«Активизации самостоятельной работы обучающихся в контексте ФГОС»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Минусинский сельскохозяйственный колледж»













«Активизации самостоятельной работы обучающихся в контексте ФГОС»


ОУД.07. Информатика
























Минусинск, 2015

Автор: Солдатова Светлана Александровна, преподаватель информатики, первой категории.

Введение

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится 50 часов. В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;

  • формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

План график выполнения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

ОУД. 07. Информатика

Дата выдачи задания

Тема самостоятельной работы

Литература

Виды, форма работы

Кол-во часов

Сроки выполнения

Результат

сентябрь

  1. Представление информации, количество и единицы измерения.

[1, c. 72-100]

Сообщение.

2

сентябрь


сентябрь

  1. Способы измерения информации.

[1, с. 75]

Выполнение домашнего задания.

2

сентябрь


сентябрь

  1. Этапы решения задач.

[2, с. 216-217]

Выполнение индивидуального задания.

2

сентябрь


сентябрь

  1. Решение задач на языке программирования Турбо Паскаль.

[2, с.383]

Выполнение индивидуального задания.

2

сентябрь


сентябрь

2.5.Поисковые системы.

[2, c. 568-570]

Выполнение индивидуального задания.

2

сентябрь


сентябрь

2.6.Автоматизированные системы управления.

[2, c. 750-780]

Реферат.

2

сентябрь


октябрь

3.1.Устройства ввода информации.

[1, с. 30-33]

Сообщение.

2

октябрь


октябрь

3.2.Устройства вывода информации.

[1, с. 34-36]

Сообщение.

2

октябрь


Дата выдачи задания

Тема самостоятельной работы

Литература

Виды, форма работы

Кол-во часов

Сроки выполнения

Результат

октябрь

3.3.Архитектура компьютеров.

[1, c. 18-65]

Выполнение домашнего задания.

2

октябрь


октябрь

3.4. Операционные системы.

[1, с. 37-41]

Сообщение.

2

октябрь


октябрь

3.5.Локальные компьютерные сети.

[3, c. 45-56 ]

Сообщение.

2

октябрь


октябрь

3.6. Глобальная компьютерная сеть.

[1, с. 409-410]

Конспектирование.

2

октябрь


ноябрь

  1. Вирусы.

[1, c. 66-70]

Глоссарий.

2

ноябрь


ноябрь

  1. Антивирусные программы.

[1, с. 66-70]

Реферат.

2

ноябрь


ноябрь

  1. Защита информации.

[4, c. 55-60]

Выполнение индивидуального задания.

2

ноябрь


ноябрь

4.1.Возможности настольных издательских систем.

[2, c. 342-355]

Выполнение домашнего задания

2

ноябрь


ноябрь

4.2.Возможность дидактических (электронных) таблиц.

[2, c. 356-360]

Выполнение индивидуального задания.

2

ноябрь


ноябрь

4.3.Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.

[1, c. 323-324]

Выполнение домашнего задания.

2

ноябрь


Дата выдачи задания

Тема самостоятельной работы

Литература

Виды, форма работы

Кол-во часов

Сроки выполнения

Результат

ноябрь

5.1.Основы компьютерной графики.

[1, c. 337-350]

Реферат.

2

ноябрь


декабрь

5.2. Сравнительная характеристика растровых и векторных графических редакторов.

[1, с. 303-323]

Сводная таблица.

2

декабрь


декабрь

5.3.Основные понятия HTML.

[1, c. 467-470]

Сообщение.

2

декабрь


декабрь

5.4.Структура Html - документа.

[3, c. 501-510 ]

Выполнение домашнего задания.

2

декабрь


декабрь

5.5.Работа с гиперссылками Web - страницы.

[1, c. 474-475]

Выполнение индивидуального задания.

2

декабрь


декабрь

5.6.Возможности сетевого программного обеспечения.

[4, c. 525-560]

Реферат.

2

декабрь


декабрь

5.7. Определение и значение форума.

[3, c. 320-323]

Презентация.

2

декабрь


«Рекомендации по выполнению самостоятельных работ по информатике для студентов 1 курсов»

Раздел 3. Средства ИКТ

Вид самостоятельной работы: глоссарий по теме «Вирусы. Антивирусные программы» - 4 балла

Инструкция по выполнению задания.

  1. Прочитать материал источника, выделить непонятные слова и основные термины;

  2. Объяснить значение выбранных слов и подобрать основные определения;

  3. Осмыслить подобранные определения и, по возможности, упростить;

  4. Оформить работу и предоставить в установленный срок.

Образец глоссария:

Информатика. - М.: Просвещение, 2010.

Авторы: Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.

Год издания: 2010г., §12

Гл. 2: Программное обеспечение ЭВМ (§12)

Критерии оценивания:

Максимальная оценка - 4 б (20 понятий и определений)

3 б (15 понятий и определений)

2 б (10 понятий и определений)

1 б (5 понятий и определений)

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

Вид самостоятельной работы: аннотация по теме «Определение и значение форума» - 4 балла

Инструкция по выполнению задания.

