Урок информатики по теме ««Моделирование составных

Урок моделирования составных документов в среде текстового редактора Microsoft Word. На уроке постараться научить детей  применять  современное программного обеспечение для создания составных компьютерных документов. Урок получения новых знаний и применение их в решении компьютерных задач. Задачи урока: формировать понятие составного документа, совершенствовать умения работать в среде текстового документа  Microsoft Word, учить описывать каждый этап моделирования, развивать исследовательские уме...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок информатики в 9 классе

Тема: МОДЕЛИРОВАНИЕ СОСТАВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СРЕДЕ

ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА MICROSOFT WORD

Автор: Силантьева Бану Айсаевна

учитель информатики

МКОУ «Малобичинская СОШ»

Омская область

Усть-Ишимский район

Цель урока:

Создание условий для формирования умения применять современное программное обеспечение в создании составных компьютерных документов.

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

  • формировать понятие составного документа;

  • совершенствовать умение выполнять действия с объектами в среде текстового редактора Microsoft Word;

  • совершенствовать умение описывать этапы компьютерного моделирования.


  • осуществлять личностное развитие учащихся и подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;

  • развивать исследовательские умения и навыки самостоятельной работы.


  • формировать навыки адекватной самооценки;

  • прививать интерес к предметной области информатики.

Оборудование:

  • компьютеры;

  • мульти-медиа проектор;

  • пакет Microsoft Office;

  • опорные конспекты.

Этапы урока:

  • воспроизведение и коррекция опорных знаний;

  • постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;

  • обобщение и систематизация знаний для осуществления компьютерного моделирования в среде текстового редактора Microsoft Word;

  • компьютерное моделирование;

  • подведение итогов урока (оценки, домашнее задание, рефлексия).

Тип урока: урок изучения нового материала и применения новых знаний к решению компьютерных задач.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Оргмомент

Эмоциональный настрой учащихся на урок


2. воспроизведение и коррекция опорных знаний;


Слайд 1

Слайд 2

Учащиеся определяют вид компьютерных документов в зависимости от формы представленной в нём информации:

  • Текстовый документ


  • Графический документ


  • Табличный документ




  • Составной документ


3. обобщение и систематизация знаний для осуществления компьютерного моделирования в среде текстового редактора Microsoft Word;


Слайд 3


  • Тема урока: «Моделирование составных документов в среде текстового редактора «Microsoft Word». Запишите тему урока в своих опорных конспектах.

Эпиграфом к уроку с названной темой я выбрала слова русского классика Льва Николаевича Толстого:

Слайд 4


  • Что бы вы хотели получить от урока с обозначенной темой и эпиграфом?


  • Запишите в опорном конспекте о своих ожиданиях от урока и надеждах.









Учащиеся формулируют цели урока в виде ожиданий:

  • Научиться моделировать составной документ в среде текстового редактора Microsoft Word;

  • Познакомиться с правилами оформления составных документов;

  • Узнать о возможностях текстового редактора при оформлении составного документа и научиться их применять при решении оформительских задач.



Текст, графика, таблица, база данных - это примеры документов, в которых представлена информация какого-то одного вида.

Однако наиболее часто мы имеем дело с составными документами, в которых информация присутствует в разных формах. Такие документы могут содержать и текст, и рисунки, и таблицы и другие объекты. Школьные учебники, журналы, газеты - это хорошо знакомые всем примеры составных документов.

Для создания составных документов используются программные среды, в которых предусмотрена возможность представлять информацию в разных формах.

Текстовый процессор обладает широкими возможностями для создания составных документов.

Какие возможности текстового редактора вам известны:

Слайд 5




Учащиеся перечисляют возможности текстового редактора и фиксируют их в опорном конспекте:

  • различные типы шрифтов,

  • обрамление и тонировка отдельных фрагментов текста и страниц в целом,

  • вставка специальных символов,

  • расположение текста колонками,

  • вставка объектов WordArt и рисунков ClipArt,

  • вставка объектов, созданных при помощи инструментария векторной или растровой графики.



