УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»001 идея интересного занятия с детьми

урок- соревнование контроля знаний, умений и навыков

«Математические и логические основы информатики»

Одрузова Наталья Владимировна, ГБОУ СПО КО Прибалтийский судостроительный техникум, преподаватель информатики, Калининградская область


Предмет (направленность): информатика и ИКТ.

Возраст детей: 8 класс.

Место проведения: класс.

Тип занятия: урок контроля знаний, умений и навыков.

Вид занятия: урок-соревнование (авторская игра «Лабиринты логики»).

Форма работы учащихся: групповая форма и внутри групп дифференцированно-групповая форма работы.

Цели занятия:

Образовательные:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями следующих понятий: 1) системы счисления; 2) правила перевода чисел из одной системы счисления в другую; 3) арифметические операции в позиционных системах счисления; 4) выполнение базовых логических операций над двоичными числами; 5) построение логических выражений и таблиц истинности; 6) решение логических задач различными способами;

  • обобщить материал, как систему знаний;

  • проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитать интерес к предмету через активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках информатики;

  • способствовать формированию готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении;

  • воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени;

  • воспитать чувства коллективизма, взаимовыручки.

Развивающие:

  • Совершенствование умений анализировать, сравнивать подбирать наиболее оптимальные пути решения логических задач.

  • Способствовать формированию навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе;

  • Создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация), развитие коммуникационных умений.

  • Применить теоретические знания при решении задач.

  • Развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления, умение анализировать и систематизировать.

Задачи занятия:

  • Актуализировать понятия математических и логических основ информатики.

  • Добиться понимания реализации компьютерной арифметики и логических операций средствами электроники.

  • Создание условий для воспитания активности и самостоятельности.

  • Создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация), развитие коммуникационных умений.

Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедийный проектор; интерактивная доска.

Учебный материал: презентация к уроку, артефакты (задания на бумажном носителе), телепорт (планшеты).

Межпредметные и междисциплинарные связи: Математика.

Используемые технологии:

  • технология дифференцированного обучения;

  • технология учебно-игровой деятельности;

  • технология обучения в сотрудничестве (комплексная работа на базе дифференцированной групповой работы);

  • информационно-коммуникационная технология.

Методы проведения занятия:

  • контроль опорных знаний в группах;

  • метод генерализации идей;

  • ситуативный метод;

  • методы стимулирования и мотивации интереса к учению;

  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

План урока:

  1. организационное начало урока (2 мин.)

  2. постановка целей и задач урока (8 мин.)

  3. основная часть (55 мин.)

I гном-хранитель артефакта «Первые шаги компьютерной арифметики»

I гном-телепорта «Первые шаги компьютерной арифметики»

II гном-хранитель артефакта «Электронное кольцо»

II гном-телепорта «Электронное кольцо», для болельщиков

III гном-хранитель артефакта «Замок Логики»

  • Артефакт «У ворот замка»

  • Артефакт «У двери замка»

III гном-телепорта «Замок Логики», для болельщиков

  1. заключительная часть (15 мин.)

- подведение итогов работы

- домашнее задание

Ход урока

Учитель создает психологический настрой на собранность, спокойствие, уверенность, готовность к работе. Учащиеся делятся на две команды с внутригрупповой дифференциацией на основной состав и болельщиков. Болельщики команд, выполняя задания, открывают телепорт своей команде для перехода к следующему гному-хранителю без штрафных секунд, на случай не правильного ответа команды.

- Вашему вниманию сегодня будет предложено соревнование команд по прохождению лабиринта логики. Цель соревнования - определить уровень усвоения темы «Математические и логические основы информатики».

Учащимся предлагается лабиринт, прохождение которого усложняется тем, что на пути следования необходимо выполнить предлагаемые задания в виде артефактов, которые можно получить у своего гнома-хранителя.

- Но для начала представьте свои команды (название, девиз).

