Образовательная программа курса Юный программист

В современном образовательном процессе проблема формирования алгоритмического мышления обучающихся достаточно актуальна. Роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т.е. то, что и про...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северский лицей» Управления образования ЗАТО Северск

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ

_______/Сухорукова Г.В./ директора по УВР «Северский лицей»

Протокол №__1__ от МБОУ «Северский лицей» ____/Батраченко Т.В./

«_»______201г. ________/Брендакова Н.И./ Приказ №_____ от «__»_______201г. «____»_________2013г.



Образовательная программа курса «Юный программист»





Автор-составитель:

учитель информатики

Иванова Наталья Анатольевна









Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2013



Северск

2013



Пояснительная записка

В современном образовательном процессе проблема формирования алгоритмического мышления обучающихся достаточно актуальна. Роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т.е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом мышлении. В программе для основной школы составленной на основе ФГОС подчеркивается необходимость в курсе информатики уделить большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.

Под алгоритмическим стилем мышления подразумевается система мыслительных действий и приемов, направленных на решение как теоретических, так и практических задач, результатом которых являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности. Огромные возможности для развития алгоритмического стиля открываются при изучении темы алгоритмизация и программирование. Программирование помогает школьникам пройти все основные этапы формализованного решения некоторой творческой точно сформулированной задачи.

Технология решения задач на компьютере - это не только составление программы и получение загрузочного модуля, а формирование модели, составление алгоритма, отладка программы и ее тестирование. Без программирования развитие алгоритмического стиля мышления практически невозможно, так как отсутствует возможность компьютерного эксперимента проверки работоспособности алгоритма. Поэтому изучать основы алгоритмизации и программирования нужно в средней школе на базе систем программирования.

На всех этапах всероссийской олимпиады школьников большое внимание уделяется задачам, связанным с программированием. Учащиеся 7-х классов, желающие принять участие в олимпиаде, сталкиваются с тем, что данные задачи им не знакомы, так как в курсе «Информатика и ИКТ» 7 класса программирование не изучается. Данный авторский курс направлен на более глубокое изучение обучающимися алгоритмики и знакомство с различными средами объектно-ориентированного программирования. Курс носит практическую направленность, т.к. это необходимо для того, чтобы овладеть навыками составления алгоритмов и программ.

Цель курса формирование и развитие у обучающихся алгоритмического мышления.

Задачи курса

  • создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению информатики и информационных технологий;

  • развитие алгоритмического мышления обучающихся;

  • расширить спектр посильных учащимся задач из различных областей знаний, решаемых с помощью формального исполнителя.

Настоящий курс по информатике, предназначен для учащихся 7-ого класса, посещающих занятия в школе «Развитие». Предполагаемый объем учебного времени - 1 час в неделю в течение учебного года. Таким образом, весь курс рассчитан на 35 часов.

Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов) и Scratch.

КуМир - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе.

Особенности системы КуМир:

  • В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник.

  • При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы об всех обнаруженных ошибках.

  • При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования.

  • Кумир работает в операционных системах Windows или Linux.

  • Система Кумир разработана в НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук и распространяется свободно на условиях лицензии GNU 2.0.

  • Данная лицензия разрешает бессрочно использовать КуМир на любом количестве компьютеров в любых целях без оформления каких либо дополнительных документов.

Scratch - это визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов.

Особенности системы Scratch:

  • Программы на Scratch состоят из графических блоков, подписи к которым зависят от выбранного для интерфейса языка, в том числе русского.

  • Основными компонентами Scratch -программы являются объекты-спрайты.

  • Для программирования сценариев в Scratch используется drag-and-drop-подход: блоки из Окна блоков перетаскиваются в область скриптов.

  • Язык Scratch оперирует числами, текстовыми строками, логическими значениями, а также списками, играющими роль динамических массивов.

