Элективный курс по информатике Оператор ПК

Данная разработка содержит небольшой по времени обучения курс по информатике, который называется "Оператор ПК" ( персонального компьютера). Моя работа рассчитана для студентов первого курса среднего профессионального образовательного учреждения всех специальностей. Всего программа занимает 116 часов: 18 - теоретический материал, 98 - практический. Обучение состоит из 6 блоков ( тем ).
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс по информатике Оператор ПКДепартамент общего и профессионального образования

Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Дятьковский индустриальный техникум»



Программа элективного курса по информатике



«Оператор ПК»



1 курс







Рекомендовано к использованию студентам первого курса всех специальностей подготовки

составитель: Обухова И. Н.

преподаватель информатики

ГБОУ СПО « ДИТ»







Дятьково

2014 год

Пояснительная записка

В связи с тем, что в последнее время особенно бурно на всем земном шаре идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с общением, информатизационными и коммуникационными процессами, данный курс становится актуальным и востребованным.

Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, а умения самостоятельно приобретать недостающие, применять их в жизни. Одним из таких умений является умение работать с компьютером.

Данный курс призван сформировать у учащихся представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,

Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Обучение сопровождается практикой работы на современных профессиональных ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.

На занятиях студент усваивает понятия, необходимые для практической работы, постигает суть технологического процесса, приходит к самосознанию и саморегуляции своей умственной работы.

Компьютер обладает уникальной особенностью. С одной стороны, он является объектом изучения, а с другой - сам может служить техническим средством обучения. Многие учащиеся готовят с помощью компьютера домашние задания, рефераты и другие работы. Приемы работы, представленные в этом курсе, помогут учащимся еще шире использовать компьютер в повседневной практике. Ученикам часто приходится иметь дело с учебными документами, которые должны содержать не только текст, но и таблицы, формулы, графики, диаграммы и другие иллюстрации подобного рода.

Цели и задачи курса:

  • Показать студентам роль и место информационно-коммуникационных технологий в развитии современного общества и жизнедеятельности человека через формирование знаний и умений по целенаправленной работе с информацией.

  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами.

  • Овладение умениями работать с различными видами информации

  • Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.

  • Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.

  • Выработать у учащихся навыки самостоятельной работы с компьютером.

  • Развивать у учащихся обще пользовательские умения и навыки.

  • Сформировать у учащихся базовые представления о создании электронных документов.

  • Изучить основные приемы обработки текстовой и числовой информации в современных офисных приложениях.

Знания:

  • Знать основные понятия и термины разделов ИКТ;

  • Общую функциональную схему компьютера;

  • Приемы обработки текстовой информации;

  • Основные объекты, типы и форматы данных электронной таблицы;

  • Способы создания, возможности и области применения презентаций;

  • Основные понятия компьютерных сетей;

Умения:

  • работать с файлами;

  • работать с носителями информации;

  • строить несложные изображения с помощью графических редакторов;

  • Уметь работать с текстовым редактором;

  • Уметь работать с электронными таблицами;

  • Уметь работать с программами составления презентаций;

  • Уметь выполнять учебные творческие проекты по предмету.

Прогнозируемый результат

  • Знакомство с основами ИКТ

  • Разработка и выполнение творческих учебных работ.

  • Совершенствование навыков работы с компьютером.

СОДЕРЖАНИЕ

элективного курса по информатике «Оператор ПК»

для студентов 1 курса техникума

116 часов

1.Первое знакомство с компьютером.

Теория:

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика:

Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

2. Графическая информация и компьютер.

Теория:

Области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика:

Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); Знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

3. Текстовая информация и компьютер.

Теория:

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика:

Основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

4. Табличные вычисления на компьютере.

Теория:

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика:

Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

5. Технология мультимедиа.

Теория:

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика:

Освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

6. Защита информации.

Теория:

Информационное право, конфиденциальность, компьютерные вирусы, их свойства и классификация. Признаки проявления вирусов. Защита от вредоносных программ. Антивирусы, виды антивирусных программ

Практика:

Использование и настройка антивируса, блокировка компьютера, удаление вирусов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов,блоков,тем

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Знакомство с компьютером.

10

6

4

2.

Графическая информация и компьютер.

20

2

18

3.

Текстовая информация и компьютер.

28

3

25

4.

Табличные вычисления на компьютере.

26

1

25

5.

Технология мультимедиа.

28

2

26

6.

Защита информации.

4

4

0


Итого

116

18

98

Методическое обеспечение

Основной моделью проведения занятия является стандартная схема урока, включающая в себя:

  • изучение нового материала;

  • закрепление полученных знаний;

  • проверка полученных знаний.

Для улучшения подачи и усвоения учебного материала, формы проведения занятия варьируются в соответствии со степенью подготовки и другими объективными показателями.

Для проверки полученных знаний ученикам могут быть предложены следующие темы проектов:

  • Мои увлечения.

  • Моя группа.

  • Наш техникум.

  • История нашего техникума.

  • Темы по учебным предметам.

  • По желанию учащихся список тем может быть дополнен.

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение

Перечень учебного и материально-технического оснащения

При организации занятий необходимо использовать учебники «Информатика и информационные технологии» 10-11 класс под ред. Н.Д. Угриновича, учебное пособие для средней школы «Общая информатика» под ред. Симонович С.В. Также необходим каждому ученику компьютер с установленным программным обеспечением: операционная система Windows, пакет Microsoft Office, программа-архиватор, антивирусная система. Также необходим демонстрационный компьютер (в разобранном виде), сетевая плата, сетевой кабель для демонстрации организации и настройки локальной сети.

Литература:

Е.В Михеева, Информационные технологии в профессиональной деятельности:учебное пособие для сред. проф. образования- М.: Академия, 2010

Н. Д. Угринович. Информатика и ИКТ-М: Бином, 2008

И.Г.Семакин, Е.К Хеннер. Информатика. Учебник 10-11 кл. - М., 2007

С.В. Симонович. Информатика. Базовый курс 2-е издание. - Питер, 2008

И.Г Семакин, Е.К. Хеннер. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М.,2008.

Н.Д. Угринович и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М., 2008



© 2010-2022