Конспект урока по информатике на тему Количество информации. Определение количества информации

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог: Обабко Марина Николаевна

Город, район: Алтайский край город Бийск

Образовательное учреждение: МБОУ « СОШ №4 им В. В. Бианки»

Предмет (или должность): информатика

Класс: 8а

Тема урока: «Количество информации. Определение количества информации».

Характеристика класса: учащиеся характеризуются высокой учебной мотивацией и высокой степенью активности. Навыки учебного труда сформированы. Взаимоотношения между учащимися доброжелательные.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: электронная презентация «Определение количества информации», учебник «Информатика и ИКТ», 8 класс, Угринович Н.Д, 2011.




Тема: Количество информации. Определение количества информации (8 класс, 1 час в неделю).

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения ее в знакомой и новой ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений по теме: «Количество информации. Определение количества информации».

Задачи урока:

Образовательная:

Расширить представления учащихся о количестве информации как мера уменьшения неопределенности знания;

Развивающая:

Способствовать развитию произвольного внимания и памяти, логического мышления, воображения, умения сравнивать, анализировать;

Воспитательная:

создавать условия для воспитания самостоятельности и познавательной активности, интереса к предмету, уважения к ответам товарищей, чувства ответственности и дисциплинированности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная форма.
Методы: словесные, наглядные, дедуктивные, индуктивные, метод проектов.
Используемые технологии: технология развития критического мышления учащихся, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, системно-деятельностный подход, технология уровневой дифференциации.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, доска, учебник, презентация, ЭОР:

ЭОР № 1 «Измерение количества информации» -

schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0+%F2%E5%F1%F2%EE%E2+%E8+%E7%E0%E4%E0%ED%E8%E9+11&tg=&context=current&interface=catalog&rubric_id=50&rub_guid%5B%5D=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы.

Результаты этапа.

1

Организационный момент

(1 мин)

Приветствие учащихся. Производится визуальная проверка присутствия учащихся на уроке, готовности каждого ученика к уроку (наличие рабочей тетради, учебника, дневника и ручки) отмечаются отсутствующие.

Приветствуют учителя.

Полная готовность класса. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Проверка выполнения домашнего задания:

Фронтальный опрос:

Ответы учащихся:

Методы: проверка и коррекция знаний основных понятий темы.

Результаты:

-оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля ответов учащихся;

-актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке;

-фронтальный опрос активизирует внимание учащихся, классу дается возможность задавать вопросы учителю и отвечающим, что позволяет вовлечь большее количество учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.

Ребята, давайте понаблюдаем за тем , что мы видим за окном. Что вы можете сказать о природе?

Наступила осень, идет дождь.

Но почему вы решили, что наступила зима?

Холодно, желтеют и опадают листья.

Но ведь нигде не написано, что это признаки зимы?

Но мы знаем, что все это означает: наступила осень.

Поэтому и получается, что то знание, которое мы извлекаем из окружающей действительности, и есть информация.

Учитель показывает на доске таблицу

Заполняют таблицу и стрелочками показывают соответствия

3

Целеполагание

(2 мин)

Вовлекает учащихся в процесс формулирования темы и постановки задач урока.

На прошлом уроке мы познакомились с понятием количество информации как мера уменьшения неопределенности знания следовательно, на сегодняшнем уроке мы с вами будем изучать определение количества информации. Сформулируйте, пожалуйста тему сегодняшнего урока.

А что будет являться целью урока?

Определение количества информации.

Научится находить количество информации

Записывают тему урока в тетрадь.

Методы:

-эвристическая беседа с учениками;

-совместный анализ рассуждений учеников, который приводит к постановке цели урока.

Результаты:

-возникновение у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-определение цели и направления учебной деятельности.

4

Первичное усвоение учебного материала

(10 мин)

Вводное слово учителя: Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся измерением информации, т.е. определении ее количества, познакомимся с двумя подходами определения количества информации.

Можно ли измерить количество информации и как это сделать? (Да)

Оказывается, информацию также можно измерять и находить ее количество.

Существуют два подхода к измерению информации.

Каким образом можно найти количество информации?

Рассмотрим пример.

У нас есть небольшой текст, написанный на русском языке. Он состоит из букв русского алфавита, цифр, знаков препинания. Для простоты будем считать, что символы в тексте присутствуют с одинаковой вероятностью.

Множество используемых в тексте символов называется алфавитом.

В информатике под алфавитом понимают не только буквы, но и цифры, и знаки препинания, и другие специальные знаки.

У алфавита есть размер(полное количество символов), который называется мощностью алфавита. При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный « информационный вес». С увеличением мощности алфавита увеличивается информационный вес символов этого алфавита.

Обозначим мощность алфавита через N.

Найдем зависимость между информационным весом символа (i) и мощностью алфавита (N). Самый наименьший алфавит содержит 2 символа, которые обозначаются «0» и «1». Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу информации и называется 1 бит. ( смотри приложение слайд 3)

N

2

4

8

16

32

64

128

256

i

1бит

2бит

3бит

4бит

5бит

6бит

7бит

8бит

N= 2i

В компьютере также используется свой алфавит, который можно назвать компьютерным. Количество символов, которое в него входит, равно 256 символов. Это мощность компьютерного алфавита.

Также мы выяснили, что закодировать 256 разных символов можно показать с помощью 8 битов.

8 бит является настолько характерной величиной, что ей присвоили свое название- байт

1байт= 8 битам

Используя этот факт: можно быстро подсчитать количество информации, содержащееся в компьютерном тексте, т.е.в тексте набранном с помощью компьютера, учитывая, что большинство статей, книг, публикаций и т.д. написаны с помощью текстовых редакторов, то таким способом можно найти информационный объем любого сообщения, созданного подобным образом.

Правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода посмотрим на слайде.

( смотри приложение слайд 7)

Пример

Определите информационный объем страницы книги, если для записи текста использовались только заглавные буквы русского алфавита, кроме буквы Ё

Решение

Используем правило.

  1. Найдем мощность: N=32

  2. Найдем информационный объем одного символа : N= 2i

i=5 бит.

3.Найдем количество символов на странице. Примерно.

( Найти количество символов в строке и умножить на количество строк)

Пояснение

На странице 3000 знаков,т.е. К=3000,

тогда объем информации I =K * i

I = 3000 * 5 ,

I = 15000 бит

4. Найдем информационный объем всей страницы: 2000*5 = 2000 бит.

Согласитесь, что байт - маленькая единица измерения информации. Для измерения больших объемов информации используют следующие единицы

( смотри приложение слайд10)

Единицы измерения

  • 1 килобайт = 1Кб=210 байт =1024 байта;

  • 1 мегабайт = 1Мб= 210 Кб = 220 байта;

  • 1 гигабайт = 1Гб = 210 Мб = 230 байта;

  • 1 Терабайт (Тб) = 210 Гбайта = 240 байта,

  • 1 Петабайт (Пб) = 210 Тбайта = 250 байта.



Слушают объяснения, учителя и совместно с учителем решают задачи

Методы:

-самостоятельная практическая работа по усвоению нового учебного материала;

-выделение главного из увиденного и прочитанного;

-стимулирование мыслительной деятельности учащихся.

Результаты:

-активные действия учащихся с объемом изучения;

-максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий;

-систематизация и обобщение ранее полученных знаний.

5

Систематизация и применение знаний и умений

(14 мин)

А теперь проверьте себя, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.


  1. Какое количество информации содержит слово «ПРИВЕТ», если считать, что алфавит состоит из 32 букв?



  1. Племя Мульти имеет 32-х символьный алфавит. Племя Пульти использует 64-х символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 80 символов, а письмо племени Пульти - 70 символов. Сравните объемы информации, содержащейся в письмах.


  1. Решение. Что нам требуется найти в данной задаче? Нам нужно найти какое количество информации содержит слово «ПРИВЕТ».

Что нам для этого дано?

Дано: количество знаков в сообщение и мощность алфавита.

Количество знаков в сообщении равно 6, а мощность данного алфавита равна 32.

Что нам нужно найти? Нам нужно найти какое количество информации содержит слово «ПРИВЕТ».

Посмотрим на наше сообщение, оно содержит несколько знаков, значит для того чтобы найти количество информации нашего сообщения, нам нужно умножив количество информации, которое несет один знак, на количество знаков в сообщении, т.е. воспользоваться формулой «и» суммарное равно «и» умножить на «к».

Но мы еще не можем воспользоваться формулой, т.к. не знаем какое количество информации несет один знак. Для этого воспользуемся формулой Хартли. Сообщение записано с помощью алфавита, мощность которого равна 32, т.е. N равно 32. Мы получили уравнение. Решив это уравнение, мы получили, что количество информации, которое несет один знак нашего алфавита, равно 5 бит. Зная количество информации, которое несет один знак нашего алфавита, и количество знаков в сообщении, мы можем найти какое количество информации содержит наше сообщение.

Итак, наше сообщение содержит 30 бит.

  1. Решение:

Мульти: 2i=32, i=5 бит,
5 бит*80=400 бит
Пульти: 2i=64, i=6 бит,
6 бит*70=420 бит
Ответ: сообщение племени Пульти имеет больший объем информации.

Методы:

-стимулирование мыслительной деятельности учащихся;

-обобщение и структурирование знаний;

-выполнение практической зачетной работы;

-самопроверка и самоутверждение;

-автоматизированная проверка уровня усвоения учебного материала;

-метод проектов.

Результаты:

-усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне;

-ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся: они могут исправить свои ошибки, тем самым добиться правильности выполнения и усвоения учебного материала;

-расширение кругозора учащихся в области технических характеристик устройств ввода и вывода.

6

Проверка уровня усвоения знаний и умений

(5 мин)

Инструктаж по ТБ.

Инструктаж по выполнению тестирования

ЭОР1

Проверка полученных теоретических знаний.

Выполняют компьютерное тестирование по теме «Измерение количества информации»

Методы:

-индивидуальный компьютерное тестирование;

-активизация познавательной деятельности учащихся.

Результаты:

-проверка уровня усвоения учебного материала;

-самопроверка и самоутверждение.

7

Информация о домашнем задании

(1 мин)

Целью домашнего задания является выполнение заданий на репродуктивном уровне (для этого попрошу прочитать параграфы 1.3.1 и 1.1.3, ответить на вопросы в конце параграфа, Задачи: 1. Какое количество информации содержит сообщение об оценке за контрольную работу? 2. Вычислите, какое количество информации в битах содержится в 1 Кб, 1 Мб? 3. Рассчитайте, какое количество книг (дома возьмите любую художественную книгу) поместится на дискете, объемом 1,44 Мб.

Записывают домашнее задание в дневники, получают технологические карты на дом.

Результаты:

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

8

Подведение итогов, рефлексия

(2 мин)

Давайте подведем итоги урока и наметим перспективы деятельности на следующем уроке.

Продолжите фразу:

  1. Сегодня на уроке я узнал..?


  1. Мне было интересно…

А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики. Нарисуйте на листочках такое настроение, которое сейчас у вас.


Сегодня на уроке мы узнали как измеряется информация.

Узнали единицы измерения информации.


Рисуют смайлики.

Методы:

-рефлексия учебно-познавательной деятельности.

Результаты:

-адекватность самооценки учащегося оценке учителя;

-получение учащимися информации о реальных результатах учения.




1


© 2010-2022