Каждая оформительская задача подразумевает создание составного документа, включающего объекты разного вида.

Какие примеры оформительских задач вам известны, решение которых подразумевает создание составного документа?

Слайд 6

Запишите перечисленные виды оформительских задач в опорных конспектах.

Вам сегодня предстоит решить оформительскую задачу моделирования и создания наградного диплома.

Слайд 7

Учащиеся перечисляют примеры оформительских задач:

  • поздравительная открытка,

  • объявление,

  • наградной диплом,

  • реклама,

  • приветственный плакат,

  • информационный листок и др.




Выполняют запись в опорных конспектах



Для решения поставленной оформительской задачи я предлагаю вам некоторые рекомендации:

Слайд 8

По гиперссылке показать примеры оформления наградных дипломов.

Чтобы созданные наградные дипломы были более яркими, используйте обрамление и заливку страницы.



Итак, первый этап моделирования - постановка задачи, который подразумевает несколько действий:

Слайд 9

Как можно выполнить описание задачи?

По гиперссылке - слайд 16

Определим цель моделирования (индивидуально для каждого в зависимости от того, наградной диплом какого конкурса моделирует ученик)

По гиперссылке - слайд 17

Ещё одним действием в реализации первого этапа моделирования является формализация задачи. Для этого мы должны ответить на уточняющие вопросы:

По гиперссылке - слайд 18

Формализация задачи:

Уточняющий вопрос

Ответ

В каком виде будет представлен документ?

Цветная печать или электронный вид

Каков размер документа?

Лист форматом А4

Какие объекты входят в состав документа

Рисунок, рамка, заголовок, текст, подпись, текстура, заливка.





Описание задачи: При проведении различных конкурсов одной из форм поощрения участников являются наградные дипломы. Они должны быть заверены подписью официальных лиц (председателя и членов жюри, директора школы и т.п.). Иногда дипломы могут подтверждать шуточные достижения (например 1 апреля в День юмора).





Формулируют цель моделирования и записывают её в своих опорных конспектах.



Учащиеся отвечают на уточняющие вопросы и выполняют соответствующие записи в опорных конспектах.

Ячейки таблицы открываются постепенно по мере ответов на уточняющие вопросы.



Итак, переходим к реализации второго этапа моделирования - РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ, который заключается в составлении Информационной модели и Компьютерной модели моделируемого объекта.

Слайд 10

В информационной модели опишем параметры объектов моделируемого составного документа. Как представлено в таблице, многие параметры документа будут существенно зависеть друг от друга и их значения окончательно будут определены в ходе экспериментов. Некоторые значения параметров можно установить уже при создании информационной модели. Кроме того, дополним информационную модель схемой расположения объектов.

Переход по гиперссылке - Слайд 19

Объект

Параметры

Среда

название

значения

Страница

Размер

Расположение

Обрамление

А4

Альбомное/Книжное

Устанавливается опытным путём

MS Word

Текст

Колонки

Формат (параметры шрифта, абзацев)

Переносы слов

Выравнивание

1

Устанавливается опытным путём

Отсутствуют

По центру

Подпись

Выравнивание

По правому краю

MS Word

Рисунок

Расположение в документе

Расположение в строке

Формат (вид, размер и прочие параметры)

Устанавливается опытным путём

ClipArt или Paint

Заголовок (Диплом, Похвальный лист и т.п.)

Положение в документе

Расположение в строке

Формат (вид, размер и прочие параметры)

По центру верхней части

По центру

Устанавливается опытным путём

WordArt







Информационная модель представляет собой таблицу, в которой отражены объекты, включённые в составной документ и их значения параметров, указана среда создания объекта или коллекция.

Учащиеся обсуждают значения параметров и выполняют записи в опорных конспектах.

Выполняют наброски расположения объектов в составном документе.

