- Преподавателю
- Информатика
- «Активизации самостоятельной работы обучающихся в контексте ФГОС»
«Активизации самостоятельной работы обучающихся в контексте ФГОС»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Солдатова С.А. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский сельскохозяйственный колледж»
«Активизации самостоятельной работы обучающихся в контексте ФГОС»
ОУД.07. Информатика
Минусинск, 2015
Автор: Солдатова Светлана Александровна, преподаватель информатики, первой категории.
Введение
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится 50 часов. В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
-
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
-
углубления и расширения теоретических знаний;
-
развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
-
формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
План график выполнения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
ОУД. 07. Информатика
Дата выдачи задания
Тема самостоятельной работы
Литература
Виды, форма работы
Кол-во часов
Сроки выполнения
Результат
сентябрь
-
Представление информации, количество и единицы измерения.
[1, c. 72-100]
Сообщение.
2
сентябрь
сентябрь
-
Способы измерения информации.
[1, с. 75]
Выполнение домашнего задания.
2
сентябрь
сентябрь
-
Этапы решения задач.
[2, с. 216-217]
Выполнение индивидуального задания.
2
сентябрь
сентябрь
-
Решение задач на языке программирования Турбо Паскаль.
[2, с.383]
Выполнение индивидуального задания.
2
сентябрь
сентябрь
2.5.Поисковые системы.
[2, c. 568-570]
Выполнение индивидуального задания.
2
сентябрь
сентябрь
2.6.Автоматизированные системы управления.
[2, c. 750-780]
Реферат.
2
сентябрь
октябрь
3.1.Устройства ввода информации.
[1, с. 30-33]
Сообщение.
2
октябрь
октябрь
3.2.Устройства вывода информации.
[1, с. 34-36]
Сообщение.
2
октябрь
Дата выдачи задания
Тема самостоятельной работы
Литература
Виды, форма работы
Кол-во часов
Сроки выполнения
Результат
октябрь
3.3.Архитектура компьютеров.
[1, c. 18-65]
Выполнение домашнего задания.
2
октябрь
октябрь
3.4. Операционные системы.
[1, с. 37-41]
Сообщение.
2
октябрь
октябрь
3.5.Локальные компьютерные сети.
[3, c. 45-56 ]
Сообщение.
2
октябрь
октябрь
3.6. Глобальная компьютерная сеть.
[1, с. 409-410]
Конспектирование.
2
октябрь
ноябрь
-
Вирусы.
[1, c. 66-70]
Глоссарий.
2
ноябрь
ноябрь
-
Антивирусные программы.
[1, с. 66-70]
Реферат.
2
ноябрь
ноябрь
-
Защита информации.
[4, c. 55-60]
Выполнение индивидуального задания.
2
ноябрь
ноябрь
4.1.Возможности настольных издательских систем.
[2, c. 342-355]
Выполнение домашнего задания
2
ноябрь
ноябрь
4.2.Возможность дидактических (электронных) таблиц.
[2, c. 356-360]
Выполнение индивидуального задания.
2
ноябрь
ноябрь
4.3.Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.
[1, c. 323-324]
Выполнение домашнего задания.
2
ноябрь
Дата выдачи задания
Тема самостоятельной работы
Литература
Виды, форма работы
Кол-во часов
Сроки выполнения
Результат
ноябрь
5.1.Основы компьютерной графики.
[1, c. 337-350]
Реферат.
2
ноябрь
декабрь
5.2. Сравнительная характеристика растровых и векторных графических редакторов.
[1, с. 303-323]
Сводная таблица.
2
декабрь
декабрь
5.3.Основные понятия HTML.
[1, c. 467-470]
Сообщение.
2
декабрь
декабрь
5.4.Структура Html - документа.
[3, c. 501-510 ]
Выполнение домашнего задания.
2
декабрь
декабрь
5.5.Работа с гиперссылками Web - страницы.
[1, c. 474-475]
Выполнение индивидуального задания.
2
декабрь
декабрь
5.6.Возможности сетевого программного обеспечения.
[4, c. 525-560]
Реферат.
2
декабрь
декабрь
5.7. Определение и значение форума.
[3, c. 320-323]
Презентация.
2
декабрь
«Рекомендации по выполнению самостоятельных работ по информатике для студентов 1 курсов»
Раздел 3. Средства ИКТ
Вид самостоятельной работы: глоссарий по теме «Вирусы. Антивирусные программы» - 4 балла
Инструкция по выполнению задания.
-
Прочитать материал источника, выделить непонятные слова и основные термины;
-
Объяснить значение выбранных слов и подобрать основные определения;
-
Осмыслить подобранные определения и, по возможности, упростить;
-
Оформить работу и предоставить в установленный срок.
Образец глоссария:
Информатика. - М.: Просвещение, 2010.
Авторы: Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.
