- Преподавателю
- Информатика
- Образовательная программа курса Юный программист
Образовательная программа курса Юный программист
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова Н.А. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северский лицей» Управления образования ЗАТО Северск
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ
_______/Сухорукова Г.В./ директора по УВР «Северский лицей»
Протокол №__1__ от МБОУ «Северский лицей» ____/Батраченко Т.В./
«_»______201г. ________/Брендакова Н.И./ Приказ №_____ от «__»_______201г. «____»_________2013г.
Образовательная программа курса «Юный программист»
Автор-составитель:
учитель информатики
Иванова Наталья Анатольевна
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2013
Северск
2013
Пояснительная записка
В современном образовательном процессе проблема формирования алгоритмического мышления обучающихся достаточно актуальна. Роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т.е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом мышлении. В программе для основной школы составленной на основе ФГОС подчеркивается необходимость в курсе информатики уделить большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.
Под алгоритмическим стилем мышления подразумевается система мыслительных действий и приемов, направленных на решение как теоретических, так и практических задач, результатом которых являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности. Огромные возможности для развития алгоритмического стиля открываются при изучении темы алгоритмизация и программирование. Программирование помогает школьникам пройти все основные этапы формализованного решения некоторой творческой точно сформулированной задачи.
Технология решения задач на компьютере - это не только составление программы и получение загрузочного модуля, а формирование модели, составление алгоритма, отладка программы и ее тестирование. Без программирования развитие алгоритмического стиля мышления практически невозможно, так как отсутствует возможность компьютерного эксперимента проверки работоспособности алгоритма. Поэтому изучать основы алгоритмизации и программирования нужно в средней школе на базе систем программирования.
На всех этапах всероссийской олимпиады школьников большое внимание уделяется задачам, связанным с программированием. Учащиеся 7-х классов, желающие принять участие в олимпиаде, сталкиваются с тем, что данные задачи им не знакомы, так как в курсе «Информатика и ИКТ» 7 класса программирование не изучается. Данный авторский курс направлен на более глубокое изучение обучающимися алгоритмики и знакомство с различными средами объектно-ориентированного программирования. Курс носит практическую направленность, т.к. это необходимо для того, чтобы овладеть навыками составления алгоритмов и программ.
Цель курса формирование и развитие у обучающихся алгоритмического мышления.
Задачи курса
-
создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению информатики и информационных технологий;
-
развитие алгоритмического мышления обучающихся;
-
расширить спектр посильных учащимся задач из различных областей знаний, решаемых с помощью формального исполнителя.
Настоящий курс по информатике, предназначен для учащихся 7-ого класса, посещающих занятия в школе «Развитие». Предполагаемый объем учебного времени - 1 час в неделю в течение учебного года. Таким образом, весь курс рассчитан на 35 часов.
Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов) и Scratch.
КуМир - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе.
Особенности системы КуМир:
-
В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник.
-
При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы об всех обнаруженных ошибках.
-
При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования.
-
Кумир работает в операционных системах Windows или Linux.
-
Система Кумир разработана в НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук и распространяется свободно на условиях лицензии GNU 2.0.
-
Данная лицензия разрешает бессрочно использовать КуМир на любом количестве компьютеров в любых целях без оформления каких либо дополнительных документов.
Scratch - это визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов.
Особенности системы Scratch:
-
Программы на Scratch состоят из графических блоков, подписи к которым зависят от выбранного для интерфейса языка, в том числе русского.
-
Основными компонентами Scratch -программы являются объекты-спрайты.
-
Для программирования сценариев в Scratch используется drag-and-drop-подход: блоки из Окна блоков перетаскиваются в область скриптов.
-
Язык Scratch оперирует числами, текстовыми строками, логическими значениями, а также списками, играющими роль динамических массивов.
-
Scratch разрабатывается небольшой командой исследователей из «Lifelong Kindergarten Group» в Массачусетском технологическом институте и распространяется свободно на условиях простой копилефтной лицензии, с дополнительными ограничениями по неиспользованию оригинальных торговых марок. Код может быть загружен с официального сайта.
Ожидаемые результаты.
После изучения курса учащиеся должны знать:
-
что такое исполнитель,
-
что такое среда исполнителя,
-
конструкции, команды исполнителя,
-
состояние исполнителя,
-
что такое алгоритм,
-
типы алгоритмов (линейный, разветвляющийся, циклический),
-
логические операции,
-
эффективность и сложность алгоритма,
-
координаты на плоскости,
-
преобразование программ,
-
параллельное программирование.
И уметь:
-
составлять алгоритмы любого типа,
-
оформлять алгоритмы в изучаемых средах объектно-ориентированного программирования,
-
составлять программы на языке Pascal.
Методы и средства обучения
При изложении курса рекомендуется применять мини-лекции и компьютерный практикум. На мини-лекциях: учитель выдает необходимый минимум теоретического материала (назначение и форматы операторов, особенности применяемых алгоритмов, способы их построения), снабженного демонстрационными примерами. Далее учащиеся получают задания (некоторые из которых, по возможности, должны были выполняться ими ранее в изучаемых средах программирования) и приступают к их выполнению на компьютерном практикуме. Подобный подход реализует один из важных методологических принципов - параллельное изложение со сравнением, что позволяет ученикам глубже постигать суть выполняемых операций.
Особенности организации занятий.
Учебный процесс носит интерактивный характер: обучающиеся участвуют в практических занятиях, выполняют индивидуальные задания.
Лекции используются для ознакомления детей с новым теоретическим материалом.
Интерактивные практические занятия позволяют приобрести ученикам практические умения и навыки по каждой теме.
