- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка современного урока информатики на тему «Умозаключение как форма мышления» (4 класс)
Методическая разработка современного урока информатики на тему «Умозаключение как форма мышления» (4 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Панова А.К. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка современного урока информатики на тему «Умозаключение как форма мышления» (4 класс)
Подготовила: Ремезова Анастасия Константиновна
Учитель информатики
МКОУ ШР «НШДС № 14»
Предметная область: информатика
Тема: «Умозаключение как форма мышления».
Предмет: информатика
Учитель: Ремезова А.К.
Класс: 4
Урок № 14
Основные понятия: суждение, умозаключение, понятие, посылка, заключение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Основные методы:
-
Объяснительно-иллюстративный
-
Репродуктивный
Технология: Кейс - технология.
Раздел программы: Понятие, суждение, умозаключение (9 часов).
Оборудование:
технические средства:
компьютеры с операционной системой Windows,
мультимедийный проектор, экран.
программные средства:
Microsoft Power Point.
раздаточные материалы:
карточки для работы по группам,
карточки для работы в парах.
Учебно- методический комплект:
-
Матвеева Н. В. Информатика (ФГОС): учебник для 4 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Матвеева Н. В. Информатика (ФГОС): рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информационно - методический комплект:
-
Электронная тетрадь ученика к УМК Матвеева Н. В. Информатика (ФГОС) 4 класс.
Структура урока:
-
Организационный момент (1 мин.)
-
Повторение пройденного раннее материала (3 мин.)
-
Объяснение и первичное закрепление нового материала (30 мин.)
-
Запись домашнего задания (2 мин.)
-
Физкультминутка (3 мин.)
-
Компьютерный практикум (5 мин.)
-
Подведение итогов (1 мин.)
Цели урока:
- сформировать понятия «умозаключение», «посылки»;
- учить делать умозаключения на основе посылок;
- формировать навыки работы со схемами;
- прививать навык самостоятельного изучения материала;
- развивать аналитические способности;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- формировать умение работать в группах и индивидуально.
УУД на этапах урока:
Этапы урока
УУД на этапах урока
1
Организационный момент
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
- формирование навыков письма
- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в группах;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
2
Повторение пройденного ранее материала.
Проверка знаний.
3
Объяснение и первичное закрепление нового материала
Формулирование темы и целей урока через познавательную деятельность
Регулятивные УУД:
- развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Личностные УУД:
- развитие памяти и логического мышления:
- актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того, что привычные вещи имеют информационную характеристику и влияют на жизнь людей.
Познавательные УУД:
- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
- умение кратко формулировать мысль;
-формирование понятия «Главное».
Коммуникативные УУД:
- умение работать в группах;
- формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
4
Самостоятельное изучение нового материала
5
Создание технологической карты для закрепления нового материала
Личностные УУД:
-развитие памяти и внимания
- формирование навыков самоорганизации
- формирование навыков письма
- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.
- развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей, схемой.
- развитие творческих способностей.
6
Работа по группам
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
- формирование навыков письма
Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, развитие диалогической речи
7
Устные упражнения на закрепление
Регулятивные УУД:
- развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
8
Запись домашнего задания
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
- формирование навыков письма
9
Физкультминутка
Личностные УУД:
- формирование здорового образа жизни
10
Компьютерный практикум
Личностные УУД:
- умение работать электронными пособиями;
Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, развитие диалогической речи
11
Итоги урока, рефлексия
Личностные УУД:
- развитие самооценки
ХОД УРОКА
-
Организационный момент (1 мин.)
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку.
-
Повторение пройденного раннее материала (3 мин.)
На данном этапе начинается использование презентации.
1)Повторение начинается с устного фронтального опроса, направленного на выяснение уровня знаний терминов предыдущего урока. Демонстрируется слайд № 1.
2)Далее обучающиеся разделяются по парам и с помощью раздаточного материала приступают к выполнению задания. Форма групповая.
Обучающиеся должны заполнить схему, отображающую виды суждений (Приложение. Схема № 1). Демонстрируется слайд № 2.
Обучающиеся должны отметить истинные суждения буквой И.
