Учебно - исследовательская работа

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бондарская средняя общеобразовательная школа





Учебно - исследовательская работа на тему:

Роль компьютерных игр в жизни учащихся нашей школы



Направление информатика









Исполнитель:

8 класс, МБОУ Бондарская СОШ, Кускова Алина Андреевна


Научный руководитель:

учитель информатики Точнова Марина Павловна








Тамбов - 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_______________________________________________________3

  1. История возникновения компьютерных игр____________________5

  2. Классификация компьютерных игр___________________________6

    1. Классификация компьютерных игр по жанрам _________________ 6

    2. Классификация компьютерных игр по количеству игроков и способу их взаимодействия ___________________________________________ 8

    3. Классификация компьютерных игр по тематике _______________ 9

  3. Мнения о компьютерных играх______________________________ 10

    1. Мнение ученых­­­­­­__________________________________________10

    2. Анкетирование среди учащихся _____________________________12

    3. Мнение родителей_______________________________________17

  4. Турнир компьютерных игр. Предложения по проведению_______ 19

  5. Заключение ______________________________________________20

Список литературы ____________________________________________22














Введение

С экрана телевизора, от родителей часто слышу, что компьютерные игры бесполезны и вредны, компьютерные игрушки отнимают много драгоценного времени, отвлекают от учебы и общения со сверстниками. Но мне всегда казалось, что это ужасно интересно, развивает память, занимает в свободное время. Я решила изучить этот вопрос. Исследование я начала с изучения теории; узнала историю возникновения компьютерных игр. Прочитала мнения специалистов о вреде и пользе компьютерных игр. Среди школьников провела опрос с целью изучения их мнения о компьютерных играх. В результате мною разработаны рекомендации для детей по выбору компьютерных игр.

Одна известная фирма по производству игрушек проводила опрос мальчиков от 5 до 12 лет на тему: «Какие игры вы любите?». Результат: 80% опрошенных ответили: «Компьютерные игры». Вопрос о вреде компьютера и компьютерных игр для детей обсуждается очень часто. Некоторые особо боязливые родители по этой причине сразу запрещают детям играть, порой только вызывая ещё больший интерес мальчишек и девчонок к компьютерным играм. Бывает и другая крайность: родители вовсе не смотрят, во что именно играет их сын или дочь. Узнав эти интересные факты, я решила больше узнать о компьютерных играх и их роли в жизни учащихся нашей школы.

Цель исследования: выяснить роль компьютерных игр в жизни учащихся нашей школы.

Задачи исследования:

узнать, какие виды компьютерных игр существуют;

выяснить мнение специалистов о пользе и вреде компьютерных игр в развитии детей;

узнать, в какие игры больше играют учащиеся нашей школы, и что они думают о вреде и пользе компьютерных игр;

составить рекомендации для проведения школьного турнира компьютерных игр.

Гипотеза: если владеть информацией о компьютерных играх, то играть в них для детей будет полезно.

Объект исследования: компьютерные игры, роль компьютерных игр в жизни учащихся нашей школы.

Методы исследования: анализ литературы; обработка полученных данных; построение диаграмм и графиков с использованием компьютерной программы MS Excel; обобщение полученных результатов.


















  1. История возникновения компьютерных игр.

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ века головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников.

Первые примитивные компьютерные игры были разработаны в Англии и США в начале 60-ых годов прошлого века. Они имитировали игры: «крестики-нолики», «теннис для двоих», «пинг-понг», а также «Космическая война и Большое Приключения Джона». Платформы для таких игр были большие университетские компьютеры, создавались игры преподавателями, причем некоторые из игр стали для них докторскими диссертациями. Одним из первых создателей компьютерных игр в России был Алексей Пожитнов, работавший в Академии Наук, который в 1985 году создал небезызвестный «тетрис», завоевавший весь мир.

С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. Особенным успехом компьютерные игры пользуются у школьников младших и средних классов. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистические игры с хорошим графическим и звуковым оформлением.



2. Классификация компьютерных игр.

2.1 Классификация компьютерных игр по жанрам.