Урок информатики по теме ««Моделирование составных

Урок информатики по теме ««Моделирование составных



подпись

Объект

Параметры

Среда

название

значения

Страница

Размер

Расположение

Обрамление

А4

Альбомное/Книжное

Устанавливается опытным путём

MS Word

Текст

Колонки

Формат (параметры шрифта, абзацев)

Переносы слов

Выравнивание

1

Устанавливается опытным путём

Отсутствуют

По центру

Подпись

Выравнивание

По правому краю

MS Word

Рисунок

Расположение в документе

Расположение в строке

Формат (вид, размер и прочие параметры)

Устанавливается опытным путём

ClipArt или Point

Заголовок (Диплом, Похвальный лист и т.п.)

Положение в документе

Расположение в строке

Формат (вид, размер и прочие параметры)

По центру верхней части

По центру

Устанавливается опытным путём

WordArt

автофигура


4. компьютерное моделирование


2. Компьютерная модель (описывает алгоритм создания эскиза)

Составьте алгоритм создания составного документа в виде наградного диплома.

Выполните запись по пунктам в опорных конспектах.

Переход по гиперссылке - Слайд 20

А сейчас рассаживайтесь по рабочим местам за компьютерами.

Открываем программное приложение MS Word и создаём составной документ в форме наградного диплома по выбранной теме и намеченному алгоритму.

Учащиеся называют пункты алгоритма по порядку и выполняют записи в своих опорных конспектах:

  1. Создать новый документ в среде текстового процессора.

  2. Установить параметры страницы.

  3. Установить обрамление страницы.

  4. Вставить заголовок из коллекции WordArt, применив выравнивание по центру.

  5. Вставить рисунок (рисунки) из коллекции ClipArt (или Point), выбирая нужный режим выравнивания.

  6. Набрать текст и подпись

  7. Подобрать параметры текста опытным путём.

  8. Применить заливку страницы и выбрать текстуру фона.

  9. Вставить нужные автофигуры, выбирая режим выравнивания и цвет заливки.


Учащиеся рассаживаются по рабочим местам и приступают к созданию составного документа.



Через 5 минут после начала практической работы перейти к 3-му этапу моделирования

Слайд 11

Переход по гиперссылке - Слайд 21



По окончании практической работы:

Итак, мы приступаем к заключительному этапу моделирования - анализу результатов.

Слайд 12

Какой из вариантов проведённого анализа отражает результат вашей модели составного документа?


5. подведение итогов урока (оценки, домашнее задание, рефлексия)


Оцените свою работу в оценочном листе в графе «Самооценка».

Объекты, входящие в составной документ

Общий дизайн документа

Соответствие оформления выбранной тематике

Разнообразие объектов по форме представления информации

13-15 б. - на 5

10-12 б. - на 4

7-9 б. - на 3

Количество баллов

До 5 баллов


Самооценка

Всего баллов

Ваша отметка



Оценка учителя


Отметка:


Учащиеся оценивают свою работу.



Задание домой: (отражено в опорном конспекте), записать в дневниках.

Рекламный листок.

При проведении различного рода рекламных кампаний агенты распространяют рекламные листовки. Они должны быть яркими, лаконичными, содержать информацию об основных свойствах рекламируемого объекта.

Разработайте модель и оформите эскиз рекламного листка.

Рекламируемый объект выбираете самостоятельно (кроме табачной и алкогольной продукции)


Учащиеся записывают в дневниках домашнее задание.



Давайте вспомним о своих ожиданиях и надеждах, которые вы обозначили в начале урока. Оправдались ли ваши надежды?

Получилось ли у вас именно так, как вы планировали?

Если нет, то почему?

Итог урока (Рефлексия - таблица есть в опорном конспекте)

Вы сегодня хорошо поработали. Отразите свои впечатления и эмоциональное состояние после урока в рефлексивных таблицах.


Спасибо за урок!!!

Учащиеся подводят итог урока, соотнося полученные знания и умения с планируемым в начале урока результатом.

Заполняют в опорных конспектах рефлексивную таблицу:

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным
интересно / не интересно
Использованная литература

  1. Информатики и ИКТ. Задачник по моделированию 7-9 / Под ред. Профессора Макаровой Н.В. - СПб.: Питер, 2006.- 174 с.

  2. Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ. (Системно-информационная концепция).- СПб.: Питер, 2008. 128 с.


© 2010-2022