Беседа «Деловое письмо – на электронных носителях» (10-12 классы)

Обучающиеся ознакомились, что деловые (служебные) письма представляют собой официальную корреспонденцию и применяются для решения многочисленных оперативных вопросов, возникающих в управленческой и коммерческой деятельности. Деловое письмо - всегда официальное сообщение. Узнали о классификации деловых писем по разным признакам, при этом внутри этих признаков существует еще деление. Так по функциональному признакуписьма можно разделить на две группы: письма, требующие ответа и письма, не требующи...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Беседа « Деловое письмо - на электронных носителях» (10-12 классы)

Цель: дать учащимся необходимый уровень знаний в области деловой переписки

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с разновидностями деловых писем

  • Рассмотреть, что такое стандарт для оформления деловых писем

  • Познакомить с правилами оформления делового письма используя возможности текстового редактора и в соответствии с требованиями делопроизводственного стандарта

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес учащихся

  • Способствовать развитию вниманию, памяти, расширению кругозора

Воспитательные:

  • Воспитывать дисциплинированность, собранность, внимательность аккуратность

  • Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся и стремление реализации себя в обществе и общении

Пиши просто.
Пиши так, чтобы это запоминалось.
Пиши так, чтобы на это хотелось бы взглянуть.
Пиши так, чтобы читать тебя было бы интересно.

Бернет Лео

КЛАССИФИКАЦИЯ ПИСЕМ

Деловые (служебные) письма представляют собой официальную корреспонденцию и применяются для решения многочисленных оперативных вопросов, возникающих в управленческой и коммерческой деятельности. Деловое письмо - всегда официальное сообщение. Информация, содержащаяся в деловом письме, носит протокольный характер. Вот почему письма регистрируются, и факт устного сообщения не исключает необходимости почтового отправления.

Существует несколько видов классификации деловых писем, в основе их лежат различные классификационные признаки.

По функциональному признаку письма можно разделить на две группы:

  • письма, требующие письма-ответа (письмо-вопрос; письмо-просьба; письмо-обращение; письмо-предложение и др.). Письма-ответы должны всегда содержать индекс того письма, которое явилось причиной для переписки.

письма, не требующие ответа (письмо-предупреждение; письмо-напоминание; письмо-приглашение и др.).

Письма можно классифицировать по аспектам:

  • письмо-напоминание - факт напоминания;

  • письмо гарантийное - выражение гарантии, документ, обеспечивающий исполнение изложенных в нем обязательств. Эти письма имеют повышенную правовую функцию, поэтому изложение текста должно быть предельно четким и ясным;

  • письмо-подтверждение - указание на достигнутую степень согласия, свершившийся факт;

  • информационное письмо - информирование о намечаемых или уже проведенных мероприятиях;

  • письмо-приглашение - письменное приглашение адресату принять участие в каком-либо проводимом мероприятии. Они могут адресоваться как конкретным лицам, так и учреждениям. В них раскрывается характер проводимого мероприятия, указываются сроки проведения и условия участия в нем.

  • инициативное письмо - это письмо, требующее ответа. Большая категория таких писем выражает просьбу (предложение, запрос) к адресату в решении каких-либо вопросов;

  • сопроводительное письмо - письменный текст, который информирует адресата о направлении документов, прилагаемых к письму;

  • письмо-предупреждение - предупреждение о возможных ответных шагах и т. д.

Вопрос: Как называется письмо, которое содержит одновременно гарантию, просьбу и напоминание? (многоаспектным).

По тематическому признаку проводится условное различение между деловой и коммерческой корреспонденцией. Считается, что переписка, которая оформляет экономические, правовые, финансовые и все другие формы деятельности предприятия, называется деловой корреспонденцией, а переписка по вопросам материально-технического снабжения и сбыта относится к коммерческой корреспонденции.

По признаку адресата деловые письма делятся на обычные и циркулярные.

Вопрос: Какие письма относятся к циркулярным? (Циркулярное письмо направляется из одного источника в несколько адресов)


ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ. СТРУКТУРА ПИСЬМА

Обычно служебное письмо состоит из нескольких типовых структурных элементов:

1. Область заголовка.

В этой части письма слева размещается угловой штамп организации с указанием наименования организации, ее почтовых и других реквизитов, а также регистрационный номер и дата регистрации письма как исходящего документа. Если служебное письмо является письмом-ответом, то здесь же указывается, на какой документ отвечает данное письмо.

В правой части заголовка размещаются реквизиты адресата.

