5. Мультимедийные презентации

Задание: Работа над индивидуальными проектами, по тематике:

  • Создание презентаций «Я - повар».

  • Создание презентации «Праздничный обед»

Создание учебных презентаций по спец.дисциплинам (тематику определяет преподаватель).

Порядок выполнения работы

  1. Определить тему презентации, цели и задачи.

  2. Подобрать основной и дополнительный материал

  3. Структурировать имеющийся материал.

  4. Выполнить проект.

  5. Защита проекта.

Литература:

  1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учеб.пособие для сред. проф.образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2005

  2. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности :учеб. Пособие для студ. сред.проф. Образования / Е.В. Михеева. - М.: Издательский центр «Академия»,2007

Раздел 6. Редакторы обработки графической информации

Задание: Используя графический редактор Inkscape, создать картинку с объектом сервировки стола

Порядок выполнения работы

  1. Определить тему работы.

  2. Подобрать графические изображения, соответствующие теме

  3. Вырезать необходимые объекты из готовых рисунков, вставит их в новый рисунок и обработать изображение.

  4. Защита проекта.

Литература:

  1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учеб.пособие для сред. проф.образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2005

  2. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности :учеб. Пособие для студ. сред.проф. Образования / Е.В. Михеева. - М.: Издательский центр «Академия»,2007

Раздел 8.

Задание1: Работа над сообщениями, по тематике:

  • Информационные справочные системы в человеческом обществе.

  • Базы данных и Интернет.

  • Информационная система «Консультант+»

Порядок выполнения работы

  1. Изучить литературу по товароведению.

  2. Определить тему, цели и задачи

  3. Анализ проблемы. Планирование работы по решению задач проекта.

  4. Выполнение проекта.

  5. Защита проекта.

Литература:

  1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учеб.пособие для сред. проф.образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2005

  2. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности :учеб. Пособие для студ. сред.проф. Образования / Е.В. Михеева. - М.: Издательский центр «Академия»,2007

Раздел 9. Компьютерные сети

Тема 9.1. Организация работы в компьютерной сети

Реферат: Разнообразие поисковых систем

План:

  1. Основные метода поиска информации в сети.

  2. Способы представления информации в сети.

  3. Виды поисковых информационных систем.

Порядок выполнения работы

  1. Изучить дополнительную литературу по данной теме.

  2. Изучить правила выполнения реферативных работ.

  3. Подготовить реферат

  4. Оформить реферат в соответствии со всеми требованиями и сдать для проверки в установленные сроки.

Форма контроля:

  • проверка рефератов;

  • заслушивание лучших рефератов на занятии;

Литература:

  1. МихееваЕ.В. и др. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

  2. Богумирский Б.С. Руководство пользователя ПЭВМ: В 2 ч. Ч1. - СПб.: Печатный двор, 2001.

  3. Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования/.Е.А. Колмыкова- М..: Издательский центр «Академия», 2008.

  4. Основы информатики. Учебник для студентов вузов/Беляев М.А. - Ростов н/Д:Феникс, 2006.

Доклад: Информационные сервисы Интернет.

План:

  1. Телеконференция.

  2. WWW

  3. Электронная почта

  4. ICQ

  5. FTR

Форма контроля:

  • защита доклада на учебном занятии

Литература:

Михеева Е.В. и др. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

Основы информатики. Учебник для студентов вузов/Беляев М.А. - Ростов н/Д:Феникс, 2006.

Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования/. Е.А. Колмыкова - М..: Издательский центр «Академия», 2008.

Раздел 10. Информационная и компьютерная безопасность

Реферат: Обзор антивирусных программ: плюсы и минусы.

Цели:

  • получить более глубокие знания по данной теме;

  • закрепить навыки пользования дополнительной литературой;

  • научиться составлять и оформлять рефераты.

Порядок выполнения работы

  1. Изучить дополнительную литературу по данной теме.

  2. Изучить правила выполнения реферативных работ.

  3. Подготовить реферат

  4. Оформить реферат в соответствии со всеми требованиями и сдать для проверки в установленные сроки.

Контрольные вопросы:

1.Виды и назначение антивирусных программ

2. Классификация антивирусных программ.

3.Какой антивирус лучше использовать и почему?

Форма контроля:

  • проверка рефератов;

  • заслушивание лучших рефератов на занятии;

Литература:

  1. МихееваЕ.В. и др. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

  2. Богумирский Б.С. Руководство пользователя ПЭВМ: В 2 ч. Ч1. - СПб.: Печатный двор, 2001.

