Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся колледжей на уроках информатики

Информатика сейчас это очень хороший  предмет. В этом  уроке  школьники  учаться как  работать в  компьютере. И еще  многие  программы. Как  работать в интернете. Ученики сейчас  очень интересуется в компьютерных  программах. Особенно в ФотоШоп, Презентации, на Таблицах  и еще  их  интересует программы  работа  с фотографиями и сделать мини  видео  ролики  с фотографиями. Урок информатики им очень  интересна  если преподователь укажет  ученику  правильный  путь. Как найти ему  интересные програм...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Абдрахманова Айгерим Сагатбековна

преподаватель информатики

Республика Казахстан, город Кызылорда

№ 197 средней школы



Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся школах на уроках информатики.

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения должен быть ориентирован на формирование и развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Методологической основой компетентностного обучения является сущность компетентностного подхода в образовании и его концептуальные составляющие: понятия "компетенция" и "ключевые компетенции".

А.В. Хуторской утверждает, что ключевые компетенции относятся к общему метапредметному содержанию образования, конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. К ключевым компетенциям ученый относит: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.

Цель развития ключевых компетенций: подготовка к выходу на рынок труда компетентного и конкурентоспособного специалиста, имеющего активную, ответственную жизненную позицию. Ключевые учебные компетенции являются фундаментальными, универсальными, междисциплинарными. С точки зрения А.В. Хуторского, согласно которой перечень ключевых учебных компетенций нуждается в детализации в соответствии с возрастными ступенями обучения, блоками учебных предметов, дисциплинами, типом учебного заведения, образовательными стандартами и пр.

На мой взгляд, урок информатики принципиально отличается от других учебных предметов. Во-первых, наличием персонального компьютера для каждого ученика. Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нем создает преподавателю информатики благоприятные начальные условия для работы в группе, развития компетентности целеполагания.

Рассмотрим подробнее, какую деятельность в рамках предмета информатики преподаватель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.

Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Итак, в деятельностной форме суть ценно-смысловой компетенции можно представить так:

  • Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.);

  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…));

  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

В ходе реализации творческих проектов на уроках информатики и во внеклассной деятельности особое развитие получает общекультурная компетенция. В деятельностной форме ее можно описать так: владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п . В целях развития общекультурной компетенции ученики колледжа работали над проектами: «Казахстан 2030», «Конституция в картинках», «Мое родное Прииртышье» и др.

Важную роль необходимо отвести учебно-познавательной компетенции. Так как, в ходе учебного процесса степень ее сформированности иногда в значительной степени определяет качество результата. Так, при изучении темы «Устройство ЭВМ» можно предложить учащимся такие задания, которые позволяют им убедиться в практической применимости получаемых знаний. Например, осуществить оптимальный выбор компьютера для людей разных профессий (дизайнеров, программистов, конструкторов и д.р); проанализировать технические требования; обосновать выбор данной комплектации. При изучении темы «Дополнительные возможности текстового редактора MS Word» учащиеся могут создать буклет на различную тематику, собсвенную визитную карточку, рекламный плакат.

Как известно, современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает много информации отовсюду! Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Учащихся необходимо научить правильно, усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Необходимо подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у обучающихся информационных компетенций.

В связи с этим возникает проблема выбора наиболее оптимальных методов и приемов обучения, ведущее место среди которых принадлежит приему инструкционных карточек и методу проектов. Инструкционная карточка к уроку содержит задания для всех этапов деятельностного урока: дополнительный текст, формирующий личностную значимость темы урока, схемы для самостоятельного составления определений терминов и понятий, задания - подсказки.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

  • Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)

  • Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

  • Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)

  • Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.)

  • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)

  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)

  • Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)

На уроке информатики уделяется особое внимание социально-трудовым компетенциям:

  • Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности.

  • Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям).

  • Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.).

Для развития компетенции личностного самосовершенствования эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне учебы:

  • Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)

  • Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on - line , тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.)

  • Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.)

  • Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах однокурсников с помощью уникальных результатов своей деятельности).

Сегодня всё больше преподавателей преодолевают ограниченный взгляд на компьютер лишь как на некоторое техническое средство обучения, предназначенное для демонстрации отдельных слайдов, текстов и готовых программ. Всё шире входит в практику создание собственных образовательных электронных ресурсов. Это требует высокого уровня владения педагогами ИКТ и больших временных затрат. Вместе с тем отдача от работы, как правило, окупает затраченное дополнительное время, поскольку способные учащиеся, привлечённые к этому процессу, глубоко погружаются в изучаемый предмет, а преподаватели более глубоко осваивают технологию создания современных средств информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной деятельности. Учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. А скорректировать содержание учебников может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями.

Литература

  1. Иценко В.П., Санина З.А., Рахметова С.Э. Целевой педагогический проект «Организация исследовательской деятельности школьников в общеобразовательном учреждении»

  2. Леонтович, А.В.Концептуальные основы моделирования организации исследовательской // Интернет [Электронный ресурс] / А.В. Леонтович

  3. Горохова И.Ф. Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: festival.1september.ru. - Загл. с экрана.

  4. Зеер Э.Ф., A . M . Павлова, Э.Э. Сыманюк. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. - М., 2005.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 225 с.

  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58 - 64.

  7. Босова Л.Л. Цели и содержание подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода.//Педагогическая информатика, №2, 2005.



© 2010-2022