Урок по теме «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»

Данный урок разработан для учащихся 9 класса и используется при изучении раздела образовательной программы Электронные таблицы. В уроке используются цифровые образовательные ресурсы, на которые имеются ссылки. На данном уроке обучающиеся работают индивидуально, в группах, а также выполняют практическую работу на компьютере. При объяснении нового материала и закреплении изученного материала используются презентации составленная автором и размещённые на официальном сайте учителя. Домашнее задание ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9. Разработка урока по теме:

«Абсолютные, относительные и смешанные ссылки».

Продолжительность учебного занятия:45 мин

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Цели урока:

Образовательная:

  • Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы «Электронная таблица».

  • Сформировать понятие относительной и абсолютной адресации ячеек.

  • Продолжить формирование навыков работы с электронной таблицей.

  • Дать понятие о расчетных операциях в электронной таблице, показать назначение и возможности применения формул в ЭТ.

Воспитательная:

  • Формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени

  • Содействовать профориентации учеников.

  • Содействовать эстетическому воспитанию школьников

Развивающая:

  • Развивать у учащихся внимание и аналитическое мышление, навыки самоконтроля.

  • Развивать у учащихся навыки самостоятельность.

  • Развивать у учащихся познавательный интерес.

Методы: объяснительно - иллюстративный, эвристический, репродуктивный.

Межпредметные связи, применяемые в данном уроке: математика, физика.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийная доска.

Программное обеспечение: табличный процессор MS Office Excel (2007), MS Power Point

План проведения урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация знаний.

ІІІ. Объяснение нового материала.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление изученного материала.

VII. Практическая работа по новой теме.

VIII. Объяснение домашнего задания.

IX. Подведение итогов урока.

Дидактические материалы к учебному занятию:

  • Карточки с графическим тестом, практическая работа, тесты.


Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ресурсы

Знания

Умения

1

2

3

4

5

6

7

8

Организационный момент

1 мин

подвести к теме урока

основные элементы электронных таблиц, как записывается формула

уметь записывать формулу


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока.

Мы продолжаем изучать электронные таблицы и основная задача нашего сегодняшнего урока - это познакомится с понятием относительной и абсолютной адресации ячеек в электронных таблицах, научиться, используя электронную таблицу, производить расчеты, познакомиться с некоторыми областями жизнедеятельности человека, в которых можно применять электронные таблицы.

У каждого ученика на парте имеется «Карточка достижений»

(Приложение 1)




1

2

3

4

5

6

7

Актуализация знаний


3 мин

определить готовность учащихся к изучению новой темы

  • основные функции и назначение электронных таблиц;

  • элементы таблицы: строки, столбцы, ячейки;

  • типы данных.

Компьютерное тестирование

Индивидуаль-ная работа

Тест составленный в программе «MyTest X» (Приложение 2)

3 мин

Карточки с графическим тестом

(Приложение 3)

Работа в парах

Интерфейс MS Excel

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb3a7248-c561-48c3-af51-4637b8d54356/9_126.swf

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Вы уже знаете, что чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме. Наиболее удачным вариантом расположения информации для упрощения ее последующей обработки является таблица. Мы познакомились с программными средствами, которые предоставляют возможность работы с данными в табличной форме. И сегодня продолжим изучать одно из этих программных средств, а именно - такую его функцию, как автоматизация вычислений. Согласитесь, гораздо удобнее вместо громоздких многознаковых вычислений просто ввести несколько знаков с клавиатуры и тем самым заменить общую тетрадку с вычислениями на один лист в книге табличного процессора. Экономим время, экономим место, экономим силы. Не так ли?. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте посмотрим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок.

После проводится анализ и обобщение выполненных заданий: основное назначение электронных таблиц - обработка данных, для этого используются формулы, содержащие ссылки на ячейки с данными

Учащиеся выполняют компьютерное тестирование. На выполнение заданий в программе отводится 3 мин, после чего автоматически на экран компьютера выводится результат теста.

Далее учащиеся выполняют работу по карточкам в паре.

Правильный ответ выводится на компьютер и использованием ЭОР.

Учащиеся самостоятельно выставляют себе оценку (за каждый правильный ответ - 0,5 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

Изучение нового материала


10 мин

познакомить учащихся с принципом абсолютной, относительной и смешанной адресации

Знать определения и внешний вид ссылок

Уметь отличать ссылки

Объяснительно - иллюстративный

Словесные (рассказ, беседа)

Наглядные (просмотр презентации)

Презентация «Ссылки в электронных таблицах Ms Excel»

(Приложение 4)

nsportal.ru/node/1092940

Диапазон (блок) электронной таблицы

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f67589f-950d-4faa-9210-89c52d02eadd/9_138.pps

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На прошлом уроке Вы создавали электронную таблицу. С какими типами данных Вы работали?

  • Диапазон- это любая выделенная прямоугольная часть электронной таблицы.

  • Формулы - это то, что делает ЭТ столь полезными. Для того чтобы формула начала работать, ее надо ввести в ячейку.

Для быстрого заполнения, что Вы делали с однотипными данными?

А можно ли копировать формулы?

Копировать формулы, можно, но нужно быть внимательным! Вы знаете, что в формулах используются ссылки на ячейки.

Ссылки - адреса ячеек, которые однозначно определяют их месторасположение на рабочем листе

Существуют абсолютные, относительные и смешанные ссылки.

Относительные ссылки

Ссылка вида А1 называется относительной

При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула.

Так, при копировании формулы из активной ячейки С1, содержащей относительные ссылки на ячейки А1 и В1, в ячейку С2, номера строк в формуле изменятся на один шаг вниз.

