• Преподавателю
  • Информатика
  • «Понятие о файле и каталоге (папке), их имена. Просмотр списков имен файлов и папок» » в 5 классе общеобразовательной школы. Метод проектов

«Понятие о файле и каталоге (папке), их имена. Просмотр списков имен файлов и папок» » в 5 классе общеобразовательной школы. Метод проектов

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




«Понятие о файле и каталоге (папке), их имена. Просмотр списков имен файлов и папок» » в 5 классе общеобразовательной школы. Метод проектов.











СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

Введение в 1985 г. в среднюю школу отдельного общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» дало старт формированию новой области педагогической науки, объектом которой является обучение информатики. Информатика - наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, анализа и оценки информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.

Определение методики информатики как науки об обучении информатике само по себе еще не означает существования этой научной области в готовом виде. Теория и методика обучения информатики в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже более полутора десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.

В соответствии с общими целями обучения, методика преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы; разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей, рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Перед методикой преподавания информатики, как и перед всякой предметной школьной методикой, ставится традиционная триада основных вопросов:

• зачем учить информатику?

• что надо изучать?

• как надо обучать информатики?

Методика преподавания информатики - молодая наука, но она формируется не на пустом месте. Опережающие фундаментальные дидактические исследования целей и содержания общего кибернетического образования, накопленный отечественной школой еще до введения предмета информатики практический опыт преподавания учащимся элементов кибернетики, алгоритмизации и программирования, элементов логики, вычислительной и дискретной математики, проработка важных вопросов общеобразовательного подхода к обучению информатике имеют в общей сложности почти полувековую историю. Будучи фундаментальным разделом педагогической науки, методика информатики опирается в своем развитии на философию, педагогику, психологию, информатику (в том числе школьную информатику), а также обобщенный практический опыт средней школы.[1]

Объектом исследования является процесс обучения информатике в школе.

Предметом исследования является развитие познавательных способностей школьников на примере методики преподавания темы «Понятие о файле и каталоге (папке), их имена. Просмотр списков имен файлов и папок» » в 5 классе с использованием метода проектов.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • изучить предметную область;

  • провести анализ учебной литературы по данной теме;

  • изучить методы обучения информатике в школе;

  • разработать:

1) план-конспект комбинированного урока по информатике на тему «Понятие о файле и каталоге (папке), их имена. Просмотр списков имен файлов и папок» » в 5 классе общеобразовательной школы. Метод проектов.

2) нетрадиционное практическое занятие по данной теме.

ГЛАВА I. МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

1.1 Методы и приёмы обучения информатик

Информатика - одна из "молодых" предметов в школьном курсе. За счёт стремительного развития данного направления также быстро менялось требования к назначению, содержанию и подходам в его преподавании.

На сегодняшний день дети имеют достаточно большие возможности работы на компьютере, кроме школьных уроков информатики: дополнительные занятия в кружках, посвящённых отдельным технологиям; работа в компьютерных клубах; наличие компьютера дома. Если такая работа не имеет определённой организации, то это может привести к нежелательным последствиям:

  • у некоторых детей формируется ложная уверенность, что они хорошо разбираются в информатике, а с компьютером вообще на "ты". Практический опыт показывает, что даже при сегодняшнем уровне развития данной сферы, ученики часто путают назначение предметов "Информатика" и "ИКТ". Реальный уровень знаний по информатике и культура оформления результатов компьютерных работ оставляют желать лучшего;

  • учащиеся одной возрастной категории имеют разный уровень психологической готовности и уверенности при работе на компьютере.

Требования современного общества таковы, человек должен испытывать доверие к компьютеру и обладать психологической готовностью к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Информатика участвует в формировании и развитии личности, развитию логического и алгоритмического мышления, принципами которой являются:

  • сочетание процесса изучения и накопление теоретических знаний с практическим их применением при работе на компьютере;

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей в развитии алгоритмического мышления;

  • взаимосвязь между информатикой и другими предметами;

  • разнообразие в процессе преподавания предмета.

Целью учителя информатики, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;

  • создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;

  • интеграция преподавания информатики с другими предметными областями;

  • создание условий для выявления одаренности учащихся.

В большинстве современных публикаций различают общие формы обучения и формы организации учебно-воспитательного процесса. В обучении информатике имеет место наличие или отсутствие компьютера в процессе обучения. Общие формы обучения делятся на: фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников.

Фронтальное обучение предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами, используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной темы, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, при использовании компьютерной техники, эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей. При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации.

В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимоконтроль. Заметим, что часто для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, консультации и т.п.). Одна из важнейших задач учителя - сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности.

Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.). При этом учитель сам работает на ЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно.

Лабораторная работа (фронтальная) является основной формой работы в кабинете информатики. Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами. Деятельность учащихся может быть как синхронной (например, при работе с одинаковыми педагогическими программными средствами), так и в различном темпе или даже с различными программными средствами. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы - наблюдение за работой учащихся (в том числе через локальную сеть), а также оказание им оперативной помощи.

Дидактическое назначение используемых программных средств может быть различным: освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), закрепление нового материала (например, с помощью программы-тренажера), проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы или компьютерного теста).

Индивидуальный практикум- более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами, которая характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности; большей опорой на учебники, справочный материал, возможно, ресурсы Интернет; более сложными вопросами к учителю.

Термин "лекция" имеет два смысла: это и форма, и метод. Лекция всегда фронтальная. Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации и, если позволяет оборудование кабинета, проводится в компьютерном классе. Управление выполняет учитель.

Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе и поэтому сохраняет свое значение в изучении информатики. Коллективные формы работы, преодолевающие индивидуальность компьютерного способа "один на один", также реализуются на семинаре. Органично вписываются в семинар ролевые игры, поскольку их нужно обязательно обсуждать.

Экскурсия может проводиться до и после изучения курса, раздела, темы. В первом случае одна из ее целей - формирование интереса к предмету, во втором - обобщение знаний, их систематизация, связь с жизнью[2].

Метод обучения - это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения. Методический приём - это составная часть метода обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения. Каждый метод обучения реализуется через сочетание определенных дидактических приёмов. Многообразие методических приёмов не позволяет их классифицировать, однако можно выделить приёмы, которые достаточно часто используются в работе учителя информатики.

Методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Каждый из методов успешно решает лишь какие-то одни определенные задачи обучения, а другие - менее успешно. Универсальных методов не существует, поэтому на уроке должны применяться разнообразные методы и их сочетание [3].

В структуре метода обучения выделяют целевую составляющую, деятельную составляющую и средства обучения. Методы обучения выполняют важные функции процесса обучения: мотивационную, организующую, обучающую, развивающую и воспитывающую. Эти функции взаимосвязаны и взаимно проникают друг в друга.

Выбор метода обучения определяется следующими факторами:

  • дидактическими целями;

  • содержанием обучения;

  • уровнем развития учащихся и имеющимися учебными навыками;

  • опытом и уровнем подготовки учителя.

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И.Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами:

    1. методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, инструктивно-практический, побуждающий и тд;

    2. методы учения: исполнительный, репродуктивный, частично-поисковый, поисковый;

  2. Классификация методов, по организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методами стимулирования и мотивации; методами контроля и самоконтроля (Ю.К.Бабанский). Она представлена тремя группами:

    1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные ,наглядные ,практические;

    2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирования и мотивация интереса к учению;

    3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

По характеру познавательной деятельности методы обучения делятся на: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемный, эвристический, исследовательский.

По дидактическим целям методы обучения делятся на методы: приобретения новых знаний; формирования умений, навыков и применения знаний на практике; контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Приведем краткую характеристику основных методов обучения.

Объяснительно-иллюстративные или информационно-рецептивные методы обучения, состоят в передаче учебной информации в «готовом» виде и восприятии (рецепции) её учениками. Учитель не только передает информацию, но и организует её восприятие.

Репродуктивные методы отличаются от объяснительно-иллюстративных наличием объяснения знаний, запоминания их учениками и последующим воспроизведением (репродукцией) их. Прочность усвоения достигается многократным повторением. Эти методы важны при выработке навыков владения клавиатурой и мышью, а также при обучении программированию.

Эвристический метод - организуется поиск новых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть ученики добывают сами в процессе решения познавательных задач. Это метод ещё называют частично-поисковым.

Исследовательский метод обучения состоит в том, что учитель формулирует задачу, иногда в общем виде, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в ходе её решения. При этом они овладевают методами научного познания и опытом исследовательской деятельности.

Наглядные методы обеспечивают всестороннее, образное, чувственное восприятие учебного материала .

Практические методы формируют практические умения и навыки, имеют высокую эффективность. К ним относятся: упражнения, лабораторные и практические работы, выполнение проектов.

Проблемное обучение является очень эффективным методом для развития мышления школьников. Однако вокруг понимания его сути нагромождено много нелепостей, непонимания, искажений.

Таким образом, сутью проблемного обучения является создание и разрешение на занятиях проблемных (противоречивых) ситуаций, в основе которых лежит диалектическое противоречие. Разрешение противоречий и является путем познания, не только научного, но и учебного[3].

