- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ в 7 классе
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 7 классе
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Панасенко Л.В. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Стретенка»
Дальнереченского муниципального района
-
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________ Гончар Н.В.
Протокол № _1_ от
«25»__августа_2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МОКУ «СОШ с. Стретенка»
__________ Панасенко Л.В.
«27»_августа_2014 г.
«Утверждаю»
Директор МОКУ «СОШ
с. Стретенка»
__________ Намаконов В.В.
Приказ от «30»_августа_2014 г. №38/3
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
7 класс
(основное общее образование)
Разработана учителем информатики и ИКТ
высшей квалификационной категории
Панасенко Людмилой Владимировной
с. Стретенка
2014 г.
Пояснительная записка
Основания для составления рабочей программы
Рабочая программа по информатике для 7 классов составлена на основе:
-
Федерального Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ;
-
Авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика. 5-7 класс»
-
Учебного плана школы, в соответствии с которым предмет «Информатика и ИКТ» в 7 классах изучается на базовом уровне за счет компонента образовательного учреждения и составляет 1 час неделю, 34-35 часов в год.
УМК
По итогам заседания Экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания Государственных образовательных стандартов и учебной литературы для средней школы признан соответствующим современным научным представлениям.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34-35 часов в год). Программой предусмотрено проведение:
-
практических работ - 30;
-
проверочные работы - 3;
-
контрольная работа - 1;
-
творческая работа - 1 .
Вид тематического и итогового контроля
1
Объекты и системы
Тематический контроль
Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу
2
Персональный компьютер как система
Тематический контроль
Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу
3
Информационное моделирование
Тематический контроль
Контрольная работа на опросном листе
4
Алгоритмика
Тематический контроль
Контрольная работа на опросном листе
5
Презентация
Итоговый мини-проект
Творческая работа
График проведения тематического и итогового контроля
-
№ п/п
Тема
Вид контроля
Дата
1
«Работаем с основными объектами операционной системы»
П/р №1
04.09
2
«Работаем с объектами файловой системы»
П/р №2 Входной тест
11.09
3
«Создаем текстовые объекты» (задания 1-3)
П/р №3
18.09
4
«Создаем текстовые объекты» (задания 4-6)
П/р №3
25.09
5
«Создаем текстовые объекты» (задания 7-9)
П/р №3
02.10
6
Персональный компьютер как система.
Контрольная работа
09.10
7
«Создаём словесные модели» (задания 1-3)
П/р №4
16.10
8
«Графические модели» (задания 1-3)
П/р №11
23.10
9
«Создаём словесные модели» (задания 4-5)
П/р №4
30.10
10
«Создаём словесные модели» (задание 6-7)
П/р №4
13.11
11
«Создаём словесные модели» (задание 8-9)
П/р №4
20.11
12
«Многоуровневые списки»
П/р №5
27.11
13
Математические модели
Проверочная работа
04.12
14
«Создаем табличные модели» (задания 1, 2)
П/р №6
11.12
15
«Создаем табличные модели» (задания 3, 4)
П/р №6
18.12
16
«Создаем табличные модели» (задания 5, 6)
П/р №6
25.12
17
«Создаем табличные модели» (задания 7)
П/р №6
15.01
18
«Создаем вычислительные таблицы»
П/р №7
22.01
19
«Знакомимся с электронными таблицами» (зад. 1-3)
П/р №8
29.01
20
«Знакомимся с электронными таблицами» (зад. 4-6)
П/р №8
05.02
21
«Создаем диаграммы и графики» (зад. 5-7)
П/р №9
12.09
22
«Создаем диаграммы и графики» (зад.1-3)
П/р №9
19.12
23
«Создаем диаграммы и графики» (зад.4)
П/р №9
26.02
24
«Схемы, графы и деревья» (зад. 1, 2)
П/р №10
05.03
25
«Схемы, графы и деревья» (зад. 3-5)
П/р №10
12.03
26
«Схемы, графы и деревья» (зад. 6, 7)
П/р №10 Проверочная работа
19.03
27
Знакомство с виртуальной лабораторией «Алгоритмика».
П/р
02.04
28
Работа в среде «Алгоритмика»
П/р
09.04
29
Работа в среде «Алгоритмика»
П/р
16.04
30
Работа в среде «Алгоритмика»
П/р
23.04
31
Работа в среде «Алгоритмика»
П/р
30.04
32
Работа в среде «Алгоритмика»
П/р
07.05
33
Работа в среде «Алгоритмика»
Проверочная работа
14.05
34
Итоговый проект
П/р №12
21.05
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Общее
Теория
Практика
1
Объекты и системы
6
3
3
2
Информационное моделирование
20
10
10
3
Алгоритмика
8
4
4
Резерв
1
0
1
Итого:
35
17
18
Содержание учебного курса
1. Объекты и их имена
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами
операционной системы».
Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой
системы».
Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»,
Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»,
Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»,
Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы»
Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами»
Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики»,
Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»,
Практическая работа № 11 «Графические модели».
Практическая работа № 12 «Итоговая работа».
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
• для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;
• называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
• осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;
• понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
• приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
• понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
• иметь представление о назначении и области применения моделей;
• различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
• приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
• уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
• знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
• знать основные правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
• осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
• приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
• давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
• осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
• выполнять операции с основными объектами операционной системы;
• выполнять основные операции с объектами файловой системы;
• уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
• уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
• выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
• создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
• для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Название
Класс
ФИО автора
Издательство
Год издания
Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса - 2-е изд.
7
Л.Л. Босова
БИНОМ. Лаборатория знаний
2010-2014
Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 7 класса - 2-е изд.
7
Л.Л. Босова
БИНОМ. Лаборатория знаний
2010-2014
Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7».
5-7
Л.Л. Босова
БИНОМ. Лаборатория знаний
2010
Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов.
5-7
Л.Л. Босова
БИНОМ. Лаборатория знаний
2008
Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование»
5-7
Л.Л. Босова, Босова А.Ю.
М.: Образование и Информатика
№6-2007
Дополнительная литература:
-
Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей. 5-7 класс. / Л.Л. Босова. - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
-
Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов. / Л.Л. Босова. - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
-
Преподавание информатики в 5-7 классах. / Л.Л. Босова. - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Информатика. Задачник-практикум в 2т. / под ред. И. Семакина, Е..К. Хенера.- М.: Лаборатория базовых Знаний, 2001.
-
И.А. Иванова Информатика 7 класс: Практикум. - Саратов: Лицей, 2004.
Календарно - тематическое планирование.
7 класс.
№ п/п
Наименование раздела программы
Тема урока
Колчас.
Пример-ная дата провед.
Фактич.
дата
Компьютерный практикум
Требования к уровню
подготовки
Домаш. задание
I
Объекты и системы
6
1
Техника безопасности и организация рабочего места.
Объекты и их имена.
Признаки объектов
1
04.09
ПР № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы»
Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером.
Для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния.
§ 1.1
§ 1.2 РТ: №1,6,7 (или 15) вопросы 1-12 стр.13
2
Отношения объектов.
Разновидности объектов и их классификация
1
11.09
ПР № 2 «Работаем с объектами файловой системы»
Входной тест
Называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации.
§ 1.3
§ 1.4 РТ: №20, 22-25 (стр.14-16)
3
Состав объектов.
1
18.09
ПР № 3 «Создаем текстовые объекты» (1-3)
§ 1.5 РТ: №30, 31, 35 (стр. 20-23)
4
Системы объектов
1
25.09
ПР № 3 «Создаем текстовые объекты» (4-6)
§ 1.6 вопросы 1-4, РТ: №36-40 стр.24-25
5
Система и окружающая среда
1
02.10
ПР № 3 «Создаем текстовые объекты» (7-9)
Приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
§ 1.7 РТ:№41-42, 43 (или 44), 45 стр.25-33
6
Персональный компьютер как система.
1
09.10
Контрольная работа
§ 1.8 РТ: №50 стр.36
II
Информационное моделирование
20
7
Модели объектов и их назначение
1
16.10
Практическая работа № 4 «Создаём словесные модели» (задания 1-3)
Понимать смысл терминов «модель», «моделирование»; иметь представление о назначении и области применения моделей;
Уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.
§2.1, РТ: №2, 6-8 стр.38-43
8
Информационные модели
1
23.10
ПР № 11 «Графические модели» (задания 1-3)
Различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
Приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей.
§2.2, РТ: №12-14 стр.45
9
Словесные информационные модели.
1
30.10
Практическая работа № 4 «Создаём словесные модели» (задания 4-5)
Уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.
§2.3, РТ: №15-17 стр.46, №20 стр.48 или №21 стр.48-49 (по выбору)
10
Словесные информационные модели.
1
13.11
ПР № 4 «Создаём словесные модели» (задание 6-7)
Иметь представление о словесных информационных моделях. Уметь создавать и оформлять различные словесные модели.
§ 2.3, РТ: №19 стр.47
11
Создание и оформление словесных информационных моделей.
1
20.11
ПР №4 «Создаём словесные модели» (задание 8-9)
§ 2.3, РТ: №18 стр.47 и №22 стр.49
12
Многоуровневые списки.
1
27.11
ПР №5 «Многоуровневые списки»
Уметь создавать многоуровневые списки
§ 4.4.1 задание №4.17 п/р №5 стр.194
13
Математические модели
1
04.12
Проверочная работа
Иметь представление о математических моделях
14
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.
