Рабочая программа дисциплины Информатика и ИКТ

Основу данной рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В данной программе выделены следующие содержательные линии учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»: Информационная деятельность человека. Информация и информационные процессы. Средства информационно-коммуникационных технологий. Технологии создания и преобразования информационных объектов. Телекоммуникационные...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации


Электростальский филиал ФГОУ СПО

«Московский колледж управления и новых технологий»



Рабочая программа

дисциплины:


«Информатика и ИКТ»



для специальности:


230113 «Компьютерные системы и сети»







г. Электросталь

2011 год


Одобрена предметной цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности


Приказ №___от «____»__________2011г.

Председатель ПЦК

___________________ / /

















Утверждена Методическим Советом колледжа

Протокол № ______________

от «____» ___________2011 г.

Председатель Методического Совета

_________ /И.В. Краснобельмова/






Автор: Ж.О. Алфёрова

преподаватель Электростальского филиала ГБОУ СПО «Московский колледж управления и новых технологий»


Рецензент: ______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по специальностям 230113 «Компьютерные системы и сети».

Рабочая программа рассчитана на 101 учебных часов. Из них 62 часов отведены на практикум.

Основу данной рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В данной программе выделены следующие содержательные линии учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»:

  1. Информационная деятельность человека.

  2. Информация и информационные процессы.

  3. Средства информационно-коммуникационных технологий.

  4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.

  5. Телекоммуникационные технологии.

В качестве изучаемого языка программирования выбран язык Турбо Паскаль 7.0.

Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информа­тики в формирование современной научной картины мира, роль информа­ционных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

При освоении теоретического материала программы у студентов формируется информаци­онно-коммуникационная компетентность - знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающих­ся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графиче­ские планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплекс­ными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

  • об информационных основах процессов управления;

  • о методах поиска информации;

  • о системах счисления;

  • о принципах кодирования информации;

  • о возможности соединения разнотипной информации в одном электронном документе;

  • об информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Интернет.

знать:

  • функции языка как способа представления информации;

  • способы хранения и основные виды устройств хранения информации;

  • правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;

  • общую функциональную схему компьютера;

  • назначение и основные характеристики устройств компьютера;

  • назначение и основные функции операционной системы;

  • этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера;

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации ин­формационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых про­цессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реаль­ные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

уметь:

  • приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • перечислять основные черты информационного общества;

  • переводить числа из одной системы счисления в другую;

  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;

  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений;

  • применять электронные таблицы для решения задач;

  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

  • работать с носителями информации;

  • пользоваться сервисными и антивирусными программами;

  • записывать на языке программирования алгоритмы учебных задач и отлаживать их.

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источ­ники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соот­ветствие реальному объекту и целям моделирования; осуществлять выбор способа представления информации в соответст­вии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информа­ционных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных се­тях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (табли­ца, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомен­дации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного про­странства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресур­сов в учебной деятельности.


Тематический план


учебной дисциплины «Информатика»

Наименование разделов и тем

Количество часов при очной форме обучения

Теоретический материал

Практикумы

1

3

4

Раздел 1. Информационная деятельность человека.

4

4

Тема 1.1. Введение в дисциплину. Информатизация общества.

2

2

Тема 1.2. Виды информационной деятельности. Правовые основы информационной деятельности.

2

2

Раздел 2. Информация и информационные процессы.

10

14

Тема 2.1. Информация. Измерение и кодирование информации.

2

6

Тема 2.2. Информационные процессы.

4

2

Тема 2.3. Арифметические и логические основы работы компьютера.

2


Тема 3.4. Программный принцип работы компьютера..

2

6

Раздел 3. Средства ИКТ.

6

12

Тема 3.1. Архитектура компьютера.

4

4

Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть.


6

Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсоснабжение.

2

2

Раздел 4. Технология создания и преобразования информационных объектов.

8

20

Тема 4.1. Информационные системы и автоматизация информационных процессов.

2


Тема 4.2. Возможности настольных издательских систем.

2

6

Тема 4.3. Возможности электронных таблиц.


4

Тема 4.4. Организация баз данных.

2

4

Тема 4.5. Средства компьютерной графики.

2

6

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии.

11

12

Тема 5.1. Интернет-технологии. Способы и характеристики подключения.

2

2

Тема 5.2. Методы создания и сопровождения сайта.

6

8

Тема 5.3. Организация коллективной деятельности в глобальных и локальных сетях.

3

2

Всего по дисциплине:

39

62







Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Информационная деятельность человека .