Год издания: 2010г., §12
Гл. 2: Программное обеспечение ЭВМ (§12)
Критерии оценивания:
Максимальная оценка - 4 б (20 понятий и определений)
3 б (15 понятий и определений)
2 б (10 понятий и определений)
1 б (5 понятий и определений)
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
Вид самостоятельной работы: аннотация по теме «Определение и значение форума» - 4 балла
Инструкция по выполнению задания.
-
Подобрать литературу по теме (обратиться к источникам литературы Информатика Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика. - М.: Просвещение, 2010.
-
Изучить основное содержание данной темы.
-
Определить круг читателей.
-
Составить план аннотации.
-
Перечислить основные мысли проблемы, затронутые автором.
-
Определить значимость текста.
-
Раскрыть краткое содержание темы.
-
Оформить аннотацию и сдать в установленный срок.
Образец аннотации:
Информатика. - М.: Просвещение, 2010.
Авторы: Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.
Год издания: 2010г., §2.4-2.5
Гл. 5: Компьютерные сети и коммуникации (§3)
План аннотации:
-
Общие принципы организации форумов;
-
Роль форумов в образовании;
-
Совместное решение задач.
Критерии оценивания:
-
Содержательность аннотации;
-
Точная передача основных положений первоисточника;
-
Соответствие оформление требованиям;
-
грамотность изложения;
-
аннотация сдана в строк.
Раздел 2. Информация и информационные процессы
Вид самостоятельной работы: информационное сообщение по теме «Изучение информационных ресурсов: понятие, состав, рынок информационных ресурсов и услуг» - 3 балла
Инструкция по выполнению задания.
-
Подобрать литературу по теме (обратиться к источникам литературы (Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2009., Информатика Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика. - М.: Просвещение, 2010.
-
Составить план и структуру сообщения.
-
Выделить основные понятия.
-
Ввести в текст дополнительные данные.
-
Оформить текст письменно.
-
Сдать на контроль преподавателю в установленный срок и защитить (5 минут)
Образец сообщения:
Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2009.
Информатика. - М.: Просвещение, 2010.
Авторы: Угринович Н.Д.,
Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.
Год издания 2009г., § 1.1-1.4
2010г., §2.4-2.5
Гл. 1: Информация, информационные процессы (§1)
Гл. 2: Информация, её виды и свойства (§2.4-2.5)
План сообщения:
-
Информационный ресурс;
-
Основные определения;
-
Состав, рынок информационных ресурсов и услуг.
Критерии оценивания:
Максимальная оценка - 3 б (ответы на 3 вопроса)
2 б (ответы на 2 вопроса)
1 б (ответ на 1 вопрос)
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Вид самостоятельной работы: конспект по теме «Техника безопасности при работе с компьютером и комплекс профилактических упражнений, направленный на сохранение здоровья при работе с ЭВМ
» - 5 баллов
Инструкция по выполнению задания.
-
Подобрать литературу по теме (М.С. Цветкова, Л.С. Великович, «Информатика и ИКТ»)
-
Внимательно прочитать и выделить главное и второстепенное.
-
Составить план конспекта (определить главные вопросы в изучаемом материале)
-
Написать выходные данные источников литературы, используемых в конспекте (наименование издания, ФИО автора, год издания, место издания, количество стр.)
-
Формулировать содержание источников литературы последовательно согласно плану, используя свои мысли терминологию. Допускается цитирование авторов. В конце сформулировать выводу, предложенные автором.
-
Можно использовать выделение цветом главных мыслей и идей конспекта, а так же другие пометки к тексту.
-
Оформить конспект в соответствии с требованиями (см. образец) и сдать преподавателю до______________.
Образец конспекта:
«Информатика и ИКТ», учебник для студентов начального и средне профессионального образования,
Автор: М.С. Цветкова, Л.С. Великович
Год издания 2013, 348 стр.
Гл. 3: Средства информационных и коммуникационных технологий (стр. 128-138).
План конспекта:
-
Перечислить оборудование кабинета ИВТ;
-
Что необходимо сделать перед началом и окончание работы за компьютером;
-
К чему ведет неправильное обращение с аппаратурой;
-
Правила при работе с компьютером;
-
Организация рабочего места;
Критерии оценивания:
Максимальная оценка - 5 б (ответы на 5 пунктов)
4 б (ответы на 4 пункта)
3 б (ответы на 3 пункта)
2 б (ответ на 2 пункта)
1 б (ответ на 1 пункт)
Раздел 3. Средства ИКТ
Вид самостоятельной работы: создание материалов-презентаций по теме «Автоматизированные системы различного назначения» - 5 баллов
Инструкция по выполнению задания.
-
Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное.
-
Установить логическую связь между элементами темы.
-
Представить характеристику элементов в краткой форме.
-
Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.
-
Оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Образец презентации:
Информатика. - М.: Просвещение, 2010.
Авторы: Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.
Год издания: 2010г., §12
Раздел 2, Гл. 6: Информационные системы (§3)
План презентации:
-
Виды автоматизированных систем управления;
-
Информационные системы управления;
-
Автоматизированные системы научных исследований;
-
Система автоматизированного проектирования;
-
Компьютерные обучающие системы;
-
Типы обучающих программ;
Критерии оценивания:
-
Соответствие содержания теме;
-
Правильная структурированность информации;
-
Наличие логической связи изложенной информации;
-
Эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
-
Работа предоставлена в срок.