  • Scratch разрабатывается небольшой командой исследователей из «Lifelong Kindergarten Group» в Массачусетском технологическом институте и распространяется свободно на условиях простой копилефтной лицензии, с дополнительными ограничениями по неиспользованию оригинальных торговых марок. Код может быть загружен с официального сайта.

Ожидаемые результаты.

После изучения курса учащиеся должны знать:

  • что такое исполнитель,

  • что такое среда исполнителя,

  • конструкции, команды исполнителя,

  • состояние исполнителя,

  • что такое алгоритм,

  • типы алгоритмов (линейный, разветвляющийся, циклический),

  • логические операции,

  • эффективность и сложность алгоритма,

  • координаты на плоскости,

  • преобразование программ,

  • параллельное программирование.

И уметь:

  • составлять алгоритмы любого типа,

  • оформлять алгоритмы в изучаемых средах объектно-ориентированного программирования,

  • составлять программы на языке Pascal.

Методы и средства обучения

При изложении курса рекомендуется применять мини-лекции и компьютерный практикум. На мини-лекциях: учитель выдает необходимый минимум теоретического материала (назначение и форматы операторов, особенности применяемых алгоритмов, способы их построения), снабженного демонстрационными примерами. Далее учащиеся получают задания (некоторые из которых, по возможности, должны были выполняться ими ранее в изучаемых средах программирования) и приступают к их выполнению на компьютерном практикуме. Подобный подход реализует один из важных методологических принципов - параллельное изложение со сравнением, что позволяет ученикам глубже постигать суть выполняемых операций.

Особенности организации занятий.

Учебный процесс носит интерактивный характер: обучающиеся участвуют в практических занятиях, выполняют индивидуальные задания.

Лекции используются для ознакомления детей с новым теоретическим материалом.

Интерактивные практические занятия позволяют приобрести ученикам практические умения и навыки по каждой теме.

Выполнение заданий и упражнений индивидуально и по парам используется для расширения возможностей по применению на практике усвоенной теории. Занятия проводятся также с целью синтезировать полученные знания и умения по теме и предоставляют возможность преподавателю оценить эффективность изучения каждой темы.

Требования к технической оснащенности занятий

Для проведения занятий требуется компьютерный класс (каждый ученик должен быть обеспечен компьютером).

Содержание курса

Исполнитель. Алгоритмы (5ч)

Среда исполнителя. Конструкции и команды исполнителя. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритмов. Основные типы алгоритмических структур. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

Среда КуМир Чертежник (5 ч)

Исполнитель Чертежник в системе "КуМир". Список команд исполнителя

Практические работы:

1. Команда повтора с условием

2. Команда повтора n-раз

3. Команда повтора с параметром

4. Решение задач

Среда КуМир Робот (5 ч)

Исполнитель Робот в системе "КуМир". Список команд исполнителя

Практические работы:

5. Команда повтора с условием

6. Команда повтора n-раз

7. Вложенные циклы

8. Решение задач

Среда объектно-ориентированного программирования Scratch (10ч)

Интерфейс Scratch и основы работы в нем. Скрипты, костюмы, звуки, движения.

Практические работы:

9. «Управление несколькими объектами»

10. «Последовательное и одновременное выполнение»

11. «Интерактивность, условия, переменные»

12. «Случайные числа»

13. «Рисование в Scratch»

14. «Диалог с программой»

15. «Создание объектов и костюмов»

16. «Использование библиотеки объектов»

17. «Смена фона»

Среда объектно-ориентированного программирования Pascal (10ч)

Этапы разработки программы. Характеристики программы. Данные. Результаты. Типы данных. Алфавит языка. Структура программы. Операторы.

Практические работы:

18. Операторы (ввод данных, вывод данных, присваивание).

19. Условный оператор и оператор выбора.

