- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по дисциплине Основы программирования и баз данных
Рабочая программа по дисциплине Основы программирования и баз данных
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Москвичева Г.Г. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программирования и баз данных
2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) для базовой подготовки по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 230111 «Компьютерные сети».
Организация-разработчик:
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский машиностроительный техникум»
Разработчики:
Москвичева Г.Г., преподаватель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории, Отличник образования РС (Я)
«Рассмотрена»
ПЦК «Специальных дисциплин»
Председатель ПЦК________ Н.В.Солохина
Протокол № ____от «______»______2013г.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №___ от «__»_____20__г.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
3. условия реализации учебной дисциплины
12
-
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программирования и баз данных
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО и при повышении квалификации: 14995 Наладчик технологического оборудования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы: общепрофессиональная дисциплина «Основы программирования и баз данных» входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
использовать языки программирования высокого уровня;
-
строить логически правильные и эффективные программы;
-
использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
общие принципы построения алгоритмов;
-
основные алгоритмические конструкции;
-
системы программирования;
-
технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
-
основы теории баз данных;
-
модели баз данных;
-
основы реляционной алгебры;
-
принципы проектирования баз данных;
-
средства проектирования структур баз данных;
-
язык запросов SQL.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 193 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 129 часов;
самостоятельной работы обучающегося 64 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Объем часов
Максимальная нагрузка (всего)
193
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
129
В том числе:
практические занятия
30
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
64
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы программирования и баз данных»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы алгоритмизации и программирования на языке PASCAL.
32
Тема 1.1. Общее понятие алгоритма.
Содержание учебного материала
2
2
1.
Общее понятие алгоритмизации.
Самостоятельная работа обучающихся: Обзор существующих алгоритмических языков.
1
Тема 1.2. Принципы построения и управляющие конструкции алгоритмического языка.
Содержание учебного материала
17
2
1.
Свойства алгоритмов.
2.
Виды алгоритмов.
3.
Основные типы алгоритмов.
4.
Система программирования в Turbo-Pascal.
5.
Простые типы данных. Описание переменных. Числовые типы данных. Выражения.
6.
Оператор присваивания.
7.
Процедуры ввода-вывода.
8.
Конструкция ветвления.
9.
Символьный тип данных.
10.
Этапы решения задач на ЭВМ.
Практическое занятие №1
Составление блок-схем.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Свойства алгоритмов и методы построения. Формы представления алгоритмов: естественный язык, блок-схема, формальный язык. Логический тип.
10
Раздел 2. Системы и технологии структурного и объектно-ориентированного программирования.
100
Тема 2.1. Обзор современных систем программирования.
Содержание учебного материала
6
2
1.
Современные системы разработки эффективных программ на языке программирования высокого уровня. Сравнительная характеристика, примеры использования.
2.
Разработка программ по техническому заданию.
Самостоятельная работа обучающихся: Проектирование программы с использованием операций языка.
4
Тема 2.2. Технология структурного программирования.
Содержание учебного материала
16
2
1.
Теоретические предпосылки структурного программирования. Состав и структура языка программирования. Понятия алфавита, синтаксиса и семантики. Комментарии.
2.
Оператор цикла с предусловием.
3.
Оператор цикла с постусловием.
4.
Оператор цикла с параметром.
5.
Вложенные циклы.
6.
Программирование графических изображений.
7.
Решение задач на обработку одномерных массивов.
8.
Решение задач на обработку двумерных массивов.
Практическое занятие №2
Решение задач на циклы.
2
Практическое занятие №3
Организация математических операций в программе и операции преобразования типа в программе.
2
Практическое занятие №4
Разработка программы с использованием оператора ветвления и выбора.
2
Практическое занятие №5
Разработка программы с использованием операторов цикла.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач с использованием оператора ветвления и выбора. Решение задач с использованием оператора с использованием операторов цикла.
12
Тема 2.3. Технология объектно-ориентированного программирования (ООП).
Содержание учебного материала
32
2
1.
Преимущества применения объектно-ориентированного подхода в программировании. Классы: основные понятия.