При копировании формулы из активной ячейки А3, содержащей относительные ссылки на ячейки А1 и А2, в ячейку В3, имена столбцов в формуле изменятся на один шаг вправо.

При копировании формулы из активной ячейки С1, содержащей относительные ссылки на ячейки А1 и А2, в ячейку D2, имена столбцов и номера строк в формуле изменятся на один шаг соответственно вправо и вниз.

Абсолютные ссылки

  • Ссылка вида $A$1 называется абсолютной.

  • Абсолютная ссылка указывает фиксированный адрес ячейки и не изменяется при автозаполнении, копировании и перемещении.

  • F4 - поставить знак $.

Так, при копировании формулы из активной ячейки С1, содержащей абсолютные ссылки на ячейки $А$1 и $В$1, значения столбцов и строк в формуле не изменятся.

Как вы думаете, что означает смешанная ссылка?

Из каких частей состоит имя ячейки?

Значит, очевидно должна изменяться какая-то одна часть: либо имя столбца, либо номер строки. В смешанных ссылках перед неизменяемой часть ставится знак доллара (например, $А1, В$3)

Смешанные ссылки

Ссылка вида $A1 и A$1 называется смешанной.

В формуле можно использовать смешанные ссылки, в которых координата столбца относительная, а строки - абсолютная (например, А$1), или, наоборот, координата столбца абсолютная, а строки - относительная (например, $В1)

Слушают, отвечают на вопросы

Текстовый, числовой, формулы

Копировали

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Вносят записи в конспект


Вносят записи в конспект




Вносят записи в конспект



Учащиеся высказывают свои предположения

Отвечают на вопрос: из имени столбца и номера строки)

Вносят записи в конспект

1

2

3

4

5

6

7

8

Физминутка

1 мин

Снять напряжение с мышц плечевого пояса


openclass.ru/node/139127

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Выводит на экран компьютера ЭОР

Выполняют упражнения

Закрепление изученного материала

5 мин

сформировать навыки работы с относительными, абсолютными и смешанными ссылками в Excel.

Как записываются ссылки

Определять значения в ячейках

Совместное тестирование

Наглядные

Презентация «Интерактивный тест. Формулы в электронных таблицах»

nsportal.ru/node/1094408

(Приложение 5)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Выполним задания для закрепления материала.

Выполняют. Вносят ответы в конспект


Практическая работа


17 мин

Научиться использовать:

в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки;

Закрепить навыки работы с формулами

Использовать в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки

производить суммирования значений ячеек в заданном диапазоне с использованием встроенной функции;

устанавливать требуемый формат представления данных в ячейках.

Индивидуальная работа за компьютером

Практические (работа по алгоритму)

videouroki.net/filecom.php?fileid=98678578

(Приложение 6)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Консультирует учеников.

Выполняют практическую работу.

Объяснение домашнего задания.

2 мин




Карточка

«Домашнее задание»

(Приложение 7)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель дает пояснение

1) Учить записи в конспекте;

2) Решить задачи по карточкам, которые будут отправлены обучающимся в «Дневник.ру»;

Записывают домашнее задание

Подведение итогов урока

3 мин

Подвести итоги


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Что нового узнали на уроке? Что осталось непонятным?

В каких профессиях человеку может понадобиться знание электронных таблиц?

Знания каких наук вам пригодились сегодня на уроке?

Объявить оценки за урок.

Итак, на этом уроке мы с Вами довольно плодотворно и активно поработали. Итоговое число оценок за него - две. Первая - за изученный ранее материал, вы ее уже знаете, а вторая будет выставлена после проверки Ваших практических заданий.

Отвечают на вопросы


Сдают «Карточки достижений» учителю для выставления итоговой оценки за урок.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАРТОЧКА ДОСТИЖЕНИЙ

Выдаётся каждому обучающемуся в начале урока, в конце урока карточка сдаётся учителю для выставления итоговой оценки за работу на уроке в классный журнал.

Урок по теме «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»






ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карточка с графическим тестом.

Ваша задача - подписать указанные объекты интерфейса табличного процессора. На выполнение задания отводится 3минуты. Учащиеся работают с карточками, на экране - незаполненная карточка.

Урок по теме «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»





Ярлыки листов






А теперь я предлагаю Вам обменяться карточками попарно, то есть с соседом по парте, и проверить правильность заполнения. Для сверки можете пользоваться ответом на доске. За каждый правильно подписанный элемент ставим 1 балл. Оценку ставим на бланке и в конце урока сдаете работы мне для выставления оценок за повторение в журнал.

IV. Объяснение нового материала.(15 минут)

Теперь мы можем перейти к изучению новой темы, которая звучит «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки». Вы уже знаете, что вычисления в среде табличного процессора производятся при помощи формул.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Карточка «Домашнее задание»




ПРИЛОЖЕНИЕ 7

КАРТОЧКА «Домашнее задание»

к уроку по теме «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки».


Задание 1.

Ссылка - __________________________________________________________________

Задание 2.

Виды ссылок

  1. ________________________________пример __________________

  2. ________________________________пример __________________

  3. ________________________________пример __________________

Задание 3. Какая формула будет получена при копировании в ячейку С3 формулы из ячейки С2:

Урок по теме «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»Ответ ____________________________

Задание 4. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =А1^2+B1:

Урок по теме «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»ответ ___________________

Задание 5. Какие ссылки не изменяются при перемещении или копировании;

Задание 6. Какие ссылки в ЭТ преобразуются в зависимости от нового положения формулы;

__________________________________________________________________

Задание 7. Какая формула будет получена при копировании в ячейку С3 формулы из ячейки С2:

Урок по теме «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»



© 2010-2022