Жанр определяется целью игры. Выделяют следующие жанры:

Экшен (от англ. Action/Действие) - игры, состоящие в основном из боевых сцен, драк и перестрелок. Аналогичный жанр в кино - боевик. Экшен подразделяется на:

    • шутер (от англ. Shoot/Стрелять) - в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень. Врагами часто являются: бандиты и другие «плохие парни». Полезны тем, что игроки учатся разбираться в технических особенностях оружия, улучшается пространственная память, повышается командный дух и способность работать в коллективе;

    • файтинг (от англ. Fight/Борьба) - поединки двух и более противников с применением рукопашного боя;

  • Сурвайвал Хоррор (от англ. Survival/Выживание и Horror/Ужас).

Приключения (они же адвенчуры, от англ. Adventure/Приключение) - игры, обладающие полноценным литературным сюжетом, и игрок в процессе игры сам раскрывает все перипетии этого сюжета;

Стратегии - игра, требующая выработки стратегии, например, для победы в военной операции. Это игры, где играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя: командира отряда спецназа, главнокомандующего армией и даже главы государства. При этом человек не видит на экране своего героя, а сам придумывает себе роль. Полезна тем, что вырабатывается сбалансированное мышление, мозговая дисциплина, позволяющая выстраивать картины, несвершившихся событий. Улучшается долговременная память. Стратегия - игры, в которых нужно строить свои города, вести бизнес, управлять огромной армией и т. д. Игровой процесс может идти как в реальном времени (RTS - real time strategy), так и в пошаговом (TBS - turn based strategy).

Симуляторы - основным принципом симулятора является точное воспроизведение особенностей какой-то тематической области (например: автосимулятор должен максимально точно воспроизводить физические особенности машин). Полезны тем, что игрок приобретает навыки владения техникой, которые могут быть применены в реальной жизни.

Головоломки - игры, полностью или больше чем наполовину состоящие из решения различных логических задач наподобие собирания кубика Рубика; компьютерная реализация настольных игр, например шахматы, карты, шашки, «Монополия» и другие.

Забавы - игры, в основном рассчитанные на детей, где психологическое впечатление от происходящей на экране картинки гораздо важнее самого процесса игры - например, лопание пузырьков;

Образовательные - игры, включающие в себя элементы обучающих программ, которые подаются через сам игровой процесс и, благодаря повышению интереса к ним в связи с необычным антуражем, впоследствии хорошо запоминаются.

Ролевые (от англ. RPG - Role Playing Game/Ролевая Игра) - жанр игр, отличительной особенностью которых является наличие у персонажей определённых навыков и характеристик, которые впоследствии можно улучшать или даже приобретать новые, предварительно выполнив какие либо действия. Также в играх данного жанра зачастую существует система инвентаря, то есть в процессе прохождения игрок может находить/приобретать новые виды оружия, доспехов, вспомогательных средств и т.п. RPG может быть разных жанров: от стратегий, до экшенов.

2.2. Классификация компьютерных игр по количеству игроков и способу их взаимодействия.

Одиночные (однопользовательские) Рассчитаны на игру в одиночку, против компьютера.

Многопользовательские: Рассчитаны на игру нескольких человек (обычно до 64) по локальной сети или Интернету. Часто встречаются, как дополнительный режим в играх, имеющих в основе одиночное прохождение.
Многопользовательские на одном компьютере (англ. Hotseat, Splitscreen).
На современных персональных компьютерах встречаются редко, однако еще имеют место на старых ПК и приставках. Hotseat - игроки поочередно совершают необходимые игровые действия, используя один и тот же компьютер/приставку. Splitscreen - экран делится на части (чаще две, реже четыре), игрокам уже не требуется ждать своей очереди, действие игры разворачивается в реальном времени, каждый игрок взаимодействует с игровым миром со своей части экрана.

Многопользовательские оффлайн-игры. Некоторые жанры (спортивные менеджеры, пошаговые стратегии и т. д.) могут работать в таком формате: игроки делают ходы и отсылают результат через веб или электронную почту. Независимо от метода связи (Фидонет, электронная почта, веб…), у этих игр есть такие особенности:

Требуют периодического появления в сети. Но при этом требуется лишь периодичность, время подключения выбирает сам игрок, не согласовывая его с ведущими и соперниками. Длительность хода - от нескольких часов до нескольких дней. Игра длится месяцами и годами.

