Программа дополнительного образования по информатике (ФГОС) 5 класс

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дополнительного образования по информатике (ФГОС)

для 5 класса

Головатой Оксаны Николаевны


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Мой компьютер» разработана на основе:

  • ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • Концепции развития дополнительного образования детей ( утверждена Распряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №176-р)

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образования образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Мой компьютер» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта «Информатика и ИКТ» для основной школы, учебного плана, примерной программы основного общего образования по информатике с учетом авторских материалов Л.Л. Босовой, Н.В. Макаровой, А.А. Дуванова., А.А. Симоновича.

Программа адресована учащимся 5-го класса (10-12 лет). Рассчитана на 1часа (по 1 часу в неделю), длительность изучения 1 года в 5 классе.

Выбор данной программы - один из возможных вариантов подготовки обучающихся к изучению базового курса школьной информатики.

Данный курс является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов - освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-11 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Цели дополнительной общеобразовательной программа технической направленности «Мой компьютер»:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на
    основе методов информатики;

  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе
    средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;


  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
    пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи дополнительной общеобразовательной программа технической направленности «Мой компьютер»:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых

  • инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • организовать работу по овладению первичными навыками исследовательской деятельности, получения опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Содержание учебной программы

«Основы компьютерной графики» 12 часов

Тема 1. Обучение работе на компьютере

Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.

Тема 2. Освоение среды графического редактора Paint

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

Тема 3. Редактирование рисунков

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.

Тема 4. Точные построения графических объектов

Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы.

«Изучаем текстовые редакторы» 9 часов

Тема 1. Общая характеристика текстового процессора

История обработки текстовых документов. Назначение текстового редактора. Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора. Технология ввода текста.

Тема 2. Текстовый редактор Microsoft Word

Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Включение в текстовый документ графических объектов. Выполнение практических работ по изученному материалу.

«Создание презентаций в среде РоwегРоint» 13 часов

Тема 1. Назначение приложения РоwегРоint

Возможности и область использования приложения РоwегРоint. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды РоwегРоint Запуск и настройка приложения РоwегРоint. Назначение панелей инструментов.

Тема 2. Базовая технология создания презентаций

Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка презентации.

Тема 3. Создание презентаций

Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.

Выполнение творческого итогового проекта.

Учебно-тематическое планирование.

п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

Вид контроля

дата

Основы компьютерной графики


Назначения основных устройств персонального компьютера. Правила работы на компьютере.

1

1


Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Меню и работа с ним.

1

1

Опрос ТБ


Что такое компьютерная графика.

1

1

опрос


Основные возможности PAINT. Палитра. Панель инструментов.

1

0,5

0,5

Опрос


Настройка инструментов рисования.

1

1

п/р


Создание рисунков с помощью инструментов

1

1

п/р


Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента

1

0,5

0,5

п/р


Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Сохранение рисунка на диске.

1

0,5

0,5

Опрос, п/р


Сборка рисунка из деталей

1

1

п/р


Редактирование рисунков

1

1

п/р


Геометрические рисунки. Использование клавиши shift

1

1

п/р


Редактирование графических объектов по пикселям. Понятие пиктограммы.

1

1

п/р

Изучаем текстовые редакторы


История обработки текстовых документов.

1

1


Назначение Основного меню. Команды Основного меню.

1

0,5

0,5

Опрос


Технология ввода текста.

1

1

п/р


Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа

1

0,5

0,5

п/р


Форматирование текста

1

0,5

0,5

п/р


Оформление текста в виде таблицы и печать документа

1

0,5

0,5

п/р


Оформление текста в виде таблицы и печать документа

1

1

п/р


Включение в текст графических объектов

1

0,5

0,5

п/р


Включение в текст графических объектов

1

1

п/р

«Создание презентаций в среде Роwег Роint»


Возможность и область использования приложения Роwег Роint. Типовые объекты презентации.

1

1


Запуск и настройка приложения. Назначение панелей инструментов

1

0,5

0,5

опрос


Выделение этапов создания презентаций.

1

1


Создание фона, создания текста

1

1

п/р


Вставка рисунков, создание анимации текста

1

1

п/р


Настройка анимации рисунков.

1

1

п/р


Запуск и отладка презентации.

1

1

п/р


Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов.

1

1


Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.

1

1

п/р


Выполнение творческого итогового проекта.

1

1

п/р


Выполнение творческого итогового проекта.

1

1

п/р


Выполнение творческого итогового проекта.

1

1

п/р


Демонстрация творческого итогового проекта.

1

1

п/р




Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.

Данная программа дополнительного образования осуществляется в очной форме обучения всем составом объединения.

Занятия проходят в виде дискуссий, игр, проектной работы.

Наполняемость объединения - 10-15 человек.

Продолжительность занятия - 45 минут.

Объем нагрузки в неделю - 1 час.

Средства обучения:

Наименование оборудования (инструменты, материалов и приспособлений)

количество

Компьютеры для учащихся

10

Учительский компьютер

1

проектор

1

экран

1

Для выполнения практических заданий учащимся выдается раздаточный материал.

Учебно-методическое обеспечение.

1.Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика : учебник для 5 класса 4-е изд., испр. и доп. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

2.Информатика и ИКТ: 6 класс: Учебник. 2-е изд.,/ Под ред. Л.Л. Босова- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г

3.Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВПетербург, 2010.- 352с.: ил.

4. Макарова Н.В., Николайчук Г.С.,Титова Ю.Ф., Симонова И.В. Информатика 5-6 класс (начальный курс) Питер, 2009.

5. Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук ЕС. и др. / Под ред. Макаровой Н.В.

Информатика Питер Пресс, 2009-2012.

6. Различные Интернет ресурсы.

Планируемые результаты освоения образовательной программы.

Предметные образовательные результаты

Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ

Владение следующими знаниями

Владение следующими умениями

«Основы компьютерной графики»

правила работы за компьютером;

назначение главного меню;

назначение и возможности графического редактора;

понятие фрагмента рисунка;

понятие файла;

точные способы построения геометрических фигур; понятие пикселя и пиктограммы;

понятие конструирования;

технологию конструирования из меню готовых

форм; создавать меню типовых элементов мозаики;

работать мышью;

выбирать пункты меню;

запускать программу и завершать работу с ней;

настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;

создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;

сохранять и открывать графические файлы;

использовать при построении геометрических фигур клавишу shift;

создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.

«Изучаем текстовые редакторы»

• основные объекты текстовых документов и их параметры;

• этапы создания и редактирования текстового документа;

• этапы форматирования текста;

• этапы копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена.

• применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

• работать с конкретным текстовым редактором;

• создавать текстовые документы с включением таблиц, рисунков.

«Создаем презентацию в среде Power Point»

• назначение и функциональные возможности Power Point;

• объекты и инструменты Power Point;

• технологии настройки Power Point:;

• объекты, из которых состоит презентация;

• этапы создания презентации;

• технологию работы с каждым объектом презентации.

• создавать слайд;

• изменять настройки слайда;

• создавать анимацию текста, изображения;

• представить творческий материал в виде презентации.

Личностные образовательные результаты

Широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала

Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и икт;

Интерес к информатике и икт, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и икт в условиях развития информационного общества;

Готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет

Умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств икт.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм»;

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; хранение и обработка информации; поиск, передача и хранение информации),

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Система выполнения результатов освоения образовательной программы.

Результатом освоения дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «Мой компьютер» считается творческий итоговый проект с использование всех знаний изученных в течение года.



© 2010-2022