Запись и считывание информации. Носители информации

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата:_______ проверил_________

Класс: 5___

Тема: Запись и считывание информации . Носители информации

Тип урока - изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с различными источниками информации

Оборудование: презентация «Носители информации», дискеты, винчестер,CD-диски, флэш-память, учебник «Информатика 5 класс» Программное обеспечение: компьютерный тренажер

«Электронный учебник »

Задачи:

1.сформировть у учащихся понятия о носителях информации, как материальных объектах , познакомить уч-ся с различными видами носителей информации; сформировать представление о рабочем столе, познакомить учащихся с элементами рабочего стола

2. Закрепить знания учащихся о способах хранения информации

3. Развивать логическое мышление учащихся , практические навыки работы с компьютером , клавиатурой

4. Воспитывать интерес дисциплине, стремление глубже изучить материал

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент


  1. Актуализация опорных знаний

Психологическая подготовка:

-Здравствуйте дети, улыбнулись друг другу, улыбнулись мне! Спасибо садитесь.

-А тему урока которые мы с вами проведем сегодня , вы попытаетесь сейчас определить сами.-Я вам предлагаю внимательно просмотреть отдельные видео фрагменты , и ответить на мой вопрос, какие у вас возникают ассоциации, то есть

После этого : видео фрагмент (под музыку )

Вопросы детям :

1.Какие мысли навивают каждому из вас эти кадры ?

2.Что является источником информации в увиденном вами материале?(на слайде на доске)

Ответ учащихся …

Правильно тема сегодняшнего урока: так и звучит так «запись и считывание информации. Носители информации »(на сл)

  • Как человек хранит информацию? ( В собственной памяти или во внешних хранилищах информации)

  • Какими свойствами обладает память человека? (Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается)

  • Чем память человека отличается от памяти человечества? (Память человечества хранит весь объем информации, накопленный с момента появления человека. Информация хранится в книгах, картинах, фотографиях, скульптурах и т.д.). Это как раз то о чем вы смотрели фрагменты в начале урока , и сразу вспомнили как хранилось и передавалось информация .

-Мы живем в 21 веке , и я думаю что машина времени скоро перестанет быть мечтой , поэтому предопределяя будущее предлагаю вам поезд времени., в котором мы совершим путешествия во времени по нашей теме

1 путь по носителям информации

  1. Теоретическая часть урока

1.Носители информации

Для того, чтобы сохранить важную информацию для себя, своих потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать? Первоначально он стал записывать сведения на песке, но дождь или волны уничтожали данные сведения. Человек стал записывать данные на земле, но и этот источник оказался не долговечным. Позднее человек стал хранить информацию на камне…

Песок, земля, камень - это первые носители информации.

Вопрос: -Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?


Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи.

Определение: Носитель информации- это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.


ЧЗапись и считывание информации . Носители информацииеловек стал хранить информацию на камне сначала в виде рисунков, затем в виде знаков или символов какого-то алфавита (рис.1). Чтобы получить необходимые сведения, человек вынужден был совершать большой путь, достаточно трудный и утомительный, к этим сооружениям.

Ч

Рис.1тобы переместить данный носитель информации на другое место, требовалось достаточно много усилий, так как камень очень тяжелый и неудобен для транспортировки.

Запись и считывание информации . Носители информации

Рис.2Камень сменил более легкий носитель- глиняная дощечка (рис.2).

На сырую глиняную поверхность твердой палочкой наносили сведения. Воспользоваться данным носителем можно было лишь после высыхания. Но глина оказалась очень хрупким носителем и также не пригодной для транспортировки. Человек стал задумываться о том, как создать такой носитель информации, чтобы он был:

  1. легким;

  2. долговечным;

  3. компактным;

  4. удобным для нанесения записей.

А теперь отправляемся дальше…перед нами - Египет (до нашей эры )

2. Древние носители информации (2 путь по Египту)

Люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях, которые со временем совершенствовались.

ПЗапись и считывание информации . Носители информацииримерно в III веке до н.э. в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей высокого тростника (папируса), росшего по берегам Нила. Стебли папируса разрезали на длинные узкие полоски, раскладывали их в один ряд в продольном направлении. Сверху

у

Рис.3кладывали второй слой полосок папируса, но уже в поперечном

направлении и прижимали их плоским камнем. Слои склеивались между собой благодаря клейкому соку тростника. Высохший материал по своему свойству напоминал бумагу, только назывался он также папирусом.(рис.3)

МЗапись и считывание информации . Носители информацииногие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках( рис.4). Их делали из кожи животных, определенным образом выделывали и растягивали так, чтобы получились тонкие листы.

