Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Письмо»

Предлагаю конспект урока по развитию речи в 5 классе по теме «Письмо» по программе Т. Ладыженской. Данный урок в увлекательной форме знакомит ребят с особенностями письма как средством общения людей друг с другом на расстоянии. Ребята с удовольствием учатся оформлять надписи на конверте, используют различные обращения и вежливые слова в общении друг с другом, в том числе и письменном. Урок привлекает детей насыщенностью материала: обращение к толковому словарю, сказка Киплинга, путешествие...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока подготовила

учитель МБОУ Парамоновской ООШ

Морозовского района Ростовской области

Аксёнова Галина Васильевна



Тема урока: Письмо

Цели для учителя:

-обучающая: знакомство с письмом как одним из видов эпистолярного жанра, с требованиями к правильному написанию письма,

-воспитательная: прививать культуру составления писем,

-развивающая: развивать мыслительные процессы учащихся и навыки самостоятельной работы.

Цели для учащихся:

-познакомить учащихся с особенностями письма как средством общения людей друг с другом на расстоянии;

-научить детей правильно оформлять надписи на конверте,

- использовать различные обращения и вежливые слова в общении друг с другом, в том числе и в письменном.

Ход урока.

1 .Эпиграфы: 1. Письмо - геометрия души.

( Платон )

2. С помощью письма лучше всего проникаешь

в человека… Черные слова на белой бумаге -

это душа нараспашку.

( Г. Мопассан)

3.Письма пишут разные:

Слезные, болезные,

Иногда прекрасные…

( К. Симонов )

2. Объявление темы урока.

3. Обращение к Толковому словарю Ожегова.

Письмо - слово многозначное.

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего - нибудь.(Написать письмо родным. Отправить заказное письмо.)

2. Умение писать. (Учиться чтению и письму.)

??- В каком значении нас интересует слово письмо?

4.Объявление целей урока.

5.Беседа по вопросам:

- Писали ли вы когда - либо письма?

- Получали ли вы письма?

- Что вам больше нравится - писать письма или получать? Почему?

- Что вы чувствовали, когда почтальон вручал вам письмо?

- Как вы думает, часто ли в наше время люди пишут письма? С чем это связано?

6. Слово учителя: Да, ребята, люди в наш бурный и стремительный век(век телефонов и компьютеров) реже стали писать письма. Многим кажется, что не стоит тратить время на написание писем. Молодые люди без стеснения говорят: «Я не умею писать письма. Я лучше позвоню». Кажется, еще немного и в Красную книгу Отечественной культуры эпистолярное искусство, т. е. умение писать письма. Наши соотечественники, жившие в прошлом, позапрошлом веке, умели и любили писать письма. Многие литературные произведения сохранили нам образцы этого искусства. (Ф. М. Достоевский «Бедные люди», Н. М. Карамзин «Письма русского путешественника» и т. д.

Я к вам пишу -

Чего же боле ?

Так начала свое письмо к Евгению Онегину влюбленная в него Татьяна Ларина. Красиво, искренне, лирично. Да, сейчас другие времена, другие нравы…

Я, ребята, и сама не против мобильной связи. Это очень удобно. Можно очень быстро набрать номер, поговорить , узнать все новости и рассказать, что нового у тебя. Но письма все- таки должны жить! Гораздо приятней прочитать теплое, доброе письмо, чем в суете и иногда при плохой слышимости громко твердить то, что должно быть передано ласково, нежно, трепетно вашим друзьям, родителям, близким. Подумайте, ребята.

7. Кто - то из известных людей назвал письма маленькими путешественниками. Из города в город, из страны в страну они едут на поезде, летят на самолете. Вас , ребята, я тоже приглашаю отправиться в путешествие по островам. Согласны?

1-й остров - Сказочный.

Посетив его, вы узнаете, как было написано первое письмо. Эту веселую историю рассказал нам английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг. А произошла она в племени первобытных людей. (Рассказ ученика)

8.2-й остров «Исторический».

- Ребята, кто знает , как назывались письма раньше, в 17- 18 веках?

(Сообщение о грамотках)

!! Письма, которые писали друг другу люди , жившие в 17 - начале 18 века, назывались грамотками. В то время почты еще не было, поэтому грамотки обычно передавались с гонцом или через знакомого. Грамотки писали и простые люди , и различные чиновники. Грамотки писали простым языком. В них рассказывалось о мелких и крупных проблемах, о хозяйственных делах, о деловых отношениях.

9.Остров для Любознательных. (Если вы любознательны, значит, мы движемся в правильном направлении).

Игра «Я знаю!»