Массовые онлайновые. Массовые игры, использующие подключение Интернет. В большинстве таких игр отсутствует одиночная игра (в оффлайн). Наиболее часто встречающиеся жанры - настольные и ролевые игры (MMORPG). Среди них различают также игры, запускающиеся в браузере и не требующие скачивания и/или установки чего-либо на компьютер. Из обычных многопользовательских игр выделяется жанр MUD - текстовые онлайновые игры.

Игры для социальных сетей - разновидность онлайн игр, которые распространяются преимущественно через социальные сети, в большинстве случаев являются многопользовательскими.

2.3. Классификация компьютерных игр по тематике.

  • Фэнтези

  • Исторические

  • В духе современности

  • Космические

  • Постапокалиптические

  • Мифологические

  • Киберпанк

  • Стимпанк






3. Мнения о компьютерных играх.

3.1. Мнение ученых.

Среди психологов и педагогов нет единого мнения о воздействии компьютерных игр на психофизиологическое развитие детей. Электромагнитная вибрация и ионизирующее излучение даже самых хорошо защищенных современных мониторов - тяжелая нагрузка на зрение и осанку не сформировавшегося организма. Санитарно-гигиенические требования совершенно категоричны - не более 1 часа в день для подростков и старшеклассников и не более 30-40 минут для детей младшего школьного возраста.

По статистике почти каждый подро­сток в возрасте от 13 до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Около половины опрошенных, однако, играют достаточно редко (не более одного раза в месяц), и только около 15% играют каждый день, большин­ство из них тратят на игру не более часа. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсив­но, чем девочки; частота и продолжительность игры снижается с возрастом и по мере повыше­ния образовательного уровня игрока. Взрослея, школьник с каждым классом всё больше играет в игры, но с 9 класса практически перестает в них играть.

При этом у девочек степень эмоциональных переживаний гораздо выше, чем у мальчиков.

Что касается влияния на личность, то это зависит от репертуара игр. Доминирующие на рынке коммерческие игры западного производства культивируют агрессивную мораль, что быстро отражается на самосознании подростков. Заключение сообщества врачей состоит в том, что компьютерные игры с актами насилия приводят к развитию агрессивных чувств в реакции и поведении детей. Более того, продолжительное наблюдение жестоких сцен ведет к тому, что человек становится бесчувственным по отношению к насилию в реальной жизни.

Существует и положительная оценка влияния на детей компьютерных игр. С этой точки зрения медики считают продолжительное время, проведенное у компьютера не ужаснее, чем продолжительное чтение книг. Все интересные игры в наши дни заставляют постоянно следить за всем экраном, поэтому это является тренировкой для зрительного аппарата.

Многие современные игры, так называемые «стратегии», требуют сообразительности, умения мыслить, способности быстро принимать решения. Компьютер поможет ребенку самоутвердиться.

Англичане выяснили, что дети, играющие в компьютерные игры регулярно, но не сверх меры, более развиты, масштабней мыслят, имеют больше друзей и лучше управляемы.

Слово «игромания» люди понимают как увлечение азартными играми, но и компьютерные игры могут спровоцировать эту «болезнь».

Многие старшеклассники отдают предпочтение виртуальным контактам, а в реальной жизни со сверстниками стараются не общаться. Возникает постоянное желание «быть в сети». В итоге «электронный пациент» начинает мириться с потерей друзей, других интересов и возникает склонность забывать об обязанностях.

Ученные которые вплотную занимаются изучением вопросов функционирования мозга и познавательной деятельности человека, считают, что систематическое увлечение компьютерными играми вызывает изменение восприятия визуальной информации мозгом. Дело в том, что частое использование динамичных игр вынуждает мозг человека приспосабливаться к быстро меняющейся картинке и виртуальному окружению, а это, в свою очередь, приводит к улучшению зрения. Также отмечается, что механизмы адаптации положительно сказываются впоследствии, тогда, как результаты обнаруживаются и в повседневной жизни человека.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что настроение игрока во время игры изменяется в зависимости от успеха играющего и в случае удачи эмоциональный настрой может сохраняться достаточно долго в зависимости от возраста участника. Последние очень важно, так как приводит твердого, целеустремленного характера с явными признаками лидерства.

