Эффективные методы преподавания ИКТ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.Р.Мухаметзянова, учитель информатики и английского языка,

МБОУ «Лицей «83» г.Казани

Эффективные методы преподавания ИКТ.

- Видишь -вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? - Так. - А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие ? - Да. - а теперь мы с тобой перевяжем нити узлами - вот та. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить мешок или придумать что - нибудь еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе ?- Да.[1, с.8]

Приемы педагогической техники можно сравнить с сетью. Каждый прием взаимосвязан и они дополняют друг друга и складываются в единую систему.

У каждого учителя есть свои «любимые», привычные методы преподавания. Самые эффективные из них мы можем определить только с помощью сравнения.

Во время подготовки к уроки, я задаюсь вопросами: Как построить урок? Как преподнести материал? Как удержать внимание детей, заинтересовать их? Какие структуры применять для данной темы? Какие формы усного, письменного опроса будут более продуктивными?

Чтобы ответить на все эти вопросы, можно обратиться литературе, интернету, учителям и самое лучшее впитать в себя. Те методы, которые использовались 20 лет назад, не совсем уместны сейчас. Как вы начинаете свой урок, дорогие коллеги? - добрый день! Сегодня наша тема… - Насколько это эффективно и интересно?

Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Певцы не начинают петь без голосовой разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы. Для этого существует процедура «вход в урок». Она может быть разной: все зависит от возраста, предмета. Наиболее интересным входом в урок может быть использование сложных (логических) задач, наводящих на новую тему. Учитель задает вопрос, будет эффективнее , если он будет высвечен на экране или же роздан ученикам в бумажном виде. При этом мы учитывает категории учеников: аудиалы и визуалы. Далее необходимо дать время (1 минута). После обдумывания, ученики делятся своими мыслями с соседом по парте. Для этого каждому партнеру дается время (30 секунд)[2, с. 67]. Данный метод полезен тем, что все ученики вовлечены в умственный процесс одновременно; групповая работа прививает навыки работы в команде, учатся слушать и слышать друг друга, а так же развивается навык управления временем. По результатам, опроса среди 8-11 классов, 96% учащихся дали положительную оценку. Определив тему, цели урока, можно смело перейти к актуализации знаний.

В зависимости, какая работа будет проводиться на уроке, учитель выбирает необходимую структуру. Если дать ученикам помочь себе, то можно увидеть удвоенную пользу. Как же это сделать? Разработать вместе с несколькими ребятами качественный дидактический материал или же дать задание в виде доклада на определенную тему, и ученики будут помогать вам во время урока. Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы. [1, с.49]

Урок информатики. 9 класс. Тема урока: «Циклы. Решение задач ОГЭ (задание 20.2)». Для решения задачи вызвали одного ученика. В методическом бестселлере А.Гина этот метод называется «Показательный ответ». Ученик решил задачу. Встает вопрос: Насколько эффективен данный метод?

Результаты наблюдений и кропотливого изучения того, как учащиеся использую время при традиционном опросе, приведены в таблице. (Таблица1)

О чем думаем, что делали

% соотношение

Следили за товарищем

11

Думали, что сказать, если вызовут к доске

20

Думали о другом

33,8

Сидели в интернете

35,2

Таблица 1. Результаты наблюдений при традиционном опросе.

Заменить данный метод можно следующим способом. Дается задание (в нашем случае задача по программированию). До написания программы, ученики проговаривают алгоритм решения. Один ученик начинает предлагать алгоритм, его рассказ прерывается и передается другому ученику для продолжения.

Нельзя так же забывать о смене действий. Однотипная работа быстро надоедает, особенно детям, притом теряется внимание. Для разминки можно использовать структуру из сингапурской системы под названием «Mix Freeze Group». Она заключается в том, что ученики смешиваются под музыку, замирают, когда прекращается музыка, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на поставленный вопрос.

В конце урока обязательно провести рефлексию, которая поможет выявить затруднения, степень освоенности материала.

Урок должен завершиться словами благодарности детям за активность.

Приведенные методы, структуры являются каплей в море.

Я утверждаю, что данные методы показали хорошие результаты. Результат - хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

Список литературы

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. - М.: Вита- Пресс,2013- 112 с.

  2. Тируман М. Совершенствование качества преподавания в РТ. Преобразование обучения для ХХI века: пособие для учителя. - М.: Вита- Пресс,2013- 108 с.

  3. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. - М.: Академия, 2008- 256 с.



© 2010-2022