- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса (ФГОС, базовый уровень)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса (ФГОС, базовый уровень)
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кудрявцев В.Л. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 55 ГОРОДА ЛИПЕЦКА «ЛИНГВИСТ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
Руководитель НМС директором МАОУ СШ №55
___________С.М.Бритвина г. Липецка «Лингвист»
(протокол № 6 НМС от 26.08.2015 ) (приказ № 197 от 31.08. 2015)
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
(базовый уровень)
для учащихся десятых классов
количество часов - 34
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Цели и задачи
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Нормативно-правовые документы, на основании которых
разработана рабочая программа
-
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №252 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089.
-
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год».
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МАОУ СШ №55 г.Липецка «Лингвист», реализующей основные образовательные программы общего образования.
Сведения о программе
Данная рабочая программа «Информатика и ИКТ» для десятых классов (базовый уровень) разработана на основе авторской программы Угриновича Н.Д. и Самылкиной Н.Н. «Информатика и ИКТ. 8-11класс» к учебнику для 10 класса «Информатика и ИКТ. Базовый курс.» Н.Д. Угриновича, 2012.
Обоснование выбора программы
Причиной выбора этой программы послужило следующее:
-
Содержание учебника «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.
-
Большое внимание в учебнике уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также совершенствованию практических умений и навыков в области информационных (обработка текстовой и числовой информации) и коммуникационных технологий.
-
В учебнике большое внимание уделяется организации повторения и подготовке к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ». Включены тесты различного типа.
-
Методическое пособие содержит Федеральный базисный учебный план, Образовательный стандарт и Примерные программы учебного предмета «Информатика и ИКТ», рекомендованные Министерством образования и науки РФ. Приводится тематическое планирование преподавания базового уровня «Информатика и ИКТ» в старшей школе.
-
В методическом пособии предлагается обширный блок дидактических материалов: дополнительные варианты практических работ, тесты, задания.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа «Информатика и ИКТ» для десятых классов (базовый уровень) рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год).
Место и роль информатики и ИКТ в соответствии с требованиями
к уровню подготовки учащихся
В результате освоения среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение ими как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся. Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) направлено на дальнейшее развитие учащегося как личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие. С этих позиций обучение рассматривается как процесс формирования у учащихся навыков работы по поиску и обработке информации, необходимых для создания виртуальных продуктов труда, самостоятельного планирования своих действий, уважительного отношения к труду и его результатам, выработку умений совместной деятельности (принятие решений, согласование и координация деятельности с другими её участниками, объективного определения своего вклада в решение общих задач коллектива), оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм и эстетических ценностей. Этому процессу способствует компьютерный практикум, ориентированный на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Выполнение практических заданий возможно во внеурочное время в школе или дома. Исследование моделей из различных предметных областей: математики, физики, химии способствует информатизации учебного процесса в целом и придаёт учебному предмету межпредметный характер.
Основные формы организации образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса в ходе изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» для десятых классов (базовый уровень) являются:
-
традиционный урок;
-
мультимедиа лекция;
-
беседа;
-
практикум по решению задач;
-
самостоятельная работа;
-
контроль качества знаний;
-
урок обобщения, систематизации и проверки знаний;
-
компьютерный практикум;
-
творческие и проектные работы.
Технологии обучения
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» предполагает использование определённых образовательных технологий, то есть совместной деятельности преподавателя и учащихся, системной совокупности приёмов и методов обучения, а также проектирование и организацию процесса обучения:
-
проблемное обучение;
-
концентрированное обучение;
-
развивающее обучение;
-
дифференцированное обучение;
-
игровое обучение;
-
обучение развитию критического мышления;
-
активное (контекстное) обучение.
Виды и формы контроля
Виды и формы контроля будут осуществляться согласно локальному акту «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные образовательные программы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней школе №55 г. Липецка «Лингвист».
Информация об используемом учебнике
Угринович Н.Д. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень». Учебник для 10 класса. БИНОМ. 2012. Учебник содержит введение и 2 главы, а также:
-
26 практических работ компьютерного практикума;
-
Тесты и ответы к ним.
Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы по информатике и ИКТ для десятых классов (базовый уровень) включает следующие тематические блоки и их наполнение:
Техника безопасности
Инструкции по охране труда и технике безопасности. Организация рабочего места. Правила безопасной работы за компьютером. Правила безопасной работы в сети Интернет.
Информация и информационные процессы
Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
Информационные технологии
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приёмы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Динамические (электронные таблицы) как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы с электронными таблицами. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных.
Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети, организация компьютерных сетей. Аппаратные и программные средства. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Итоговое повторение изученного материала
Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом обучения базовому уровню информатики и ИКТ в десятых классах должно быть понимание взаимосвязи предмета информатика и ИКТ с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету. В результате изучения информатики и ИКТ в десятых классов (базовый уровень) ученик должен:
Информация и информационные процессы.
Знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий
Уметь:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
-
наглядно представлять числовые показатели динамику их изменения с помощью программ деловой графики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования.
Коммуникационные технологии
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентации в информационном пространстве, работы с распространёнными автоматизированными информационными системами;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Перечень контрольных мероприятий
Практические работы (15-20 минут):
-
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
-
Кодировки русских букв
-
Создание и редактирование документа
-
Перевод с помощью онлайнового словаря и переводчика
-
Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа
-
Кодирование графической информации
-
Растровая графика
-
Трёхмерная векторная графика
-
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения
-
Создание анимации
-
Создание и редактирование оцифрованного звука
-
Разработка мутимедийной интерактивной презентации
-
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
-
Построение диаграмм различных типов
-
Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети
-
Создание подключения к Интернету
-
Определение адреса компьютера
-
Работы с электронной почтой
-
Настройка браузера
-
Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях
-
Работа с файловыми архивами
-
Геоинформационные системы в Интернете
-
Поиск информации в Интернете
-
Заказ в интернет-магазине
-
Разработка сайта с использованием редактора
Учебно-тематический план
№
темы
Название темы
Количество
часов
1
Охрана труда и техника безопасности
1
2
Информация и информационные процессы
4
3
Информационные технологии
14
4
Коммуникационные технологии
14
5
Итоговое повторение изученного материала
1
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются по окончании каждого учебного года, ступени образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, целями и задачами образовательной программы. В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
-
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
-
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Литература и средства обучения
Реализация рабочей программы «Информатика и ИКТ» для десятых классов (базовый уровень) предполагает использование следующего учебно-методического комплекса:
-
Угринович Н.Д. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень». Учебник для 10 класса. БИНОМ. 2012.
-
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания учебного предмет, программное и методическое обеспечение.
-
Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте kpolyakov.spb.ru/
-
Материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ, структурированные по разделам учебного предмета;
-
Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР на сайте fcior.edu.ru.
.
7