Метод проектов способ осуществления учебной деятельности, при котором учащиеся приобретают знания, умения и навыки в ходе выбора, планирования и выполнения специальных практических заданий, называемых проектами. Метод проектов применяют обычно при обучении компьютерным технологиям, поэтому он может использоваться как для младших, так и для старших школьников [7].

1.2 Проектный метод обучения информатики

Многие годы причиной интереса к данной учебной дисциплине, в первую очередь, выступал именно интерес к компьютеру. Он привлекал детей демонстрацией все новых возможностей. Однако со временем компьютер становится привычным для многих, отчасти, бытовым прибором, поэтому теряется смысл своего прямого назначения.

В результате рассмотрения различных методов преподавания был выделен метод проектов, как наиболее подходящий в данном случае, и позволяющий наиболее эффективно изучать материал на уроках информатики. В основе проектной формы лежит творческая деятельность.

Проектный метод обучения.

Метод проектов - метод, развивающий познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Основной тезис современного понимания метода проектов, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Создание проекта - процесс сложный, побуждающий к исследовательской и поисковой деятельности. Данный вид учебной деятельности способствует развитию у учеников логического мышления, формированию междисциплинарных умений и навыков. В процессе демонстрации своих наработок ученики приобретают опыт публичных выступлений. Вовлекая учащихся в творческую работу, преподаватель способствует развитию у них умения самостоятельно собирать информационный материал и иллюстрации, что развивает творческую смекалку и способности дизайнерского оформления. В результате, именно удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности играют первостепенную роль и являются для старшеклассника приоритетным мотивом.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Признаками проектной формы обучения являются:

  • наличие организационного этапа подготовки к проекту - самостоятельный выбор и разработка варианта решения, выбор программных и технических средств, выбор источников информации;

  • выбор из числа участников проекта лидера (организатор, координатор), распределение ролей;

  • каждая группа может заниматься разработкой отдельного проекта или участвовать в воплощении коллективного проекта [4].

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I

Анализ методов обучения показал, что методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Каждый из методов успешно решает лишь одни определенные задачи обучения, а другие - менее успешно. Универсальных методов не существует, поэтому на уроке должны применяться разнообразные методы и их сочетания.

При обучении информатике используются все известные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, а именно, общедидактические методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемный, эвристический, исследовательский и др.

Выбирая стратегию преподавания информатики в школе, необходимо учитывать, что задача общеобразовательного курса - это в большой степени развитие познавательных способностей, таких как внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления, формирование навыков, умений и представлений, посредством некоторой педагогической технологии.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ: «ПОНЯТИЕ О ФАЙЛЕ И КАТАЛОГЕ (ПАПКЕ), ИХ ИМЕНА. ПРОСМОТР СПИСКОВ ИМЕН ФАЙЛОВ И ПАПОК»

2.1 Анализ учебно-методического материала.

В учебнике «Информатика для 5 класса общеобразовательных учебных заведении», Ривкинд И. Я. подробно описаны темы, связаны с файлами. Для закрепления усвоения знаний помимо теоретического материала также имеется практическая работа. В основу изложения учебного материала положены объектный и алгоритмический подходы [5].

В учебнике «Информатика для 5 класса общеобразовательных учебных заведении» Н.В. Морзе, О.В. Барна, В.П. Вембер и присутствует множество понятий и методов по изучаемой учениками теме, а так же данная тема хорошо иллюстрирована, что помогает ученику наглядно усвоить информацию. В этом учебнике в практических заданиях присутствуют нестандартные методы обучения, в виде головоломок, игр. Имеются задания, как для индивидуального выполнения, так и для коллективного [6].

А.И. Бочкин в своей работе «Методика преподавания информатики» в соответствии с общими целями обучения для методики преподавания информатики выделяет следующие основные задачи:

  1. Определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы;

  2. Разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей;

  3. Рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя [8].

2.2 План-конспект урока-лекции

Тема: «Понятие о файле и каталоге (папке), их имена. Просмотр списков имен файлов и папок»

Цели урока:

- закрепить у учащихся понятие файл и файловая система, имена файлов, пути к файлам.

- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:

доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

  1. Орг. момент. (1 мин)

  2. Проверка и актуализация знаний. (15 мин)

  3. Д/з (2 мин)

  4. Достигли цели урока.(2 мин)

  5. Практическая часть. (13 мин)

  6. Вопросы учеников. (5 мин)

  7. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

(Слайд 1) Работа с понятиями Файл, папка, Файловая система.

(Слайд 2)Каждый для себя определите цель урока и запишите ее в тетрадь.