2.
Понятие массива. Массивы одномерные и многомерные.
3.
Понятие индекса и элемента массива. Подсчет объема памяти занимаемой массивом.
4.
Типовые задачи с массивами: доступ к элементу, обход элементов, инициализация элементов.
5.
Представление текстовой информации. Понятие строка. Различные способы организации строковых данных.
6.
Работа с отдельными символами. Наиболее употребительные функции для работы со строками.
7.
Введение в программирование под Windows.
8.
Проектирование программы с использованием классов и методов
9.
Проектирование программы для работы с массивами и строками
10.
Интерфейс среды Delphi.
11.
Проект в среде Delphi.
12.
Формы. События и их обработка.
13.
Арифметические операции. Создание калькулятора.
14.
Таймер.
15.
Анимация.
16.
Стандартный интерфейс пользователя.
Практическая работа № 6
Разработка программы с использованием нескольких методов
2
Практическая работа № 7
Разработка программы для работы с одномерными массивами и многомерными массивами.
2
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуального проекта «Разработка прикладного программного решения».
18
Раздел 3. Основы теории баз данных и реляционной алгебры.
13
Тема 3.1. Основы теории баз данных и реляционной алгебры.
Содержание учебного материала
6
2
1.
Основные понятия и определения теории БД.
2.
Классическая трехуровневая архитектура БД, упрощенный процесс прохождения запроса в БД.
3.
Базисные средства манипулирования данными.
Практическая работа № 8
Использование средств манипуляции реляционной алгебры при работе с БД.
2
Практическая работа № 9
Использование реляционного исчисления при работе с БД
2
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач на операции обработки отношений. Решение задач на реляционное исчисление.
3
Раздел 4. Модели баз данных.
9
Тема 4.1. Модели баз данных.
Содержание учебного материала
4
2
1.
Общее понятие модели БД. Классификация моделей БД.
2.
Реляционная модель данных. Принципы поддержки целостности в реляционной модели БД.
Практическая работа № 10
Проектирование концептуальной и реляционной модели базы данных»
2
Самостоятельная работа обучающихся:Задачи на проектирование различных моделей баз данных.
3
Раздел 5. Принципы построения и средства проектирования структур баз данных.
18
Тема 5.1. Принципы построения баз данных.
Содержание учебного материала
2
2
1.
Принципы построения, используемые при реализации многопользовательских систем управления базами данных (СУБД). Обзор современных СУБД.
Практическая работа № 11
Построение баз данных с использованием СУБД MS Access.
2
Практическая работа № 12
Построение баз данных с использованием СУБД MS SQL-Server.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Реализация построения базы данных в MS Access». «Реализация построения базы данных в MS SQL-Server»
3
Тема 5.2. Средства проектирования структур баз данных.
Содержание учебного материала
2
1.
Средства проектирования структур реляционных баз данных с использованием нормализации и семантических моделей.
2
Практическая работа № 13
Проектирование баз данных с использованием CASE системы
2
Практическая работа № 14
Проектирование баз данных с использованием семантических моделей и на основе принципов нормализации
2
Самостоятельная работа обучающихся: Проектирование прикладной базы данных.
3
Раздел 6. Язык запросов SQL.
21
Тема 6.1. Язык запросов SQL.
Содержание учебного материала
12
2
1.
Значения, базовые функции и выражения SQL.
2.
Арифметические выражения с переключателями и преобразованием типа.
3.
Выражения со строковыми значениями; виды предикатов, допустимых в логических выражениях.
4.
Виды выражений запросов. Триггеры. Информационная схема.
5.
Ограничение и сортировка данных в таблице» «Выборка данных из нескольких таблиц.
6.
Использование триггеров в БД
Практическая работа № 15
Создание таблиц. Выборка данных в таблице. Создание триггеров в таблице БД
2
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по разработке запросов к таблицам. Решение задач по разработке выборок данных. Решение задач по ограничению и сортировке данных.
7
Всего:
193
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Программирования и баз данных».