Ниже углового штампа размещается заголовок к тексту документа. Языковая конструкция заголовка может иметь вид:

предлог о + сущ. в предложном падеже: "О поставке автомобилей";

по вопросу о + сущ. в предложном падеже: "По вопросу о поставке запчастей";

касательно + сущ. в родительном падеже: "Касательно заказа на поставку" и т. п.

Пример (из Приложения к Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти):


ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АРХИВНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ
(РОСАРХИВ)
Ильинка ул., 12, Москва, 103132
Тел. 206-35-31, Факс 206-55-87
Л/с 69120037369 в УФК МФ РФ
по г. Москве
Сч. 40105810700000010079
Отделение Nо. 1
ГУ ЦБ РФ по г. Москве


_____________ Nо. _____________
На Nо. ________________________


Об изменениях к ГОСТ


Председателю
Государственного комитета
Российской Федерации по
стандартизации и метрологии

Ленинский просп., д. 9,
Москва, 117049

ТЕКСТ ПИСЬМА

2. Собственно текст письма. Основные особенности оформления текста письма состоят в следующем.

  • Текст служебного письма, как правило, должен касаться одного вопроса или нескольких вопросов, если они взаимосвязаны и будут рассматриваться в одном структурном подразделении организации-адресата.

  • Текст письма, как правило, состоит из трех частей. Первая (вводная) часть предназначена для конкретизации сути вопроса, послужившего поводом для письма. В ней излагается причина, основание или обоснование составления письма, приводятся ссылки на документы, являющиеся основанием подготовки письма (один-два абзаца). При этом первый абзац вводной части текста письма должен быть самым коротким и предельно ясным.
    Вторая (основная) часть служит для последовательного и подробного описания различных аспектов вопроса.
    Заключительная часть текста обычно состоит из одного аб­заца, содержащего 2-4 предложения. В нем помещаются выводы, предложения, просьбы, решения и т. д.

  • Если к тексту письма предусмотрено приложение, то оно указывается ниже основного текста, например: Приложение: на 10 л. в 1 экз. Если приложений несколько, то дается сокращенное наименование каждого документа приложения с обозначением количества экземпляров и листов, например:

Приложение:
1. Справка на 1 л. в 2-х экз.
2. Ходатайство на 2 л. в 1 экз.

3. Область подписи. Реквизит "Подпись" - это реквизит, придающий документу юридическую силу. Позволяет определить, подписано ли письмо должностным лицом, полномочным принимать решения. Подпись является обязательным и, как правило, заключительным элементом структуры письма и располагается интервалом ниже заключительной формулы вежливости и ограничивается левым и правым полями.

В зависимости от того, каким образом оформлено письмо (на бланке или на чистом листе писчей бумаги), подпись приводится в сокращенной, полной или развернутой форме.

Сокращенная форма предполагает указание собственно подписи и ее расшифровки в виде инициалов и фамилии автора письма. Применяется при оформлении письма на бланке должностного лица организации, уполномоченного вести переписку и выступающего в качестве отправителя. Пример:

личная подписьБеседа « Деловое письмо – на электронных носителях» (10-12 классы)В.А. Еремченко

Полная форма применяется при оформлении письма на бланке организации или её структурного подразделения, если последнее уполномочено вести переписку и выступает в качестве отправителя. Эта область оформляется обычным образом: указывается должность и фамилия лица, подписавшего документ, например:

Заместитель руководителяБеседа « Деловое письмо – на электронных носителях» (10-12 классы)личная подписьБеседа « Деловое письмо – на электронных носителях» (10-12 классы)В.А. Еремченко

Развернутая форма предполагает дополнение полной формы подписи сведениями об авторе письма, а в некоторых случаях - использование иных сведений вместо общепринятых. В качестве таких сведений могут выступать: почетные и специальные звания; сведения, указывающие на иные особые заслуги автора (например, сведения о присужденных ему наградах, премиях и т. п.). Такая форма подписи применяется, как правило, при оформлении письма на чистом листе писчей бумаги. Примеры:

Руководитель проекта
доктор технических наук, профессор,
лауреат Премии им. Д.И. Менделеева

личная подпись

Н.И. Иванов


Участник Великой Отечественной войны

личная подпись

Н.И. Иванов,
инвалид первой группы,
кавалер орденов Славы 2-й и 3-й степени

Если исполнителем документа было не лицо, подписавшее документ, то фамилия исполнителя и его телефон (или другие реквизиты, если это необходимо) указываются в нижней части листа письма с левой стороны, например:

Беседа « Деловое письмо – на электронных носителях» (10-12 классы)Иванов
Беседа « Деловое письмо – на электронных носителях» (10-12 классы)
225-3456

Подписывайте письмо цветом чернил, отличным от тех, которыми был напечатан текст.

