• Преподавателю
  • Информатика
  • Рабочая программа курса Информатика и ИКТ для 3 класса составлена по учебнику Рудченко Т. А. , Семенов А. Л

Рабочая программа курса Информатика и ИКТ для 3 класса составлена по учебнику Рудченко Т. А. , Семенов А. Л

Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №5 ГОРОДА КЫЗЫЛА



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________________

МБОУ Гимназия №5 г.Кызыла

__________ /А.В. Хомушку/

Протокол № ___ от ___.___.201__ г.



«Утверждаю»

Директор МБОУ Гимназия №5 г. Кызыла РТ

__________ /И.В. Казанцева/

приказ № ___

от «__»_________.201_ г.

»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

для 3 класса

на 2015-2016 учебный год







Составитель программы Базыр Сырга Сергеевна, учитель информатики







2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 3 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089);

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)

  • Закон «Об образовании» ЯНАО;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год;

  • Информатика. Сборник рабочих программ 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов; М.: Просвещение, 2011.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Т.А. Рудченко (серия «Перспектива») - Рудченко Т.А. Информатика. Сборник рабочих программ 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов; М.: Просвещение, 2011. На изучение информатики в 3 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов.

В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования - сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее - УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности).

Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер.

Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Основной целью начального обучения информатике является:

• Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности.

Основные задачи курса:

1. формировать умения использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни;

2. формировать умения анализировать объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование);

3. формировать умения выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков;

4. формировать умения описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта.

Содержание курса

На курс информатики в 3 классе отведено 34 часа.

Основные разделы и понятия курса:

Дерево.

Понятие дерево. Структура дерева: следующие и предыдущие бусины, листья, корневые бусины. Уровни дерева. Путь дерева, мешок всех путей дерева. Дерево раскрытия цепочки мешков.

Мешок.

Мешок. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка.

Цепочка.

Длина цепочки, цепочка цепочек. Операция склеивания цепочки цепочек.

Исполнитель Робот.

Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы.

Язык.

Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, дефис, апостроф. Словарный (лексикографический) порядок. Расстановка слов в словарном порядке. Толковый словарь. Смысл текста. Полное и избыточное толкование. Лингвистические задачи.

Проекты.

«Одинаковые мешки» - поиск одинаковых мешков в ситуации большого количества объектов и мешков. «Лексикографический (словарный) порядок» - работа с большими словарями, поиск слов. «Генеалогическое дерево» - построение генеалогического дерева своей семьи. «Сортировка слиянием» - сортировка большого массива слов с использованием метода сортировки слиянием. «Турниры и соревнования» - изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя.

Тематическое планирование курса

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Деревья

10

2

Мешок

3

3

Цепочки

6

4

Исполнитель Робик

6

5

Язык

3

6

Проекты

6

Итого:

34


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения учащиеся должны:

  • иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие линейные программы;

  • уметь использовать и строить программы с конструкциями повторения;

  • иметь представление об индуктивном построении цепочки, оперировать понятиями после каждой бусины, перед каждой бусиной, уметь строить цепочки по индуктивному описанию;

  • иметь представление о толковании слов, смысле текста, полном, неполном и избыточном толковании;

  • использовать и строить двумерные таблицы для мешка, строить мешок по его двумерной таблице;

  • иметь представление об операциях на цепочках и мешках: склеивание цепочки цепочек, раскрытие цепочки мешков;

  • иметь представление о дереве и его структуре, использовать и строить деревья по их описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований;

  • строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей;

  • иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;

  • иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа разных;

  • иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире, помимо компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.;

  • уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи (включая перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта, отвечающего требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного класса.



Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Информатика. 3 класс. Рабочая тетрадь. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.

  2. Информатика. 3 класс. Тетрадь для проектов. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.

  3. Информатика. 3 класс. Учебное пособие для общеобраз. учреждений/Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.-104с.