Вам уже известно, что в файлах на устройствах внешней памяти хранится все программное обеспечение компьютера и все данные. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами.

-Что такое файл?

- Файл- это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

- Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

-Перечислите правильные имена файлов, правильные имена каталогов:

(Слайд 3) Задание1.

письмо.doc,- файл текстовый

Школа?234, Письмо.18, - каталог

letter.txt, -файл текстовый

WinWord, -каталог

Мои документы,- каталог

роза.bmp, -файл графический

crop12.exe, -файл исполняемый

1C, -каталог

red.com - файл исполняемый

Задание 2 (Слайд 4)

Действия над файлами

Задание 3 (Слайд 5)

Действия над папками

Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы, которая является частью операционной системы. Файловая система это система хранения файлов и организации каталогов. Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.

«Понятие о файле и каталоге (папке), их имена. Просмотр списков имен файлов и папок» » в 5 классе общеобразовательной школы. Метод проектов.

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).

«Понятие о файле и каталоге (папке), их имена. Просмотр списков имен файлов и папок» » в 5 классе общеобразовательной школы. Метод проектов.

Задание4. (Слайд 6)

Путь к файлу.Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл. Написать полное имя файла(Интернет, закат)

«Понятие о файле и каталоге (папке), их имена. Просмотр списков имен файлов и папок» » в 5 классе общеобразовательной школы. Метод проектов.

Задание5(Слайд 7)

Постройте дерево каталогов

C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp

C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp

C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp

C:\Мои документы\Доклад.doc

Ответ: (Слайд 8)

«Понятие о файле и каталоге (папке), их имена. Просмотр списков имен файлов и папок» » в 5 классе общеобразовательной школы. Метод проектов.

III Домашнее задание (Слайд9)

Знать, что такое файл, файловая система, уметь находить и открывать файлы, уметь копировать и переименовывать файлы. Учащимся, имеющим компьютеры дома поработать с программой проводник.

IV. Вы достигли сегодня своей цели, которую каждый определил в начале урока?

V. Практическая часть.

Вопросы и задания:

Задания 1(Слайд 10)

Запишите полные имена файлов (Море.bmp, Интересный фильм)

«Понятие о файле и каталоге (папке), их имена. Просмотр списков имен файлов и папок» » в 5 классе общеобразовательной школы. Метод проектов.

Ответ:

C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море.bmp

C:\Фильмы\Интересный фильм.avi

Практическое задание №5

Тема: Файловая система

(создание, копирование, удаление, перемещение, переименование папок и файлов)

  1. Создать на рабочем столе папку Файл.

  2. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать в нём свою визитную карточку (фамилию, имя, отчество, адрес, телефоны).

  3. Сохранить набранный текст в папке Файл под именем визитка.

  4. Создать в папке Файл папку Школа.

  5. Скопировать в папку Школа файл визитка.txt из папки Файл.

  6. Переименовать файл визитка.txt из папки Файл в файл текст.txt.

  7. Скопировать файл текст.txt в папку Школа.

  8. Определить время создания файла визитка.txt и его размер в байтах.

  9. Посмотреть содержимое папки файл через программу Проводник

  10. Удалить папку Файл

  11. Восстановить из корзины папку Файл

V. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

2.2 Внеклассное мероприятие

Цели урока:

  • повторить и обобщить знания по теме «Файлы, папки, каталоги»;

  • побудить интерес к изучению информатики;

  • способствовать воспитанию навыков работы в группе и принятию группового решения;

  • помочь учащимся закрепить представление о файлах, именах файлов, пути к файлам.

Задачи урока: Воспитательные:

воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;

воспитание дисциплинированности;

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

Образовательная:

обобщение и систематизация знаний по теме «Файлы, папки, каталоги».

Развивающие:

совершенствовать навыки самостоятельной работы;

развитие внимания, наблюдательности, чувства ответственности, логического мышления

Форма урока: урок-игра

Оборудование: компьютеры; интерактивная доска;

План урока:

I. Организационный момент. Постановка целей и задач занятия.
II. Игра

  • Головоломка

III. Подведение итогов игры.

IV. Домашнее задание

ХОД УРОКА

Орг. момент. Постановка целей и задач занятия

Приветствие, проверка присутствующих.

Игра Учащиеся поделены на 2 команды. С каждой команды по одному выходят к доске и в течении минуты нужно отыскать слово, за правильное слово команда получает жетон.

