Рабочая программа по дисциплине Основы программирования и баз данных

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы программирования и баз данных




















2013

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) для базовой подготовки по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 230111 «Компьютерные сети».

Организация-разработчик:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский машиностроительный техникум»

Разработчики:

Москвичева Г.Г., преподаватель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории, Отличник образования РС (Я)


«Рассмотрена»

ПЦК «Специальных дисциплин»

Председатель ПЦК________ Н.В.Солохина

Протокол № ____от «______»______2013г.

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №___ от «__»_____20__г.

©

©

©

©

©




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. 2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. 3. условия реализации учебной дисциплины

12

  1. 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы программирования и баз данных


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО и при повышении квалификации: 14995 Наладчик технологического оборудования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы: общепрофессиональная дисциплина «Основы программирования и баз данных» входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать языки программирования высокого уровня;

  • строить логически правильные и эффективные программы;

  • использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • общие принципы построения алгоритмов;

  • основные алгоритмические конструкции;

  • системы программирования;

  • технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;

  • основы теории баз данных;

  • модели баз данных;

  • основы реляционной алгебры;

  • принципы проектирования баз данных;

  • средства проектирования структур баз данных;

  • язык запросов SQL.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 193 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 129 часов;

самостоятельной работы обучающегося 64 часа.











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная нагрузка (всего)

193

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

129

В том числе:


практические занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

64

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы программирования и баз данных»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы алгоритмизации и программирования на языке PASCAL.

32


Тема 1.1. Общее понятие алгоритма.


Содержание учебного материала

2

2

1.

Общее понятие алгоритмизации.

Самостоятельная работа обучающихся: Обзор существующих алгоритмических языков.

1


Тема 1.2. Принципы построения и управляющие конструкции алгоритмического языка.

Содержание учебного материала

17

2

1.

Свойства алгоритмов.

2.

Виды алгоритмов.

3.

Основные типы алгоритмов.

4.

Система программирования в Turbo-Pascal.

5.

Простые типы данных. Описание переменных. Числовые типы данных. Выражения.

6.

Оператор присваивания.

7.

Процедуры ввода-вывода.

8.

Конструкция ветвления.

9.

Символьный тип данных.

10.

Этапы решения задач на ЭВМ.

Практическое занятие №1

Составление блок-схем.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Свойства алгоритмов и методы построения. Формы представления алгоритмов: естественный язык, блок-схема, формальный язык. Логический тип.

10

Раздел 2. Системы и технологии структурного и объектно-ориентированного программирования.

100

Тема 2.1. Обзор современных систем программирования.

Содержание учебного материала

6

2

1.

Современные системы разработки эффективных программ на языке программирования высокого уровня. Сравнительная характеристика, примеры использования.

2.

Разработка программ по техническому заданию.

Самостоятельная работа обучающихся: Проектирование программы с использованием операций языка.

4


Тема 2.2. Технология структурного программирования.

Содержание учебного материала

16

2

1.

Теоретические предпосылки структурного программирования. Состав и структура языка программирования. Понятия алфавита, синтаксиса и семантики. Комментарии.

2.

Оператор цикла с предусловием.

3.

Оператор цикла с постусловием.

4.

Оператор цикла с параметром.

5.

Вложенные циклы.

6.

Программирование графических изображений.

7.

Решение задач на обработку одномерных массивов.

8.

Решение задач на обработку двумерных массивов.

Практическое занятие №2

Решение задач на циклы.

2


Практическое занятие №3

Организация математических операций в программе и операции преобразования типа в программе.

2

Практическое занятие №4

Разработка программы с использованием оператора ветвления и выбора.

2

Практическое занятие №5

Разработка программы с использованием операторов цикла.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач с использованием оператора ветвления и выбора. Решение задач с использованием оператора с использованием операторов цикла.

12

Тема 2.3. Технология объектно-ориентированного программирования (ООП).

Содержание учебного материала

32

2

1.

Преимущества применения объектно-ориентированного подхода в программировании. Классы: основные понятия.

2.

Понятие массива. Массивы одномерные и многомерные.

