- Преподавателю
- Информатика
- Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы
Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Костина Н.С. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы»
Цель урока: общение и систематизация знаний, полученных при изучении раздела основы логики. формирование представления о логических элементах, познакомить со схематическим способом представления логических выражений.
Задачи урока:
общеобразовательные:
-
обобщить и систематизировать знания по основным понятиям: высказывание, умозаключение, логические операции - логическое сложение, логическое умножение, логическое отрицание, таблицы истинности;
-
повторить основные базовые операции;
-
познакомить с основными логическими элементами;
-
научить строить логические схемы по логическим выражениям и наоборот.
развивающие:
-
развитие логического мышления учащихся;
-
формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, формализовать задачи;
-
развитие интереса к информатике.
воспитательные:
формирование научного мировоззрения.
Тип урока: комбинированный (систематизация знаний, объяснение нового материала, практическая работа)
Требования к знаниям и умениям учащихся на момент проведения урока:
Учащиеся должны знать:
-
основные логические операции (конъюнкция - логическое умножение, дизъюнкция - логическое сложение, инверсия - логическое отрицание), импликацию и эквивалентность;
-
обозначения логических операций;
-
приоритет выполнения логических операций;
Учащиеся должны уметь:
-
строить схемы логических выражений;
-
записывать логические выражения по логическим схемам.
Наглядное пособие: презентация, подготовленная в PowerPoint
Ход урока
1. Организационный момент - объявляется тема, цели урока, его этапы.
2. Актуализация опорных знаний.
- Основные логические операции.
- Таблицы истинности логических операций.
- Приоритет логических операций.
- Логическая формула ЕСЛИ в электронных таблицах.
Задания для устной работы.
-
Чему равно значение логического выражения , если А=0, В=0, С=1?
-
Чему равно значение логического выражения , если А=1, В=0, С=1?
-
Чему равно значение логического выражения , если А=1, В=1, С=0 ?
3. Объяснение нового материала (кратко)
Компьютер - это устройство, состоящее из различных электронных элементов, представляющих собой простейшие электрические схемы. Каким образом происходит обработка электрического сигнала и его преобразование в цифровой код? Наличие электрического сигнала в цепи соответствует логической единице (истине), отсутствие тока - логическому нолю (ложь). А логические операции осуществляют логические элементы, которые технически реализуются с помощью переключательных схем. Поскольку любая логическая операция может быть представлена в виде трех основных, любые устройства компьютера, производящие обработку или хранение информации, могут быть собраны из базовых логических элементов. Дискретный преобразователь, после обработки на входе двоичных сигналов на выходе дает сигнал - значение логической операции. Базовые логические элементы реализуют три основные логические операции: «И», «ИЛИ», «НЕ».
Каким логическим операциям соответствуют логические элементы?
&
x1
y2
x1
y
&
Vли
x
¬¬
F=x&y
F=xvy
F= ¬x
Базовые логические элементы также еще называют вентилями.
-
Вентиль «И» - конъюнктор. Реализует конъюнкцию.
-
Вентиль «ИЛИ» - дизъюнктор. Реализует дизъюнкцию.
-
Вентиль «НЕ» - инвертор. Реализует инверсию.
Логические элементы компьютера оперируют с сигналами, представляющими собой электрические импульсы. Есть импульс - 1, нет - 0. На входы логического элемента поступают сигналы - значения аргументов, на выходе появляется сигнал - значение функции.
При демонстрации презентации ученики определяют, какой логической операции соответствует каждая из электрических схем. Делаются выводы: конъюнкцию реализуют последовательно соединённые переключатели, дизъюнкцию - параллельно соединённые переключатели, последовательно подключенные к участку цепи.
Задание: смоделируйте в электронной таблице Excel схемы логических элементов - конъюнкции, дизъюнкции, инверсии.
Соединив логические элементы в соответствии с логическим выражением, получим логическую схему, реализующую данное выражение. Булево выражение - описание логической схемы. Ученикам предлагаются задания на построение логических схем по логическому выражению и составление логического выражения по схеме (см. презентацию).
Для закрепления изученного материала учащиеся устно и письменно выполняют упражнения различного типа:
-
определение базового логического элемента на схеме 1;
-
определение значения выходного сигнала при заданных входных сигналах на схеме 2;
1. 2.
-
определение невозможных комбинаций входных сигналов при заданном выходном сигнале (учащиеся работают самостоятельно в тетрадях).
Какие комбинации входных сигналов невозможны для указанных схем?
Подводятся итоги урока и задается домашнее задание.
4.Домашнее задание:
п. 3.3.1.