- Преподавателю
- Информатика
- Статья Единый урок безопасности в сети Интернет
Статья Единый урок безопасности в сети Интернет
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Степанова Р.А. |
Дата | 30.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Единый урок безопасности в сети Интернет
Сегодня информационный поток обрушивается на нас с большей силой, чем десять, двадцать лет назад. Мы стали ко всему относиться проще, более сдержанно и апатично. Нас по-настоящему сложно заставить слушать, чем-то поразить, изумить или что-то выполнить. И всё это неспроста, ведь ежедневно мимо нас пролетает бешеный поток многотомной информации, а оценка значимости информации зависит от нашего внимания. И тот поток информации, который пройдёт через наш мозг, через наш «личный фильтр», через наш внутренний мир и делает из нас Индивида. Какой "информационный фильтр" имеется у ребёнка? Какая информация останется, а какая безвозмездно исчезнет, улетучится, зависит только от самого ребёнка. И сегодня основным поставщиком информации является Интернет.
Все мы живём в мире "Виртуальной среды" и "Виртуальной реальности". Произошла "Виртуализация" всех отношений в обществе. Большинство ребят основную часть личного времени проводят в "Виртуальной", "Искусственной" информационной среде или как сейчас говорят - в "виртуальной реальности", в ней учатся, общаются, ругаются, влюбляются, играют, даже работают. Жизнь без Интернета представить себе стало невозможно. Все прелести Интернета: общедоступность информации, мгновенные сообщения, on-line конференции, чат, скайп, социальные сети, видео on-line, обучение становится тоже on-line... Плюсов работы с Интернетом действительно много, за что мы можем сказать «огромное спасибо» новым информационно-коммуникационным технологиям, компьютерным гениям и технологическому прогрессу.
Но есть и обратная сторона медали: потеря реальности, уменьшение коммуникативных навыков, отрешённость от мира действительности, бесконтрольность доступа к информации сомнительного качества, даже порой к пагубной информации, общедоступность видео любой тематики, завлекательные виртуальные туры мошеннического характера, сайты с призывами к суициду. Перечисленные проблемы касаются всех, и взрослых, и что самое ужасное, - наших детей.
Не подвластен возрасту ребёнка интерес к компьютерным технологиям, к Интернету. Беря во внимание, что львиная доля информационного потока воспринимается визуально, тяга детей к экранам компьютера вполне объяснима. Это простая детская любознательность. Но если эта любознательность с возрастом превращается в привычку, то есть опасение подсаживания на "on-line наркотик", и тогда востребуется обеспечение защиты детей от информационного потока Интернета.
На то есть свои причины. Это и "Интернет - друзья", проблемы дома или в школе, недостаток родительского внимания, плохое настроение или болезнь, неудовлетворённость собой или "виртуальная" возможность быть "супер-героем" или "кибер-гением", любовь, беспокойство, мечты, желание быть похожим на любимых героев фильмов. Одни герои спасают виртуальный мир, другие его рушат - все равно их качества являются желанием для многих. Да и переизбыток свободного времени может привести к уходу в мир Интернет. Влияние Интернета на ребёнка многозначительно. Как научить ребёнка осознанному просматриванию web-страниц? Возможно ли нам, - взрослым: учителям, родителям повлиять на выбор нужной информации Интернета? Как вести себя в Интернете? Все эти вопросы назрели на сегодняшний день и я, как педагог приняла решение о проведении в своей школе "Единого урока безопасности в сети Интернет". Урок проводился во всех классах, начиная от пятого до одиннадцатого. Все ребята с большим интересом рассказывали о своём личном восприятии Интернета как среды "обитания", "проживания", "обучения", "созидания", о своих отношениях к незыблемому объёму интернет-информации.
В коридоре школы был организован информационный стенд «Безопасный Интернет» с самой различной информацией: памятки, советы, правила, адреса полезных сайтов для школьников.
На официальном школьном сайте kusursosh.edusite.ru/p17aa1.html была размещена информация о ходе проведения "Единого урока безопасности в сети Интернет".
