- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа курса Информатика и ИКТ для 3 класса составлена по учебнику Рудченко Т. А. , Семенов А. Л
Рабочая программа курса Информатика и ИКТ для 3 класса составлена по учебнику Рудченко Т. А. , Семенов А. Л
Раздел | Информатика |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Базыр С.С. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №5 ГОРОДА КЫЗЫЛА
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_________________
МБОУ Гимназия №5 г.Кызыла
__________ /А.В. Хомушку/
Протокол № ___ от ___.___.201__ г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Гимназия №5 г. Кызыла РТ
__________ /И.В. Казанцева/
приказ № ___
от «__»_________.201_ г.
»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
для 3 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель программы Базыр Сырга Сергеевна, учитель информатики
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 3 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089);
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)
-
Закон «Об образовании» ЯНАО;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год;
-
Информатика. Сборник рабочих программ 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов; М.: Просвещение, 2011.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Т.А. Рудченко (серия «Перспектива») - Рудченко Т.А. Информатика. Сборник рабочих программ 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов; М.: Просвещение, 2011. На изучение информатики в 3 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов.
В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования - сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее - УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности).
Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер.
Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Основной целью начального обучения информатике является:
• Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности.
Основные задачи курса:
1. формировать умения использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни;
2. формировать умения анализировать объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование);
3. формировать умения выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков;
4. формировать умения описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта.
Содержание курса
На курс информатики в 3 классе отведено 34 часа.
Основные разделы и понятия курса:
Дерево.
Понятие дерево. Структура дерева: следующие и предыдущие бусины, листья, корневые бусины. Уровни дерева. Путь дерева, мешок всех путей дерева. Дерево раскрытия цепочки мешков.
Мешок.
Мешок. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка.
Цепочка.
Длина цепочки, цепочка цепочек. Операция склеивания цепочки цепочек.
Исполнитель Робот.
Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы.
Язык.
Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, дефис, апостроф. Словарный (лексикографический) порядок. Расстановка слов в словарном порядке. Толковый словарь. Смысл текста. Полное и избыточное толкование. Лингвистические задачи.
Проекты.
«Одинаковые мешки» - поиск одинаковых мешков в ситуации большого количества объектов и мешков. «Лексикографический (словарный) порядок» - работа с большими словарями, поиск слов. «Генеалогическое дерево» - построение генеалогического дерева своей семьи. «Сортировка слиянием» - сортировка большого массива слов с использованием метода сортировки слиянием. «Турниры и соревнования» - изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя.
Тематическое планирование курса
№
Название раздела, темы
Кол-во часов
1
Деревья
10
2
Мешок
3
3
Цепочки
6
4
Исполнитель Робик
6
5
Язык
3
6
Проекты
6
Итого:
34
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения учащиеся должны:
-
иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие линейные программы;
-
уметь использовать и строить программы с конструкциями повторения;
-
иметь представление об индуктивном построении цепочки, оперировать понятиями после каждой бусины, перед каждой бусиной, уметь строить цепочки по индуктивному описанию;
-
иметь представление о толковании слов, смысле текста, полном, неполном и избыточном толковании;
-
использовать и строить двумерные таблицы для мешка, строить мешок по его двумерной таблице;
-
иметь представление об операциях на цепочках и мешках: склеивание цепочки цепочек, раскрытие цепочки мешков;
-
иметь представление о дереве и его структуре, использовать и строить деревья по их описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований;
-
строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей;
-
иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
-
иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа разных;
-
иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире, помимо компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.;
-
уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи (включая перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта, отвечающего требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного класса.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Информатика. 3 класс. Рабочая тетрадь. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.
-
Информатика. 3 класс. Тетрадь для проектов. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.
-
Информатика. 3 класс. Учебное пособие для общеобраз. учреждений/Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.-104с.
-
www/learning.9151394.ru
-
school-informatica.ru
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценок для проекта:
- эстетичность оформления;
- содержание, соответствующее теме работы;
- полная и достоверная информация по теме;
- отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.
