- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ в 6 классе
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 6 классе
Раздел | Информатика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Панасенко Л.В. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Стретенка»
Дальнереченского муниципального района
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________ Гончар Н.В.
Протокол № _1_ от
«25»__августа_2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МОКУ «СОШ с. Стретенка»
__________ Панасенко Л.В.
«27»_августа_2014 г.
«Утверждаю»
Директор МОКУ «СОШ
с. Стретенка»
__________ Намаконов В.В.
Приказ от «30»_августа_2014 г. №38/3
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
6 класс
(основное общее образование)
Разработана учителем информатики и ИКТ
высшей квалификационной категории
Панасенко Людмилой Владимировной
с. Стретенка
2014 г.
Пояснительная записка
Основания для составления рабочей программы
Рабочая программа по информатике для 6 классов составлена на
основе:
-
Федерального Государственного стандарта основного общего
образования по информатике и ИКТ;
-
Авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика. 6 класс»
-
Учебного плана школы, в соответствии с которым предмет «Информатика и ИКТ» в 6 классах изучается на базовом уровне за счет компонента образовательного учреждения и составляет 1 час неделю, 34-35 часов в год.
УМК
По итогам заседания Экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания Государственных образовательных стандартов и учебной литературы для средней школы признан соответствующим современным научным представлениям.
Для учащегося:
-
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2014.
-
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2014.
Для учителя:
-
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2014.
-
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2014.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 6». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
-
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
-
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Цель программы
-
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
-
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
-
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Задачи программы
-
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
-
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
-
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
-
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Уровень и модель программы
Базовый, 1 час в неделю, 34-35 часов в год.
Формы и методы преподавания, используемые педагогические технологии
-
Информационно - коммуникационные технологии
-
Метод проектов, интерактивные методы
-
Портфолио работ учащихся
Формы контроля знаний (результаты по которым обязательно учитываются при оценивании учащихся по итогам четверти и учебного года)
-
Входной контроль - тест
-
Практические работы - 29
-
Практические контрольные работы - 3
-
Контрольные работы - 2
График проведения текущего и итогового контроля
№ П/П
Тема раздела, урока
Форма работы
Дата урока
1.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
Практическая работа
05.09
2.
Работаем с файлами и папками
Практическая работа №1
12.09
3.
Знакомимся с текстовым процессором Word
(задание 1)
Практическая работа №2
19.09
4.
Знакомимся с текстовым процессором Word (задание 2)
Практическая работа №2
26.09
5.
Работа с приложением Калькулятор.
Практическая работа
03.10
6.
Редактируем и форматируем текст. Создаем списки (задание 1)
Практическая работа №3
10.10
7.
Редактируем и форматируем текст. Создаем списки (задание 2)
Практическая работа №3
17.10
8.
Создание документов в текстовом процессоре Word.
Практическая контрольная работа.
24.10
9.
Нумерованные списки.
Практическая работа №4
14.11
10.
Маркированные списки.
Практическая работа №5
21.11
11.
Создаем таблицы (задания 1-2)
Практическая работа №6
28.11
12.
Создаем таблицы (задания 3-4)
Практическая работа №6
05.12
13.
Размещаем текст и графику в таблице
Практическая работа №7
12.12
14.
Строим диаграммы (задание 1-2)
Практическая работа №8
19.12
15.
Структурирование и визуализация информации.
Практическая контрольная работа.
26.12
16.
Строим диаграммы (задание 3-5)
Практическая работа №8
16.01
17.
Изучаем графический редактор Paint (задания 1-3)
Практическая работа №9
23.01
18.
Изучаем графический редактор Paint (задания 4-7)
Практическая работа №9
30.01
19.
Планируем работу в графическом редакторе (задания 1-3)
Практическая работа №10
06.02
20.
Планируем работу в графическом редакторе (задания 4-6)
Практическая работа №10
13.02
21.
Рисуем в редакторе Word (задание 1-3)
Практическая работа №11
20.02
22.
Рисуем в редакторе Word (задание 4-6)
Практическая работа №11
27.02
23.
Рисунок на свободную тему.
Практическая работа №12
Контрольная работа
01.03
24.
Логическая игра
Практическая работа
06.03
25.
Создание графических объектов.
Практическая контрольная работа
13.03
26.
Рисунок на свободную тему
Практическая работа №12
20.03
27.
Рисунок на свободную тему
Практическая работа №12
03.04
28.
Power Point «Часы»
Практическая работа №13
10.04
29.
Power Point «Часы»
Практическая работа №13
17.04
30.
Power Point «Времена года»
Практическая работа №13
24.04
31.
Power Point «Времена года»
Практическая работа №13
08.05
32.
Power Point «Скакалочка»
Практическая работа №14
Контрольная работа.
15.05
Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во уроков
Дата
Примерное домашнее задание
план
факт
I.
Компьютер и информация
11
1.
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. ТБ на уроках информатики. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
1
01.09
П 1.1 РТ №1, 2 стр.3
2.
Файлы и папки. Практическая работа №1 Работаем с файлами и папками
1
08.09
П 1.2 РТ №6 стр.5 №7 стр.6
3.
Входной контроль. Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 Знакомимся с текстовым процессором Word (задание 1)
1
15.09
П 1.3 стр.16-17 п 4.3 РТ №12, 14 стр.10 №15,16 стр.11
4.
Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 Знакомимся с текстовым процессором Word (задание 2)
1
22.09
П 1.3 стр.18-19 РТ №17, 18 стр.12-13
5.
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.
29.09
П 1.3 РТ №21 стр. 14-15
6.
Тексты и изображение в памяти компьютера. Практическая работа №3 Редактируем и форматируем текст. Создаем списки (задание 1)
1
06.10
П 1.3 стр.21-23 РТ №25 стр.19 №26 стр.20 №29 стр.23 №30 стр.23
7.
Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 Редактируем и форматируем текст. Создаем списки (задание 2)
1
13.10
П 1.3 стр.21-23 РТ №32-35 стр.25-28
8.
Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.
1
20.10
-
9.
Растровое кодирование графической информации
1
27.10
П 1.3 стр.23-27 РТ №37-39 стр.29-32
10.
Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 Нумерованные списки.
1
10.11
П 1.3 РТ №40, 41 стр.32-35
11.
Единицы измерения информации. Практическая работа №5 Маркированные списки.
1
17.11
П 1.4 РТ №43, 44 стр. 38
II.
Человек и информация.
12
12.
Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 Создаем таблицы (задания 1-2)
1
24.11
П 7 стр.42 зад.9 стр.46
Р12 стр.186
13.
Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 Создаем таблицы (задания 3-4)
1
01.12
П 7 стр.43 вопр. 1-11 зад.11 стр.46 р12 стр. 188
14.
Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 Размещаем текст и графику в таблице
1
08.12
15.
Как образуются понятия. Практическая работа №8 Строим диаграммы (задание 1-2)
1
15.12
П 2.3 стр.38-40 РТ №11 стр.45, №17 стр.48
16.
Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа.
1
22.12
-
17.
Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 Строим диаграммы (задание 3-5)
1
17.01
П 2.2 стр. 42-44 РТ №21, 22 стр. 50-51
18.
Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 Изучаем графический редактор Paint (задания 1-3)
1
19.01
П 2.3 стр.45-48 РТ №23 стр. 52, №27 стр. 59-60
19.
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 Изучаем графический редактор Paint (задания 4-7)
1
26.01
П 2.3 стр. 48-50 РТ №26 стр. 57-58, №31 стр. 64
20.
Определения понятия. Практическая работа №10 Планируем работу в графическом редакторе (задания 1-3)
1
02.02
П 2.3 стр. 51-53 РТ №32 стр.64-65
21.
Классификация. Практическая работа №10 Планируем работу в графическом редакторе (задания 4-6)
1
09.02
П 2.3 стр.54-55 зад. №3 стр.55 учебника, РТ №29 стр.62
22.
Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 Рисуем в редакторе Word (задание 1-3)
1
16.02
П 2.4 РТ №34, 35 стр.67-72
23.
Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 Рисуем в редакторе Word (задание 4-6)
1
28.02
П 2.5 РТ №36-38 стр.73-74, подготовиться к выполнению п\р
III
Алгоритмы и исполнители.
11
24.
Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12 Рисунок на свободную тему.
1
02.03
П 3.1 РТ №1-3 стр.75-76, №6 стр.78
25.
Исполнители вокруг нас. Логическая игра.
1
16.03
П 3.2, 3.3 РТ №7-10 стр.79-80
26.
Формы записи и типы алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.
1
30.03
-
27.
Линейные алгоритмы. Практическая работа №12 Рисунок на свободную тему
1
06.04
П 3.4 стр.73 РТ №27 стр.97
28.
Линейные алгоритмы. Практическая работа №12 Рисунок на свободную тему
1
13.04
П 3.4 стр. 73 РТ №28 стр.97
29.
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13 Power Point «Часы»
1
20.04
П 3.4 стр. 74-76 РТ №34, 35 стр. 102-103
30.
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13 Power Point «Часы»
1
27.04
П 3.4 РТ №40 стр. 108, №42 стр.109
31.
Циклические алгоритмы. Практическая работа №14 Power Point «Времена года»
1
04.05
П 3.4 стр.76-77 РТ №44 стр.110-112
32.
Циклические алгоритмы. Практическая работа №14 Power Point «Времена года»
1
11.05
П 3.4 РТ №45-46 стр. 113-114
33.
Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №15 Power Point «Скакалочка»
1
18.05
-
34-35
Повторение. Анализ контрольной.
1
25.05
инд. задания
Знания, умения, навыки
Учащиеся должны знать:
-
смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
-
различать необходимые и достаточные условия;
-
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
-
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
-
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
-
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Учащиеся должны уметь:
-
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
-
приводить примеры единичных и общих понятий, отношения между понятиями;
-
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
-
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
-
определять назначение файла по его расширению;
-
выполнять основные операции с файлами;
-
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
-
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
-
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
ОУУН
-
Уметь планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, применять наиболее рациональные способы выполнения.
-
Уметь использовать прием сравнения на однотипном материале учебника.
-
Уметь подбирать книги по теме.
-
Уметь отвечать на вопросы различного характера.
Виды самостоятельной работы учащихся
-
Компьютерный практикум.
-
Работа с учебником, дополнительной литературой, ЦОР, в т.ч.
Интернетом.
-
Работа над проектом (рисунок на свободную тему, заключительные
презентации)
Подготовка к ЕГЭ
Распределение заданий ЕГЭ по разделам курса информатики и ИКТ, в т.ч. 6 класса
N
Название раздела
Число заданий в тестах ЕГЭ
6 класс
1
Информация и её кодирование
7
2 часа
2
Алгоритмизация и программирование
9
3 часа
3
Основы логики
5
5 часов
4
Моделирование и компьютерный эксперимент
1
5
Программные средства информационных и коммуникационных технологий
1
6
Технология обработки графической и звуковой информации
1
1 час
7
Технология обработки информации в электронных таблицах
2
8
Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных
1
9
Телекоммуникационные технологии
3
10
Технология программирования
2
3 часа
Литература
-
Программы для общеобразовательных учреждений 2 - 11 классы. - М.: БИНОМ, 2005
-
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2014.
-
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2014.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 6». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
-
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
-
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.