  1. Подобрать литературу по теме (обратиться к источникам литературы Информатика Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Изучить основное содержание данной темы.

  3. Определить круг читателей.

  4. Составить план аннотации.

  5. Перечислить основные мысли проблемы, затронутые автором.

  6. Определить значимость текста.

  7. Раскрыть краткое содержание темы.

  8. Оформить аннотацию и сдать в установленный срок.

Образец аннотации:

Информатика. - М.: Просвещение, 2010.

Авторы: Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.

Год издания: 2010г., §2.4-2.5

Гл. 5: Компьютерные сети и коммуникации (§3)

План аннотации:

  1. Общие принципы организации форумов;

  2. Роль форумов в образовании;

  3. Совместное решение задач.

Критерии оценивания:

  • Содержательность аннотации;

  • Точная передача основных положений первоисточника;

  • Соответствие оформление требованиям;

  • грамотность изложения;

  • аннотация сдана в строк.

Раздел 2. Информация и информационные процессы

Вид самостоятельной работы: информационное сообщение по теме «Изучение информационных ресурсов: понятие, состав, рынок информационных ресурсов и услуг» - 3 балла

Инструкция по выполнению задания.

  1. Подобрать литературу по теме (обратиться к источникам литературы (Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2009., Информатика Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Составить план и структуру сообщения.

  3. Выделить основные понятия.

  4. Ввести в текст дополнительные данные.

  5. Оформить текст письменно.

  6. Сдать на контроль преподавателю в установленный срок и защитить (5 минут)

Образец сообщения:

Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2009.

Информатика. - М.: Просвещение, 2010.

Авторы: Угринович Н.Д.,

Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.

Год издания 2009г., § 1.1-1.4

2010г., §2.4-2.5

Гл. 1: Информация, информационные процессы (§1)

Гл. 2: Информация, её виды и свойства (§2.4-2.5)

План сообщения:

  1. Информационный ресурс;

  2. Основные определения;

  3. Состав, рынок информационных ресурсов и услуг.

Критерии оценивания:

Максимальная оценка - 3 б (ответы на 3 вопроса)

2 б (ответы на 2 вопроса)

1 б (ответ на 1 вопрос)

4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

Вид самостоятельной работы: конспект по теме «Техника безопасности при работе с компьютером и комплекс профилактических упражнений, направленный на сохранение здоровья при работе с ЭВМ

» - 5 баллов

Инструкция по выполнению задания.

  1. Подобрать литературу по теме (М.С. Цветкова, Л.С. Великович, «Информатика и ИКТ»)

  2. Внимательно прочитать и выделить главное и второстепенное.

  3. Составить план конспекта (определить главные вопросы в изучаемом материале)

  4. Написать выходные данные источников литературы, используемых в конспекте (наименование издания, ФИО автора, год издания, место издания, количество стр.)

  5. Формулировать содержание источников литературы последовательно согласно плану, используя свои мысли терминологию. Допускается цитирование авторов. В конце сформулировать выводу, предложенные автором.

  6. Можно использовать выделение цветом главных мыслей и идей конспекта, а так же другие пометки к тексту.

  7. Оформить конспект в соответствии с требованиями (см. образец) и сдать преподавателю до______________.

Образец конспекта:

«Информатика и ИКТ», учебник для студентов начального и средне профессионального образования,

Автор: М.С. Цветкова, Л.С. Великович

Год издания 2013, 348 стр.

Гл. 3: Средства информационных и коммуникационных технологий (стр. 128-138).

План конспекта:

  1. Перечислить оборудование кабинета ИВТ;

  2. Что необходимо сделать перед началом и окончание работы за компьютером;

  3. К чему ведет неправильное обращение с аппаратурой;

  4. Правила при работе с компьютером;

  5. Организация рабочего места;

Критерии оценивания:

Максимальная оценка - 5 б (ответы на 5 пунктов)

4 б (ответы на 4 пункта)

3 б (ответы на 3 пункта)

2 б (ответ на 2 пункта)

1 б (ответ на 1 пункт)

Раздел 3. Средства ИКТ

Вид самостоятельной работы: создание материалов-презентаций по теме «Автоматизированные системы различного назначения» - 5 баллов

Инструкция по выполнению задания.

  1. Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное.

  2. Установить логическую связь между элементами темы.

  3. Представить характеристику элементов в краткой форме.

  4. Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.

  5. Оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Образец презентации:

Информатика. - М.: Просвещение, 2010.

Авторы: Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.

Год издания: 2010г., §12

Раздел 2, Гл. 6: Информационные системы (§3)

План презентации:

  1. Виды автоматизированных систем управления;

  2. Информационные системы управления;

  3. Автоматизированные системы научных исследований;

  4. Система автоматизированного проектирования;

  5. Компьютерные обучающие системы;

  6. Типы обучающих программ;

Критерии оценивания:

  • Соответствие содержания теме;

  • Правильная структурированность информации;

  • Наличие логической связи изложенной информации;

  • Эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

  • Работа предоставлена в срок.

