• Преподавателю
  • Информатика
  • Внедрение творческих заданий на уроках информатики как средство стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников

Внедрение творческих заданий на уроках информатики как средство стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внедрение творческих заданий на уроках информатики как средство стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников

Информационные технологии - целевое направление в современном развитии России. Количество услуг, оказываемых органами власти на государственном и муниципальном уровне, неизменно растёт, что побуждает современных молодых людей проявлять обоснованную заинтересованность в получении информации в электронном виде, используя технологии, владению которыми их учат на уроках информатики.

Лидирующее место в своей педагогической практике мы уделяем разработке творческих заданий, которые, на наш взгляд, являются отличным стимулом как в получении новых знаний так и в совершенствовании ранее полученных. При такой организации учебного процесса у учащихся начинается активная мыслительная деятельность, которая даёт возможность обнаруживать для себя новые пути решения проблем.

Процесс составления творческих заданий для учащихся трудоёмкий, требующий много времени, при этом на сами уроки отводится только 1-2 часа в неделю. Не всегда удаётся за 1 урок выдать необходимую информацию, подкрепив её практикой. Поэтому чаще всего приходится использовать такие приёмы при выполнении учащимися домашнего задания, а так же в форме отчёта при прохождении той или иной темы.

В целом, изучив психолого-педагогическую литературу, термин «творчество» многообразен и объединяет в себе различные сферы личности, действия и результата. Нет абсолютного единства в том, какими именно свойствами должна обладать творческая личность. Общепринятым определение творчества является самостоятельная деятельность, направленная на создание чего-то нового. Предпосылками творчества является удовольствие от внезапной идеи и самостоятельность мышления [1].

Приведем несколько примеров творческих заданий на уроке информатики, способствующих стимуляции учебно-познавательной активности школьников.

Пример 1.

При изучении темы «Создание векторного рисунка в Microsoft Word» мы предлагаем ребятам воспроизвести образ робота (рис.1) с помощью автофигур, используя операции копирования и вставки, перемещения и группировки элементов. (рис.2)

рис.2


рис.1

Пример 2.

Изучая основы программы «Paint» на интегрированном уроке информатики и географии по теме «Вселенная» (рис.3), мы вводим следующие творческие задания: 1) нарисовать отдельные части общего полотна 2) объединить их с помощью локальной сети 3) придать им цвет. Такая работа даёт возможность повысить заинтересованность к предмету, развить творческий потенциал учащихся и умение работать в коллективе. Кроме того, такого рода задания рассчитаны на познание окружающего мира, на расширение кругозора, что также повышает познавательный интерес.

Внедрение творческих заданий на уроках информатики как средство стимуляции учебно-познавательной деятельности школьниковрис.3

В старших классах, при изучении графического редактора «Gimp», учащиеся создают новые полотна (рис.4), по-новому освещая представленное событие, что, несомненно, отражает творческую направленность деятельности ученика.

Пример: Алгоритм работы при создании карандашного рисунка из фотографии.

  1. Меню Файл→Открыть (любое изображение);

  2. Меню Файл→Слой→Сделать копию слоя;

  3. Работа с копией: Меню Цвет→Тон-Насыщенность→-100;

  4. Меню Фильтры→Размывание →Гауссово размывание→r=4;

  5. Меню Цвет→ Инвертировать;

  6. Непрозрачности фона - 50 %;

  7. Меню Файл→Слой→Объединить с предыдущим;

  8. Меню Файл→Слой→Сделать копию слоя;

  9. Меню→ диалог слоёв→ Добавление;

  10. Карандашный рисунок готов! (рис.4)

Внедрение творческих заданий на уроках информатики как средство стимуляции учебно-познавательной деятельности школьниковВнедрение творческих заданий на уроках информатики как средство стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников



рис. 4

Подводя итоги, вне всякого сомнения, приходишь к заключению, что информационные технологии являются неотъемлемой частью модернизации, безошибочно выбранным руководством страны, а главной педагогической задачей - стимуляция познавательного интереса школьников к урокам информатики по средствам введения творческих заданий.

При такой организации учебного процесса у учащихся начинается активная мыслительная деятельность, которая даёт возможность обнаруживать для себя новые пути решения проблем.

Таким образом, творческие задания на уроках информатики выполняют двойную функцию, повышают интерес не только к результату (получению определенных знаний, фактов), но и к самому процессу познания (каким путем были получены знания).

Библиографический список:

  1. Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. Общ.-научн. фонд; Научно-ред.совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. - М: Мысль, 2010


© 2010-2022