3.

Понятие индекса и элемента массива. Подсчет объема памяти занимаемой массивом.

4.

Типовые задачи с массивами: доступ к элементу, обход элементов, инициализация элементов.

5.

Представление текстовой информации. Понятие строка. Различные способы организации строковых данных.

6.

Работа с отдельными символами. Наиболее употребительные функции для работы со строками.

7.

Введение в программирование под Windows.

8.

Проектирование программы с использованием классов и методов

9.

Проектирование программы для работы с массивами и строками

10.

Интерфейс среды Delphi.

11.

Проект в среде Delphi.

12.

Формы. События и их обработка.

13.

Арифметические операции. Создание калькулятора.

14.

Таймер.

15.

Анимация.

16.

Стандартный интерфейс пользователя.

Практическая работа № 6

Разработка программы с использованием нескольких методов

2


Практическая работа № 7

Разработка программы для работы с одномерными массивами и многомерными массивами.

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуального проекта «Разработка прикладного программного решения».

18

Раздел 3. Основы теории баз данных и реляционной алгебры.

13

Тема 3.1. Основы теории баз данных и реляционной алгебры.

Содержание учебного материала

6

2

1.

Основные понятия и определения теории БД.

2.

Классическая трехуровневая архитектура БД, упрощенный процесс прохождения запроса в БД.

3.

Базисные средства манипулирования данными.

Практическая работа № 8

Использование средств манипуляции реляционной алгебры при работе с БД.

2


Практическая работа № 9

Использование реляционного исчисления при работе с БД

2

Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач на операции обработки отношений. Решение задач на реляционное исчисление.

3

Раздел 4. Модели баз данных.

9

Тема 4.1. Модели баз данных.

Содержание учебного материала

4

2

1.

Общее понятие модели БД. Классификация моделей БД.

2.

Реляционная модель данных. Принципы поддержки целостности в реляционной модели БД.

Практическая работа № 10

Проектирование концептуальной и реляционной модели базы данных»

2


Самостоятельная работа обучающихся:Задачи на проектирование различных моделей баз данных.

3

Раздел 5. Принципы построения и средства проектирования структур баз данных.

18

Тема 5.1. Принципы построения баз данных.

Содержание учебного материала

2

2

1.

Принципы построения, используемые при реализации многопользовательских систем управления базами данных (СУБД). Обзор современных СУБД.

Практическая работа № 11

Построение баз данных с использованием СУБД MS Access.

2


Практическая работа № 12

Построение баз данных с использованием СУБД MS SQL-Server.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Реализация построения базы данных в MS Access». «Реализация построения базы данных в MS SQL-Server»

3

Тема 5.2. Средства проектирования структур баз данных.

Содержание учебного материала


2

1.

Средства проектирования структур реляционных баз данных с использованием нормализации и семантических моделей.

2

Практическая работа № 13

Проектирование баз данных с использованием CASE системы

2


Практическая работа № 14

Проектирование баз данных с использованием семантических моделей и на основе принципов нормализации

2

Самостоятельная работа обучающихся: Проектирование прикладной базы данных.

3

Раздел 6. Язык запросов SQL.

21

Тема 6.1. Язык запросов SQL.

Содержание учебного материала

12

2

1.

Значения, базовые функции и выражения SQL.

2.

Арифметические выражения с переключателями и преобразованием типа.

3.

Выражения со строковыми значениями; виды предикатов, допустимых в логических выражениях.

4.

Виды выражений запросов. Триггеры. Информационная схема.

5.

Ограничение и сортировка данных в таблице» «Выборка данных из нескольких таблиц.

6.

Использование триггеров в БД

Практическая работа № 15

Создание таблиц. Выборка данных в таблице. Создание триггеров в таблице БД

2


Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по разработке запросов к таблицам. Решение задач по разработке выборок данных. Решение задач по ограничению и сортировке данных.

7

Всего:

193





3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Программирования и баз данных».