С целью изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней обучающихся проведено анкетирование среди 5-11 классов. Интересные данные получились в результате опроса:
-
90% ребят пользуются Интернетом для общения, поиска нужной информации для учёбы;
-
30% для подготовки к экзаменам;
-
62% учащихся школы знакомы с опасностями, поджидающими их в сети, и знают, как от них защититься;
-
42% учащихся считают Интернет развлечением;
-
53% - считают Интернет - источником получения новых знаний, помощником в учёбе;
-
67% опрошенных знают правила этикета общения в соцсетях, но многие пренебрегают ими;
-
3% учащихся заходили на подозрительные и незнакомые сайты.
Для обучающихся начальных классов была проведена компьютерная игра о правилах поведения в сети Интернет «Прогулка через ИнтерНетЛес», где в игровой форме показано какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей.
Для учащихся среднего звена был организован просмотр учебного видео «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете», проведён урок «Мобильная грамотность», основной задачей которого было обучение школьников мобильному этикету, грамотности и безопасности. Урок завершился награждением участников дипломами Мобильного грамотея за активное познание современных мобильных наук.
В старших классах прошёл урок по теме «Всемогущий Интернет и его опасность», где рассматривались объекты, являющиеся опасными в Интернете: нежелательные программы; защита личных данных; мошенничество; виртуальные "друзья"; пиратство; on-line-игры; этика; критический подход к информации.
Для всех классов проведён конкурс рисунков по теме «Мой безопасный интернет», в котором активное участие приняли учащиеся 5-8 классов.
Учащиеся 7-9 классов приняли участие в конкурсе составления необычного стихотворения - синквейн по теме «Интернет». В синквейнах дети пробовали фиксировать свои эмоциональные оценки, впечатления, ощущения, ассоциации со словом Интернет. Вот какие синквейны получились.
-
Интернет
Медленный, опасный
Развлекает, развивает, облегчает
Источник потери денег
Паутина.
(Свинобоев Саша, 7а класс)
-
Интернет
Быстрый, глобальный
Помогает, ищет, защищает
Восторженно воскликну я
Сеть
(Павлова Селина, 9а класс)
-
Интернет
Прекрасный, чудный
Учишь, ищешь и находишь
Интернет ты просто класс
Паутина
(Корякин Кирилл, 9а класс)
-
Интернет
Умный, быстрый
Играет, смотрит, работает
Страна чудес, туда зашел и там исчез
Всемирная паутина
(Бетюнская Настя, 9б класс)
-
Интернет
Свободный, мощный
Общаются, знакомятся, играют
Предоставляет новые возможности
Царство
(Корякина Карина, 9а класс)
-
Интернет
Быстрый, удобный
Играет, скачивает, развлекает
Главный информатор в мире
Онлайн.
(Лаврова Дарья, 9б класс)
У лукоморья дуб вай-файный
Есть Интернет на дубе том.
Там виснет в аське кот мудрёный,
Отбросив песни на потом.
Там на неведомых просторах
Отлично ловит МЕГАФОН.
(Лаврова Дарья, 9б класс)
Старшеклассники приняли участие в интернет онлайн - конкурсе по кибербезопасности на сайте Сетевичок.рф, который проходил с 30 октября по 30 ноября.
Всем ребятам предложены адреса сайтов, где они могут найти для себя много интересной и полезной информации, пообщаться со сверстниками, продемонстрированы возможности детских поисковых систем, социальных сетей, адреса помощи в случае интернет-угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2500015).
При обобщении результатов проведения "Единого урока безопасности в сети Интернет" можно сделать вывод, что необходимо как можно чаще проводить мероприятия, разъясняющие все "прелести" и "опасности" среды Интернет. Детская любознательность тем и хороша, что постоянно подводит нас, взрослых учителей к решению новых задач работы с Интернет-информацией. Безусловно, важно, чтобы ребёнок осознанно посещал web-странички, знал для чего он зашёл на эти web-странички, понимал, где затем использовать полученную информацию. Интернет - основной источник информации, и он никогда не заменит "натурального" общения. Реальный мир ярче и краше виртуальных забав. Ежедневная жизнь в виртуальном пространстве приведёт к коммуникативному кризису, чего нельзя допустить. Только от нашего информационного контроля будет зависеть дальнейшая жизнь детей в "киберпространстве".
И пусть в единое информационное пространство вольётся БЕЗОПАСНЫЙ Интернет!
Статью подготовила Степанова Р.А.,
учитель информатики МБОУ «Кюсюрская СОШ» Булунского улуса