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- экран;
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
- комплект нормативных документов;
- рекомендации по подготовке к практическим занятиям;
- задания для проведения практических занятий;
- проектор;
- сканер;
-
принтер;
-
программное обеспечение общего и профессионального назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Биллиг В.А. Основы объектного программирования на C# (С# 3.0, Visual Studio 2008) - 1 изд. - М.: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру », БИНОМ. Лаборатория знаний », 2010.
-
Воронин В.В. Информационное обеспечение систем управления: учеб. пособие. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. госуниверситета, 2009.
-
Илюшечкин, В. М. Основы использования и проектирования баз данных: учеб. пособие/ В. М. Илюшечкин. - М.: Высшее образование, 2009.
-
Павлоская Т.А. C# Программирование на языке высокого уровня: учебник: гриф МО РФ. -3 изд. - СПб.: Питер, 2010.
-
Туманов В.Е. Основы проектирования реляционных баз данных: учебник - 1 изд. - М.: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру », БИНОМ. Лаборатория знаний », 2007.
-
Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня: Уч. для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
-
Фленов М.А. Библия Delphi: учебное пособие/ 3 изд. - БХВ-Петербург, 2011.
Дополнительные источники:
-
Архангельский А.Я. Программирование в Delphi: учебник по классическим версиям Delphi. - М.: Бином, 2008.
-
Бобровский С.И. Delphi 7: Учебный курс. - СПб.: Питер, 2008.
-
Герберт Шилдт C# 4.0 полное руководство - 1 изд. - М.: Вильямс, 2011.
-
Культин Н.Б. Delphi в задачах и примерах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
-
Уолтерс Роберт, Коулс Майкл, Рей Роберт, Феррачати Фабио, Дональд Фармер SQL Server 2008. Ускоренный курс для профессионалов Вильямс - Москва - Санкт Петербург - Киев, 2008.
-
Эндрю Троелсен Язык программирования C# 2010 и платформа .NET 4 - 1 изд. - М.: Вильямс, 2011.
Интернет ресурсы:
-
intuit.ru/department/os/osunix/4/(Интернет - университет информационных технологий).
-
sql.ru/forum/actualtopics.aspx?bid=1 (Форум по созданию и программированию обработки баз данных под управлением Microsoft SQL Server 2000 и Microsoft SQL Server 2005).
-
forum.sources.ru/index.php?s=15cc5535014af08b672ad3dd3226e537&showforum=48 (Форум по созданию и программированию обработки баз данных под управлением Microsoft SQL Server 2000 и Microsoft SQL Server 2005).
-
csu.ac.ru/osp/os/1994/04/source/43.html статья по объектно-реляционным базам данных
-
microsoft.com/rus/sql/Default.mspx сайт, посвящен Microsoft SQL Server 2005
-
13.study.ustu.ru/view/Aid_file_browser.aspx?AidId=85&version=1 электронные учебные материалы по базам данных на сайте УГТУ-УПИ
-
kdeu.dp.ua/poligon/forum/list.asp?fid=30 форум по СУБД ACCESS
-
bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3.html - сайт бесплатных книг. Книги неизвестных авторов: Основы проектирования реляционных баз данных. Основы современных баз данных.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (основные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь
-
использовать языки программирования высокого уровня;
-
строить логически правильные и эффективные программы;
-
использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.
Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических работ по темам.
Выполнение и защита практических работ.
Знать
-
общие принципы построения алгоритмов;
-
основные алгоритмические конструкции;
-
системы программирования;
-
технологии структурного и объектно - ориентированного программирования;
-
основы теории баз данных;
-
модели баз данных;
-
основы реляционной алгебры;
-
принципы проектирования баз данных;
-
средства проектирования структур баз данных;
-
язык запросов SQL.
Различные формы опроса на аудиторных занятиях. Текущий контроль в форме защиты практических заданий.
Разработчики:
Москвичева Г.Г., преподаватель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории, Отличник образования РС (Я)
Эксперты:
________________ ________________ ____________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
________________ ________________ ____________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
________________ ________________ ____________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)