  4. www/learning.9151394.ru

  5. school-informatica.ru

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценок для проекта:

- эстетичность оформления;

- содержание, соответствующее теме работы;

- полная и достоверная информация по теме;

- отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.

Календарно - тематическое планирование

Уроков 34 ч

Классы: 3. Учитель: Базыр С.С.

Количество часов

Всего: 34 ч.; в неделю: 1 ч.

Плановых контрольных уроков: 2

Планирование составлено на основе авторской программы Т.А. Рудченко (серия «Перспектива») - Рудченко Т.А. Информатика. Сборник рабочих программ 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов; М.: Просвещение, 2011.

КТП составила ________________ /Базыр С.С./

Название раздела и темы урока

Кол-во часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Формируемые УУД

1

ТБ и правила поведения в кабинете информатики. Длина цепочки.

1

02.09-06.09


Личностные:

-стимулировать учащихся к саморазвитию;

-развивать готовность и способность к самостоятельности;

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Познавательные: Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о длине цепочки, цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о длине цепочки, цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (длина цепочек, цепочка цепочек). Строить цепочку по описанию, включающему понятие длина цепочки. Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек цепочек. Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию;

Регулятивные:

- соотносить уже усвоенные знания учащимися с теми, которые неизвестны;

- формировать умение различать результат действия с заданным эталоном;

- осознавать качество и уровень усвоения материала Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать собеседника; умение аргументировать ответ, развитие речи; формирование умения формулировать мысль, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

2

Цепочка цепочек.

1

08.09-13.09


3-4

Проект «Мой лучший друг/Мой любимец»

2

15.09-27.09


Личностные: стимулировать учащихся к саморазвитию, развивать готовность и способность к самостоятельности, формировать умение применять полученные знания в новой ситуации, актуализация сведений из личного жизненного опыта;

Познавательные: Работать в компьютерной среде: составлять алгоритм действий по указанному правилу. Знакомиться и составлять различные алгоритмы.

Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своём задании), выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, находить свои пути решения проблемы.

Коммуникативные: Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог, решать практические задачи.

5

Таблица для мешка (по двум признакам)

1

29.09-04.10


Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Познавательные: Искать два одинаковых в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые столбцы в таблице используя общие методы решения информационных задач (в частности, метод разбиения задачи на подзадачи).

Регулятивные: Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.

Коммуникативные: Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.


6-7

Проект «Одинаковые мешки»

2

06.10-18.10


8

Словарный порядок. Дефис и апостроф.

1

20.10-25.10


Личностные: включение обучающихся в самостоятельную учебную деятельность по формированию новых понятий и конструированию способов действий, основанных на связи с жизнью. Учиться понимать ситуацию разных мнений, находить и реализовывать правильный путь по устранению разногласий.

Регулятивные: волевая саморегуляция в процессе затруднений, выявление и корректировка допущенных ошибок.

Познавательные: понимание текстов и заданий, представленных в учебнике, использование знаково-символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Узнаем, что в русских словах употребляются ещё внутрисловные знаки - дефис и апостроф. Договариваемся, что мы будем называть словом любую цепочку, составленную из букв, дефисов и апострофов.

Коммуникативные: учиться выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, планировать учебное сотрудничество.


9

Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины.

1

27.10-01.11


Личностные: освоение форм учебного диалога.

Познавательные: знакомство с важнейшими информационными понятиями (дерево), выделение и строительство дерева по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева и знаково-символических моделей реальных объектов в виде дерева.

Регулятивные: умение строить логически грамотные рассуждения и утверждения, определять истинность утверждения, работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «дерево» для построения дерева в компьютерных задачах.

Коммуникативные: умение работать в паре.


10

Уровень вершины дерева.

1

10.11-15.11


11-12

Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.

2

17.11-29.11


Личностные: проявление интереса к теме урока, использование личного опыта.

Познавательные: знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команда, исполнитель); выполнять программы для Робика - строить его заключительную позицию.

Регулятивные: выполнять упражнение в соответствии с заданием, использовать взаимопроверку и самопроверку,

Коммуникативные: работать самостоятельно, в парах, группах; вести учебный диалог.