Проставление косой черты перед указанием должности или предлога «За» является грубой ошибкой. Не допускается также подпись от руки «Зам».

Задание: найди ошибку


Беседа « Деловое письмо – на электронных носителях» (10-12 классы)





ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО
Особенности и правила

Электронная почта (E-mail - сокращение от electronic mail) является удобным и быстрым средством связи, позволяющим не только обмениваться текстовыми сообщениями, но и осуществлять пересылку документов, изображений и других видов информации. Электронная деловая переписка еще не вытеснила из документооборота бумажное письмо, однако как средство оперативного решения целого ряда задач (предварительные договоренности, ознакомительные задачи, техническое согласование, предложение услуг и т. п.) занимает главенствующие позиции.

В отношении этикета электронной деловой корреспонденции справедливы те же нормы и правила, которые характерны для любых других форм делового взаимодействия, особенности же обусловлены способом передачи информации - использованием почтовых программ и служб, имеющих типовой интерфейс.

Композиционные особенности электронных деловых писем полностью соответствуют общепринятым нормам деловой переписки. Как в традиционных, так и в электронных письмах выделяются три композиционных элемента: вводная, основная и заключительная части.

Электронное сообщение должно быть кратким, лаконичным, однако следует помнить, что по письму адресат будет судить не только о вас (это ваша визитная карточка) но и об организации, которую вы представляете. Правила электронной переписки не закреплены какими либо стандартами или нормативными актами, но определяются, с одной стороны, общими правилами оформления деловых бумаг на бумажных носителях, а с другой - правилами сетевого общения (нетикета или сетикета), выработанными пользователями сети Интернет и направленными на создание такого стиля работы, когда один из пользователей Сети создает другим пользователям, да и себе самому тоже, как можно меньше неудобств.

Эти правила прежде всего касаются оформления письма.

1. Всегда следует заполнять поле «тема» (subject) своего письма. Если вашему адресату поступает много писем, то он сможет сразу выделить нужные, ориентируясь по их темам. Как правило, тема должна быть сформулирована несколькими словами и полностью отражать суть письменного обращения. Чем четче сформулирована тема, тем с большим вниманием отнесется адресат к письму. Более того, занятые люди, получая «беспредметные» сообщения, часто отправляют их в корзину, не читая и сортируя как спам.
Отвечая на чье-либо письмо, в поле темы принято вписывать Re: исходная_тема.
Если при ответе на письмо тема разговора меняется, то следует изменить и название (тему) письма.
Переписку по новой теме нужно начинать с нового письма. Не рекомендуется поднимать обсуждение новой темы ответом на письма по другим темам.

2. При ответе на письмо следует цитировать его либо полностью (если объем текста невелик), либо, оставляя только ключевые (значимые) фрагменты, которые отделяются каким-либо символами от основного текста письма.
При полном цитировании пишите текст ответа в начале письма, а не в конце.
Если вы отвечаете по пунктам, используя цитирование, отделите цитату пустыми строками сверху и снизу и используйте прописные буквы в начале предложений.
Не следует начинать ответ на письмо адресата как новое письмо (без сохранения истории переписки). Такой ответ будет вынуждать получающего адресата тратить время на поиски первоначального сообщения.

3. «Важность письма (priority)». В случае, когда письмо содержит важную или срочную информацию, которая нуждается в срочном рассмотрении, укажите это, установите важность «высокая». Это позволит выделить ваше письмо среди входящих писем. Но не злоупотребляйте напрасно этой функцией.

4. Не следует писать весь текст или фрагменты текста прописными буквами - это воспринимается как агрессия и создаёт неудобства вашему собеседнику.

5. Не следует употреблять сленг, специальные термины или сокращения. Использование сокращений (аббревиатур) в письме допускается лишь в том случае, если они общеизвестны. Если письмо официальное, то от них лучше отказаться.

6. Для придания письму эмоциональности допускается использование смайликов. Однако использовать их стоит умеренно, а в строго официальных письмах от них лучше отказаться.

7. Следует стараться не допускать грамматических ошибок, их наличие невольно снижает репутацию отправителя.

