• Преподавателю
  • Информатика
  • Методические аспекты оценки образовательных результатов в учреждениях СПО на примере дисциплины «Информатика и ИКТ»

Методические аспекты оценки образовательных результатов в учреждениях СПО на примере дисциплины «Информатика и ИКТ»

Раздел Информатика
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПоповаЕвгения Викторовна

ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедагогический колледж»

р.п. Голышманово, Россия



Методические аспекты оценки образовательных результатов в учреждениях СПО на примере дисциплины «Информатика и ИКТ»

Аннотация:

В статье рассмотрены методические аспекты педагогического оценивания. Предложены этапы построения перечня критериев для оценивания образовательных результатов на примере дисциплины «Информатика и ИКТ».

Annotation:

Are dialed in the article methodological aspects of pedagogical evaluation. Stages of building a list of criteria for the evaluation of educational outcomes on the example of disciplines «computer science and ICT ane proposed.

Ключевые слова и фразы: качество образования, образовательные результаты, оценивание, требования к образовательным результатам.

Key words and phrases: quality of education, educational results, evaluation, requirements to educational results.



Сегодня большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Россия, выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и контроля его качества как составной части. Эти нормы (стандарты) являются необходимой основой для определения целей образовании, создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми-людьми в разных типах образовательных учреждений. Педагогическое оценивание является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, оказывает значительное влияние не только на результат, но и на процесс обучения и воспитания, обеспечивая получение информации о степени эффективности функционирования системы обучения, на основе анализа которой происходит совершенствование учебно-воспитательного процесса. В связи с этим, оценивание образовательных результатов были и остаются значимыми проблемами для педагогической науки и практики.

Качество обучения представляет собой комплексную характеристику педагогического процесса, описывающую его состояние и результативность в соответствии не только с требованиями государственных образовательных стандартов (ФГОС), но и потребностями и ожиданиями субъектов педагогического процесса. Качество обучения определяется совокупностью показателей, характеризующих результативность педагогического процесса и основных его компонентов (таблица 1) [1].

Таблица 1

Совокупностью показателей, характеризующих результативность педагогического процесса

Качество обучения




Качество учебной деятельности

  • развитие компетентности в различных сферах жизни;

  • уровень мотивации;

  • познавательная активность;

  • сформированность навыков организации учебной деятельности;

  • совершенствование своих способностей;

  • отношение к изучаемой дисциплине.



Качество учебной деятельности

  • качество содержания;

  • качество профессиональных характеристик учителя;

  • качество организации учебной деятельности;

  • качество технологий обучения.






Качество учебной деятельности

  • качество образовательных достижений когнитивной области;

  • качество образовательных достижений операциональной (инструментальной) области;

  • качество образовательных достижений мотивационной области;

  • уровень усвоения;

  • уровень сформированности навыка применения полученной информации в жизненных ситуациях;

степень сформированности навыка самооценивания и саморазвития.

В настоящее время во многом меняется смысл понятия «образовательные результаты». В современной педагогической психологии и дидактике под образовательными результатами понимается развитие совокупности мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач [2].

Отслеживая и измеряя образовательные результаты можно говорить о развитии у учащихся компетентности в различных сферах их жизни, а также о повышении мотивации к обучению, совершенствованию своих способностей в течение всей жизни.

Объективная оценка необходима для того, чтобы:

  • получить максимальную информацию об образовательных результатах, которых достигли учащиеся в процессе обучения;

  • выявить степень соответствия образовательных результатов учащихся с требованиями образовательных стандартов;

  • установить причины понижения и повышения уровня результативности образовательных достижений;

  • выявить положительные и отрицательные тенденции в деятельности педагогического коллектива и эффективность образовательного процесса в целом;

  • своевременно корректировать отклонения в усвоении образовательных достижений и «держать руку на пульсе» образовательного процесса.

Одним из инструментов объективности применительно к дисциплине «Информатика и ИКТ» может быть перечень критериев оценивания образовательных результатов. Студентам предварительно может быть предоставлен перечень критериев, по которым будет оцениваться их деятельность. Эти критерии необходимо выстраивать на основании содержания дисциплины. Если взять каждый критерий за минимальную единицу, то высчитать количество выполненных и не выполненных критериев за занятие преподавателю и студентам не составит особого труда. Под критерием понимается «признак, на основании которого производится оценка, определение и классификация чего-либо, мерило суждения, оценки» [3].

А.А. Кузнецовым были выделены три компонента требований к образовательным результатам:

  • Осваиваемая учащимися система знаний и умений (понятия, законы, теории; термины, даты, количественные данные и другие фактологические знания; знания о способах деятельности; специфические для каждого курса и общие для всех учебных предметов умения);

  • Описание видов учебной деятельности, в которых осуществляется усвоение предметного содержания обучения;

  • Качественные характеристики уровня усвоения учащимися содержания обучения.

На первом этапе, на основании первого компонента эффективным было бы построение перечня критериев образовательных результатов по информатике. Рассмотрим это на примере раздела дисциплины Информатика и ИКТ «Построение алгоритмов». При составлении перечня критериев будем опираться на уровни усвоения учебного материала, адаптированные современными учёными для эффективного использования в образовательном процессе (таблица 2).

Таблица 2

Критерий оценивания образовательных результатов раздела дисциплины «Информатика и ИКТ» по теме «Построение алгоритмов»

Уровень усвоения учебного материала

Критерий оценивания образовательных результатов

1 уровень - понимание

  • знать определение понятия «алгоритм»;

  • перечислять свойства алгоритма;

  • знать способы записи алгоритмов;

  • знать правила создания блок-схемы;

  • знать определение понятия «исполнитель алгоритма»;

  • иметь представление о назначении «исполнителя алгоритма»;

  • иметь представление о компьютере как формальном исполнителе.

2 уровень - познание

  • составлять структуру алгоритмической конструкции следования;

  • составлять структуру алгоритмической конструкции ветвления;

  • составлять структуру алгоритмической конструкции повторения;

  • владеть способами разбиения задачи на подзадачи;

  • владеть способами и приёма разработки алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла;

  • иметь представление о вспомогательном алгоритме;

  • иметь представление о методе детализации разработки алгоритма.

3 уровень - воспроизведение

  • определять свойства; конкретных алгоритмов;

  • записывать алгоритм разными способами;

  • определять среду исполнителя;

  • определять режим работы исполнителя;

  • определять систему команд исполнителя.

4 уровень - применение

  • разрабатывать линейный алгоритм;

  • разрабатывать алгоритм, содержащий ветвления;

  • разрабатывать алгоритм, содержащий оператор цикла;

  • создавать алгоритмы решения задач, используя конструкции ветвления;

  • создавать алгоритмы решения задач, используя конструкции цикла;

  • использовать вспомогательные алгоритмы при разработке алгоритмов методом детализации.

5 уровень - преобразование

  • создавать алгоритмы решения задач, используя вспомогательные алгоритмы;

  • разрабатывать алгоритмы определения элементов массива, удовлетворяющих определённым условиям;

  • разрабатывать алгоритм, требующий для решения поставленной задачи использования логических операций.

Литература

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. Просвещение, 1995. - 143 с.

  2. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - Т.13. - 608 с.

  3. Зенкина С.В. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты. - М.: Просвещение, 2007. - 78 с.

  4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. 9

  5. Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие / Под ред. А.А. Кузнецова. - М.: БИНОМ, 2010. - 207 с.


© 2010-2022