Доклад по теме самообразования

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования администрации г. Братска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16»

Доклад

Заседание школьного методического объединения

по теме

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

информатики»

Учитель информатики

I квалификационной категории

Л.А. Кулибякина




.


г. Братск, 22.05.2014.

Работая над методической темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики», пришла к некоторым выводам, которые представляю вашему вниманию. Здесь сразу сделаю акцент на слове «познавательной», поскольку просто активизация деятельности учащихся на уроках информатики не представляет сложности. Но эта активность связана в основном с восприятием учащимися компьютера только как средства развлечения (игры, музыка, видео). И, соответственно, изучение компьютера, как вычислительного средства, инструмента для поиска информации, как важнейшего орудия для создания и обработки информации, наконец, изучение устройства и принципов работы ЭВМ отходит у большинства обучающихся на второй план. Другим аспектом вопроса выступает активизация познавательной деятельности учащихся средствами информатики (а точнее - информационных технологий). Реализуя межпредметные связи в сочетании с современными мультимедийными возможностями и всем известной значимости урока информатики для школьников можно найти массу методов, приёмов и средств такой активизации. Итак, перед нами две стороны медали: с одной - информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности на уроках информатики, с другой - предмет информатика, обладающая широким спектром возможностей для активизации интереса к другим областям знаний. Как же использовать этот грандиозный потенциал преподаваемого мной предмета для реализации этих процессов.

Рассмотрим сначала первую сторону вопроса. Для этого обратимся сначала к психологии и используем простейший психологический приём: поставим себя на место ученика. Что ждёт он от урока информатики? Большинство детей, наверное, приходит на информатику с основной целью - развлечься посредством возможностей компьютерной техники (и чем новее техника, тем шире эти возможности). Средствами развлечения могут выступать игры, видео, музыка, изображения, то есть всё то, что привлекает визуально, позволяет интерактивно участвовать. Всё это называют одним словом - «мультимедиа». Так почему бы не направить это великолепное средство мотивации в нужное русло. Тем более что сегодня для создания мультимедийных и интерактивных материалов масса средств. Итак, для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде.

Такой материал может быть представлен в виде:

  • презентаций (можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо);

  • компьютерных игр (которые содержат развивающий или познавательный материал);

  • интерактивных программ, тестов;

  • графических демонстрационных материалов;

  • видео или мультипликационных фильмов.

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать - это понятно. Но ещё важнее - один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. А если сделать несколько раз, развивается навык. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся, через которую и происходит познание. А как её можно активизировать? Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Вряд ли среднестатистического обучающегося привлечёт такая деятельность, результат или назначение которой - учение. Учение нынче «не в моде». К тому же даже старшеклассники часто не осознают роль получаемых в школе знаний. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость для ученика. В этом случае возникает мотив к познанию, развивается стремление к дальнейшим действиям. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов. О нём в последние годы уже много сказано и написано, поэтому не стоит отдельно разбирать многообразные возможности этого метода. Акцентирую лишь

внимание на том, что проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающим классические занятия), а может - проектом на один или несколько уроков (мини-проект). Безусловно, не всякую деятельность возможно и/или целесообразно трансформировать в проектную. Тогда предлагаю в целях активизации использовать такие приёмы:

  • особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);

  • добавить в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость (действительно, почему бы вместо банального решения задач алгебры логики не организовать Грандиозные Математические Соревнования, олимпиаду или ещё что-нибудь в этом роде);

  • создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).

Крайне важно во всём этом не допустить одной грубой ошибки. Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан. Пускай учащийся сам отыщет правильный алгоритм, а возможно результат окажется даже лучше ожидаемого. Наконец, для активизации познавательной деятельности при изучении сложного или «скучного» материала, каким часто бывает программирование, порекомендую с самого начала продемонстрировать удивительные результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Например, можно показать работу небольших программ, созданных с помощью подлежащего изучению языка, выполняющих потрясающие действия: рисующих «матрицу» на экране, воспроизводящих мелодию (особенный эффект это вызовет, если к компьютеру не подключены колонки). После такой демонстрации у части школьников может возникнуть желание самим создать что-то подобное. Теперь о том, как активизировать познавательный интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий.

Здесь могут помочь межпредметные связи. А как их реализовать? Можно попробовать такие средства:

  • решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций в MS Excel;

  • рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда для кабинета физики; составление программы, решающей физическую, химическую, математическую или иную задачу);

  • внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой (часто в проектной деятельности требуются знания из других дисциплин, иногда можно типовые задачи разбавлять терминами разных областей знаний);

  • комбинирование уроков (здесь могут присутствовать каждый или оба из предыдущих пунктов). Хочется лишь отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна.

Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем.


© 2010-2022