Оборудование лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- экран;

- автоматизированные рабочие места обучающихся;

- комплект нормативных документов;

- рекомендации по подготовке к практическим занятиям;

- задания для проведения практических занятий;

- проектор;

- сканер;

  • принтер;

  • программное обеспечение общего и профессионального назначения.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Биллиг В.А. Основы объектного программирования на C# (С# 3.0, Visual Studio 2008) - 1 изд. - М.: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру », БИНОМ. Лаборатория знаний », 2010.

  2. Воронин В.В. Информационное обеспечение систем управления: учеб. пособие. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. госуниверситета, 2009.

  3. Илюшечкин, В. М. Основы использования и проектирования баз данных: учеб. пособие/ В. М. Илюшечкин. - М.: Высшее образование, 2009.

  4. Павлоская Т.А. C# Программирование на языке высокого уровня: учебник: гриф МО РФ. -3 изд. - СПб.: Питер, 2010.

  5. Туманов В.Е. Основы проектирования реляционных баз данных: учебник - 1 изд. - М.: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру », БИНОМ. Лаборатория знаний », 2007.

  6. Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня: Уч. для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

  7. Фленов М.А. Библия Delphi: учебное пособие/ 3 изд. - БХВ-Петербург, 2011.

Дополнительные источники:

  1. Архангельский А.Я. Программирование в Delphi: учебник по классическим версиям Delphi. - М.: Бином, 2008.

  2. Бобровский С.И. Delphi 7: Учебный курс. - СПб.: Питер, 2008.

  3. Герберт Шилдт C# 4.0 полное руководство - 1 изд. - М.: Вильямс, 2011.

  4. Культин Н.Б. Delphi в задачах и примерах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007.

  5. Уолтерс Роберт, Коулс Майкл, Рей Роберт, Феррачати Фабио, Дональд Фармер SQL Server 2008. Ускоренный курс для профессионалов Вильямс - Москва - Санкт Петербург - Киев, 2008.

  6. Эндрю Троелсен Язык программирования C# 2010 и платформа .NET 4 - 1 изд. - М.: Вильямс, 2011.

Интернет ресурсы:

  1. intuit.ru/department/os/osunix/4/(Интернет - университет информационных технологий).

  2. sql.ru/forum/actualtopics.aspx?bid=1 (Форум по созданию и программированию обработки баз данных под управлением Microsoft SQL Server 2000 и Microsoft SQL Server 2005).

  3. forum.sources.ru/index.php?s=15cc5535014af08b672ad3dd3226e537&showforum=48 (Форум по созданию и программированию обработки баз данных под управлением Microsoft SQL Server 2000 и Microsoft SQL Server 2005).

  4. csu.ac.ru/osp/os/1994/04/source/43.html статья по объектно-реляционным базам данных

  5. microsoft.com/rus/sql/Default.mspx сайт, посвящен Microsoft SQL Server 2005

  6. 13.study.ustu.ru/view/Aid_file_browser.aspx?AidId=85&version=1 электронные учебные материалы по базам данных на сайте УГТУ-УПИ

  7. kdeu.dp.ua/poligon/forum/list.asp?fid=30 форум по СУБД ACCESS

  8. bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3.html - сайт бесплатных книг. Книги неизвестных авторов: Основы проектирования реляционных баз данных. Основы современных баз данных.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения (основные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь

  • использовать языки программирования высокого уровня;

  • строить логически правильные и эффективные программы;

  • использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.

Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических работ по темам.

Выполнение и защита практических работ.

Знать

  • общие принципы построения алгоритмов;

  • основные алгоритмические конструкции;

  • системы программирования;

  • технологии структурного и объектно - ориентированного программирования;

  • основы теории баз данных;

  • модели баз данных;

  • основы реляционной алгебры;

  • принципы проектирования баз данных;

  • средства проектирования структур баз данных;

  • язык запросов SQL.

Различные формы опроса на аудиторных занятиях. Текущий контроль в форме защиты практических заданий.


Разработчики:

Москвичева Г.Г., преподаватель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории, Отличник образования РС (Я)


Эксперты:

________________ ________________ ____________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

________________ ________________ ____________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

________________ ________________ ____________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)




© 2010-2022