- Преподавателю
- Информатика
- Элективный курс по информатике Оператор ПК
Элективный курс по информатике Оператор ПК
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Обухова И.Н. |
Дата | 16.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент общего и профессионального образования
Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Дятьковский индустриальный техникум»
Программа элективного курса по информатике
«Оператор ПК»
1 курс
Рекомендовано к использованию студентам первого курса всех специальностей подготовки
составитель: Обухова И. Н.
преподаватель информатики
ГБОУ СПО « ДИТ»
Дятьково
2014 год
Пояснительная записка
В связи с тем, что в последнее время особенно бурно на всем земном шаре идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с общением, информатизационными и коммуникационными процессами, данный курс становится актуальным и востребованным.
Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, а умения самостоятельно приобретать недостающие, применять их в жизни. Одним из таких умений является умение работать с компьютером.
Данный курс призван сформировать у учащихся представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,
Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Обучение сопровождается практикой работы на современных профессиональных ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.
На занятиях студент усваивает понятия, необходимые для практической работы, постигает суть технологического процесса, приходит к самосознанию и саморегуляции своей умственной работы.
Компьютер обладает уникальной особенностью. С одной стороны, он является объектом изучения, а с другой - сам может служить техническим средством обучения. Многие учащиеся готовят с помощью компьютера домашние задания, рефераты и другие работы. Приемы работы, представленные в этом курсе, помогут учащимся еще шире использовать компьютер в повседневной практике. Ученикам часто приходится иметь дело с учебными документами, которые должны содержать не только текст, но и таблицы, формулы, графики, диаграммы и другие иллюстрации подобного рода.
Цели и задачи курса:
-
Показать студентам роль и место информационно-коммуникационных технологий в развитии современного общества и жизнедеятельности человека через формирование знаний и умений по целенаправленной работе с информацией.
-
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами.
-
Овладение умениями работать с различными видами информации
-
Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
-
Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
-
Выработать у учащихся навыки самостоятельной работы с компьютером.
-
Развивать у учащихся обще пользовательские умения и навыки.
-
Сформировать у учащихся базовые представления о создании электронных документов.
-
Изучить основные приемы обработки текстовой и числовой информации в современных офисных приложениях.
Знания:
-
Знать основные понятия и термины разделов ИКТ;
-
Общую функциональную схему компьютера;
-
Приемы обработки текстовой информации;
-
Основные объекты, типы и форматы данных электронной таблицы;
-
Способы создания, возможности и области применения презентаций;
-
Основные понятия компьютерных сетей;
Умения:
-
работать с файлами;
-
работать с носителями информации;
-
строить несложные изображения с помощью графических редакторов;
-
Уметь работать с текстовым редактором;
-
Уметь работать с электронными таблицами;
-
Уметь работать с программами составления презентаций;
-
Уметь выполнять учебные творческие проекты по предмету.
Прогнозируемый результат
-
Знакомство с основами ИКТ
-
Разработка и выполнение творческих учебных работ.
-
Совершенствование навыков работы с компьютером.
СОДЕРЖАНИЕ
элективного курса по информатике «Оператор ПК»
для студентов 1 курса техникума
116 часов
1.Первое знакомство с компьютером.
Теория:
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика:
Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
2. Графическая информация и компьютер.
Теория:
Области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика:
Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); Знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
3. Текстовая информация и компьютер.
Теория:
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика:
Основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
4. Табличные вычисления на компьютере.
Теория:
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика:
Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
5. Технология мультимедиа.
Теория:
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика:
Освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
6. Защита информации.
Теория:
Информационное право, конфиденциальность, компьютерные вирусы, их свойства и классификация. Признаки проявления вирусов. Защита от вредоносных программ. Антивирусы, виды антивирусных программ
Практика:
Использование и настройка антивируса, блокировка компьютера, удаление вирусов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов,блоков,тем
Всего
часов
Теория
Практика
1.
Знакомство с компьютером.
10
6
4
2.
Графическая информация и компьютер.
20
2
18
3.
Текстовая информация и компьютер.
28
3
25
4.
Табличные вычисления на компьютере.
26
1
25
5.
Технология мультимедиа.
28
2
26
6.
Защита информации.
4
4
0
Итого
116
18
98
Методическое обеспечение
Основной моделью проведения занятия является стандартная схема урока, включающая в себя:
-
изучение нового материала;
-
закрепление полученных знаний;
-
проверка полученных знаний.
Для улучшения подачи и усвоения учебного материала, формы проведения занятия варьируются в соответствии со степенью подготовки и другими объективными показателями.
Для проверки полученных знаний ученикам могут быть предложены следующие темы проектов:
-
Мои увлечения.
-
Моя группа.
-
Наш техникум.
-
История нашего техникума.
-
Темы по учебным предметам.
-
По желанию учащихся список тем может быть дополнен.
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Перечень учебного и материально-технического оснащения
При организации занятий необходимо использовать учебники «Информатика и информационные технологии» 10-11 класс под ред. Н.Д. Угриновича, учебное пособие для средней школы «Общая информатика» под ред. Симонович С.В. Также необходим каждому ученику компьютер с установленным программным обеспечением: операционная система Windows, пакет Microsoft Office, программа-архиватор, антивирусная система. Также необходим демонстрационный компьютер (в разобранном виде), сетевая плата, сетевой кабель для демонстрации организации и настройки локальной сети.
Литература:
Е.В Михеева, Информационные технологии в профессиональной деятельности:учебное пособие для сред. проф. образования- М.: Академия, 2010
Н. Д. Угринович. Информатика и ИКТ-М: Бином, 2008
И.Г.Семакин, Е.К Хеннер. Информатика. Учебник 10-11 кл. - М., 2007
С.В. Симонович. Информатика. Базовый курс 2-е издание. - Питер, 2008
И.Г Семакин, Е.К. Хеннер. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М.,2008.
Н.Д. Угринович и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М., 2008