-Когда появилось письмо в современном понимании этого слова и когда стали использовать заклеенные конверты?(20-е г.19 века)

-Когда вошли в употребление почтовые марки? (середина 19 века)

- Какие бывают письма? (дружеские, деловые, поздравительные, письма в газету)

-Зачем люди пишут письма? (чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. В письмах мы советуем, спорим, утешаем, рассказываем о своих делах.)

10. 3-й Остров «Ну- ка, отгадай!».

-Что четко и грамотно должно быть написано на конверте?

-Как назвать того, кому адресовано письмо?

-Как назвать человека, который написал письмо?(адресант)

- Что такое корреспонденция?(Письма и другие почтовые отправления, обмен письмами, переписка)

11. Для того, чтобы письмо дошло до адресата, адресанту необходимо правильно указать точный адрес. Тогда не получится так, как произошло с героем рассказа А. П. Чехова «Ванька».

( Ванька Жуков, закончив письмо дедушке , где сетует на свою горькую судьбу, свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он обмакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу.

А. П. Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше. Читатель сам догадывается об участи Ванькиного письма: его не получил дедушка.)

-Чтобы подобной ситуации не произошло с вами , мы отправимся на

остров «Адресный».

-Кто из вас может правильно назвать свой адрес?

-Назовите индекс. Знаете ли вы , что обозначает индекс?(первые три цифры- обозначают область, район, три другие- почтовое отделение).

12.Ребята, вы , конечно, понимаете, что важно не только написать правильно адрес, но и само письмо. Оказывается, существуют правила, предъявляемые к написанию письма, т. е. речевой этикет. Какие же это правила? Об этом мы узнаем

на острове «Информационном».

1. Из каких частей состоит текст письма?(Из тех же, что и многие другие тексты:

-приветствие и обращение,

-вступление(вопросы о здоровье, жизни адресата),

-основная часть( изложение того, что хочешь написать и вопросы о том, что хочешь узнать),

-заключение(выражение уважения, почтения, любви; прощание),

-подпись, дата.

2.Употребление наиболее распространенных речевых формул:

-Здравствуйте! Добрый день! Шлю тебе привет! Приветствую тебя!

-Хочется сообщить, я хотел бы рассказать,

-С искренним уважением, до свидания, до скорого свидания, всего хорошего, всего доброго…

3.Если вы забыли написать о чем - то, можете добавить уже после подписи две латинские буквы РS, что означает post scriptum-«после написанного»

4.Никогда не употребляйте шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом - вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», «Найдешь ошибку - прими за улыбку». Если хотите пошутить - шутите сами, если хотите что - то сказать - скажите свое, простое, нежели чужое, пустое и вычурное.

5.Ответить на полученное письмо воспитанный человек должен как можно скорее(не позднее 3-5 дней после получения).

6.Лист для письма должен быть чистым, аккуратным, обрезанным, а не оборванным со всех сторон.

7.В письме старайтесь не допускать орфографических и пунктуационных ошибок.

8.Существует очень важная этическая проблема: чужие письма.

Чужие письма - тайна за семью печатями. Попытка заглянуть в них, независимо от того, кому они адресованы: маме, брату, подруге, незнакомому человеку - все равно, что влезть в чужой карман или подсматривать в замочную скважину. Прочесть чужое письмо , только если вам это позволил получатель.

!!! Правил немного, все они просты. Их должен придерживаться каждый культурный человек.

13.Ну а теперь, ребята, мы отправимся на самый интересный

остров «Творческий». Это остров интересных новостей, веселых рассказов и невыдуманных историй.

Путь туда очень сложен, потому что надо обладать многими умениями. Нужно ясно и четко излагать на бумаге свои мысли. Нужно иметь богатое воображение, фантазию, чтобы эмоционально интересно написать письмо.

- Чтение нескольких заранее написанных учащимися писем.

14.Ребята, закончить урок я хочу историей из жизни Л. Кассиля о том, как письма помогли ему стать писателем. Приехав в Москву учиться, он бродил по столице, знакомился с достопримечательностями и свои впечатления выражал в письмах брату. Письма были столь эмоциональны ми и содержательными, что брат отнес их в редакцию, и они были напечатаны. Это окрылило Кассиля, и он всерьез занялся литературным творчеством.

15.Итог урока : Хочется верить, что никакие технические средства не смогут заменить письмо, так как письмо - это часть нашей истории, часть нас самих, часть общечеловеческой культуры. Это значимое явление в жизни отдельного человека и общества в целом.

15. Дом. задание: написать сочинение другу, семье, литературному герою.



© 2010-2022