- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа СПО по специальности 20. 02. 04 «Пожарная безопасность»
Рабочая программа СПО по специальности 20. 02. 04 «Пожарная безопасность»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Писковатская О.А. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
2015г
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии в федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики по нормативно - правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России ФГАУ «ФИРО» 25 февраля 2015г.) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)
20.02.04 «Пожарная безопасность»
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Моздокский механико - технологический техникум»
Разработчик (и):
Писковатская О.А. - преподаватель
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
Председатель цикловой комиссии ___________ Бугаева Н.А.
Утверждена « 31 » августа 2015 г., протокол № 1
Заместитель директора по учебно - воспитательной работе
_____________ Кулаева З.Т.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС:
по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность» (базовая подготовка) укрупненной группы 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 130часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
130
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
50
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе:
подготовка конспекта
24
подготовка реферата
2
подготовка доклада
2
оформление презентации
2
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Информационная деятельность человека.
Содержание учебного материала
2
1
1.
Основные этапы развития информационного общества
2.
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
2
2
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия
2
3
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.
2
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
2
Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет
2
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся
Конспект по теме: Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Конспект по теме: Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
Конспект по теме: Стоимостные характеристики информационной деятельности.
2
2
2
3
Тема 2.
Информация и информационные процессы
Содержание учебного материала
2
2
1.
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.
2.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
2
3.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации
2
4.
Принципы обработки информации компьютером.
2
5.
Арифметические и логические основы работы компьютера.
2
6.
Алгоритмы и способы их описания.
2
7.
Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
2
8.
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.
2
9.
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы.
2
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия
2
3
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
Представление информации в различных системах счисления.
2
Среда программирования. Тестирование готовой программы.
2
Программная реализация несложного алгоритма.
2
Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
2
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.
2
Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.
2
Поисковые системы. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
2
АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.
2
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка реферата: Периферийные устройства ПК.
Подготовить доклад: Об автоматических и автоматизированных системах управления.
Конспект по теме: Определение объемов различных носителей информации.
Конспект по теме: Архив информации. Передача информации между компьютерами.
Конспект по теме: Проводная и беспроводная связь.
2
2
2
2
2
3
Тема 3.
Средства информационных и коммуникационных технологий
Содержание учебного материала
2
2
1.
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров
2.
Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
2
3.
Виды программного обеспечения компьютеров.
2
4.
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
2
5.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
2
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия
2
3
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы.
Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети.
2
Администрирование локальной компьютерной сети. Защита информации, антивирусная защита.
2
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
2
Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
2
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся
Конспект по теме: Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).
Конспект по теме: Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру и их настройка, в учебных целях.
Конспект по теме: Программное обеспечение внешних устройств.
2
2
2
3
Тема 4.
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Содержание учебного материала
2
2
1.
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
2.
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
2
3.
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
2
4.
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.
2
5.
Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др.
2
6.
Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
2
7.
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
2
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия
2
3
Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
2
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
2
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.
2
Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.
2
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся
Конспект по теме: Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.
Конспект по теме: Системы автоматизированного проектирования.
Оформление презентации: Информационные технологии
2
2
2
3
Тема 5. Телекоммуникационные технологии
Содержание учебного материала
2
2
1.
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
2.
Методы создания и сопровождения сайта.
2
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия
2
3
Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.
Средства создания и сопровождения сайта. Настройка видео веб-сессий.
2
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся
Конспект по теме: Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
2
3
Всего:
130
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории информатики.
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся;
2. рабочее место преподавателя;
3. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
4. аудиторная доска для письма;
5. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
Технические средства обучения:
1. мультимедиа проектор;
2. персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
3. лазерный принтер;
6. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. - М., 2012.
2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. - М., 2011.
3. Колмыкова Е.А., Кумскова. Информатика, СПО. - М., 2005.
4. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. - М., 2012.
5. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М., 2012.
6. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. - М., 2011.
7. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. - М., 2013.
8. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М., 2012.
9. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. - М., 2013.
10. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. - М., 2010.
11. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М., 2012.
12. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М., 2012.
13. Хлебников А.А. Информатика. Изд. 2-е., Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Дополнительные источники:
1. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. - М., 2012.
2. Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М., 2012.
3. Майкрософт. Основы компьютерных сетей. - М., 2013.
4. Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. - М., 2011.
5. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. - М., 2011.
6. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. - М., 2013.
7. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. - М., 2012.
8. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.- М., 2010.
9. Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. - М., 2012.
10. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М., 2012.
Интернет ресурсы:
1. Научно-методический журнал «Информатика и образование» - infojournal.ru/index.htm
2. Образовательные ресурсы - информатика - alleng.ru/edu/comp.htm
3. Секреты работы в Microsoft Excel - excel-study.com
-
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
Оценка выполнения практических работ,
Оценка устного ответа
распознавать информационные процессы в различных системах;
Оценка выполнения практических работ,
Оценка устного ответа
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
Оценка выполнения практических работ
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
Оценка выполнения практических работ
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
Оценка выполнения практических работ
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
Оценка выполнения практических работ
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
Оценка выполнения практических работ
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
Оценка выполнения практических работ
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
Оценка выполнения практических работ
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Оценка выполнения практических работ,
Оценка устного ответа
знать:
различные подходы к определению понятия «информация»;
Оценка выполнения самостоятельной работы
Оценка устного ответа
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
Оценка устного ответа
Оценка выполнения практических работ
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
Оценка устного ответа
Оценка выполнения самостоятельной работы
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
Оценка устного ответа
Оценка выполнения самостоятельной работы
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
Оценка устного ответа
Оценка выполнения практических работ,
Оценка выполнения самостоятельной работы
назначение и функции операционных систем.
Оценка устного ответа
Оценка выполнения самостоятельной работы
Разработчик:
ГБОУ СПО ММТТ преподаватель Писковатская О.А.
(место работы) ( занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
__________________________
Эксперт:
ГБОУ СПО ММТТ зам.дир по УВР Кулаева З.Т.
(место работы) ( занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
__________________________
6