8. Обязательно используйте подпись, содержащую некоторую информацию о вас (должность, телефон, название вашей компании, другие способы связи и др.).

9. Если письмо имеет приложение в виде дополнительных файлов, то в тексте основного письма следует упомянуть об их наличии во вложении. Нормальным (и надежным) считается высылать без предупреждения вложения общим объемом до 2-3 мегабайт. Если вы хотите выслать вложение большего размера, уточните у корреспондента, пройдет ли такой файл через его почтовый сервер - у некоторых людей почта может читаться с телефона;

10. Существуют разные мнения относительно того, делать ли запрос о подтверждении получения письма. Лучше, конечно, не делать, т. к. многих это раздражает, а кто-то может расценить запрос как сомнение в его ответственности. Однако практика показывает, что почтовые службы иногда могут работать не совсем корректно, а отправителю нужна уверенность, что важное письмо получено адресатом. Поэтому иногда это правило нарушается в силу практических соображений.

Структура текста электронного делового письма практически ничем не отличается от структуры его бумажного аналога, однако некоторые особенности существуют.

Часто в электронных письмах вместо стандартного обращения используется приветствие адресата. Приветствие и персональное обращение к адресату создает доверие и придает письму персональную направленность. Игнорирование имени адресата воспринимается как некорректность, а полное отсутствие приветствия указывает на некоторую небрежность или невоспитанность отправителя. Приветствие следует писать отдельной строчкой, отделяя от основного текста письма. Наиболее распространенным считается приветствие «Здравствуйте, …», Допускается не ставить приветствие, когда переписка ведется продолжительное время в течение дня, и представляет собой чередование вопросов и ответов.

Если вы не знакомы с адресатом, то в первом письме принято представляться и объяснять цель своего обращения.

Основной текст должен быть максимально лаконичным, но при этом информативным. Оптимальный размер текста - в одну страницу, он читается при открытии письма почтовой программой без прокручивания. Зрительное восприятие сообщения, смысловая разбивка предложенной на рассмотрение информации и, соответственно, ее усвоение облегчается при разделении текста на абзацы. Предложения и абзацы лучше строить короткими, если абзацев несколько - удобнее, когда они разделены пробелами.

Заключительная часть письма и подпись отделяются от основного текста пустой строкой. В качестве заключительной части часто используются нейтральные формы: «С уважением…», «Искренне Ваш…», «Всего наилучшего…» и т. п.

В реквизите подписи не следует использовать сокращений. Адресату должно быть понятно, как обратиться автору в ответном письме. После имени и фамилии (возможно и отчества) следует указывать должность отправителя и наименование организации. Этим вы даете адресату понять границы ваших полномочий и профессиональной компетентности в решении вопросов. Далее могут быть приведены: личный электронный адрес, контактные телефоны, адреса, другие способы связи, ссылки на сайты и т. п., например:

С уважением
Иван Иванов,
менеджер проекта «Стиль документа» doc-style.ru
E-mail [email protected]
Раб. тел. +7 (911) 911-9119
Санкт-Петербург

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПИСЬМА

С ПОМОЩЬЮ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА

Подготовка документов в настоящее время чаще всего ведется на компьютере, который повсеместно оттеснил пишущую машину и стал основным средством печатания и редактирования документов. Использование компьютера позволяет выявлять и изучать большой объем информации при подготовке текста документа, сократив при этом время по сбору необходимых данных, исключать многократную перепечатку в процессе подготовки документа и поднять культуру внешнего оформления документа.

Документы оформляются главным образом на бумаге формата А4 (210x297) и А5 (148x210).

Каждый документ, написанный как на бланке, так и просто на листе бумаги, должен иметь поля (не менее): левое - 20 мм; правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм.

Письмо надо набирать шрифтом Times New Roman Cyr размером 12 (для оформления табличных материалов), 13, 14, 15 и Times DL размером 12, 13, 14 через 1-2 межстрочных интервала. но часто встречаются некоторые вариации, например Verdana 11 pt, Arial 12 pt

На бланках формата А4 текст письма рекомендуется набирать через 1,5-2 межстрочных интервала, на бланках формата А5 и менее - через один. Реквизиты, состоящие из несколько строк, печатаются через один межстрочный интервал.

При оформлении деловых писем номер страницы указывают в нижнем правом углу, а в других деловых документах - вверху посередине страницы арабскими цифрами без слова «страница» (стр. или е.). Точки и тире не ставятся. Если документ изготавливается на двух сторонах листа, то нечетные номера проставляются на лицевой стороне, а четные на обратной.