Раздел 2. Информация и информационные процессы

Вид самостоятельной работы: реферат по теме «Изучение истории возникновения чисел десятичной системы» - 5 («отлично»)

Инструкция по выполнению задания.

  1. Подобрать литературу по теме (обратиться к источникам литературы (Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2009., Информатика Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Внимательно ознакомиться с ее содержанием. Отметить наиболее важные места и сделать выписки.

  3. Составить план реферата.

  4. Сформулировать основные выводы, соответствующие цели.

  5. Оформить работу в соответствии с требованиями к реферату.

  6. Сдать преподавателю в установленный срок и защитить.

Образец реферата:

Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2009.

Информатика. - М.: Просвещение, 2010.

Авторы: Угринович Н.Д.,

Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.

Год издания 2009г., § 1.1-1.4

2010г., §2.4-2.5

Гл. 2: Представление информации в различных системах счисления (§2.1)

Гл. 3: Системы счисления (§3.1)

План реферата:

  1. Титульный лист;

  2. Аннотация;

  3. Оглавление;

  4. Введение;

  5. Основная часть;

  6. Заключение;

  7. Список литературы;

  8. Приложение.

Критерии оценивания:

Максимальная оценка -

5 («отлично») - (выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.)

4 («хорошо») - (основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.)

3 («удовлетворительно») - (имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.)

2 («неудовлетворительно») - (тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.)

Раздел 3. Средства ИКТ

Вид самостоятельной работы: глоссарий по теме «Вирусы. Антивирусные программы» - 4 балла

Инструкция по выполнению задания.

  1. Изучить информацию по теме.

  2. Выбрать оптимальную форму таблицы.

  3. Представить информацию в сжатом виде и заполнить ею таблицу.

  4. Пользуясь готовой таблицей, подготовиться к зачету.

Образец составление сводной (обобщающей) таблицы:

Информатика. - М.: Просвещение, 2010.

Авторы: Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.

Год издания: 2010г., §12

Гл. 2: Программное обеспечение ЭВМ (§12)

Критерии оценивания:

  • Правильный отбор информации;

  • Наличие обобщающего характера изложения информации;

  • Соответствие содержания теме;

  • Работа сдана в установленный срок.

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

Вид самостоятельной работы: составление тестов и эталонов ответов к ним по теме «Возможности сетевого программного обеспечения» - 5 балла

Инструкция по выполнению задания.

  1. Изучить информацию по теме.

  2. Провести ее системный анализ.

  3. Создать тесты.

  4. Создать эталоны ответов к ним.

  5. Предоставить на контроль в установленный срок.

Образец составление тестов и эталонов ответов к ним:

Информатика. - М.: Просвещение, 2010.

Авторы: Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.

Год издания: 2010г., §12

Раздел 2, Гл. 5: Информационные системы (§5.3)

Критерии оценивания:

  • Соответствие содержания тестов установленной теме;

  • Включение в тесты наиболее важной информации;

  • Наличие правильных эталонов ответов к ним;

  • Тесты предоставлены на контроль в срок.

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

Вид самостоятельной работы: эссе по теме «Определение и значение форума» - 4 балла

Инструкция по выполнению задания.

  1. Подобрать литературу по теме (обратиться к источникам литературы Информатика Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Изучить содержащуюся информацию по данной теме, определить ее значимость и актуальность.

  3. Выбрать главное и второстепенное.

  4. Составить план эссе.

  5. Раскрыть содержание проблемы и свой подход к ее решению.

  6. Оформить эссе и сдать в установленный срок.

Образец эссе:

Информатика. - М.: Просвещение, 2010.

Авторы: Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.

Год издания: 2010г., §2.4-2.5

Гл. 5: Компьютерные сети и коммуникации (§3)

План эссе:

  1. Общие принципы организации форумов;

  2. Роль форумов в образовании;

  3. Совместное решение задач.

Критерии оценивания:

  • новизна, оригинальность идеи, подхода;

  • полезность и реалистичность предложенной идеи;

  • значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;

  • грамотность изложения;

  • эссе представлено в срок.

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2013.

  2. Информатика Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика. - М.: Просвещение, 2014.

  3. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. - М.: Просвещение, 2012.

  4. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. - М.: Просвещение, 2013.

Дополнительные источники:

  1. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. - М., 2005.

  2. Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М., 2005.

  3. Майкрософт. Основы компьютерных сетей. - М., 2005.

  4. Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. - М., 2005.

  5. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. - М., 2006.

  6. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.

  7. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.

  8. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.- М., 2004.

  9. Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. - М., 2003.

  10. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М., 2004.

Интернет- ресурсы:

  1. ninamaks.ucoz.ru/index/dlja_studentov/0-6

  2. metod-kopilka.ru/

  3. videouroki.net/

  4. klyaksa.net/

  5. algolist.manual.ru

  6. inf777.narod.ru/

2

© 2010-2022