В итоге изучения раздела 1 студент должен:

иметь представление / знать:

  • о роли информационной деятельности в современном обществе;

  • об этапах развития технических средств и информационных ресурсов;

  • о видах профессиональной информационной деятельности человека;

  • о правовых нормах, относящихся к информации:

  • о правонарушениях в информационной сфере и мерах их предупреждения;

уметь:

  • устанавливать, использовать и обновлять лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение;

  • пользоваться образовательными информационными ресурсами;

  • перечислять основные характерные черты информационного общества;

  • перечислять основные компоненты информационной культуры человека.

Тема 1.1. Введение в дисциплину. Информатизация общества.

Информатика как научная дисциплина. Место информатики в научном мировоззрении. Информационная деятельность человека. Понятие информатизации общества, положительные и отрицательные стороны процесса информатизации. Информационное общество, его особенности, основные черты и этапы его развития. Информационные ресурсы общества.

Практикум. Информационные ресурсы общества:

  • образовательные ресурсы;

  • установка и использование программного обеспечения.

Тема 1.1. Виды информационной деятельности. Правовые основы информационной деятельности.

Использование технических средств и информационных ресурсов в соответствии с профессиональным направлением деятельности человека. Понятие информационной культуры. Правовые нормы информационной деятельности. Правонарушения в информационной сфере и меры их предотвращения.

Практикум. Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение:

  • использование и обновление программного обеспечения.


Раздел 2. Информация и информационные процессы.

В итоге изучения раздела 2 студент должен:

иметь представление:

  • о принципах кодирования информации;

  • о системах счисления.

  • об информационных основах процесса управления;

  • о методах поиска информации.

знать:

  • функции языка как способа представления информации;

  • основные единицы измерения количества информации;

  • правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.

уметь:

  • переводить числа из одной системы счисления в другую;

  • выполнять арифметические действия в различных системах счисления;

  • перечислять особенности и преимущества двоичной формы представления информации;

  • решать задачи на определение количества информации.

  • приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

Тема 2.1. Информация, её свойства и количественное измерение.

Подходы к понятию информации и способам её измерения. Информация и знание. Свойства информации. Неопределенность знаний. Основные единицы измерения количества информации. Человек и информация. Знаковые системы.

Практикум. Представление информации в различных системах счисления.

  • позиционные и непозиционные системы счисления;

  • двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления;

  • перевод чисел из одной системы счисления в другую;

  • выполнение арифметических действий в различных позиционных системах счисления.

Практикум. Дискретное представление текстовой и графической информации.

  • кодирование символьной информации;

  • пространственная дискретизация;

  • кодирование графической информации.

Практикум. Дискретное представление звуковой и видеоинформации.

  • временная дискретизация;

  • кодирование звуковой информации;

  • кодирование видеоинформации.

Тема 2.2. Информационные процессы.

Информационные процессы: получение, передача, хранение и использование информации. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. Сохранение информации на носителе. Компьютерные сети. Поиск информации. Автоматизированные системы управления различного назначения.

Практикум. Архивация данных.

  • создание архива;

  • извлечение данных из архива;

  • сохранение информации на различных носителях;

  • поиск информации на образовательных порталах;

  • электронная почта.

Тема 2.3. Арифметические и логические основы работы компьютера.

Принципы обработки информации компьютером. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

Тема 2.4. Программный принцип работы компьютера.

Программный принцип управления. Структура машинных команд. Машинные команды условного учебного компьютера. Устройство и работа процессора. Алгоритмы и способы их описания. Свойства алгоритма. Основные типы алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические.

Понятие информационной технологии решения задачи на компьютере. Этапы решения задачи на компьютере.

Практикум. Программная реализация линейного алгоритма.

Практикум. Программная реализация алгоритма с ветвлением.

Практикум. Программная реализация циклического алгоритма.

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий.

В итоге изучения раздела 3 студент должен:

знать:

  • правила техники безопасности при работе с компьютером;

  • общую функциональную схему компьютера;

  • назначение и основные характеристики устройств компьютера;

  • назначение и основные функции операционной системы;

  • об информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Интернет.

уметь:

  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

  • работать с носителями информации;

  • перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

  • пользоваться сервисными и антивирусными программами;

  • работать в локальной сети;

  • пользоваться ресурсами Интернета для поиска информации.

Тема 3.1. Архитектура компьютера.

Архитектура ЭВМ. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

Основные устройства компьютера: устройства ввода информации, устройства вывода информации, устройства хранения информации (внутренняя и внешняя память), устройства обработки информации, устройства передачи информации, устройства мультимедийной обработки информации. Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Сервисные программы. Операционная система: назначение и основные функции. Основные составные части операционной системы. Файловая система. Графический пользовательский интерфейс.

Практикум. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Практикум. Подключение и использование внешних устройств.

Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть.

Передача информации. Линии связи. Локальные и глобальные компьютерные сети. Оборудование компьютерной сети. Топология сети. Виды компьютерных сетей. Информационные ресурсы. Сеть Интернет. Поиск информации в сети Интернет.