3.2. Анкетирование среди учащихся.

После того, как я изучила информацию о компьютерных играх, я решила узнать, а что думают учащиеся нашей школы о пользе и вреде компьютерных игр и в какие игры они играют. Я провела анкетирование среди учащихся 7-10 классов нашей школы. В результате я выяснила, что:

  • учащиеся нашей школы играют в компьютерные игры;

  • мальчики и девочки предпочитают различные виды компьютерных игр по жанрам (рис.3): мальчики чаще всего играют в игры типа экшен, приключения, стратегии, симуляторы (рис.2), а девочки - игры - приключения, головоломки и забавы (рис.1). Лишь небольшое количество опрошенных играют в образовательные и ролевые игры;

  • в основном учащиеся нашей школы играют в игры с историческим содержанием, игры в духе современности и фэнтези (рис. 4, 5, 6);

  • мнения мальчиков и девочек по вопросу о влиянии компьютерных игр разделись. Большинство мальчиков считают, что компьютерные игры не оказывают влияния, а большинство девочек, напротив, считают, что компьютерные игры - это вредно(рис.7).

  • большинство детей понимают, что нельзя долгое время играть в компьютерные игры (рис.8).

На основании всего я сделала вывод, что почти все учащиеся осознают, что играть в компьютерные игры долго и играть в агрессивные игры - это вредно.

Учебно - исследовательская работа

(рисунок 1)

Учебно - исследовательская работа

(рисунок 2)

Учебно - исследовательская работа

(рисунок 3)

Учебно - исследовательская работа

(рисунок 4)



Учебно - исследовательская работа

(рисунок 5)



Учебно - исследовательская работа

(рисунок 6)

Учебно - исследовательская работа(рисунок 7)

Учебно - исследовательская работа

(рисунок 8)

3.3. Мнение родителей.

В ходе выполнения работы я провела анкетирование родителей и выяснила, что родители наших учащихся также играют в компьютерные игры (рис.9), предпочитая игры для социальных сетей. Большинство из них считает, что компьютерные игры - это вредно (рис.10).

Учебно - исследовательская работа(рисунок 9)

Учебно - исследовательская работа

(рисунок 10)

4. Турнир компьютерных игр. Рекомендации по проведению.
В заключение своей работы вместе с учителем информатики я провела школьный турнир компьютерных игр. Приведенные выше факты помогли мне сделать правильный выбор компьютерных игр для проведения школьного турнира. Этими играми оказались игры стратегии, симуляторы, приключения и головоломки, так как они развивают сообразительность, скорость реакции, пользуются популярностью.





















Заключение

«Если перейдешь меру, то самое приятное станет неприятным…»

Демокрит

Вопросы о вреде и пользе компьютерных игр для детей, это такие вопросы на которых не существует однозначных ответов. Совершенно очевидно одно - все хорошо в меру. Компьютерные игры могут приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему. При разумном же подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: ведь одни игры - это лучший способ расслабиться, другие развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, третьи - дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию. Чтобы игра имела действительно обучающее действие необходимо участие взрослого, который поясняет, комментирует ребенку задания, поддерживает его мотивацию. Кроме того, как в любой игре у ребенка обязательно должен быть партнер, товарищ и не только виртуальный, а реальный близкий человек.

Исследуя проблему влияния компьютерных игр на человека, для меня стало очевидным, если владеть информацией о компьютерных играх, то играть в них для детей будет полезно.

Польза

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции;

  • мелкую моторику рук;

  • визуальное восприятие объектов;

  • память и внимание;

  • логическое мышление;

  • зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать;

  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

  • добиваться своей цели;

  • совершенствовать интеллектуальные навыки.





















Список литературы

  1. Современная энциклопедия для мальчика/Авт.- сост. Н.В.Белов.- Мн.: Современный литератор, 2007.

  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика/ Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова:-М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.

  3. Новоселов С.Л., Петку Г.П., Компьютерный мир дошкольника - М: Новая школа, 2005г, с. 71-81.

  4. Козак Т., Ребенок и компьютер, web.unl.udm.ru

  5. Ресурсы Интернет















































© 2010-2022