Выполнение заданий и упражнений индивидуально и по парам используется для расширения возможностей по применению на практике усвоенной теории. Занятия проводятся также с целью синтезировать полученные знания и умения по теме и предоставляют возможность преподавателю оценить эффективность изучения каждой темы.
Требования к технической оснащенности занятий
Для проведения занятий требуется компьютерный класс (каждый ученик должен быть обеспечен компьютером).
Содержание курса
Исполнитель. Алгоритмы (5ч)
Среда исполнителя. Конструкции и команды исполнителя. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритмов. Основные типы алгоритмических структур. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Среда КуМир Чертежник (5 ч)
Исполнитель Чертежник в системе "КуМир". Список команд исполнителя
Практические работы:
1. Команда повтора с условием
2. Команда повтора n-раз
3. Команда повтора с параметром
4. Решение задач
Среда КуМир Робот (5 ч)
Исполнитель Робот в системе "КуМир". Список команд исполнителя
Практические работы:
5. Команда повтора с условием
6. Команда повтора n-раз
7. Вложенные циклы
8. Решение задач
Среда объектно-ориентированного программирования Scratch (10ч)
Интерфейс Scratch и основы работы в нем. Скрипты, костюмы, звуки, движения.
Практические работы:
9. «Управление несколькими объектами»
10. «Последовательное и одновременное выполнение»
11. «Интерактивность, условия, переменные»
12. «Случайные числа»
13. «Рисование в Scratch»
14. «Диалог с программой»
15. «Создание объектов и костюмов»
16. «Использование библиотеки объектов»
17. «Смена фона»
Среда объектно-ориентированного программирования Pascal (10ч)
Этапы разработки программы. Характеристики программы. Данные. Результаты. Типы данных. Алфавит языка. Структура программы. Операторы.
Практические работы:
18. Операторы (ввод данных, вывод данных, присваивание).
19. Условный оператор и оператор выбора.
20. Составление программ с условным оператором
21. Операторы повтора (циклы)
22. Составление программ, использующих цикл REPEAT
23. Составление программ, использующих цикл WHILE
24. Составление программ, использующих цикл FOR
25. Зачетная работа
Тематический план
№
Тема
Количество часов
теория
практика
1
Исполнители
2
2
2
Алгоритмы
3
3
3
Среда КуМир - Чертежник
5
1
4
4
Среда КуМир - Робот
5
1
4
5
Среда объектно-ориентированного программирования Scratch
10
1
9
6
Среда объектно-ориентированного программирования Pascal
10
2
8
Итого
35
10
25
Примерное тематическое планирование курса
1 час в неделю, всего 35 часов
Тема
Дата
Примечание
Исполнители. Алгоритмы (5ч)
1
Исполнители. Среда исполнителя
сентябрь
2
Список команд исполнителя. Конструкции исполнителя
сентябрь
3
Алгоритм. Свойства алгоритмов
сентябрь
4
Типы алгоритмических структур
сентябрь
5
Основы объектно-ориентированного визуального программирования
октябрь
Среда КуМир Чертежник (5 ч)
6
Среда исполнителя Чертежник. Список команд исполнителя
октябрь
7
Практическая работа № 1. Команда повтора с условием
октябрь
8
Практическая работа № 2. Команда повтора n-раз
октябрь
9
Практическая работа № 3. Команда повтора с параметром
октябрь
10
Практическая работа № 4. Решение задач
ноябрь
Среда КуМир Робот (5 ч)
11
Среда исполнителя Робот. Список команд исполнителя
ноябрь
12
Практическая работа № 5. Команда повтора с условием
ноябрь
13
Практическая работа № 6. Команда повтора n-раз
декабрь
14
Практическая работа № 7. Вложенные циклы
декабрь
15
Практическая работа № 8. Решение задач
декабрь
Среда объектно-ориентированного программирования Scratch (10ч)
16
Знакомство со Scratch
декабрь
17
Практическая работа № 9 «Управление несколькими объектами»
январь
18
Практическая работа № 10 «Последовательное и одновременное выполнение»
январь
19
Практическая работа № 11 «Интерактивность, условия, переменные»
январь
20
Практическая работа № 12 «Случайные числа»
февраль
21
Практическая работа № 13 «Рисование в Scratch»
февраль
22
Практическая работа № 14 «Диалог с программой»
февраль
23
Практическая работа № 15 «Создание объектов и костюмов»
февраль
24
Практическая работа № 16 «Использование библиотеки объектов»
март
25
Практическая работа № 17 «Смена фона»
март
Среда объектно-ориентированного программирования Pascal (10 ч)
26
Этапы разработки программы. Характеристики программы. Данные. Результаты.
март
27
Типы данных. Алфавит языка. Структура программы.
март
28
Практическая работа № 18. Операторы (ввод данных, вывод данных, присваивание)
апрель
29
Практическая работа № 19. Условный оператор и оператор выбора.
апрель
30
Практическая работа № 20. Составление программ с условным оператором
апрель
31
Практическая работа № 21. Операторы повтора (циклы)
апрель
32
Практическая работа № 22. Составление программ, использующих цикл REPEAT
май
33
Практическая работа № 23. Составление программ, использующих цикл WHILE
май
34
Практическая работа № 24. Составление программ, использующих цикл FOR
май
35
Практическая работа № 25. Итоговое занятие
май
Список литературы
-
Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Алгоритмы и основы программирования. М.: «Интеллект-центр», 2001.
-
Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке Pascal. М.: «Интеллект-центр», 2001.
-
Немнюгин С.А. Turbo Pascal учебник. Издательство «Питер», 2001.
-
Рапаков Г.Г. Ржецкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011
-
ido.tsu.ru/other_res/school2/osn/metod/prog/p1.html
-
scratch.mit.edu/
-
younglinux.info/scratch
-
zarapina.blogspot.ru/
-
ips.ifmo.ru/courses/pascal/