Например:

Представление команд

Название команды - «Терабайт»

Девиз - «Два состояния в логической цепи, лишь истина и ложь. Ты к истине иди!»

Приветствие соперников

«Ежесекундный полный обгрейд! Вот, что поможет! Вперед не робей!»

- Итак, все приличия соблюдены согласно протоколу этикета соревнований. Приступим.

I гном-хранитель артефакта «Первые шаги компьютерной арифметики»

Получение артефакта (на интерактивной доске кликом мыши вызываются задания, соответственно для каждой команды) Приложение1

Задание выполнить арифметические действия в двоичной системе счисления:

УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»

УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»

УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»

УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»

УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»

УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»

УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»

УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»Учитель формулирует задание для конкурса, выдает командам артефакты на бумажном носителе. Контролирует выполнение работы. Проверка осуществляется кликом по значку волшебника.

Результаты заносятся в протокол через вызов спецслайда. 20 штрафных секунд.

I гном - телепорта «Первые шаги компьютерной арифметики», для болельщиков

Получение телепорта (на интерактивной доске кликом мыши вызывается задание).

Задание Перевод из одной системы счисления в другую:

1510 → 16 → 8 → 2

АC16 → 10

Учитель формулирует задание для конкурса болельщиков «телепорт». Контролирует выполнение работы. Проверка осуществляется кликом по значку гнома-телепорта.

Результаты заносятся в протокол через вызов спецслайда.

II гном-хранитель артефакта «Электронное кольцо»

Получение артефакта (на интерактивной доске кликом мыши вызываются задания, соответственно для каждой команды). Приложение2

Задание Составить электронную схему логических элементов по формуле:

УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»

Учитель формулирует задание для конкурса, выдает командам артефакты на бумажном носителе. Контролирует выполнение работы. Проверка осуществляется кликом по значку волшебника.

Результаты заносятся в протокол через вызов спецслайда. 30 штрафных секунд.

II гном - телепорта «Электронное кольцо», для болельщиков

Получение телепорта (на интерактивной доске кликом мыши вызывается задание).

Задание Определить схемы логических операций и дать таблицу истинности каждой из них:

УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»

Учитель формулирует задание для конкурса болельщиков «телепорт». Контролирует выполнение работы. Проверка осуществляется кликом по значку гнома-телепорта.

Результаты заносятся в протокол через вызов спецслайда.

III гном-хранитель артефакта «Замок Логики»

Получение артефакта (на интерактивной доске кликом мыши вызываются задания, соответственно для каждой команды). Приложение3

  • Артефакт «У ворот замка»

Задание решить логическую задачу табличным методом (автор задачи ученица Токова Сабира)

У Маши есть три подруги Оля, Таня, Наташа, которые хотят приобрести различные специальности. Парикмахер, врач, юрист, а в свободное время кто-то любит заниматься спортом, кто-то смотреть комедии, а кто-то играть в шахматы. Известно что:

1) Что Оля и Таня не любят играть в шахматы.

2) Любящая играть в шахматы и любящая заниматься спортом иногда ходят с Олей в кинотеатр смотреть комедии.

3) В семье любителя шахмат, кроме неё, нет юристов.

4) Врач любит заниматься спортом.

РЕШЕНИЕ

Юрист

Врач

Парикмахер

Спорт

Смотрит комедии

Шахматы

Оля

0

0

1

0

1

0

Таня

0

1

0

1

0

0

Наташа

1

0

0

0

0

1

ОТВЕТ: Наташа - юрист, Таня - врач, Оля - парикмахер.

Задание решить логическую задачу табличным методом (автор задачи ученик Кабдушев Рустем)

В одном дворе жили три друга - Сергей, Максим, Руслан. Они играли в футбол и в течении I тайма они забили 6 голов по два гола каждый. Они забивали один за другим на 3, 10, 17, 22, 37, 40 минутах. На какой минуте забил гол, каждый из них если:

  1. Руслан забил после первого гола Сергея;

  2. Максим вышел на замену в середине I тайма и забил гол;

  3. Руслан сказал, что спустя 15 минут после гола Максима он забил голы;

  4. Сергей забил первый гол.