Практикум. Сетевые операционные системы:

  • аппаратное и программное обеспечение;

  • методы адресации в сети;

  • разграничение прав доступа;

  • системное администрирование.

Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсоснабжение.

Правила техники безопасности при работе с компьютером. История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

Практикум. Защита информации:

  • компьютерные вирусы и антивирусные программы;

  • защита информации, авторских прав на программное обеспечение.

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.

В итоге изучения раздела 4 студент должен:

иметь представление:

  • структуре прикладного программного обеспечения;

  • об информационных системах и автоматизации информационных процессов;

  • о возможности соединения в одном электронном документе различных информационных объектов;

  • о возможностях и видах компьютерной графики.

знать:

  • назначение и функции графического редактора;

  • назначение и функции текстового редактора;

  • назначение и функции электронных таблиц;

  • назначение и функции систем управления базами данных.

уметь:

  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений;

  • применять текстовый редактор для ввода, редактирования и форматирования текстов;

  • применять электронные таблицы для решения задач и построения диаграмм;

  • базы данных: создание, занесение и редактирование информации, поиск информации (запросы, фильтры), формирование отчетов;

  • пользоваться электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ.

Тема 4.1. Информационные системы и автоматизация информационных процессов.

Структура прикладного обеспечения. Основные классы прикладного программного обеспечения их назначение и применение для обработки информации.

Тема 4.2. Возможности настольных издательских систем.

Текстовый редактор: назначение, основные функции. Ввод и редактирование текста. Фрагмент текста, работа с фрагментом текста (выделение, перенос, копирование, удаление и т.д.). Абзац, операции с абзацами (форматирование, установка межстрочного интервала и т.д.). Оформление текста (шрифты, цвет символов, обрамление и т.д.). Ввод, заполнение и форматирование таблиц.

Тема 4.3. Возможности электронных таблиц.

Электронные таблицы: назначение и основные функции. Ячейка: абсолютная и относительная адресация. Форматы данных (числа, формулы, текст). Ввод и редактирование данных. Оформление таблиц. Решение расчётных задач. Решение уравнений. Решение задач методом подбора. Табулирование и построение графиков функций. Деловая графика (диаграммы различных видов).

Тема 4.4. Организация баз данных.

Назначение баз данных. Основные понятия. Структура базы данных. Поиск информации с помощью запросов и фильтров. Формирование отчётов. Базы данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и т.д.

Тема 4.5. Средства компьютерной графики.

Теоретические основы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные функции. Работа с фрагментами изображения.



Раздел 5. Телекоммуникационные технологии.

В итоге изучения раздела 5 студент должен:

знать:

  • об основных услугах Интернета;

  • об адресации в компьютерных сетях;

  • о протоколе передачи данных TCP/IP;

  • о программных средствах телекоммуникационных технологий;

  • о способах и характеристиках подключения к Интернету;

  • операторы ввода, вывода, присваивания, условные и циклические операторы языка программирования.

уметь:

  • пользоваться браузером и поисковыми системами;

  • создавать HTML-документы;

  • пользоваться основными услугами Интернета (электронная почта, чат, видеоконференции, форумы и др.).

Тема 5.1. Интернет-технологии. Способы и характеристики подключения.

Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Практикум. Браузер. Информационные ресурсы Интернета

Тема 5.2. Методы создания и сопровождения сайта.

Виды и назначение сайтов. HTML - язык гипертекстовой разметки документов.

Методы создания и сопровождения сайтов. Размещение и продвижение сайта.

Практикум. Структура HTML -документа. Создание структуры сайта «Компьютер».

Практикум. Размещение текста на страницах сайта «Компьютер».

Практикум. Размещение графики на страницах сайта «Компьютер».

Практикум. Размещение таблиц на страницах сайта «Компьютер».

Тема 5.3. Организация коллективной деятельности в глобальных и локальных сетях.

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. Электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Организация форумов, общие ресурсы сети Интернет, использование тестирующих систем. Настройка видео веб-сессий.

Практикум. Организация видеоконференций.



















Рекомендуемая литература


  1. И.Г. Семакин А.П. Шестаков. Основы программирования. - М. ACADEMIA, 2007

  2. Н. Угринович. Информатика и информационные технологии 10-11 класс.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

  3. Информатика: Базовый курс / Под. ред. Симанович С.В. - СПб., 2000

  4. Ю. Ковтанюк. Программирование на Turbo Pascal/ - М. Эксмо, 2008

  5. Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. - Сталкер, 1997

  6. Каймин В.А. Информатика. - М.: ИНФРА - М, 2000

  7. С. Окулов. Основы программирования.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

© 2010-2022