Задание (головоломка)

В сетке таблицы записаны 11 слов (по горизонтали, по вертикали и по диагонали). Нужно отыскать все слова и записать их на листе, в скобках указано количество букв в слове:

  • действие с файлами и папками (8);

  • действие с файлами и папками (8);

  • действие с файлами и папками (11);

  • действие с файлами и папками (11);

  • действие с файлами и папками (8);

  • атрибут папки и файла (3);

  • атрибут файла (3);

  • графическое представление объекта (6);

  • указатель на объект (5);

  • поименная область на диске (4);

  • место на диске для хранения файлов и папок (5).

К

У

И

Н

Т

Е

Р

Ф

Е

Й

С

С

О

З

Д

А

Н

И

Е

А

Т

П

И

Т

П

А

П

К

А

Е

М

Н

Р

Я

К

О

И

А

С

В

И

Л

Е

И

М

Р

Д

Т

Р

О

К

Н

О

М

Л

И

Ы

Л

Б

И

О

А

Е

Ж

У

О

Г

Т

Ф

Ы

Ч

П

В

Л

Ш

К

Ж

З

И

Н

А

К

У

Р

А

Б

О

Е

Д

Е

Н

Т

Й

С

П

Д

Н

Д

Н

К

З

А

Х

Ь

Л

К

У

А

И

И

П

Е

Р

Е

М

Е

Щ

Е

Н

И

Е

Правильные ответы:

  • создание

  • удаление

  • перемещение

  • копирование

  • открытие

  • имя

  • тип

  • значок

  • ярлык

  • файл

  • папка

Подведение итогов игры.

Победит та команда у которой будет больше жетонов.

Домашнее задание.

Повторить.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Во второй главе были разработаны уроки по теме «Понятие о файле и каталоге (папке), их имена. Просмотр списков имен файлов и папок» » в 5 классе Уроки разработаны таким образом, чтобы доступно донести информацию учащимся. Был использован метод проектов. Есть задания, которые выполняются командами учащихся.

Задания для комплексного занятия являются общими для всех. Выполнение производиться учениками попарно. Кроме этого есть и индивидуальное творческое задание. Если возникают какие-то вопросы, учащийся обратиться к учителю в индивидуальном порядке.

Было разработано практическое занятие в виде игры с реализацией метода проектов в виде интеллектуальной игры, целью которого является закрепление пройденной темы привлечение интереса к предмету, закрепление существующих знаний, приобретение новых знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания данной курсовой работы была разработана методика преподавания темы «Понятие о файле и каталоге (папке), их имена. Просмотр списков имен файлов и папок» » в 5классе. Данная методика включает несколько уроков следующих форм их организации: комбинированный урок (лекция-практика); урок контроля знаний.

Все вышеперечисленные формы проведения урока являются наиболее эффективными в организации процесса обучения в старших классах. Знания, умения и навыки, полученные на уроках, учащиеся с уверенностью смогут применить на практике. Также очень важна последовательность проведения данных уроков, так как учащимся лучше постепенно усваивать знания, вследствие чего, ученики смогут легко воспроизводить знания и применять их в своей жизнедеятельности. Это является очень важным аспектом становления и развития личности в современной жизни. Еще одной особенностью данной методики преподавания является сбалансированное распределение учебного времени на изучение данной темы - по одному часу в неделю. Это позволяет равномерно распределять нагрузку учащихся

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов пед. вузов/ М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, под общей ред. М. П. Лапчика. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с

  2. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / Н.В. Софронова. - М.: Высш. шк., 2004. - 223 с.

  3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/teoriya-obucheniya-didaktika/lektsiya-4-metody-i-sredstva-

  4. Проблемы преподавания компьютерных дисциплин // Педагогика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pedagogika-expo.ru/problemy_prepodavanija_kompyuternyh_disciplin_v.html

  5. Ф.М.Рівкінд, Г.В.Ломаковська, С.Я.Колесніков, Й.Я.Ривкінд. Підручник "Сходинки до інформатики, 5 клас". - К., Світич, 2008р. - 64с

  6. Информатика :учеб. Для 5 класса общеобразовательных учеб. заведений Н.В. Морзе, О.В. Барна, В.П. Вембер, О.Г. Кузьминская - К.: Издательский дом «Образование», 2013- 73с

  7. Методы обучения // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node19.html

  8. .Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие / А.И. Бочкин. - Мн.: Высш. шк., 1998. - 431 с.

  9. Ершов А.П. / Общая методика преподавания информатики / А. Ершов, учеб. пособие для ВУЗов, Изд.: «Просвещение», 2003 - 322 с.

  10. Рыжов В.Н. Дидактика: Учебное пособие для студентов пед. колледжей и лицеев / В. Н. Рыжов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 318 с.

© 2010-2022