РЕШЕНИЕ

3

10

17

22

37

40

Руслан

0

1

0

0

1

0

Сергей

1

0

1

0

0

0

Максим

0

0

0

1

0

1

ОТВЕТ: Руслан забил гол на 10, 37 минутах, Сергей - 3, 17, Максим - 22, 40.

Учитель формулирует задание для конкурса, выдает командам артефакты на бумажном носителе. Контролирует выполнение работы. Проверка осуществляется кликом по значку волшебника.

Результаты заносятся в протокол через вызов спецслайда. Приложение4

  • Артефакт «У двери замка»

Задание решить логическую задачу табличным методом, используя логические операции (автор задачи ученик Маликов Данияр)

Три брата Миша, Саша, Артем поехали на каникулы к бабушке. У бабушки они убирались и кто-то разбил вазу. Кто же это?

  1. Бабушка думает, что разбили вазу Саша или Миша;

  2. Артем и Саша не могли разбить вазу. Так как Артем говорит, что он был на улице, а Саша говорит, что он был в другой комнате;

  3. Миша говорит, что Артем не разбивал вазу и Артем говорит, что ее разбили Миша или Саша.

Кто же разбил вазу, если только одна версия не верна.

РЕШЕНИЕ

  1. С ˅ М

  2. ˥А ˄ ˥С

  3. ˥А ˄ (М ˅С)

М

С

А

1

2

3

1

0

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

ОТВЕТ: вазу разбил Миша.

Учитель формулирует задание для конкурса, выдает командам артефакты на бумажном носителе. Контролирует выполнение работы. Проверка осуществляется кликом по значку волшебника.

Результаты заносятся в протокол через вызов спецслайда. 40 штрафных секунд.

III гном - телепорта «Замок Логики», для болельщиков

Получение телепорта (на интерактивной доске кликом мыши вызывается задание).

Задание Решение блиц - задач:

Помощь болельщиков «телепорт»

  1. Девочке Лидочки 1011 лет, её брат Вова учится в 1000 классе и занимается футболом. Когда проходит матч с его участием, Лидочка добирается до стадиона на автобусе 1100 маршрута. Возможно ли это? ;-)))))))))))))))))))))))

  2. Сергей ученик 13 класса школы № 25 г. Кокшетау. Его друг Аят, с которым они вместе занимаются триатлоном, тоже ученик 13 класса, но школы № 23. Возможно ли это? ;-)))))))))))

  3. Федор 16 лет, блестяще окончил университет и поступил на работу в «БТА» банк. Он работает менеджером в отделе денежных переводов и его рабочий день начинается с 900 ч и заканчивается в 1200 ч. Скольки часовой рабочий день Федора? ;-))))))))))))))))))))))))

Учитель формулирует задание для конкурса болельщиков «телепорт». Контролирует выполнение работы. Проверка осуществляется кликом по значку гнома-телепорта.

Результаты заносятся в протокол через вызов спецслайда.

  1. Лидочке - 11 лет, Вова учится в 8 классе, маршрут автобуса - № 12

  2. Сергей учится в 11 классе СШ № 21, а его друг Аят учится также в 11 классе, но в СШ № 19

  3. Федору - 22 года, его рабочий день заканчивается в 1800 ч продолжительность рабочего дня составляет 9 часов

Учитель формулирует задание для конкурса болельщиков «телепорт». Контролирует выполнение работы. Проверка осуществляется кликом по значку гнома-телепорта.

Результаты заносятся в протокол через вызов спецслайда.

Подведение итогов соревнования посредством протокола.

Награждение победителей. Выставление оценок командного зачета.

Домашнее задание: разработать реферат «Компьютерное представление чисел».


7

© 2010-2022