И ответить на вопрос: К какому виду относятся суждения, которые не выбрали? (Приложение. Схема № 1). Демонстрируется слайд № 3,4.
Обучающиеся должны отметить высказывания, которые не являются суждениями. (Приложение. Схема № 1). Демонстрируется слайд № 5.
Затем происходит подсчет баллов.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл, за неправильный 0 баллов.
От 18 до 14 оценка «5»,
От 14 до 10 оценка «4»,
От 10 до 6 оценка «3»,
До 6 оценка «2».
Обучающиеся самостоятельно выставляют себе оценки.
-
Объяснение и первичное закрепление нового материала (30 мин.)
Формулирование темы и целей урока через познавательную деятельность.
Обучающиеся выстраивают новые суждения исходя из знаний о своём классе. На основе суждений делают заключения и формируют тему и цель урока. Форма фронтальная. Демонстрируются слайды № 6 -10.
Самостоятельное изучение нового материала
Самостоятельно знакомятся с новым понятием «умозаключение» на страницах 92-93 учебника. Форма индивидуальная. Демонстрируется слайд № 11.
Опрос, правильно ли обучающиеся поняли, что такое умозаключение и из чего оно состоит. Форма фронтальная. Демонстрируется слайд № 12.
Создание технологической карты для закрепления нового материала.
Далее для полного понимания темы урока создается технологическая карта, которая помогает детально раскрыть и понять тему умозаключения.
Обучающимся объясняется, что такое технологическая карта и для чего она нужна.
Составление происходит по порядку с одной, двух и заканчивая тремя посылками с написанием примеров. Демонстрируются слайды № 13-27.
Работа по группам.
Метод ситуационного анализа. Обучающимся предлагается конкретная проблемная ситуация, и в работе по группам они должны найти пути решения данной проблемы. С помощью раздаточного материала (Раздаточный материал) сопоставляют посылки и заключение. Делают определенные выводы для нахождения конечного результата. Что позволяет всем без исключения вникнуть и погрузиться в работу. Форма групповая. Демонстрируются слайды № 29 - 30.
Проверка правильности проделанной работы. Демонстрируется слайд № 31.
В конце работы по группам проходит рефлексия( таблице № 1).
Устные упражнения на закрепление
Обучающиеся отвечают на вопросы для закрепления знаний. Демонстрируется слайд № 32.
-
Запись домашнего задания (2 мин.)
Работа с дневниками. Домашнее задание записано с различными уровнями сложности. Задания 1 сложности: Т. с. 80, № 1,2. Задания 2 сложности: Т. с. 80,№ 1,2,3. Задания 3 сложности: Т. с.80, № 1,2,3,4. Что позволяет каждому обучающемуся выбрать свой уровень сложности по своим знаниям. Демонстрируется слайд № 33.
-
Физкультминутка (3 мин.)
Выполняют упражнения. Демонстрируется слайд № 34. При клике по иллюстрации происходит переход на видео файл.
-
Компьютерный практикум (5 мин.)
Электронная тетрадь ученика к УМК Матвеева Н. В. Информатика (ФГОС) 4 класс. Параграф 12. Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Задания 1сложности: обучающиеся решают «Понять», «Уметь»;
Задания 2сложности: обучающиеся решают «Понять», «Уметь», «Знать»- 1,2 - вопросы;
Задания 3сложности: обучающиеся решают «Понять», «Уметь», «Знать» - все вопросы. Демонстрируется слайд № 35.
-
Подведение итогов (1 мин.)
Итоги урока, рефлексия. Демонстрируется слайд № 36.
Рефлексия содержания учебного материала. В конце урока подводятся итоги, каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…
Формирование межпредметных связей на уроке информатики в 4 классе на тему «Умозаключение»:
-
Анализ информации, обработка данных(«Математика»);
-
Моделирование, проектирование («Технология», «Математика»);
-
Коммуникация и социальное взаимодействие (все предметы).
-
Планировать структуру целенаправленных действий, строить информационные модели, организовывать поиск информации, инструментировать свою деятельность.
Данный урок разработан по Кейс - технологиям.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).