Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса (ФГОС, базовый уровень)

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса (ФГОС, базовый уровень)


Департамент образования

администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 55 ГОРОДА ЛИПЕЦКА «ЛИНГВИСТ»




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА

Руководитель НМС директором МАОУ СШ №55

___________С.М.Бритвина г. Липецка «Лингвист»

(протокол № 6 НМС от 26.08.2015 ) (приказ № 197 от 31.08. 2015)


Рабочая программа
по информатике и ИКТ

(базовый уровень)


для учащихся десятых классов


количество часов - 34







2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка


Цели и задачи

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Нормативно-правовые документы, на основании которых
разработана рабочая программа

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №252 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089.

  7. Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год».

  8. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МАОУ СШ №55 г.Липецка «Лингвист», реализующей основные образовательные программы общего образования.

Сведения о программе

Данная рабочая программа «Информатика и ИКТ» для десятых классов (базовый уровень) разработана на основе авторской программы Угриновича Н.Д. и Самылкиной Н.Н. «Информатика и ИКТ. 8-11класс» к учебнику для 10 класса «Информатика и ИКТ. Базовый курс.» Н.Д. Угриновича, 2012.

Обоснование выбора программы

Причиной выбора этой программы послужило следующее:

  • Содержание учебника «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.

  • Большое внимание в учебнике уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также совершенствованию практических умений и навыков в области информационных (обработка текстовой и числовой информации) и коммуникационных технологий.

  • В учебнике большое внимание уделяется организации повторения и подготовке к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ». Включены тесты различного типа.

  • Методическое пособие содержит Федеральный базисный учебный план, Образовательный стандарт и Примерные программы учебного предмета «Информатика и ИКТ», рекомендованные Министерством образования и науки РФ. Приводится тематическое планирование преподавания базового уровня «Информатика и ИКТ» в старшей школе.

  • В методическом пособии предлагается обширный блок дидактических материалов: дополнительные варианты практических работ, тесты, задания.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа «Информатика и ИКТ» для десятых классов (базовый уровень) рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год).

Место и роль информатики и ИКТ в соответствии с требованиями
к уровню подготовки учащихся

В результате освоения среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение ими как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся. Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) направлено на дальнейшее развитие учащегося как личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие. С этих позиций обучение рассматривается как процесс формирования у учащихся навыков работы по поиску и обработке информации, необходимых для создания виртуальных продуктов труда, самостоятельного планирования своих действий, уважительного отношения к труду и его результатам, выработку умений совместной деятельности (принятие решений, согласование и координация деятельности с другими её участниками, объективного определения своего вклада в решение общих задач коллектива), оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм и эстетических ценностей. Этому процессу способствует компьютерный практикум, ориентированный на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Выполнение практических заданий возможно во внеурочное время в школе или дома. Исследование моделей из различных предметных областей: математики, физики, химии способствует информатизации учебного процесса в целом и придаёт учебному предмету межпредметный характер.

Основные формы организации образовательного процесса

Основными формами организации образовательного процесса в ходе изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» для десятых классов (базовый уровень) являются:

  • традиционный урок;

  • мультимедиа лекция;

  • беседа;

  • практикум по решению задач;

  • самостоятельная работа;

  • контроль качества знаний;

  • урок обобщения, систематизации и проверки знаний;

  • компьютерный практикум;

  • творческие и проектные работы.

Технологии обучения

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» предполагает использование определённых образовательных технологий, то есть совместной деятельности преподавателя и учащихся, системной совокупности приёмов и методов обучения, а также проектирование и организацию процесса обучения:

  • проблемное обучение;

  • концентрированное обучение;

  • развивающее обучение;

  • дифференцированное обучение;

  • игровое обучение;

  • обучение развитию критического мышления;

  • активное (контекстное) обучение.

Виды и формы контроля

Виды и формы контроля будут осуществляться согласно локальному акту «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные образовательные программы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней школе №55 г. Липецка «Лингвист».

Информация об используемом учебнике

Угринович Н.Д. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень». Учебник для 10 класса. БИНОМ. 2012. Учебник содержит введение и 2 главы, а также:

  • 26 практических работ компьютерного практикума;

  • Тесты и ответы к ним.

Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы по информатике и ИКТ для десятых классов (базовый уровень) включает следующие тематические блоки и их наполнение:

Техника безопасности

Инструкции по охране труда и технике безопасности. Организация рабочего места. Правила безопасной работы за компьютером. Правила безопасной работы в сети Интернет.

Информация и информационные процессы

Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.

Информационные технологии

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приёмы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Динамические (электронные таблицы) как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы с электронными таблицами. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных.

Коммуникационные технологии

Локальные и глобальные компьютерные сети, организация компьютерных сетей. Аппаратные и программные средства. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Итоговое повторение изученного материала

Требования к уровню подготовки учащихся

Результатом обучения базовому уровню информатики и ИКТ в десятых классах должно быть понимание взаимосвязи предмета информатика и ИКТ с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету. В результате изучения информатики и ИКТ в десятых классов (базовый уровень) ученик должен:

Информация и информационные процессы.

Знать/понимать:

основные технологии создания, редактирования, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий

Уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • наглядно представлять числовые показатели динамику их изменения с помощью программ деловой графики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования.

Коммуникационные технологии

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространёнными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Перечень контрольных мероприятий

Практические работы (15-20 минут):

  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

  2. Кодировки русских букв

  3. Создание и редактирование документа

  4. Перевод с помощью онлайнового словаря и переводчика

  5. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа

  6. Кодирование графической информации

  7. Растровая графика

  8. Трёхмерная векторная графика

  9. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения

  10. Создание анимации

  11. Создание и редактирование оцифрованного звука

  12. Разработка мутимедийной интерактивной презентации

  13. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

  14. Построение диаграмм различных типов

  15. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети

  16. Создание подключения к Интернету

  17. Определение адреса компьютера

  18. Работы с электронной почтой

  19. Настройка браузера

  20. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях

  21. Работа с файловыми архивами

  22. Геоинформационные системы в Интернете

  23. Поиск информации в Интернете

  24. Заказ в интернет-магазине

  25. Разработка сайта с использованием редактора


Учебно-тематический план


темы

Название темы

Количество
часов

1

Охрана труда и техника безопасности

1

2

Информация и информационные процессы

4

3

Информационные технологии

14

4

Коммуникационные технологии

14

5

Итоговое повторение изученного материала

1

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся определяются по окончании каждого учебного года, ступени образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, целями и задачами образовательной программы. В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Литература и средства обучения

Реализация рабочей программы «Информатика и ИКТ» для десятых классов (базовый уровень) предполагает использование следующего учебно-методического комплекса:

  • Угринович Н.Д. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень». Учебник для 10 класса. БИНОМ. 2012.

  • Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания учебного предмет, программное и методическое обеспечение.

  • Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте kpolyakov.spb.ru/

  • Материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ, структурированные по разделам учебного предмета;

  • Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР на сайте fcior.edu.ru.

.

7


© 2010-2022