Календарно - тематическое планирование
Уроков 34 ч
Классы: 3. Учитель: Базыр С.С.
Количество часов
Всего: 34 ч.; в неделю: 1 ч.
Плановых контрольных уроков: 2
Планирование составлено на основе авторской программы Т.А. Рудченко (серия «Перспектива») - Рудченко Т.А. Информатика. Сборник рабочих программ 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов; М.: Просвещение, 2011.
КТП составила ________________ /Базыр С.С./
№
Название раздела и темы урока
Кол-во часов
Планируемая дата проведения
Фактическая дата проведения
Формируемые УУД
1
ТБ и правила поведения в кабинете информатики. Длина цепочки.
1
02.09-06.09
Личностные:
-стимулировать учащихся к саморазвитию;
-развивать готовность и способность к самостоятельности;
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные: Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о длине цепочки, цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о длине цепочки, цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (длина цепочек, цепочка цепочек). Строить цепочку по описанию, включающему понятие длина цепочки. Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек цепочек. Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию;
Регулятивные:
- соотносить уже усвоенные знания учащимися с теми, которые неизвестны;
- формировать умение различать результат действия с заданным эталоном;
- осознавать качество и уровень усвоения материала Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать собеседника; умение аргументировать ответ, развитие речи; формирование умения формулировать мысль, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
2
Цепочка цепочек.
1
08.09-13.09
3-4
Проект «Мой лучший друг/Мой любимец»
2
15.09-27.09
Личностные: стимулировать учащихся к саморазвитию, развивать готовность и способность к самостоятельности, формировать умение применять полученные знания в новой ситуации, актуализация сведений из личного жизненного опыта;
Познавательные: Работать в компьютерной среде: составлять алгоритм действий по указанному правилу. Знакомиться и составлять различные алгоритмы.
Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своём задании), выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, находить свои пути решения проблемы.
Коммуникативные: Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог, решать практические задачи.
5
Таблица для мешка (по двум признакам)
1
29.09-04.10
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Познавательные: Искать два одинаковых в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые столбцы в таблице используя общие методы решения информационных задач (в частности, метод разбиения задачи на подзадачи).
Регулятивные: Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.
Коммуникативные: Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
6-7
Проект «Одинаковые мешки»
2
06.10-18.10
8
Словарный порядок. Дефис и апостроф.
1
20.10-25.10
Личностные: включение обучающихся в самостоятельную учебную деятельность по формированию новых понятий и конструированию способов действий, основанных на связи с жизнью. Учиться понимать ситуацию разных мнений, находить и реализовывать правильный путь по устранению разногласий.
Регулятивные: волевая саморегуляция в процессе затруднений, выявление и корректировка допущенных ошибок.
Познавательные: понимание текстов и заданий, представленных в учебнике, использование знаково-символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Узнаем, что в русских словах употребляются ещё внутрисловные знаки - дефис и апостроф. Договариваемся, что мы будем называть словом любую цепочку, составленную из букв, дефисов и апострофов.
Коммуникативные: учиться выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, планировать учебное сотрудничество.
9
Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины.
1
27.10-01.11
Личностные: освоение форм учебного диалога.
Познавательные: знакомство с важнейшими информационными понятиями (дерево), выделение и строительство дерева по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева и знаково-символических моделей реальных объектов в виде дерева.
Регулятивные: умение строить логически грамотные рассуждения и утверждения, определять истинность утверждения, работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «дерево» для построения дерева в компьютерных задачах.
Коммуникативные: умение работать в паре.
10
Уровень вершины дерева.
1
10.11-15.11
11-12
Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.
2
17.11-29.11
Личностные: проявление интереса к теме урока, использование личного опыта.
Познавательные: знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команда, исполнитель); выполнять программы для Робика - строить его заключительную позицию.
