Статья «Межпредметные исследовательские проекты»

Статья - обмен опытом работы о межпредметных проектах, на примере урока- конференции для студентов специальности Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Исследовательские проекты готовились в течение двух месяцев группами студентов по три человека. Каждая группа придумала себе название, связанное с темой проекта: «Экологи», «Конструкторы», «Эксперты» и другие.Итогом проектной деятельности стали презентации по выбранным темам, видеоролики и АРТ- плакаты.Такая деятельность способствует р...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья: «МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ - ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Баранова Л.М.,

преподаватель ОБОУ СПО

«Калиновский сельскохозяйственный техникум» Курской области

Устойчивая тенденция перехода к информационному обществу предъявляет новые требования к уровню подготовки обучающихся технических специальностей, их профессиональным и практическим навыкам. Одной из основных задач современного образования является формирование компетентного, конкурентоспособного специалиста, владеющего информационной культурой, позволяющей им свободно ориентироваться в общем информационном пространстве.

В связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению и необходимостью подготовки обучающихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретают межпредметные связи. Такие дисциплины как «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» являются теоретической базой для всех специальных дисциплин, поэтому в целях положительной мотивации при их изучении должна прослеживаться связь между ними и областью профессиональной деятельности. Обучающихся необходимо вовлекать в исследовательские работы, творческие задания, конкурсы профессионального мастерства, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, изобретать, выражать собственные мысли, интересоваться выбранной профессией, уметь принимать решения и помогать друг другу. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий, позволяющих преобразовывать академические знания в реальный жизненный опыт, активизировать познавательные способности и возможности максимального раскрытия творческого потенциала обучающегося является проектно- исследовательское обучение. Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, требующей исследования, а результат носит практический характер и имеет важное прикладное значение, интересен и значим для самих обучающихся. При обобщении, закреплении, повторении учебного материала метод проектов, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных. Результаты информационной деятельности обучающихся могут быть представлены в виде выступлений на конференциях, форумах, конкурсах, сайтах учебного заведения и т. д. Важно показать их личную заинтересованность в приобретении знаний, которые могут пригодиться в жизни.

В качестве примера классно- урочного занятия, при подготовке которого использовался метод проектов, хочу привести урок- конференцию по «Информатике». Организаторами и участниками конференции стали обучающиеся 2 курса специальности «ТО и ремонт автомобильного транспорта». Такая форма проведения урока мной была выбрана неслучайно, так как обучающиеся в процессе исследовательской деятельности приобретают навыки самостоятельной работы с литературой, электронными источниками информации, могут применять полученные знания для решения конкретных задач, поставленных перед ними. Преподаватель выполняет функцию научного руководителя. С его помощью обучающиеся разрабатывают и реализуют проект. Статья «Межпредметные исследовательские проекты»

Урок-конференция: «Мы в жизни выбрали дорогу!» подвел итоги изучения раздела «Технология создания и преобразования информационных объектов». Многие проекты, разрабатываемые нами для конференции, имеют межпредметную направленность. Это такие проекты, как «Компьютер и безопасность на дорогах», «Специальные автомобили», «Российский автопром», «Автомобили будущего», «Автомобили, автомобили буквально всё заполонили…» и др.

Работа над проектами была организована поэтапно:Статья «Межпредметные исследовательские проекты»

Вводный этап (концептуальный): обучающимся в начале изучения раздела были предложены приблизительные темы исследовательских работ; сформированы проектные группы; обучающиеся познакомились с требованиями, предъявляемыми к выполнению проектов, с формами представления результатов.

Этап планирования - определение методических основ включил в себя анализ проблемы, совместную разработку плана реализации проекта, определение источников информации и распределение обязанностей среди участников проектных групп.

Этап поиска информации. Работа над проектами по сбору и уточнению необходимого материала велась на занятиях по дисциплинам «Информатика», «Безопасность жизнедеятельности», «Устройство автомобилей». Также обучающиеся отбирали нужную информацию из различных источников: дополнительная литература, СМИ, интернет-ресурсы.Статья «Межпредметные исследовательские проекты»

Эмпирический этап исследования. Для некоторых проектов были проведены социологические опросы, анкетирование среди преподавателей, работников и обучающихся техникума. Накопленная информация обрабатывалась и анализировалась участниками соответствующих проектов. Каждая группа после обсуждений в узком кругу определилась со способом оформления и сценарием представления результатов своей работы.

Этап- рефлексия: анализ выполнения проекта, достижение цели и задач; оценка работы каждого в проектной группе; самооценка проекта.

Этап оформления собранных материалов. Наглядное представление собранного материала производилось на компьютерах. Большинство (5 из 6) проектных групп выбрали подготовку электронных презентаций с помощью офисного приложения Power Point в силу его широкого распространения, доступности интерфейса при достаточно больших возможностях анимации предоставляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых материалов. Для представления статистических результатов использовались электронные таблицы, а диаграммы наглядно отобразили зависимость между полученными данными. Затем участники исследовательских работ подготовили доклады к защите своих проектов (10 минут на проект). Статья «Межпредметные исследовательские проекты»

Заключительный этап - защита исследовательского проекта на уроке- конференции «Мы в жизни выбрали дорогу» (90 минут). Совместная работа обучающихся над той или иной проблемой явилась демонстрацией результата своей деятельности в определенном продукте. Помимо презентаций, вниманию присутствующих были представлены АРТ-плакаты, статистические таблицы, буклеты и видеоролик «Свой след оставил автомобиль…». В качестве жюри были приглашены преподаватели специальных дисциплин, которые, анализируя, выразили свое отношение к проводимой работе и высказали пожелания для дальнейшей работы над проектами. Все участники проектов отмечали, что подобная работа увлекает, захватывает, появляется множество идей и гипотез для решения проблемы.

Подготовленные для конференции АРТ-плакаты приняли участие в региональной программе «АРТ-ПРОФИ ФОРУМ», а также выставлены на сайте учебного заведения. Ряд презентаций, рекламирующих выбранную специальность, был представлен на областной ярмарке профессий.Статья «Межпредметные исследовательские проекты»

В результате проведения исследовательской работы, обучающиеся активно обмениваются знаниями, вырабатывают профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать решения и отстаивать свои убеждения. Также происходит закрепление информации и самостоятельной работы, выявляются проблемы и вопросы для обсуждения.

В заключение хотелось бы сказать, что уровень информационной культуры современного человека определяется не только уровнем усвоенных им знаний и умений в области информационных процессов и компьютерных дисциплин, а также способностью существовать в информационном обществе. Ценность же самой информационной культуры можно проиллюстрировать высказыванием У. Черчеля: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Список использованных источников

  1. Учебное пособие «Общая педагогика» для слушателей по программе профессиональной переподготовки педагогов СПО по направлению «Образование и педагогика». Сост.: Травкина Н.Н., Харитонова О.А. Курск: Издательство ООО «Учитель», 2013 г. 156.

  2. Учебное пособие «Дополнительный цикл психолого - педагогических дисциплин» предназначено для слушателей по программе профессиональной переподготовки педагогов НПО, СПО по направлению «Образование и педагогика». Коллектив авторов - составителей: Издательство ООО «Учитель», 2013 г. 160.

  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие- М.: издательский центр «Академия», 2008.- 272 с.

  4. metod-kopilka.ru.

  5. metodist.lbz.ru>Авторские мастерские.

  6. oivt.narod.ru.- сайт преподавателей информатики.

© 2010-2022