13-14

Перед каждой бусиной. После каждой бусины.

2

01.11-15.12


Личностные: Развитие учебной мотивации. Развитие самостоятельности и личной ответственности.

Познавательные: Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой». Определять истинность утверждений о цепочек с этими понятиями. Строить цепочку по индуктивному описанию. Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания.

Регулятивные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умения работать с предложенной информацией. Самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

15

Склеивание цепочек.

1

15.12-20.12


16

Контрольная работа 1.

1

22.12-27.12


17

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

1

12.01-17.01


18-19

Проект «Определение дерева по веточкам и почкам».

2

19.01-31.01


Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные: Определять название растения по его веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Осуществлять познавательную рефлексию: сопоставлять полученный результат с исходным объектом (растением), проверять правильность получения результата пошагово.

Регулятивные: Умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка. Самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: Умение слушать и быть внимательным. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого человека иметь свою.

20

Путь дерева.

1

02.02-07.02


Личностные: актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из повседневной жизни.

Познавательные: знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие "путь дерева". Работать по алгоритму, строить дерево по мешку его путей. Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, использовать родословные для получения информации о степени родства. Раскрывать значение понятий "путь дерева", "конструкция", "деревья потомков" и использовать их в активном словаре.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью. Выполнять взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные: формулировать в рамках учебного диалога понятные для партнёра высказывания, используя термины, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства решения задачи, вести диалог.

21

Все пути дерева.

1

09.02-14.02


22-23

Деревья потомков.

2

16.02-28.02


24-25

Проект «Сортировка слиянием»

2

02.03-14.03


26

Робик. Конструкция повторения.

1

16.03-21.04


Личностные: Формировать устойчивый познавательный интерес; формировать навыки самоорганизации; развивать логическое мышление;

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осознавать трудности, стремиться их преодолевать, пользоваться различными видами помощи.

Познавательные: ставить проблему, аргументировать её актуальность; развивать навыки исследования;

Коммуникативные: выполнять нормы речевого поведения, культуры речи; строить свои высказывания и слушать другого; вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

27

Склеивание мешков цепочек.

1

30.03-04.04


Личностные: Развитие учебной мотивации.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной среде.

Познавательные: Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек). Строить мешки цепочек по результату их склеивания. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, представлять процесс проведения турниров в виде дерева и таблицы, моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.

Регулятивные: Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: Умение слушать и быть внимательным. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

28

Таблица для склеивания мешков.

1

06.04-11.04


29-30

Проект «Турниры и соревнования», 1 часть.

2

13.04-25.04


31

Контрольная работа 2.

1

27.04-02.05


32

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

04.05.-09.05


33

Проект «Живая картина».

1

11.05-16.05


Личностные: Развитие учебной мотивации.

Познавательные: Работать в компьютерной адаптированной среде: Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учетом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд исполнителя. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Анализ информации. Умение выполнить задание по заданному алгоритму.

Регулятивные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка. Самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

34

Повторение изученного

1

18.05-25.05





Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Литература:

  1. Информатика. 1-4 класс. Рабочие программы. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2011.

  2. Информатика. 3 класс. Тетрадь для проектов. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.

  3. Информатика. 3 класс. Учебное пособие для общеобраз. учреждений/Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.-104с.

  4. Информатика. 3 класс. Рабочая тетрадь. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.

  5. www/learning.9151394.ru

  6. school-informatica.ru

Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Проектор.

  3. Колонки.

Программные средства обучения

  1. ПервоЛого.

  2. Приложения ОС Windows.

  3. программа «Мир информатики»

Интернет- ресурсы:

  1. fipi.ru

  2. kpolakov.narod.ru

  3. pedsovet.su

  4. planeta.tspu.ru

  5. 1september.ru

  6. klyaksa.net

  7. uroki.net

  8. edu.rin.ru

  9. scholl-collection.ru

6



© 2010-2022