Расстановка пробелов

Не допускается наличие двух и более пробелов подряд.

Перед одинарными знаками препинания (точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие и т.д.) пробел не ставится. После знака препинания пробел ставится обязательно, если это не конец абзаца.

В парных знаках препинания (кавычки, скобки) пробел ставится перед открывающим знаком и после закрывающего. После открывающего и перед закрывающим знаками пробел не ставится.

Фамилия от инициалов отделяется неразрывным пробелом. Инициалы друг от друга пробелом не отделяются.

Не разделяются пробелом сокращения типа "и т.д., и т.п.", показатели степени, подстрочные индексы и математические знаки.

Не отделяются от предыдущего числа знак %, °.

Не отделяются показатель степени.

Перед единицами измерения и после знаков №, §, © ставится неразрывный пробел.

Точки не используются:

в колонтитулах;

в заголовках;

в строках таблиц;

в подписях под рисунками, схемами и диаграммами.

Точки не ставятся в следующих общепринятых сокращениях:

обозначения системы мер (га, мм, см, кг, км, кВт и т.д.);

условные сокращенные обозначения (б/у, х/б).

Точка ставится, если слова сокращаются не по общепринятым методам или общепринятого метода не существует (эл. прибор, кв. м).

Точка ставится в сокращениях и т.д., и т.п.

При отделении десятичной доли от целого в дробном числе ставится не точка, а запятая.

Сочетание знаков препинания

Если в начале или в конце предложения, которое нужно выделить в кавычки, стоят слова, уже заключенные в кавычки, то рядом дважды кавычки не ставятся. Например: В телеграмме было сказано: «Трубы предоставит комитет «Новосибгорресурс».

Точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире не ставятся перед закрывающимися кавычками; все эти знаки могут стоять только после кавычек.

Перед открывающей, закрывающей скобками не ставится запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Эти знаки ставятся только после закрывающейся скобки.

Не рекомендуется:

- разрывать абзац так, чтобы одна строка оставалась на первой странице, а все остальные - на второй;

- переносить от абзаца одну строку на следующую страницу - там должно быть не менее двух строк;

- заканчивать страницу словом, разделенным переносом, или словом с дефисом.

Письмо не должно быть длинным, оно, как правило, занимает одну страницу. Максимальный размер письма - две страницы. Психологи считают, что больший объем не воспринимается адресатом.

Даты

Все даты в документе оформляются арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенными точкой, год - четырьмя арабскими цифрами.Например:

08.04.2005.

Допускается словесно-цифровой способ оформления даты. Например:

8 апреля 2005 г.,

а также оформление даты в следующей последовательности: год, месяц, день. Например:

2005.01.08. (в основном в международной переписке).

Номера телефонов принято писать, отделяя дефисом по две цифры справа налево (кроме реквизита «Отметка об исполнителе» в правовых актах и письмах): т. 2-99-90; т. 2-45. В номерах телефонов с числом цифр больше шести отделяется левая группа в три цифры: т. 299-85-90.

Включайте в письмо постскриптум (P.S.) и помещайте в этот раздел наиболее важную информацию. Психологи считают, что когда люди получают письмо, то они сначала читают приветствие, а потом постскриптум. Поэтому в P.S. следует обрисовать самые заманчивые выгоды, приглашения к действию, все то, что внушает, вдохновляет, создает чувство необходимости и безотлагательности. Писать P.S. - большое искусство. В некоторых письмах P.S. пишут от руки, чтобы доказать адресату, что отправитель послал ему личное, индивидуальное письмо, а не отпечатанный лист бумаги, отправляемый тысячам других людей.

В том случае, если по рассматриваемому вопросу принято положительное решение, письмо целесообразно начинать с формулировки решения, и наоборот, отрицательное решение, по совету психологов, лучше помещать в конце письма.

Формулируя отказ, нужно быть максимально корректным, чтобы не потерять партнера.

Вывод

Деловое письмо должно быть безукоризненным во всех отношениях: даже незначительное отступление от правил может сделать его неправомочным с юридической точки зрения. Это особенно важно, если принять во внимание, что за рубежом не принято ставить печать на коммерческие документы, достаточно одной подписи уполномоченного лица даже на заказах, отчетах и гарантийных письмах.

Письма следует писать таким образом, чтобы получателю было легко сделать то, что от него требуют.


© 2010-2022