  3. Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования/.Е.А. Колмыкова- М..: Издательский центр «Академия», 2008.

  4. Основы информатики. Учебник для студентов вузов/Беляев М.А. - Ростов н/Д:Феникс, 2006.

Мультимедийная презентация: Лучшие программы - архиваторы.

План:

1.Пограммы - архиваторы: основные характеристики, назначение

2.Многообразие программ - архиваторов

3.Применение программ - архиваторов

Форма контроля:

  • защита презентации на учебном занятии

Литература:

Михеева Е.В. и др. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

Основы информатики. Учебник для студентов вузов/Беляев М.А. - Ростов н/Д:Феникс, 2006.

Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования/. Е.А. Колмыкова - М..: Изательский центр «Академия», 2008.

Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования/. Е.А. Колмыкова - М..: Изательский центр «Академия», 2008.


Методические рекомендации по работе с литературой

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.

Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет - при последующем возвращении к нему - быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.

Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы , а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки - не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях - когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом - вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.

Тезисы - сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Аннотация - краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Резюме - краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами - выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект - сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Доклад - публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.


Методические рекомендации по составлению конспекта:

Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

Выделите главное, составьте план;

Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.


Методические рекомендации по подготовке доклада

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада - это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

  • название доклада;

  • сообщение основной идеи;

  • современную оценку предмета изложения;

  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

  • интересную для слушателей форму изложения;

  • акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.


Методические рекомендации по подготовке сообщения

Регламент устного публичного выступления - не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей - вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи - либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:

  • - «Это Вам позволит…»

  • - «Благодаря этому вы получите…»

  • - «Это позволит избежать…»

  • - «Это повышает Ваши…»

  • - «Это дает Вам дополнительно…»

  • - «Это делает вас…»

  • - «За счет этого вы можете…»

После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?

  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?

  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории - это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.


Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение;

  • список использованных источников;

  • приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата


Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

15-20

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата:

  • обосновывается актуальность выбранной темы;

  • определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;

  • описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;

  • кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А-4

  • размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный

  • междустрочный интервал - одинарный

  • поля на странице - размер левого поля - 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.

  • отформатировано по ширине листа

  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы

  • в конце работы необходимо указать источники использованной литературы

  • нумерация страниц текста

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

  2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

  3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже - раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде - не больше 7 строк;

  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде - 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии - «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации - рискованно, оптимальный вариант - в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим - показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 - 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль - для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация - не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон - черный текст; темно-синий фон - светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов - в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл - Сохранить как - Тип файла - Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

  • удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);

  • к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?

  • не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки

Содержание оценки

1.

Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2.

Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3.

Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4.

Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5.

Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации

Методические рекомендации по выполнению проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.

Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborativeorcooperativelearning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проекты классифицируются по доминирующей в проекте деятельности обучающихся:

  • информационные проекты

  • исследовательские проекты

  • практико-ориентированные проекты

  • ролевой проект

  • творческий проект

На практике все пять перечисленных направлений деятельности обучающихся реализуются в каждом проекте.

Требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания), междисциплинарный проект;

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);

5. Количество участников проекта;

6. Продолжительность проекта.

В соответствии с методом, доминирующем в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие. Следует оговориться, то проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении: предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение "мозговой атаки", обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее), презентация, такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Структура проекта:

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

Защита проектов, оппонирование:

  • коллективное обсуждение;

  • экспертиза;

  • результаты внешней оценки;

  • выводы.

Этапы проектной деятельности:

Этапы

Задачи

Деятельность обучающихся

Деятельность преподаваеля

1. Погружение в проект

Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников. Выбор рабочей группы

Обсуждают (или предлагают) тему, цели и задачи проекта. Вживаются в ситуацию, выдвигают (с подачи учителя) проблемы ("мозговой штурм" с последующим коллективным обсуждением).

Уточняют информацию

Мотивирует обучающихся. Формулирует и объясняет цели и задачи проекта. Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики, подводит обучающихся к самостоятельному определению проблемы проекта. Наблюдает

2. Организация деятельности

Анализ проблемы.

Определение источников необходимой информации. Выбор методов исследования.

Распределение ролей в группе. Определение критериев оценки результатов работы над проектом. Выбор формы презентации проекта. Планирование работы по решению задач проекта по группам

Уточняют информацию. Формируют состав группы и распределяют роли в группах. Осуществляют планирование работы в группах. Выбирают форму презентации.

Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом. Консультируются с учителем

Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д. Консультирует обучающихся (по их просьбе). Наблюдает

3. Осуществление деятельности

Выполнение проекта

Активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы). "Добывают" недостающие знания. Консультируются с учителем. Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях в научном обществе, в библиотеке и т.д.). Оформляют проект. Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе

Консультирует обучающихся по необходимости. Ненавязчиво контролирует деятельность школьников. Наблюдает

4. Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Защита проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Оценка результатов

Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, найденный способ решения проблемы, умение аргументировать свои выводы и оппонировать). Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы над проектом. Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы

Оценка проекта:

Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существует другой, не менее важный результат. Это педагогический эффект вовлечения обучающихся в процесс самостоятельного "добывания знаний" и их применения (мотивация, рефлексия, умение делать выбор, планировать, анализировать и оценивать результаты собственной деятельности). Однако этот результат часто остается вне сферы внимания учителя, он оценивает лишь сам проект. Очевидно, учителю целесообразно делать краткие резюме в ходе наблюдений за работой каждого из школьников, это позволит ему быть более объективным при защите проекта.

Выполненный проект как вторая часть результата должен оцениваться тремя экспертами: самим учащимся или группой (самооценка), учителем и одноклассниками. Таким образом, выставляются три оценки и высчитывается среднеарифметическая величина.

Примерные параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

  • реальность, практическая направленность и значимость работы;

  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

  • соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;

  • логичность и последовательность изложения;

  • четкость формулировок, обобщений, выводов;

  • аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;

  • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);

  • стилистическая и языковая культура изложения;

  • полнота библиографии;

  • наличие собственных взглядов на проблему и выводов;

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;

  • перспектива доработки (потенциал);

  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;

  • соответствие оформления проекта стандартным требованиям.

Критерии оценки защиты проекта:

  • качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объем;

  • объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;

  • культура речи;

  • чувство времени;

  • использование наглядных средств;

  • умение удерживать внимание аудитории;

  • умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;

  • готовность к дискуссии;

  • доброжелательность, контактность.


Методические рекомендации по составлению кроссвордов

Кроссворд - игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.

Классификация кроссвордов

  1. по форме:

    1. кроссворд - прямоугольник, квадрат;

    2. кроссворд-ромб;

    3. кроссворд-треугольник;

    4. круглый (циклический) кроссворд;

    5. сотовый кроссворд;

    6. фигурный кроссворд;

    7. диагональный кроссворд и т.д.

  2. по расположению:

    1. -симметричные;

    2. асимметричными;

    3. с вольным расположением слов и др.

  3. по содержанию:

    1. тематические;

    2. юмористические;

    3. учебные;

    4. числовые.

  4. по названию страны:

    1. скандинавские;

    2. венгерские;

    3. английские;

    4. немецкие;

    5. американские;

    6. эстонские;

    7. итальянские.

Общие требования при составлении кроссвордов

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

  1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

  2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

  3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

  4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

  5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

  6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).

  7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

  8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

  9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

Требования к оформлению:

  1. Рисунок кроссворда должен быть четким.

  2. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. - с заполненными словами;

2-й экз. - только с цифрами позиций.

Ответы на кроссворд. Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов - повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Оформление ответов на кроссворды:

  • - Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;

  • - Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;

  • - Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.

Составление условий (толкований) кроссворда:

  1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

  2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

  3. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.



Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования /Е.В.Михеева. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с.

  2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования /Е.В.Михеева. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

  3. Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учеб. для нач. проф. образования / М.Ю.Свиридова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 320 с.

  4. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. -352 с.

Интернет-ресурсы

  1. iit.metodist.ru - Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО

  2. intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)

  3. test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям

  4. iteach.ru - Программа Intel «Обучение для будущего»

  5. rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании

  6. edu.ascon.ru - Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D в образовании.

  7. osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям

  8. npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»

Конференции и выставки

  1. ito.edu.ru - Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»

  2. bytic.ru/ - Международные конференции «Применение новых технологий в образовании»

  3. elearnexpo.ru - Московская международная выставка и конференция по электронному обучению eLearnExpo

  4. computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей

Дополнительные источники:

  1. Журналы «Компьютер-ПРЕСС» и др.

  2. Учебник для вузов «Информатика: Базовый курс» С.В.Симонович и др., «Питер» 2006 г.


© 2010-2022