К

Рис.4огда на Востоке научились ткать шелк, то его также стали использовать для письма.

Теперь мы в Китае (в нашей эре )

(3 путь по Китае )Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Правда данную технологию хранили в секрете и до Европы бумага «дошла» только в XI веке, а до Руси- в XVI веке.

Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

  • во-первых, она была дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывалась из тряпья и древесины;

  • во-вторых, тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;

  • в-третьих, бумага удобна для написания текста или нанесения рисунка.

3. Современные носители информации. 4 путь )

В современном обществе можно выделить три основных вида носителей информации:

1) бумажный;

2) магнитный;

3) оптический.

Запись и считывание информации . Носители информации

1

Рис.5) Бумажные носители информации.

Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т.д)(рис.5), которые в свою

очередь являются бумажными носителями информации

ПЗапись и считывание информации . Носители информацииервые вычислительные машины работали на перфокартах. (рис.6, рис.7) ПЗапись и считывание информации . Носители информации

Рис.6ерфокарты делали из плотной бумаги- картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» - перфоратора (рис.8) наносили отверстия в виде

небольших дырочек.

Запись и считывание информации . Носители информации

Запись и считывание информации . Носители информации

1801 год. Первые перфокарты

Рис.8

Рис.9

Рис.7

2Запись и считывание информации . Носители информации) Магнитные носители информации

В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента. Наши бабушки и дедушки слушали музыку на магнитофонах с магнитной лентой (рис.10), которую называли «Бабина».

М

Рис.10агнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации.

В первых ЭВМ (электронно- вычислительных машинах) информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках (слайд 17- первая ЭВМ)


(Объяснение учителя сопровождается демонстрацией магнитных дисков.

На каждую парту раздается одна дискета для « исследовании»я ее учащимися)

ВЗапись и считывание информации . Носители информации современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители :

1) дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт).

(

Рис 11рис.11). Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства, которое записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.

2

Рис.12Запись и считывание информации . Носители информации) жесткий магнитный диск или винчестер ( хранит 100 000 и более дискет). Внутри жесткого металлического корпуса находятся несколько десятков дисков магнитных дисков, размещенных на одной оси (рис.12). Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от

ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя

нЗапись и считывание информации . Носители информацииаклонять и переворачивать в процессе работы).

3) стриммеры (стрим-картриджи)- устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации (рис.13). Внутри данного носителя находится магнитная лента.

Физминутка

Рис.13

2.

3) Оптические носители информации

СЗапись и считывание информации . Носители информацииамым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски (рис.20).

Л

рис.20азерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD-дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании -лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.

Различают CD и DVD диски.

Вопросы: - Какую информацию можно записать на CD и DVD- диски? (DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию).

По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды:

  • CD-ROM, DVD-ROM- предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д

  • CD-R, DVD-R-записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя.

  • CD-RW, DVD-RW- записать информацию на такой диск можно несколько раз.

-Возникает красный сигнал, у поезда (семофор) , наш поезд вынужден остановится на красный сигнал.

+Дети как вы думаете почему появился красный сигнал?

+время не пускает нас дальше. Пока не ответим на ряд вопросов

Ответ учащихся ….

Зеленый сигнал ура идем дальше……

+Ура мы вернулись в наш класс….

Запись и считывание информации . Носители информации

4. Закрепление изученного материала.

1). Фронтальный опрос теории

Вопросы:

- Что такое носитель информации?

- Какой носитель информации чаще всего использует человек?

- Приведите примеры искусственных носителей информации.

- Приведите примеры естественных носителей информации.

2). Практическое задание

Задание 1.Определите вид носителя информации.

На доске записываются виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски, винчестер, флэш-память и др. (рис.21)

ДЗапись и считывание информации . Носители информацииети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением.


(рис.21)


VI. Практическая часть урока

(работа учащихся за компьютером)

Задание 1. Назовите на Рабочем столе компьютера значки и ярлыки.

Определите, программа компьютерного тренажера, находящаяся на Рабочем столе, является значком или ярлыком.

Задание 2. Работа с компьютерным тренажером.

Программа «Мир информатики» 3 год обучения- клавиатура, работа на клавиатуре.

Цель: отработка практических навыков работы с клавиатурой 10 пальцами, позиция пальцев на клавиатуре.

VII. Домашнее задание: Страница 107 читать , знать материал

VIII. Подведение итогов урока

В скором будущем я думаю, изобретут новые носители информации, и я считаю что возможно их разработчиками будет кто из вас!!!потому что информатика это наука будущего!!!


© 2010-2022