- Преподавателю
- Информатика
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс (2016-2016)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс (2016-2016)
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жусупова А.Б. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Алкино-2 муниципального района
Чишминский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО
на заседании ШМО
Протокол № ____
от «____» __________ 2015г.
Руководитель ШМО
___________ Боисланова В.Р.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ Акушко Н.В.
«____»___________2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор СОШ с.Алкино-2
___________ М.Т.Кулешова
Приказ № ___ от «____»____________ 2015г.
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 8А,Б класса
Составитель:
учитель информатики и математики первой категории СОШ
с.Алкино-2 муниципального района
Чишминский район
Республики Башкортостан
Жусупова Асель Болатхановна
2015 -2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 (с изменениями: приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643, приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69)
2. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике Башкортостан»
4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./Авт.-сост. А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011.
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденного приказом от 31 марта 2014 г. N 253
6. Учебного плана СОШ с.Алкино-2 на 2015-2016 учебный год.
7. Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ. (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).
8. Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» Н.Д. Угриновича, методических рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по УМК Угриновича Н.Д. (Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010).
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ». Учебник для 8 класс - М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2009 г.;
- Угринович Н.Д. Методическое пособие «Информатика и ИКТ». 8-11 кл.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
- комплект цифровых образовательных ресурсов к УМК Н.Угриновича.
Рабочая программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего за год - 35 (+-1)часов.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ - 15, количество контрольных работ - 3.
Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основное содержание учебного предмета
Информация и информационные процессы - 9ч.
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа № 1.2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 7ч.
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2.2 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов».
Коммуникационные технологии - 16ч.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 3.3 «География» Интернета».
Практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Практические работы
2
5
6
2
Контрольные работы
1
1
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Оценка достижений планируемых результатов
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-20 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся
Все формы контроля по продолжительности расчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Критерии и нормы оценки.
Критерий оценки устного ответа .
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания .
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, работа не выполнена.
Тематическое планирование
№
Тема урока, практическое занятие
Кол-во ча-сов
Дата по пла-ну
8а
Дата проведения 8а
Дата по пла-ну 8б
Дата про-ведения 8б
Основные виды учебной деятельности
Примечание
Глава 1. Информация и информационные процессы - 9 часов
1
Инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете информатики. Информация и информационные процессы в живой и неживой природе.
1
лекция с беседой
2
Информация и информационные процессы в обществе и технике.
1
лекция с беседой, опрос
3
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
1
беседа, практическая работа
4
Кодирование информации с помощью знаковых систем.
1
беседа, решение упражнений
5
Количество информации.
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.1. «Перевод единиц измерения количества информации»
1
беседа, решение упражнений, практическая работа
6
Определение количества информации.
1
беседа, решение упражнений
7
Алфавитный подход к определению количества информации.
1
лекция с беседой
8
Решение задач по теме «Количество информации».
1
беседа, решение упражнений
9
Контрольная работа № 1по теме «Количество информации».
1
контрольная работа
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации-7 часов
10
Устройство компьютера. Процессор, память. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 2.2. «Форматирование дискеты».
1
беседа, практическая работа
11
Устройства ввода и вывода.
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2.3. Определение разрешающей способности мыши».
1
беседа, практическая работа
12
Файлы и файловая система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
1
беседа, практическая работа
13
Программное обеспечение компьютера.
Правовая охрана программ и данных.
1
лекция с беседой
14
Графический интерфейс операционных систем
Инструктаж по ТБ. Практическая работа 2.4. «Установка даты и времени».
1
беседа, практическая работа
15
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита информации.
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2.5. «Защита от вирусов».
1
беседа, практическая работа
16
Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
1
контрольная работа
Коммуникационные технологии-16 часов
Коммуникационные технологии - 16 ч.
17
Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.
1
лекция с беседой
18
Локальные компьютерные сети.
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.1. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
1
беседа, практическая работа
19
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.2. «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 3.3. «География» Интернета».
1
беседа, практическая работа
20
Всемирная паутина. Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.4. «Путешествие во всемирной паутине». Практическая работа № 3.5. «Работа с электронной Web-почтой».
1
беседа, практическая работа
21
Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.6. «Загрузка файлов из Интернета».
1
беседа, практическая работа
22
Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.
1
лекция с беседой
23
Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.7. «Поиск информации в Интернете».
1
беседа, практическая работа
24
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.
1
лекция с беседой
25
Форматирование текста на Web-странице.
1
лекция с беседой, опрос
26
Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.
1
лекция с беседой, опрос
27
Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
1
лекция с беседой, опрос
28
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
1
беседа, практическая работа, опрос
29
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
1
беседа, практическая работа
30
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
1
беседа, практическая работа
31
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
1
беседа, практическая работа
32
Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».
1
контрольная работа
33
Повторение по теме «Информация и информационные процессы»
1
Беседа, опрос
34
Повторение по теме «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
1
Беседа, опрос
35
Повторение по теме «Коммуникационные технологии»
1
Беседа, опрос
Методическое обеспечение программы
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.
3. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ». 8-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
Перечень средств ИКТ необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
Компьютер, проектор, принтер, устройства вывода звуковой информации, устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь, с
канер.
Программные средства:
Операционная система. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый
редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных. Простая геоинформационная
система. Система автоматизированного проектирования. Виртуальные
компьютерные лаборатории. Программа-переводчик. Система оптического распознавания текста. Мультимедиа
проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Система программирования. Почтовый клиент (входит в состав
операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных
систем или др.). Программа интерактивного общения. Простой редактор web--
страниц.
Список литературы для учителя
1. . Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
2.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
4. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.
5. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ». 8-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
6. Windows-CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD - ROM. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
7. Шелепаева А.Х. - Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 8 класс. -М.: ВАКО, 2012.
8. Газета "Информатика" издательского дома "Первое сентября" - inf.1september.ru
Список литературы для учащихся
1.Информатика в таблицах и схемах, подготовка к ЕГЭ по информатике. ctege.info/informatika-teoriya-ege/informatika-v-tablitsah-i-shemah-podgotovka-k-ege-po-informatike.html
2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.
Интернет-ресурсы
Виртуальный компьютерный музей computer_museum.ru
Газета "Информатика" издательского дома "Первое сентября" inf.1september.ru
Информационно-коммуникационные технологии в образовании: федеральный образовательный портал ict.edu.ru
Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) intuit.ru
Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО iit.metodist.ru
Изучаем алгоритмизацию: учебник и практикум Н.Н. Шатровой
inform_school.narod.ru
Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского marklv.narod.ru/inf/
Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой infoschool.narod.ru
Информация для информатиков: сайт О.В. Трушина trushinov.chat.ru
Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой syrtsovasv.narod.ru
Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой book.kbsu.ru
История Интернета в России nethistory.ru
ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума edu-it.ru
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках klyaksa.net
Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова
distant.463.jscc.ru
Конструктор школьных сайтов (Некоммерческое партнерство "Школьный сайт")
edusite.ru
Математика и программирование: сайт В.И. Тишина mathprog.narod.ru
Информатика в таблицах и схемах, подготовка к ЕГЭ по информатике. ctege.info/informatika-teoriya-ege/informatika-v-tablitsah-i-shemah-podgotovka-k-ege-po-informatike.html