20. Составление программ с условным оператором

21. Операторы повтора (циклы)

22. Составление программ, использующих цикл REPEAT

23. Составление программ, использующих цикл WHILE

24. Составление программ, использующих цикл FOR

25. Зачетная работа






Тематический план


Тема

Количество часов

теория

практика

1

Исполнители

2

2

2

Алгоритмы

3

3

3

Среда КуМир - Чертежник

5

1

4

4

Среда КуМир - Робот

5

1

4

5

Среда объектно-ориентированного программирования Scratch

10

1

9

6

Среда объектно-ориентированного программирования Pascal

10

2

8

Итого

35

10

25

Примерное тематическое планирование курса
1 час в неделю, всего 35 часов

Тема

Дата

Примечание

Исполнители. Алгоритмы (5ч)

1

Исполнители. Среда исполнителя

сентябрь

2

Список команд исполнителя. Конструкции исполнителя

сентябрь

3

Алгоритм. Свойства алгоритмов

сентябрь

4

Типы алгоритмических структур

сентябрь

5

Основы объектно-ориентированного визуального программирования

октябрь

Среда КуМир Чертежник (5 ч)

6

Среда исполнителя Чертежник. Список команд исполнителя

октябрь

7

Практическая работа № 1. Команда повтора с условием

октябрь

8

Практическая работа № 2. Команда повтора n-раз

октябрь

9

Практическая работа № 3. Команда повтора с параметром

октябрь

10

Практическая работа № 4. Решение задач

ноябрь

Среда КуМир Робот (5 ч)

11

Среда исполнителя Робот. Список команд исполнителя

ноябрь

12

Практическая работа № 5. Команда повтора с условием

ноябрь

13

Практическая работа № 6. Команда повтора n-раз

декабрь

14

Практическая работа № 7. Вложенные циклы

декабрь

15

Практическая работа № 8. Решение задач

декабрь

Среда объектно-ориентированного программирования Scratch (10ч)

16

Знакомство со Scratch

декабрь

17

Практическая работа № 9 «Управление несколькими объектами»

январь

18

Практическая работа № 10 «Последовательное и одновременное выполнение»

январь

19

Практическая работа № 11 «Интерактивность, условия, переменные»

январь

20

Практическая работа № 12 «Случайные числа»

февраль

21

Практическая работа № 13 «Рисование в Scratch»

февраль

22

Практическая работа № 14 «Диалог с программой»

февраль

23

Практическая работа № 15 «Создание объектов и костюмов»

февраль

24

Практическая работа № 16 «Использование библиотеки объектов»

март

25

Практическая работа № 17 «Смена фона»

март

Среда объектно-ориентированного программирования Pascal (10 ч)

26

Этапы разработки программы. Характеристики программы. Данные. Результаты.

март

27

Типы данных. Алфавит языка. Структура программы.

март

28

Практическая работа № 18. Операторы (ввод данных, вывод данных, присваивание)

апрель

29

Практическая работа № 19. Условный оператор и оператор выбора.

апрель

30

Практическая работа № 20. Составление программ с условным оператором

апрель

31

Практическая работа № 21. Операторы повтора (циклы)

апрель

32

Практическая работа № 22. Составление программ, использующих цикл REPEAT

май

33

Практическая работа № 23. Составление программ, использующих цикл WHILE

май

34

Практическая работа № 24. Составление программ, использующих цикл FOR

май

35

Практическая работа № 25. Итоговое занятие

май


Список литературы


  1. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Алгоритмы и основы программирования. М.: «Интеллект-центр», 2001.

  2. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке Pascal. М.: «Интеллект-центр», 2001.

  3. Немнюгин С.А. Turbo Pascal учебник. Издательство «Питер», 2001.

  4. Рапаков Г.Г. Ржецкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011

  5. ido.tsu.ru/other_res/school2/osn/metod/prog/p1.html

  6. scratch.mit.edu/

  7. younglinux.info/scratch

  8. zarapina.blogspot.ru/

  9. ips.ifmo.ru/courses/pascal/


© 2010-2022