Раздел 2. Информация и информационные процессы
Вид самостоятельной работы: реферат по теме «Изучение истории возникновения чисел десятичной системы» - 5 («отлично»)
Инструкция по выполнению задания.
-
Подобрать литературу по теме (обратиться к источникам литературы (Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2009., Информатика Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика. - М.: Просвещение, 2010.
-
Внимательно ознакомиться с ее содержанием. Отметить наиболее важные места и сделать выписки.
-
Составить план реферата.
-
Сформулировать основные выводы, соответствующие цели.
-
Оформить работу в соответствии с требованиями к реферату.
-
Сдать преподавателю в установленный срок и защитить.
Образец реферата:
Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2009.
Информатика. - М.: Просвещение, 2010.
Авторы: Угринович Н.Д.,
Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.
Год издания 2009г., § 1.1-1.4
2010г., §2.4-2.5
Гл. 2: Представление информации в различных системах счисления (§2.1)
Гл. 3: Системы счисления (§3.1)
План реферата:
-
Титульный лист;
-
Аннотация;
-
Оглавление;
-
Введение;
-
Основная часть;
-
Заключение;
-
Список литературы;
-
Приложение.
Критерии оценивания:
Максимальная оценка -
5 («отлично») - (выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.)
4 («хорошо») - (основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.)
3 («удовлетворительно») - (имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.)
2 («неудовлетворительно») - (тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.)
Раздел 3. Средства ИКТ
Вид самостоятельной работы: глоссарий по теме «Вирусы. Антивирусные программы» - 4 балла
Инструкция по выполнению задания.
-
Изучить информацию по теме.
-
Выбрать оптимальную форму таблицы.
-
Представить информацию в сжатом виде и заполнить ею таблицу.
-
Пользуясь готовой таблицей, подготовиться к зачету.
Образец составление сводной (обобщающей) таблицы:
Информатика. - М.: Просвещение, 2010.
Авторы: Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.
Год издания: 2010г., §12
Гл. 2: Программное обеспечение ЭВМ (§12)
Критерии оценивания:
-
Правильный отбор информации;
-
Наличие обобщающего характера изложения информации;
-
Соответствие содержания теме;
-
Работа сдана в установленный срок.
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
Вид самостоятельной работы: составление тестов и эталонов ответов к ним по теме «Возможности сетевого программного обеспечения» - 5 балла
Инструкция по выполнению задания.
-
Изучить информацию по теме.
-
Провести ее системный анализ.
-
Создать тесты.
-
Создать эталоны ответов к ним.
-
Предоставить на контроль в установленный срок.
Образец составление тестов и эталонов ответов к ним:
Информатика. - М.: Просвещение, 2010.
Авторы: Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.
Год издания: 2010г., §12
Раздел 2, Гл. 5: Информационные системы (§5.3)
Критерии оценивания:
-
Соответствие содержания тестов установленной теме;
-
Включение в тесты наиболее важной информации;
-
Наличие правильных эталонов ответов к ним;
-
Тесты предоставлены на контроль в срок.
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
Вид самостоятельной работы: эссе по теме «Определение и значение форума» - 4 балла
Инструкция по выполнению задания.
-
Подобрать литературу по теме (обратиться к источникам литературы Информатика Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика. - М.: Просвещение, 2010.
-
Изучить содержащуюся информацию по данной теме, определить ее значимость и актуальность.
-
Выбрать главное и второстепенное.
-
Составить план эссе.
-
Раскрыть содержание проблемы и свой подход к ее решению.
-
Оформить эссе и сдать в установленный срок.
Образец эссе:
Информатика. - М.: Просвещение, 2010.
Авторы: Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.
Год издания: 2010г., §2.4-2.5
Гл. 5: Компьютерные сети и коммуникации (§3)
План эссе:
-
Общие принципы организации форумов;
-
Роль форумов в образовании;
-
Совместное решение задач.
Критерии оценивания:
-
новизна, оригинальность идеи, подхода;
-
полезность и реалистичность предложенной идеи;
-
значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;
-
грамотность изложения;
-
эссе представлено в срок.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М.: Бином, 2013.
-
Информатика Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика. - М.: Просвещение, 2014.
-
Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. - М.: Просвещение, 2012.
-
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. - М.: Просвещение, 2013.
Дополнительные источники:
-
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. - М., 2005.
-
Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М., 2005.
-
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. - М., 2005.
-
Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. - М., 2005.
-
Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. - М., 2006.
-
Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.
-
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.
-
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.- М., 2004.
-
Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. - М., 2003.
-
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М., 2004.
Интернет- ресурсы:
-
ninamaks.ucoz.ru/index/dlja_studentov/0-6
-
metod-kopilka.ru/
-
videouroki.net/
-
klyaksa.net/
-
algolist.manual.ru
-
inf777.narod.ru/
2