1
11.12
ПР № 6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2)
Знать правила построения табличных моделей.
§ 2.5 (1), РТ: №28-31 стр.51-53
15
Простые таблицы.
1
18.12
ПР № 6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4)
Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; создавать простые таблицы
§ 2.5 (2), РТ: №33-34 стр.54 использовать зад №8 п/р №6
16
Сложные таблицы
1
25.12
ПР № 6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6)
Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; создавать сложные таблицы.
§ 2.5 (3), РТ: №35-36 стр.55
17
Табличное решение логических задач
1
15.01
ПР № 6 «Создаем табличные модели» (задания 7)
Уметь решать логические задачи, используя таблицы.
§ 2.6, №2-3 или РТ: №38-40 стр.56-57
18
Вычислительные таблицы
1
22.01
ПР № 7 «Создаем вычислительные таблицы»
Иметь представление о вычислительных таблицах. Вычислять сумму чисел строки (графы) таблицы в текстовом процессоре Word
§ 2.7, задание №2 П/р №7 РТ: №41 стр.58
19
Знакомство с электронными таблицами.
1
29.01
ПР № 8 «Знакомимся с электронными таблицами» (зад. 1-3)
Знать назначение и функции электронных таблиц. Уметь создавать, редактировать и форматировать простые электронные таблицы; выполнять вычисления по стандартным формулам.
§ 2.8 РТ: №43 стр.59 подготовить в тетради таблицу к зад. №4 п/р №8
20
Электронные таблицы
1
05.02
ПР № 8 «Знакомимся с электронными таблицами» (зад. 4-6)
Выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц.
§ 2.8, РТ: №44 стр.60, подготовить в тетради таблицу к зад.№5 п/р №8
21
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин
1
12.02
ПР № 9 «Создаем диаграммы и графики» (зад. 5-7)
Создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
§ 2.9 (1, 2), задания №1,3 и 4 к § 2.9, РТ: №45 (а, б) стр.60-62
22
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин
1
19.02
ПР № 9 «Создаем диаграммы и графики» (зад.1-3)
§ 2.9 (3), один или несколько номеров по выбору из РТ: №46-49 стр.64-70
23
Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных.
1
26.02
ПР № 9 «Создаем диаграммы и графики» (зад.4)
Знать правила построения графиков и диаграмм Уметь самостоятельно подбирать объект, информационная модель которого может быть представлена в виде графика, диаграммы создавать и представлять эту информационную модель.
§ 2.9 (4), РТ: №51-54 стр. 72-74
24
Многообразие схем.
1
05.03
ПР № 10 «Схемы, графы и деревья» (зад. 1, 2)
Знать правила построения схем.
§ 2.10 (1), задания №2, 6 и 7 к § 2.10, РТ: №55-58 стр.75-77
25
Информационные модели на графах.
1
12.03
ПР № 10 «Схемы, графы и деревья» (зад. 3-5)
Знать правила построения графов.
§ 2.10 (2), РТ: №60-61 стр.78, №66 стр. 81
26
Деревья.
1
19.03
ПР № 10 «Схемы, графы и деревья» (зад. 6, 7)
Проверочная работа
Знать правила построения деревьев.
§ 2.10 (2,3) задания в учебнике №9-12 РТ №67 стр.82, №68 стр.83
Алгоритмика
8
27
Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Знакомство с виртуальной лабораторией «Алгоритмика».
1
02.04
Приводить примеры формальных и неформальных исполнителей.
Давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы.
§ 3.1
§3.2 (1, 2), РТ: №1-4 стр.85-87, одно из заданий 7-12 стр. 88-92 по выбору
28
Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «Алгоритмика»
1
09.04
Знать СКИ Чертежник. Осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем.
§3.2 (3), РТ: один из пунктов зад. №13 стр.91-92 по выбору, №14 стр.92, №16 стр.93
29
Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Работа в среде «Алгоритмика»
1
16.04
Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять циклические алгоритмы для исполнителя Чертежник
§3.2 (4), РТ: №17, 18(б), 19(б, д,з) стр.94-97
30
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика»
1
23.04
Знать СКИ исполнителя Робот. Осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем.
§3.3 (1, 2), РТ: №21, 24, 26 (б, в, г), 27 9б, в) стр.99-103
31
Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика»
1
30.04
Уметь составлять циклические алгоритмы для исполнителя Робот
§3.3 (2, 3), РТ: №28, 30, 31 (б, в, г), №32 стр.104-106
32
Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика»
1
07.05
Уметь составлять алгоритмы с ветвлениями для исполнителя Робот
§3.3 (4), РТ: №36, 37, 38 стр.110-111
33
«Алгоритмика»
1
14.05
Проверочная работа
§3.3
34-35
Итоговый проект.
2
21.05
ПР № 12 «Итоговая работа»
-