Регулятивные: выполнять упражнение в соответствии с заданием, использовать взаимопроверку и самопроверку,
Коммуникативные: работать самостоятельно, в парах, группах; вести учебный диалог.
13-14
Перед каждой бусиной. После каждой бусины.
2
01.11-15.12
Личностные: Развитие учебной мотивации. Развитие самостоятельности и личной ответственности.
Познавательные: Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой». Определять истинность утверждений о цепочек с этими понятиями. Строить цепочку по индуктивному описанию. Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания.
Регулятивные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умения работать с предложенной информацией. Самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
15
Склеивание цепочек.
1
15.12-20.12
16
Контрольная работа 1.
1
22.12-27.12
17
Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.
1
12.01-17.01
18-19
Проект «Определение дерева по веточкам и почкам».
2
19.01-31.01
Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные: Определять название растения по его веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Осуществлять познавательную рефлексию: сопоставлять полученный результат с исходным объектом (растением), проверять правильность получения результата пошагово.
Регулятивные: Умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка. Самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: Умение слушать и быть внимательным. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого человека иметь свою.
20
Путь дерева.
1
02.02-07.02
Личностные: актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из повседневной жизни.
Познавательные: знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие "путь дерева". Работать по алгоритму, строить дерево по мешку его путей. Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, использовать родословные для получения информации о степени родства. Раскрывать значение понятий "путь дерева", "конструкция", "деревья потомков" и использовать их в активном словаре.
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью. Выполнять взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные: формулировать в рамках учебного диалога понятные для партнёра высказывания, используя термины, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства решения задачи, вести диалог.
21
Все пути дерева.
1
09.02-14.02
22-23
Деревья потомков.
2
16.02-28.02
24-25
Проект «Сортировка слиянием»
2
02.03-14.03
26
Робик. Конструкция повторения.
1
16.03-21.04
Личностные: Формировать устойчивый познавательный интерес; формировать навыки самоорганизации; развивать логическое мышление;
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осознавать трудности, стремиться их преодолевать, пользоваться различными видами помощи.
Познавательные: ставить проблему, аргументировать её актуальность; развивать навыки исследования;
Коммуникативные: выполнять нормы речевого поведения, культуры речи; строить свои высказывания и слушать другого; вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;
27
Склеивание мешков цепочек.
1
30.03-04.04
Личностные: Развитие учебной мотивации.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной среде.
Познавательные: Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек). Строить мешки цепочек по результату их склеивания. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, представлять процесс проведения турниров в виде дерева и таблицы, моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.
Регулятивные: Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: Умение слушать и быть внимательным. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
28
Таблица для склеивания мешков.
1
06.04-11.04
29-30
Проект «Турниры и соревнования», 1 часть.
2
13.04-25.04
31
Контрольная работа 2.
1
27.04-02.05
32
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
1
04.05.-09.05
33
Проект «Живая картина».
1
11.05-16.05
Личностные: Развитие учебной мотивации.
Познавательные: Работать в компьютерной адаптированной среде: Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учетом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд исполнителя. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Анализ информации. Умение выполнить задание по заданному алгоритму.
Регулятивные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка. Самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
34
Повторение изученного
1
18.05-25.05
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Литература:
-
Информатика. 1-4 класс. Рабочие программы. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2011.
-
Информатика. 3 класс. Тетрадь для проектов. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.
-
Информатика. 3 класс. Учебное пособие для общеобраз. учреждений/Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.-104с.
-
Информатика. 3 класс. Рабочая тетрадь. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.
-
www/learning.9151394.ru
-
school-informatica.ru
Технические средства обучения
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Проектор.
-
Колонки.
Программные средства обучения
-
ПервоЛого.
-
Приложения ОС Windows.
-
программа «Мир информатики»
Интернет- ресурсы:
-
fipi.ru
-
kpolakov.narod.ru
-
pedsovet.su
-
planeta.tspu.ru
-
1september.ru
-
klyaksa.net
-
uroki.net
-
edu.rin.ru
-
scholl-collection.ru
6